Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 3
ВВЕДЕНИЕ.
Философия
дает самопознание
культуре, смысловые
ориентиры
человеческой
жизни. Справедливо
подчеркивалось,
что истинная
философия есть
духовная
квинтэссенция
эпохи, живая
душа культуры.
Конечно, социальные
истоки и социальный
смысл философских
учений зависят
от вызывающих
их к жизни социальных
форм. Хотя всемирная
философия, в
сущности, вращается
вокруг "вечных"
проблем. К их
числу принадлежит
и проблема
взаимоотношений
Человека и
Природы, которая
в нынешний
переломный
момент человеческой
истории приобрела,
к сожалению,
трагическое
звучание. Среди
многочисленных
социально
значимых проблем,
вставших перед
народами на
пороге третьего
тысячелетия,
главное место
заняла проблема
выживания
Человечества
и всего живого
на Земле. Человеческому
бытию угрожает
самоуничтожение.
Это обстоятельство,
как и экологические,
научно-технические
и другие моменты,
неоднократно
интерпретировались
мыслителями
самых различных
мировоззренческих
ориентаций.
Человек стал,
как полагал
президент
Римского клуба
А. Печчеи, сам
для себя ахиллесовой
пятой, он - точка
отсчета, "в нем
все начала и
концы"1
С его точки
зрения важно
понять положение,
в котором очутился
человек. Почему
его дорога
привела к катастрофе?
Есть ли еще
время свернуть
с нее, а если
есть, то куда?
Какой путь
выбрать? Какие
ценности предпочесть?
Резко проявившиеся
в последние
годы отрицательные
для природы
и самого человека
последствия
антропогенной
деятельности
заставляют
пристальнее
всмотреться
в систему
экологических
взаимоотношений,
задуматься
над проблемой
их гармонизации.
Почему речь
должна идти
именно о гармонии
человека с
природой, и
недостаточно
говорить, например,
только об их
единстве? Дело
в том, что в силу
своей объективной
диалектичности
противоречивое
единство человека
с природой
имеет место
и на тех этапах
их взаимоотношений,
когда эти отношения
обострены, как,
например, в
настоящее
время. Вместе
с тем потребность
выхода из настоящего
кризисного
состояния
вызывает
необходимость
становления
особой формы
единства человека
и природы, которая
и обеспечила
бы это. Таковой
и является
гармония человека
с природой.
Человек,
как и все живое
на Земле, неотделим
от биосферы,
которая является
необходимым
естественным
фактором его
существования.
Природапредпосылка
и естественная
основа жизнедеятельности
людей, причем
полноценная
их жизнедеятельность
возможна только
в адекватных
природных
условиях. Человек
может существовать
лишь в достаточно
определенных
и весьма узких
рамках окружающей
природной
среды, соответствующих
биологическим
особенностям
его организма.
Он испытывает
потребность
в той экологической
среде, в которой
проходила
эволюция человечества
на протяжении
всей его истории.
Как отмечает
Н.Н.Моисеев,
развитие общества
вне биосферы-
это нонсенс!
Возможность
существования
общества может
быть гарантирована
только в контексте
развития биосферы,
и то только в
относительно
узком диапазоне
ее параметров.
Знание этого
диапазона-
жизненная
необходимость
людей. Конечно,
каждый человек
обладает возможностью
приспосабливаться
к изменяющимся
(В известных
пределах) условиям
природной
среды, новой
для него среде
обитания. Дж.
Уайнер отмечает,
что "Все представители
вида Homo Sapiens способны
проявить необходимую
пластичность
реакций в ответ
на изменение
внешних условий"2
. Однако при
всей их широте
и мобильности,
адаптационные
возможности
человеческого
организма не
беспредельны.
Когда скорость
изменения
окружающей
природной Среды
превышает
приспособительные
возможности
организма
человека, тогда
наступают
патологические
явления, ведущие,
в конечном
счете, к гибели
людей. В связи
с этим возникает
настоятельная
потребность
соотнесения
темпов изменения
окружающей
среды с адаптационными
возможностями
человека и
человеческой
популяции,
определения
допустимых
пределов их
воздействия
на биосферу
исходя из допустимых
границ ее изменения.
