Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 3
Введение
Тот,
кто борется
с чудовищами,
должен
следить
за собой, чтобы
самому не обра-
титься
в чудовище.
Попробуй подолгу
смотреть
в пропасть,
и она заглянет
тебе
в глаза.
Ф.
Ницше
"По
ту сторону
добра и зла"
Фридрих
Ницше (1844 - 1900) - великий
немецкий философ
и филолог, поэт
и музыкант.
Перед тем, как
приступить
к краткому
изложению и
анализу его
работы, хочется
сказать несколько
слов, обрисовав
характер его
философского
мировоззрения
в целом. Для
творчества
Ницше характерно
необычное
употребление
общепринятых
в философии
понятий. Его
идеи, как правило,
облечены в
форму фрагментов
и афоризмов.
Ему чужды всякие
попытки построения
философской
системы. Согласно
Ницше, мир есть
постоянное
становление
и бесцельность,
что выражается
в идее "вечного
возвращения
одного и того
же". Лишь понятие
"вещи" выступает,
как некий момент
устойчивости
в хаосе становления.
Вслед за А.
Шопенгауэром
Ницше в основе
мира мыслил
волю как движущую
силу становления,
как порыв, как
волю к власти,
волю к расширению
своего Я, к
экспансии.
Центральным
понятием у
Ницше является
идея жизни, он
является
родоначальником
направления,
именуемого
философией
жизни.
Ницше
можно назвать
блестящим
проповедником
индивидуализма,
волюнтаризма
и иррационализма.
Теория познания
в её классическом
смысле не была
предметом
особого внимания
мыслителя, а
некоторые его
высказывания
по этим вопросам
проникнуты
субъективизмом
и агностицизмом.
Ницше отвергает
принципы демократии
и исторического
прогресса, он
противопоставляет
ему amor
fati - любовь
к судьбе; он
отвергает также
идеи равенства
и справедливости,
как "разлагающие
цельность
человеческой
природы". Ницше,
будучи сторонником
принципа социальной
иерархии, развивает
элитарную
концепцию
абсолютного
господства
высшей касты
- тех немногих,
которые имеют
право воплощать
счастье, красоту
и добро, господствовать
над подавляющим
большинством
- серостью, которую
не общество,
а сама природа
предназначила
к тому, чтобы
быть общественной
пользой.
Основное
внимание Ницше
было сосредоточено
на проблемах
культуры, на
вопросах этики
и
эстетики, в
частности
музыки, а также
на идеях бытия
человека. Ницше
выделяет в
искусстве два
начала: дионисийское
- стихийное,
оргиастическое,
экстатическое
- и
аполлоновское
- просветлённое,
гармоническое,
рефлексивное.
Эти противоборствующие
силы характеризуют
само бытие,
причём дионисийское,
изначально-жизненное,
лежит в основе
бытия. Идеал
же культуры
заключается
в достижении
равновесия
этих полярных
начал. Искусство
- это сублимация
чувственного
удовольствия:
восприятие
произведений
искусства
сопровождается
возбуждением
полового инстинкта,
опьянением,
жестокостью
как глубинным
состоянием
психики. Именно
их смешение
производит
эстетическое
состояние.
Нельзя
не отметить,
что главная
тенденция в
воззрениях
этого незаурядно
одарённого
мыслителя и
разносторонне
развитого
человека творчества
состояла в
совершенствовании
культуры
человеческого
вида, в улучшении
самого типа
человеческой
личности. Воззрения
Ницше имели
и по сию пору
имеют большое
влияние на умы
людей; этому
во многом
способствует
удивительно
изящная литературная
форма его
произведений
в виде броских
афоризмов,
парадоксальных
выражений,
памфлетов и
притч, а также
мужественный
и вместе с тем
поэтический
характер его
твёрдой и ясной,
как холодный
горный воздух,
прозы.
*
*
*
Фридрих
Ницше приступил
к созданию
памфлета "Генеалогия
морали"
в момент своего
пребывания
в Сорренто
зимою 1876-77 годов,
хотя мысли,
изложенные
в этой работе,
несомненно,
гораздо старше,
они были впервые
вкратце изложены
в том собрании
афоризмов,
которое носит
название
"Человеческое,
слишком человеческое.
Книга для свободных
умов".
