Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 2

 

Поиск            

 

Лекция Философия как мировоззрение

 

             

Лекция Философия как мировоззрение

"утверждаю"

начальник кафедры гуманитарных

и социально - экономических дисциплин .

подполковник В . Грабарь

" " 1998г.

ЛЕКЦИЯ №1

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА , ЕЁ СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Лекция обсуждена и одобрена на ПМК философии

Протокол № от " " 1998 г. Председатель ПМК философии

Полковник В. Карпов

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ »

Товарищи курсанты !

Сегодня мы с Вами начинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем большинстве)область знаний ,которая носит название «Философия».

Перед нами встает ряд вопросов :

-«Зачем нам нужна философия ?»

-«Что есть такое философия ?»

-«Каков ее предмет и смысл?»

-«Как изучать философию?»

Ответив на три последних вопроса мы придем к пониманию первого вопроса.

Отвечая на 4-й вопрос «Как изучать философию?» мы должны исходить из понимания философского знания ,которое позволяет выделить этапы его овладения :

1-й этап : Овладение категориальным аппаратом философской науки ,так как знание категорий является фундаментом успешного изучения философии.

2-й этап: Формирование философско-методологического стиля мышления .

Так как специфика философского познания состоит в том, что она выполняет функцию опережающего отражения действительности.

3-й этап: Знакомство и овладение системой собственно философских методов познания.

Как же построен наш курс «Философии»?

Он рассчитан на 90 часов , читается в 3 и 4 семестрах ,состоит из 7 разделов:

Первые три раздела рассмотрим в 3 семестре :

1-й раздел :Роль философии в жизни человека и обществе.

2-й раздел : Человек во вселенной. Философская ,религиозная и научная картины мира.

3-й раздел : Познание , его возможности и границы.

Знание и вера.

В 4-ом семестре :

4-й раздел : Общество :Многообразие культур ,цивилизаций, форм социального опыта .

5-й раздел : Природа человека и смысл его существования .

6-й раздел : Человек в мире культуры .

7-й раздел : Философские проблемы мира, войны и армии.

Учебные занятия проводятся в форме лекций ,семинаров, индивидуальных контрольных собеседований, самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Формы отчетности:

4-й семестр - экзамен.

В 4-ом семестре выполняется по философии за которую выставляется оценка в приложение к диплому.

На кафедре организована военно-научная работа курсантов ,в том числе и на ПМК «Философии».

Основная литература :

1. Основы философии. Учебное пособие .Под редакцией Е.В. Попова.

М .: «ВЛАДОС», 1997.

2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.: «ЛОГОС» ,1997.

3. Введение в философию , В 2-х частях М.: Политиздат ,1989.

4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.

5. Философия. Программа, планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.

Дополнительная литература :

6. Радугин А.А. Философия курс лекций .М.: «ВЛАДОС»1995

7. Философия .Учебник . Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов- на Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.

8. Философия .Курс лекций .Под ред. Калашникова В.А. «ВЛАДОС»,1997

9. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие. Ростов - на Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.

10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия .Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.

ТЕМА:Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и предназначение .

План лекции:

Вступление

1 вопрос : Философия как мировоззрение , ее особенности .

Основные проблемы.

2 вопрос : Философия как наука . Предмет и функции

философии.

Заключение

Время:

Аудитория: №

Литература :

1. Основы философии. Учебное пособие .Под ред. Е.В. Попова.

М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23

2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.: «ЛОГОС» ,1997.с.3-9

3. Введение в философию , В 2-х ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74

4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37

5. Философия .Программа, планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.с.6-113

ВСТУПЛЕНИЕ.

А сейчас переходим к рассмотрению 1-й лекции 1-го раздела курса «Философия»: «Роль человека в жизни человека и общества».

Тема : « Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и предназначение».

В чем актуальность данной темы ?

1. В период глубинных перемен ,происходящих во всех структурах политики ,экономики , культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

2. В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека , каждый раз заново ставя вопрос о том , что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

3. Личная значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе ,что такое философия , каков ее предмет и смысл,

в чем состоит ее назначение.

Мы выделили в лекции два вопроса , потому что наиболее распространен взгляд на философию:

· во- первых - как на тип мировоззрения (о чем будем говорить в первом вопросе);

· во- вторых- как на науку (2-й вопрос).

