Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 3

 

Поиск            

 

Философская проблема времени

 

             

Философская проблема времени

Использованная литература

  1. Источники

    1. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь; АбелярП. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992.

    2. Антология мировой философии: В 4 т. – М.: Мысль, 1969.

    3. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1990.

    4. Бердяев Н.А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1990.

    5. Бердяев Н.А. И мир объектов // Мир философии: В 2 т. – М.: Политиздат, 1991.

    6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

    7. Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. – 1994. – № 3.

    8. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

    9. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

    10. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: Наука, 1993. – Глава вторая. Проблема мировой истории.

* * *

    1. Ахматова А.А. Стихотворения. – М., 1993.

    2. Бродский И.А. Часть речи. Избранные стихи. – М., 1990.

    3. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.-Л., 1963. – Т. 8.

    4. Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1968.

  1. Справочные издания

    1. Краткая философская энциклопедия / Ред.-составители Е.Ф. Губский, П.В. Кораблев и др. – М. : Изд. Группа "Прогресс", 1994.

    2. Современная философия. Словарь и хрестоматия / Отв. ред. Кохановский В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

    3. Философский энциклопедический словарь / Редкол. : С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

  1. Монографии

    1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. – М.: Наука, 1982.

    2. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. – М.: Мысль, 1966.

    3. Жаров А.М. Проблема времени и неопределенность. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987.

    4. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. – М.: Высшая школа, 1988.

    5. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М.: Наука, 1977.

    6. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. – М.: Политиздат, 1974.

    7. Подольный Р.Г. Освоение времени. – Киев: Наукова думка, 1984.

    8. Пространство и время. – Киев: Наукова думка, 1984.

    9. Пространство и время в научной картине мира. – Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1991.

    10. Сучкова Г.Г. Время как проблема гноселогии. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1988.

    11. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. – Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1992.

    12. Ярская-Смирнова В.Н. Время и пространство. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1969.

  1. Статьи в книгах и периодике

    1. Аронов Г.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопросы философии. – 1988. – № 11.

    2. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. – 1969. – №9.

    3. Голованова И.А. Время, вечность, момент // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. – 1993. – № 5.

    4. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. – 1969. – № 3.

    5. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. – 1982. – № 10.

    6. Лолаев Т.П. О "механизме течения" времени // Вопросы философии. – 1996. – № 1.

    7. Молчанов Ю.Б. Развитие и время // Вопросы философии. – 1979.– №12.

    8. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. – 1989. – № 8.

    9. Силин А.А. О природе времени // Вестник РАН. – 1955.– Т. 65. – №2.

    10. Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения // Вопросы философии. – 1978. – № 12.

    11. Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // Философские науки. – 1990. – № 2.

    12. Финогентов В.Н. Время и свобода как характеристики бытия //Человек в научной картине мира. – Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1989.

    13. Финогентов В.Н. О становлении диалектической концепции времени // Теория развития и социальное познание. – Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1980.

    14. Ярская В.Н. Развитие понятия времени // Вопросы философии. – 1981. – № 3.

  1. Информация в сети Internet

    1. Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время: http: // www. ugatu. ac. ru / ugatu. new / fakult / f6 / k1 / philosophy / topic 4. html

    2. Дугин А. Пространство и бытие. Бытие и время: http: // nagual. pp. ru / ~ verbit / EOWN / eown 5 / Espa 1. html

    3. Москвин В.А., Попович В.В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени: http: // www. orenburg. ru / culture / credo / 12 / 5. html

    4. Михайлов А.О времени: http: // sampo. karlia. ru / ~ madr / vremya. html

    5. О времени: http: // mx. astrologos. ru / Astrologos_Library / Losov / Losev 1_3_2. htm



содержание


Введение 2

1. Основные концепции времени 4

1.1. О трудности постижения времени 4

1.2. Модели времени в истории культуры 5

1.3. Статическая и динамическая концепции 7

1.4. Субстанциальная и реляционная концепции 8

2. Свойства времени 9

2.1. Объективность и субъективность 9

2.2. Однонаправленность и необратимость 13

2.3. Абсолютность и относительность 13

2.4. Непрерывность и дискретность 14

2.5. Бесконечность и безграничность 15

3. Модусы времени 15

3.1. Прошлое – настоящее – будущее 15

3.2. Время и вечность 18

3.3. Попытки преодоления времени 20

Введение

В философии неслучайно исключительно важное место занимает проблема времени. Она является одной из центральных тем философской рефлексии и по праву становится предметом специальных научных исследований1. Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.

Актуальность избранной темы объясняется рядом причин. Прежде всего, время относится к числу важнейших философских категорий – понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания. Вспомним утверждение Фалеса Милетского: "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё"2.

Во-вторых, время обладает особым статусом в жизни человека. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека. Проблема времени имеет важное мировоззренческое значение.