""Человечество
как живое вещество
неразрывно
связано с
материальноэнергетическими
процессами
определенной
геологической
оболочки Земли
с ее биосферой,-
подчеркивал
Вернадский.-
Оно не может
физически быть
от нее независимым
ни на одну секунду"3
. Иначе говоря,
человек как
биосоциальное
существо для
полноценной
жизнедеятельности
и развития
нуждается не
только в качественной
социальной
среде, но и в
естественной
среде определенного
качества. Это
значит, что
наряду с материальными
и духовными
потребностями
объективно
существуют
потребности
экологические,
вся совокупность
которых поражается
биологической
организацией
человека.
Экологические
потребности-
особый вид
общественных
потребностей.
Человек нуждается
в определенном
качестве естественной
среды его обитания.
Лишь при сохранении
должного качества
таких фундаментальных
условий существования
людей как воздух,
вода и почва
возможна их
полноценная
жизнь. Разрушение
хотя бы одного
из этих жизненно
важных компонентов
окружающей
среды привело
бы к гибели
жизни на Земле.
Таким
образом, экологические
потребности
также древни,
как и потребности
человека в
пище, одежде,
жилище и т. д.
На протяжении
всей предшествующей
истории их
удовлетворение
происходило
автоматически
и люди были
убеждены, что
воздухом, водой
и почвой они
обеспечены
в достатке на
все времена.
Отрезвление
наступило лишь
несколько
десятилетий
назад, когда
в связи с нарастанием
угрозы экологического
кризиса стал
все острее
ощущаться
дефицит чистого
воздуха, воды
и почвы. Сегодня
всем ясно, что
здоровая окружающая
среда не менее
значима, чем
материальные
и духовные
потребности.
Было бы большим
заблуждением
полагать, будто
бы с экологическим
кризисом можно
справиться
с помощью одних
лишь экономических
мер. Экологический
кризис обусловлен
"стрелками",
направлявшими
движение нашей
технократической
цивилизации
к конкретным
ценностям и
категориям,
без корректировки
которых нельзя
приступить
к радикальным
изменениям.
При переориентации
категорий
понятие природы
должно стать
центральным,
так что само
отношение
человека к
природе будет
иным, чем было
до этого. Важно
понять и принять
новые ценностные
ориентиры,
смысловые
установки,
создать новый
образ человека
- в противовес
человекупотребителю
человека гуманного
по отношению
к самому себе
и природе. без
этой глобальной
философской
перестройки
отношений в
системе" Человек-
Природа" все
меры экономического,
экологического,
научно-технического
характера будут
иметь лишь
частное значение
и не смогут
стать сколько-нибудь
серьезным
препятствием
на пути надвигающейся
экологической
катастрофы.
Конечный вывод
философов,
занимающихся
этой проблемой,
достаточно
жесток: "Либо
он (человек)
должен измениться,
либо ему суждено
исчезнуть с
лица Земли".4
Целью
данной работы
является рассмотрение
именно философских
аспектов
взаимоотношений
человека и
Природы в условиях
надвигающейся
экологической
катастрофы,
путей и возможностей
формирования
той новой системы
ценностей, с
помощью которой
можно будет
предотвратить
сползание
Человечества
к собственной
гибели.
Нужно
отметить, что
проблема эта,
несмотря на
всю ее актуальность,
далеко не нова.
Вопрос об
ответственности
Разума перед
природой был
поставлен еще
в XIX в. течением
так называем
русских космистов,
развит в работах
Федорова, Вернадского
и других.
В XIX веке,
по мере обострения
экологической
ситуации, в
разрешение
проблемы
гармонических
взаимоотношений
Человека и
Природы втягивалось
все большее
число философов
и ученых. Возникли
даже новые
отрасли знаний:
философия
экологии,
социоестественная
история, рожденные
на стыке естественных
и гуманитарных
дисциплин, что
было вызвано
масштабностью
и разноплановостью
проблемы.