Кроме того , имеют место взгляды на философию:

-как на форму общественного сознания ;

-как на мироощущение

-как на миропонимание;

-как на практическое действие (В. Канке. Философия.).

Вопрос №1 :

Философия как мировоззрение, её особенности.

Основные проблемы философии.

1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.

Возникновению философии способствовали объективные и субъек­тивные предпосылки , сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:

А) Объективные предпосылки :

1) Социально-политические :

-общественное разделение труда;

-систематическое производство материальных благ, содер­жательно изменившее человека и поставившее его в прин­ципиально новое отношение к природе: приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием ;

-разделение общества на классы;

-возникновение государств, городов- мегаполисов с демок­ратической формой государственного устройства (Афины <-> Спарта);

2) Культурно-исторические:

-создание письменности;

-возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины);

-возникновение и развитие различных видов искусства;

-возникновение образовательных учреждений (ликеи, ака­демии);

-наличие в обществе мифологии и религии как здоровых на­чал культуры.

Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.

1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ .

Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения.

Этот духовный процесс имел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 г.г. до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории, принёсший много необычного.

В этот период :

-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;

-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;

-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом;

-в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

-в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Пармени­да, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидиды и ме­ханика Архимеда.

Всё, что связано с этими именами, возникло почти од­новременно в течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира

Уже древние философы указали на два источника из кото­рых "рождается" философия:

а) Способность удивляться .

Древнегреческий философ Арис­тотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духов­ный мир личности, тем сильнее развита у ней эта спо­собность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непре­рывная работа мысли. "Мыслю - следовательно сущест­вую", - говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.).

б) Переживание .

Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому се­бе) есть переживание , а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий фило­соф V век до нашей эры) вдохновляющим гением филосо­фии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование .

2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический ха­рактер, типы.

Возникновению философии способствовало (как мы указали выше) дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это также привело к замене миросозерцания на мировоззрение .

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базиро­ваться на интуитивном постижении мира . Оно нуждается в понима­нии природы , в её осмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции, перспективы развития мира, пони­мать смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.

Такого рода представления о мире и месте в нём человека на­зывают мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образовани­ям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

Вот почему для ответа на вопрос , что такое философия , нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение .

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического про­цесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, соци­альных групп, личностей.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь его компонентов.

Какие это компоненты?

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность ". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то яв­лению.

3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции : неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие . Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побу­дительная сила.

Убеждения - это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения, действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - не­верие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное.

1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2. Более высокой разновидностьюмировоззрения являетсяпрофес­сиональное , формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3. Высший уровень мировоззрения -теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Т.О., мы вплотную подошли к философии, как теоретическому миро­воззрению.

Типы мировоззрения .

1. Мифология

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в кото­рой соединены зачатки знаний, элементы верований, по­литических взглядов, различных видов искусства, собс­твенно философии, выражающих миропонимание и миро­восприятие того времени.

Темы мифов .

1. Космическая тема:

-происхождение и строение Вселенной

-о важнейших явлениях природы (затмения, наводнения, па­дения метеоритов)

-о мировой гармонии

2. Тема человека :

-происхождение человека

-стадии его жизни

-проблема жизни и смерти

3. Тема культуры :

-проблема достижений культуры (добывание огня, изобрете­ние ремёсел, обряды и т.д.)

Черты мифологического мировоззрения:

-Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче образов героев, богов, духов.

-Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие разгра­ничения:

-мира природы и человека;

-мысли и эмоции;

-художественных образов и научного знания. -Отсутствие рефлекции

Рефлекция - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.

-Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что его мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, за­щиту от голода, болезней.

Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более вы­сокого развития человека, общества, знаний и культуры в це­лом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.

2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в нали­чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве­дущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения .

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувствен­но-наглядную форму восприятия.

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе , системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность . В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают эти­ческие представления, нормы, идеалы, ценности, культиви­руются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует ду­ховный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подни­маться к теоретическому осмыслению мировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философских систем.

3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео " (лю­бовь ) и "софиа" (мудрость ) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" упот­ребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира , основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения развитие философии означа­ло отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а также воздействия на соз­нание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру , а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме .

Черты философского мировоззрения :

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки .

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппа­рат : логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

Язык философии - не образы, не картинки, а катего­рии.

3. Философия логична и доказательна .

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соот­ветствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содер­жатся размышления над собственными представлениями о ми­ре и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Вывод :

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые соче­тания.