В-третьих, интерес ко времени резко возрастает в переломные для истории человечества эпохи при завершении определенного этапа в развитии. Наша эпоха, вне сомнения, является таковой.

В-четвертых, в настоящее время, с одной стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все ощутимее нужда в прогнозе: каким окажется стремительно приближающийся XXI век? Сейчас масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны, отсюда интерес к самому времени.

Далее, с каждым годом все возрастает поток информации, увеличивающаяся "плотность" событий "торопит" нас, невольно заставляя задуматься, что представляет собой время.

Наконец – вероятно, это главное – отношение людей ко времени всегда будет оставаться по-особому эмоциональным, страстным и даже пристрастным, поскольку это единственное, чему с непреложностью подвластна наша жизнь. Человек всегда ощущал временность своего существования на земле (даже когда верил в бессмертие своей души):

Что войны, что чума? Конец им виден скорый;

Им приговор почти произнесен.

Но как нам быть с тем ужасом, который

Был бегом времени когда-то наречен?3

– писала А.Ахматова. об этом же – строки И. Бродского, поэта-мыслителя, поэта-философа, однажды заметившего: "Все мои произведения более или менее об одной вещи – о времени":

Век на исходе. Бег

времени требует жертвы, развалины…

Подай ему чувства, мысли, плюс

воспоминания. Таков аппетит и вкус

времени. Не тороплюсь,

но подаю. Я не трус; я готов быть предметом из

прошлого, если таков каприз

времени, сверху вниз смотрящего – или – через плечо –

на свою добычу…4

В стихотворении возникает почти персонифицированный образ времени, подчиняющего все своему неумолимому ходу, "смотрящего" на человека как на свою "добычу", "жертву". От осознания этого – в философии пристальный интерес к феномену времени, желание постичь его сущность, и проблема эта долго еще не исчерпает себя.

1. Основные концепции времени

1.1. О трудности постижения времени

Итак, время традиционно понимают как "атрибут, всеобщую форму бытия материи, выражающую длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире"5. Казалось бы: время – это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь – привычные "знаки" нашей жизни. И вместе с тем оно остается почти непостижимой тайной. Интуитивное понимание времени и попытки выразить это понимание порождают бездну нерешенных вопросов, приводят порой к неразрешимым парадоксам.

"Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре как о совсем привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говорим о нем, мы, конечно понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю"6, – писал Аврелий Августин в "Исповеди".

Следует помнить и предостережение Эпикура: "Надобно твердо держаться вот такого положения: время не поддается такому расследованию, как все остальные свойства предметов…"7. Об этом говорят и современные философы: "Что же касается времени, то над ним человек, как и в древнейшие времена, никакой власти не имеет… Время и многие его свойства представляют для нас загадку не только в сферах, доступных лишь тонкому научному исследованию, не только в области микро- и мегамира, но и на уровне нашего обыденного опыта… У нас нет ни достаточных знаний о времени и его свойствах, ни достаточного его понимания"8. Таким образом, время – один из самых сложных и противоречивых объектов, известных науке.

1.2. Модели времени в истории культуры

Рассмотрим проблему времени в аспекте субъективного отношения к нему людей. Так как отношение и осознание его исторически изменчивы, проблема времени предстает в качестве философской и историко-культурной проблемы.

Известно, что время в сознании людей первобытного общества выступает не в виде нейтральной координаты, а в облике таинственной силы, управляющей всеми вещами и жизнью людей. Поэтому оно эмоционально насыщено: время может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным для других. Существует сакральное время, время празднества жертвоприношения и т.д. Время в первобытном обществе – это не привычное и обычное для нас векторное время: оно не течет линейно из прошлого в будущее, оно либо не движется, либо вращается по кругу.

Античность считается колыбелью европейской цивилизации. Однако, как считает А.Гуревич, ничто не раскрывает столь ясно глубокой противоположности античной и новой культуры, как интерпретация ими времени9. Если в современном сознании господствует векторное время, то в сознании эллина оно играло подчиненную роль. У греков временные восприятия оставались под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности. Мир переживался ими не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в "великом кругу".

Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению времени, и ход истории они осмысливают уже не в мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные моменты действительной истории (основание Рима и др.).

Восприятие времени как вращения по кругу, вечного возвращения было присуще и европейским народам. Оно не было полностью изжито и в средние века: сознание крестьянства не могло преодолеть влияния природных ритмов. Но временная ориентация подверглась существенной трансформации под воздействием христианства.

Во-первых, в христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности. Вечность не измерима временными отрезками. Вечность – атрибут бога, земное же время – это "тень вечности", "смена вещей". Оно сотворено и имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории. Христианин стремится перейти из времени в вечность.

Во-вторых, историческое время приобретает определенную структуру, разделяясь на две главные эпохи: до рождества Христова и после него.