При подготовке
настоящей
работы были
использованы
исследования
российских
и зарубежных
ученых, таких
как Федоров
Н.Н., Кульпин
Э.С., Пантин В.И.,
Моисеев Н.Н.,
Гиренок Ф.И.,
Лось В.А., Кравченко
Ш.И.; Гор ЭЛ., Хесле
В., Форррестер,
Печеи А., Тоффлер
О. и другие.
Задачами
данной работы
являются:
1. Рассмотреть
современное
состояние
взаимоотношений
"человекприрода_
Цивилизация"
и основные узлы
нравственно-
философских
противоречий
в ней на современном
этапе общественного
развития.
2. Осветить
основные пути
выхода из глобального
кризиса, предлагавшиеся
философами
и учеными XIX- XX в.
и их реальное
соотнесение
со сложившейся
экологической
ситуацией.
3. Показать
роль и место
экологического
воспитания
в общем контексте
экологической
проблемы.
ГЛАВА
I :
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК,
ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Проблема
взаимоотношений
в системе "Человек-
Природа- Цивилизация"
относится к
числу вечных
философских
проблем. Не
углубляясь
слишком далеко
в историю ее
становления
и развития,
заметим однако,
что первые
экологические
кризисы (локального
характера) были
известны еще
в древности
и являлись той
основой, которая
служила наглядной
иллюстрацией
жизненной
важности данной
проблемы.
Являясь
по сути неотъемлемой
частью Природы,
Человечество
в своих отношениях
с ней прошло
ряд этапов: от
полного обожествления
и поклонения
природным силам
до идеи полной
и безусловной
власти человека
над природой.
Катастрофические
последствия
последней мы
полной мерой
пожинаем сегодня.
Отношения
Человека и
Природы в XX веке
стали своеобразным
центром, в котором
сходятся и
завязываются
в один узел
различные
стороны экономической,
общественной
и культурной
жизни людей.
Как отмечает
Ф.Гиренок,
современному
человеку "нужно
осознать тот
факт, что для
него нет привилегированного
места ни в природе,
ни в космосе".5
Природа
и общество
всегда находились
в единстве, в
котором они
останутся до
тех пор, пока
будут существовать
Земля и Человек.
И в этом взаимодействии
природы и общества
окружающая
природная среда
как необходимая
естественная
предпосылка
и основа человеческой
истории в целом
никогда не
оставалась
только лишь
пассивной
стороной,
испытывающей
постоянное
воздействие
со стороны
общества. Она
всегда оказывала
и продолжает
оказывать
существенное
влияние на все
стороны человеческой
деятельности,
на сам процесс
общественной
жизни, на социальный
прогресс вообще,
замедляя или
ускоряя его,
причем его роль
в различных
регионах и в
различные
исторические
эпохи была
различна. Так,
на заре развития
человеческой
цивилизации,
когда люди
довольствовались
преимущественно
присвоением
готовых продуктов,
общество находилось
в абсолютной
зависимости
от внешней
среды. Подобно
стаду животных,
первобытные
люди после
истощения
пищевых ресурсов
в одном месте
перемещались
в другое, где
было достаточно
природных
средств для
существования.
Иначе говоря,
истощение
природных
ресурсов, деградация
природы вели
к определенным
социальным
изменениям-
миграции населения.
В дальнейшем,
по мере развития
производительных
сил, зависимость
общества от
природы постоянно
уменьшалась,
человек все
больше выходил
из-под власти
ее стихийных
сил. Но эта
независимость
человека от
природы оказалась
иллюзорной,
поскольку
интенсивное
воздействие
на окружающую
среду ведет
к резкому ухудшению
условий его
существования,
т.е. экологическому
дискомфорту.
Более того,
нарастание
экологических
опасностей
ставит под
вопрос само
существование
земной цивилизации,
сохранение
обитемости
планеты Земля.
Вое это свидетельствует
о том, что в процессе
обособления
человека от
природы зависимость
его от нее не
ослабевала,
а наоборот,
возрастала.
Социальный
прогресс имел
место в истории
лишь в силу
того, что постоянно
воспроизводилась
экологическая
среда. И в наши
дни интересы
обеспечения
будущего рода
человеческого
вынуждают людей
все больше
считаться с
|