Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 2
1 вопрос
Как обеспечить
связь идей,
единство идей?
Не рассыпаются
ли они на множество
изолированных
сущностей?
Платон обращается
к понятию единого,
которое он
толкует иначе
чем его предшественники
– элеаты.
- Единое,
- говорит Платон,
само не
есть бытие, оно
выше бытия и
составляет
условие возможности
бытия, то есть
идеи. Единое
– выше всякого
существования
и всякой множественности,
но без его
объединяющей
силы невозможны
и сами идеи,
ибо невозможно
и сама множественность:
ведь каждое
из многих есть
тоже одно, а
значит оно
причастно к
единому.
Этот единое
Платон отождествляет
с высшим благом,
к которому всё
стремится и
через это получает
своё собственное
бытие.
2 вопрос
Взгляды
античных философов
на проблему
человека, в
большей степени,
основаны на
религиозной
основе, которая
в их времена
играла основную
роль в жизни
общества, поэтому
идеи философов
направлены
именно в эту
сторону. В
современности
у человека
совсем другие
проблемы и
поэтому взгляды
на проблему
человека античных
учёных несовременны.
Но отчасти
проблемы высказанные
учёными античных
времён до сих
пор интересуют
человека –
«Познаваем
ли человек»,
«Что такое душа
и тело», может
это те вопросы
которое будут
всегда интересовать
человечества
не придя к общему
ответу.
Вопросы
для экзамена.
1. Мировоззрение
и его исторические
типы.
2. Философия,
ее возникновение
и особенности.
3. Исторические
типы философии.
4. Бытие как
философская
категория.
5 Материя,
движение,
пространство,
время.
6. Диалектика
бытия.
7. Проблема
антропогенеза
(происхождения
человека).
8.
Проблема сущности
человека (соотношение
биологического
и социального).
9. Человек
- индивид - личность
- индивидуальность.
10. Проблема
происхождения
и сущности
сознания.
11. Сознание
- мозг - язык.
Самосознание.
12. Сознательное
и бессознательное.
13. Познание
как объект
философского
анализа.
14. Рациональное
и чувственное
познание. Теория
истины.
15. Научное
познание, его
особенности.
16. Познание
и творчество.
17. Общество
как саморазвивающаяся
система. Материалистическое
понимание
истории.
18. Формационная
теория как
методология
истории.
19. Источники
и движущие силы
развития общества.
20. Эволюционные
и революционные
формы развития
в истории общества.
21. Цивилизация
как тип общества
и этап в истории
человечества.
22. Культура
как философская
категория.
23. Проблема
взаимоотношения
природы и общества.
Тема:
"Теория познания".
План.
1. Познание
как объект
философского
анализа.
2. Рациональное
и чувственное
познание. Теория
истины.
3. Научное
познание, его
особенности.
4. Познание
и творчество.
1. Познание
как объект
философского
анализа.
Человечество
всегда стремилось
к приобретению
новых знаний.
Теория познания
исследует
природу
человеческого
познания, формы
и закономерности
перехода от
поверхностного
представления
о вещах (мнения)
к постижению
их сущности
(истинного
знания), а в связи
с этим рассматривает
вопрос о путях
достижения
истины,
о ее критериях.
Но человек
не мог бы
познать истинное
как истинное,
если
бы
не делал ошибок,
поэтому теория
познания исследует
также
и то,
как
человек
впадает
в заблуждения
и каким образом
преодолевает
их.
Наконец, самым
животрепещущим
вопросом для
всей гносеологии
был
и остается
вопрос о
том, какой
практический,
жизненный
смысл
имеет достоверное
знание о мире,
о самом человеке
и человеческом
обществе.
Все эти многочисленные
вопросы,
а так
же и те,
которые
рождаются
в области других
наук и в общественной
практике,
способствуют
оформлению
обширной проблематики
теории
познания.
Человеческий
разум, в процессе
познания каждый
раз пытается
ответить на
вопрос:
познаваем
ли мир в принципе?