Уже в предисловии
к памфлету
Ницше, уверенный
в том, что мысли
эти возникли
в нём не разрозненно,
не произвольно
и не случайно,
что произошли
они от общего
корня, глубокой
потребности,
основной
воли познания
жизни,
чётко определяет
направление
и цель философского
исследования.
Вопрос ставится
следующим
образом: откуда
собственно
ведут своё
начало добро
и зло.
По словам автора,
он "своевременно
научился отделять
теологический
предрассудок
от нравственного
и не искал …источника
зла позади
мира", то есть
вне мира земного,
мира человеческого.
Ницше относит
понятия добра
и зла к сугубо
человеческим
изобретениям
и рассматривает
их с исторической
и психологической
позиций: "…при
каких условиях
изобрёл человек
эти определения
ценности - добро
и зло? и какую
они сами имеют
ценность?
Тормозят они
или содействуют
процветанию
человечества?
Являются ли
они признаками
нужды, бедности,
вырождения
жизни? Или наоборот
проявляется
в них полнота,
сила, воля к
жизни, её бодрость,
уверенность,
будущность?"
На опубликование
некоторых
собственных
гипотез относительно
происхождения
морали Фридриха
Ницше натолкнула
прочитанная
им "ясная, опрятная
и умная, старчески
умная книжечка"
английского
психолога
доктора Пола
Ри (Paul
Ree),
заглавие книжки
было "Происхождение
нравственных
восприятий".
Автор её твёрдо
стоял на позициях
дарвинизма
и искал корни
нравственности
и морали в области
человеческих
инстинктов,
исключая из
зоны поиска
область интеллектуальную,
а
также не рассматривая
исторических
предпосылок
формирования
так называемых
общечеловеческих
ценностей.
Ницше пишет:
"…в его гипотезах
по меньшей мере
забавно, что
дарвиновская
бестия и наисовременнейший
скромный нравственный
неженка, который
"не кусается",
подают друг
другу руку;
последний
делает это с
выражением
известного
добродушного
и утончённого
равнодушия
на лице, к которому
примешивается
доля пессимизма,
усталости, как
будто бы вовсе
не стоит так
серьёзно относиться
ко всем этим
вещам - проблемам
морали". Для
Ницше в тот
период важен
был вопрос о
ценности
морали, особенно
о ценности
"неэгоистического",
об инстинктах
сострадания,
самоотречения,
самопожертвования,
которые Шопенгауэр,
великий учитель
Ницше, "так
долго подкрашивал,
боготворил,
переносил в
потусторонний
мир", но именно
к инстинктам
во Фридрихе
росла всё более
глубокая
подозрительность,
скрытый скептицизм:
"Именно здесь
видел я опасность
для человечества,
его высшую
приманку и
искушение - но
к чему? к отрицанию?
Именно здесь
видел я начало
конца, остановку,…усталость,
восстание воли
против жизни,
нежно и уныло
заявляющей
о последней
болезни". В
силу того, что
задача о ценности
сострадания
и морали, построенной
на сострадании,
кажется чем-то
случайным,
сомнительным,
философ выдвигает
новое
требование:
человеку
необходима
критика
моральных
ценностей,
надо,
наконец, усомниться
в самой ценности
этих ценностей.
Ницше
считает, что
слишком долго
люди принимали
ценность
моральных
ценностей за
данную, за факт,
считали её
несомненной
и неоспоримой:
"…до сих пор
нисколько не
сомневались
и не колебались
считать "хорошего
человека" более
ценным, чем
"дурного", более
ценным в смысле
успеха, полезности,
успешности
по отношению
к человеку
вообще (в том
числе и будущности
человека)". Но
никто не задавался
вопросом: а
если бы было
справедливо
обратное? Если
бы доброе было
бы симптомом
регресса, а
следовательно
представляло
бы опасность,
соблазн, яд,
посредством
которого
современность
живёт на
счёт будущего?
Может быть
живёт удобнее,
более безопасно,
но и в более
мелком стиле,
пошлее?
Не мораль
ли виновна в
том, что никогда
не будет достигнута
возможная сама
по себе мощность
и
красота
типа человек?
Не является
ли мораль опасностью
самою опасною
из всех опасностей?..