Природа философских проблем .

Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот ис­ходная точка зрения философского сознания.

"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеять­ся?" , - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие ин­тересы человеческого разума.

Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества.

Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложиз­ненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения не­возможен, их теоретическое решение мыслится не как оконча­тельное, снимающее проблему, а как решения призванные:

-резюмировать прошлое

-определить конкретный облик проблемы в современных услови­ях

-прагмастически осмыслить будущее

Философия , постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скры­тых опасностях.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоот­ношения "мир - человек". У неё много обличий : "субъект - объ­ект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Эн­гельсом : "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии бази­руется на фундаментальных фактах человеческой жизни:

-существуют материальные явления и духовные (сознание, во­ля, мышление);

-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окру­жает и отличает себя от всего другого;

-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в ка­честве основного вопроса об отношении материального и духовно­го.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

Первая: что первично - дух или материя ? В зависимости от от­вета на этот вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут мате­рию, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: метафизический материализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.

Идеализм существует в двух основныхразновидностях : -субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта;

-объективный идеализм - сторонники которого считают первич­ным дух, существующий незавимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в фи­лософии (греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала .

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир ?

Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.

Однако часть философов отрицает возможность познания мира пол­ностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание).Часть философов признавая познавае­мость мира, выражаласомнение в достоверности знаний, их назы­валискептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того,боль­шинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.

На первый план вразличных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:

-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";

-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;

-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.

Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - чело­век", а значит хочет он того или не хочет, обращается к основ­ному вопросу философии.

Философия в системе культуры

Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой частью культуры человечества .

Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.

Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - это ориентиры в выборе своей судьбы . Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры общества , и чем богаче та или иная философская концепция, тем более широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления.

Выводы по первому вопросу:

1. Возникновение философии есть закономерный результат развития общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.

2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на мировоззрение , которое, в свою очередь, является сложным интегральным образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.

3. Истоками философии явились мифология и религия , но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума , на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения .

ВОПРОС №2

Философия как наука. Предмет и функции

философии.

1) Проблема личности философии.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания . С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональ­ности.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы :

1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания ;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов , и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Эти претензии к философии имеют место в силу того, что филосо­фия не противоположна науке , но и полностью не сводима к ней.

Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает нау­ку и философию.

Общее и различное в философии и науке .

1) Общее : Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.

Различие : Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука - только на часть опыта.

Т.е., а) Для философии отличительным признаком является ос­мысление мирового целого , единства окружающего ми­ра, что крайне важно для специалиста в любой от­расли народного хозяйства и культурной науки. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

б) В науке : качественное разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознании набо­ром научных дисциплин , каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительнос­ти.

2) Общее : Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.

Различие:

а) В науке : Научные знания как бы безотносительны к человеку . Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательства его сознания, его страхов и предпочтений.

б) А философия , опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытия и даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами об­щества, насколько они вписываются в гуманистичес­кие идеалы и делают человека более счастливым.

3) Общее : Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.

Различие : Путь их развития при этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу.

а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мира к формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других - социология.

б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её ес­тественное состояние, позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется объективной картиной ми­ра. Он обязательно "вписывает " в неё человека. От­ношение человека к миру - вечный предмет филосо­фии. Ницше сказал о философском знании, что оно "человеческое, слишком человеческое".

4) Общее : Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.

Различие:

а) В науке : Научное знание развивается как бы линейно

Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём следующее новое и т.д.

Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах " своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело.

б) В философии : преемственность имеет два аспекта:

1. Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём, т.к. философская идея многозначна , она может быть развита, продол­жена в разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающая роль в рожде­нии нового философского знания принадлежит твор­ческому гению критики .

Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению ".

2. Как ценностно-личностное проявление духа, фило­софские учения сохраняют свою значимость во време­ни . Этим философия сродни искусству. Великий фило­соф как и великий художник - это выразители своего времени, и именно в этом их творчество их твор­чество имеет вечное, непреходящее значение для лю­дей.

5) Общее : Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.

а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии и т.д.).

б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные филосо­фии. Русская, немецкая, французская философии - понятия не только допустимые, но и совершенно не­обходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (в первую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшим образом выражают "душу " наро­да, его внутренний духовный опыт.

6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно глубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатам приходят разные учёные).

Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.

В этом философия опять сродни искусству . Подлинный философ как и подлинный поэт, музыкант, художник - уникален . Творимый им мир никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля никто написать бы не смог).

Т.е . всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научных знаний. И связано это прежде всего с опреде­лением предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее.

Б) Философия как наука .

Распространена и противоположна позиция, согласно которой фи­лософия является наукой .

В истории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии как науки: староантичное, традиционное, современ­ное.

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как "протознание (первоз­нание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки - вся действительность. В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля , который отмечал, что философия как наука о пер­вых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господс­твующая и руководящая наука. Философия - наука наук . Устано­вившееся за ней название "метафизика " (то, что "после физи­ки") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

3) Современное понимание философии складывалось:

-по мере накопления специальных научных знаний;

-выработки конкретных приёмов исследования;

-развития представлений о закономерностях отдельных облас­тей природы;

-в ходе процесса дифференциации теоретического знания.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окон­чательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззрен­ческих вопросов , которые имеют место с частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специ­альных методов.

В общем смысле :

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппа­рат методов исследования (о философских методах исследования будем говорить в следующих лекциях).

1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживая природа, живая природа, об­щество). Философия своим объектом имеет весь окружающий мир , включая самого человека.

2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта (например: ботаника и зооло­гия имеют своим объектом живую природу, но:

-у ботаники предмет - растительный мир

-у зоологии - животный мир ).

Для философии же существует несколько подходов определения её предмета.

1) Определения онтологического типа :

-Философия - это наука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества, мышления;

-Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира;

-Философия - это наука о всеобщих началах сущего;

-Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс)

2) Определения антропологического типа:

-Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть

прежде всего наука о человеческом существо­вании.

"Культура ума есть философия" - (Цецерон)

Мы же остановимся на первом определении

Философия - это наука о всеобщих законах движения и разви­тия природы, общества, мышления.

3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру , порож­дённую её проблемным полем.

1. Онтология или теория бытия .

Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия:

-существует ли субстанция бытия и какова она;

-что есть движение, пространство, время;

-что такое сознание и как оно возникло;

-какое место занимает в мире человек, какова его природа;

-существует ли цель мирового развития;

-существуют ли законы природы и т.д.

Для обозначения источника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможность БЫТЬ , наличество­вать, являться и возникло понятиеБЫТИЯ .

Само понятие БЫТИЯ в разные эпохи времени было неод­нозначным:

-Древняя Греция - это поиск первовещества, из кото­рого всё создано

-Средневековье - бытие равно Богу (Бог всё творит и во всё вдыхает жизнь)

-с 16-17 в.в .- проблема бытия рассматривается как проблема материи с такими её проявлениями как пространство, время, причинность.

-в 20 веке - возникла идея о том, что мировое бытие может быть понято только через бытие человека, и поэтому бессмысленно искать его в сфере естествен­ных наук.

2. Теория познания (или гносеология) - учение о познава­тельной деятельности человека.

Гносеология - очень древняя дисциплина и она тесно связана с онтологией.

Основные проблемы гносеологии:

-познаваем ли мир в принципе

-безгранично ли человеческое познание в своих воз­можностях или оно имеет границы

-как получается знание о мире

-правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину.4

3 . Аксиология - теория ценностей.

Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).

Основные проблемы :

-что есть благо;

-какова природа ценностей;

-как они связаны между собой;

-как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.

4. Праксиология - учение о практике.

Основные проблемы :

-способен ли человек преобразовать мир;

-где граница допустимого вмешательства в естествен­ное развитие природы и общественных процессов;

-каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.

5. Кроме того в современной философии выкристаллизировались самостоятельные дисциплины :

-феноменология - теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность;

-социальная философия , рассматривающая внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме;

-философия истории , исследует проблемы:

1. Движущих сил истории, её источники, цели

2. Начало и конец истории

3. О субъективном и объективном в историческом процессе;

-философская антропология :

1. Выясняет место человека в мире

2. Устанавливает его особое качество, отличающее его от животных

3. Обнаруживает родовую сущность человека. -этика и эстетика

1. этика - философская наука о нравственности которая изучает, что такое человеческие нравы и как они соотносятся с представлением о должном.

2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе или же в нашем сознании и воображении, стремится выявить внутренние законы эстетического.