Трактат
первый
"Добро
и зло", "хорошее
и дурное"
Фридрих
Ницше открывает
первый трактат
памфлета критикой
взглядов, присущих
английскому
психологу Полу
Ри и его коллегам,
задаваясь
вопросом, что
именно обуславливает
суждения последних
о происхождении
сил, имеющих
решающее значение
для развития
личности .
Философ
отмечает, что
его незримым
оппонентам
совершенно
чужд исторический
дух, что и подталкивает
искать корни
понятий добра
и зла там, где
менее всего
это желала бы
видеть интеллектуальная
гордость человека
("…в косной
привычке, в
забывчивости
или в слепом
и случайном
сцеплении
мыслей и их
машинальности,
или в чём-либо
чисто пассивном,
автоматичном,
рефлексивном,
молекулярном
и в основе тупом…"):
"Первоначально
- декретируют
они - неэгоистические
поступки хвалили
и называли
"добром" те,
кому они оказывались,
следовательно,
кому они были
полезны; впоследствии
забыли источник
этой похвалы
и стали считать
добрым неэгоистические
поступки вообще,
как будто они
были чем-то
хорошим, так
как они обычно
превозносились,
как нечто хорошее".
Ницше
утверждает,
что, во-первых,
теория эта ищет
и помещает очаг
возникновения
понятия "добро"
на неверном
месте, что суждение
"добро" ведёт
своё начало
не от тех, кому
оказывается
добро. Напротив,
сами "добрые",
то есть знатные,
могучие, высокопоставленные
и благородно
мыслящие считали
и выставляли
себя самих и
свои поступки,
как доброе, как
нечто высшего
сорта, в противоположность
низкому, низменно
мыслящему,
пошлому и
плебейскому.
Из этого чувства
расстояния
они впервые
извлекли себе
право создавать
ценности, чеканить
названия ценностей,
и никакого дела
до полезности
им не было. Таким
образом, источником
контраста
"хорошего"
и "дурного"
является чувство
знатности и
расстояния,
продолжительное
и преобладающее
общее и основное
чувство высшего
господствующего
рода по отношению
к низшему роду,
к чему-то низшему.
Такого рода
происхождение
доказывает,
что слово "добро"
первоначально
не было связано
с "неэгоистическим"
поступком. И
напротив, именно
при падении
аристократических
оценок человеческой
совести постепенно
навязывался
весь тот контраст
"эгоистического"
и "неэгоистического"
этот, по терминологии
Ницше стадный
инстинкт,
получивший
тогда распространение.
Ницше
пишет, что,
во-вторых, помимо
исторической
неприемлемости
рассматриваемой
гипотезы
происхождения
оценки "добра",
она страдает
психологическим
внутренним
противоречием.
Предполагается,
что источником
похвалы неэгоистического
поступка была
его полезность,
и что это было
забыто.
Но как возможно
подобное забвение?
Может быть, в
определённое
время прекратилась
полезность
подобных поступков?
Напротив, мы
можем наблюдать
совершенно
противоположное,
поскольку
полезность
эта была всегда
обыденным
явлением, таким,
которое подчёркивалось
и подчёркивается
непрерывно
снова; следовательно,
оно не только
не могло исчезнуть
из сознания,
не только не
могло быть
позабыто, но
должно было
всё резче
запечатлеваться
в сознании.
Ницше
считает, что
на правильный
путь его вывел
вопрос, что
собственно
обозначают
в этимологическом
отношении
выражения
"добро" на разных
языках, и так
как философ
был также незаурядным
филологом, ему
не составило
большого труда
провести
лингвистический
(а также
историко-лингвистический)
анализ данного
выражения: "Я
нашёл, что все
они указывают
на одинаковое
превращение
понятия,
что всюду основным
понятием является
"знатный",
"благородный"
в сословном
смысле, из которого
развивается
с необходимостью
понятие "добро"
в смысле
"душевно-знатного",
"благородного",
"душевно-высокопоставленного"…;
развитие это
идёт всегда
параллельно
с другим, которое
"пошлое", "плебейское",
"низкое", в конце
концов, превращается
в понятие "дурное"".
Не углубляясь
в данное исследование,
можем привести
два красноречивых
примера. Немецкое
слово "schlecht"
(дурно),
тождественное
со словом "schlicht"
(простой),
первоначально
обозначало
безо всякого
оскорбительного
смысла простого
человека,
простолюдина
в противоположность
знатному.
Приблизительно
ко времени
тридцатилетней
|