-а также :

-философия природы (натурфилософия)

-философия науки и техники

-философия права

-философия религии

Все эти теоретические построения - это продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не за­нимаются собственно философскими вопросами, а являют собой ис­пользование логико-гносеологических средств для решения миро­воззренческих и методологических проблем науки, религии, ис­кусства и т.д.

Такое использование небесполезно и для самой философской нау­ки. Здесь проверяется эффективность и надёжность философских понятий и принципов.

Структура философии определяет её функции.

Функции философии.

Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу миро­воззрения и науки, можно выделить функции философии .

1) Мировоззренческая функция

Исследуя мир в целом и положение человека в нём, филосо­фия выполняет мировоззренческую функцию.

Общество требует от философии ответа на вопросы :

-Каким должен быть мир, чтобы соответствовать человеку?

-Каким должен быть сам человек чтобы соответствовать миру?

-Достоин ли мир того, чтобы в нём жить?

-Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как основа мировоззрения . Она предлагает систему категорий, выражаю­щих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфи­ку существования человека.

Мировоззренческие принципы различаются как:

-идеалистические и материалистические (в зависимости от того что первично: либо материя, либо сознание);

-диалектические и метафизические (в зависимости от того признаётся в них развитие или нет);

-ноуменальные и феноменальные;

-трансцендентные и имманентные;

-конвенциональные и объективные;

-атрибутивные и модусные;

-экзестенциальные и эссенциальные;

-аксиологические и антологические и т.д.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками поз­нающего человека.

2) Аксиологическая функция .

Эта функция заключается в опреде­лении: ценностей жизни; системы нравственных, гуманисти­ческих принципов и идеалов; смысла жизни человека.

Об этой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху:

-в античное время : - главное внимание уделялось полисным (т.е. общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллиниз­ма философ Протагор высказывает идею что "Индивидуум (человек) - есть мера всех вещей".

-в Новом времени : Гегель - высшая ценность - государс­тво.

-Русские философы XIX-XX веков в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это орга­ническая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества.

Современная философия - выдвигает новые ценности:

-общегуманистические, экологические ценности

-ценности качества жизни и конечно центральная ценность - это сам человек .

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономическими системами негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в неё всего того ложного и критически не проверенного, по­рочного и примитивного.

3) Методологическая функция.

-философия через систему своих категорий, принципов и законов вооружает конкретные науки мыслительным орудием познания мира. Философия сама собой являет всеобщий ме­тод, ибо её предметом исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.

Фи­лософские методы, будучи универсальными, являются необ­ходимым условием решения разнообразных конкретных за­дач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируется ими.

-философия интегрирует всю совокупность знаний в совре­менном мире. Знания, доставляемые отдельными дисципли­нами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира.

Т.о. философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания.

4) Гносеологическая функция

-Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает за­кономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных.

-Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкрет­ная культура или общественно историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории , знание кото­рых имеет важное значение при решении многообразных те­оретических и практических задач.

Место философии в процессе становления профессиональной культуры офицера РВСН.

1. На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень личности офицера ракетчика.

2. Философия, создавая нравственный климат общества, формирует духовный мир офицера, его нравственные ценности, отвечает на смысложизненные вопросы.

3. Философия вооружает офицера теорией познания, её методами ду­ховного освоения действительности.

4. По мере усвоения философии логическое мышление становится бо­лее культурным, более правильным, более адекватным действи­тельности; у офицера, иначе говоря формируется диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отно­шение к окружающему миру.

5. Уровень философской подготовки офицера-ракетчика во многом определяет оптимальность принимаемых решений, поскольку в каждом акте мышления во многих случаях в неявном виде исполь­зуется динамическая система философских категорий (вернее вся духовная культура человека, стержнем которой является филосо­фия.

Выводы по лекции

1. Философия - это исторически развивающаяся система фундамен­тальных идей, теоретически объясняющих и оценивающих отноше­ние человека к миру, а также ориентирующих его в его жизнеде­ятельности в контексте принятой в данной цивилизации системы духовных ценностей.

2. Философия возникает на базе мифологии и религии, отбрасывая всё, что связано с некритическим восприятием действительнос­ти, делая при этом упор не на веру, а на разум человека.

3. Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеоло­гию, аксиологию и т.п. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

4. Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что никоим образом не мешает её нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.

5. Функционируя в системе культуры общества, философия разраба­тывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает активное участие в интеграционных процессах, в син­тезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

6. Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности офицера-ракетчика ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании лю­дей.