В попытке
ответить на
него можно
обозначить
три основные
линии:
оптимизм,
скептицизм
и агностицизм.
Оптимисты,
утверждают
принципиальную
познаваемость
мира, агностики,
напротив, ее
отрицают.
Скептики
же не
отрицают
принципиальной
познаваемости
мира, но выражают
сомнение в
достоверности
знания.
Основная
проблема, которая
подводит к
агностицизму,
заключается
в следующем:
предмет
в процессе
его познания
неизбежно
преломляется
сквозь призму
наших
органов чувств
и мышления.
Мы
получаем
о нем сведения
лишь
в том виде,
какой он приобрел
в результате
такого преломления.
А раз так, то
насколько
возможно
человеческому
разуму постичь
сущность мироздания?
Получается,
что мы
ограничены
в наших способах
познания, и не
в состоянии
сказать ничего
достоверного
о
мире, как он
существует
сам по себе.
Одним
из истоков
агностицизма
является
гносеологический
релятивизм,
- абсолютизация
изменчивости,
текучести
явлений,
событий
бытия
и познания.
Сторонники
релятивизма
исходят из
принципа, что
все в мире
скоротечно,
истина
выражает
наши знания
о явлениях мира
лишь в данный
момент,
и то, что вчера
считалось
истиной, сегодня
признается
заблуждением.
Еще большей
зыбкости
подвержены
оценочные
суждения.
То, что недавно
признавалось
непререкаемым,
теперь низвергаем
как
исчадье
ада
и кошмар
пережитого
некогда страдания.
Оценки
меняются,
как цветные
пятна в калейдоскопе.
молчать и лишь
в случае
самой крайней
необходимости
указывать
пальцем: тут
уж ни в чем не
ошибешься!
Скептическая
мысль
восходит отчасти
к рассуждениям
античных
философов: :
“Кто
ясно хочет
познавать,
тот должен
прежде
основательно
сомневаться”.
Агностицизм
есть гипертрофированная
форма скептицизма.
Скептицизм,
признавая
принципиальную
возможность
познания, выражает
сомнение в
достоверности
знаний. Человек,
движимый
стремлением
к знанию, говорит:
“Я
не знаю, что
это такое, но
надеюсь
узнать”. Агностик
же утверждает:
“Я
не знаю, что
это такое, и
никогда не
узнаю”.
Однако
в раз|умной
мере скептицизм
полезен и даже
необходим. Как
познавательный
прием скептицизм
выступает
в форме сомнения,
а это - путь к
истине. Невежество
утверждает
и отрицает;
знание — сомневается.
Говоря
о познании,
следует
обратить внимание
на чрезвычайное
разнообразие
видов
или характеров
знания.
Житейское
познание
и знание основывается
прежде
всего на наблюдении
и смекалке, оно
носит эмпирический
характер и
лучше
согласовывается
с жизненным
опытом,
чем с абстрактными
научными
построениями.
Значимость
житейского
знания в качестве
предшественника
иных
форм знания
не следует
преуменьшать:
здравый
смысл
оказывается
нередко тоньше
и проницательнее,
чем ум иного
ученого.
Научные
знания.
Научные
знания предполагают
объяснение
фактов, осмысление
их во всей системе
понятий данной
науки. Научное
познание отвечает
на вопросы
не только как,
но и почему
оно протекает
именно таким
образом. Научное
знание не терпит
бездоказательности:
то
или иное утверждение
становится
научным
лишь тогда,
когда оно обосновано.
Сущность
научного
знания,
заключается
в понимании
действительности,
в достоверном
обобщении
фактов, в том,
что
за случайным
оно находит
необходимое,
закономерное,
за единичным
- общее.
Практическое
знание.
К
научному познанию
также
тесно примыкает
практическое
знание. Различие
между
ними состоит
в основном
в целевой установке.
Цель научного
познания - открытие
закономерности.
Цель практики
- создание новой
вещи
(прибора, устройства,
компьютерной
программы,
промышленной
технологии
и т.д.) на основе
уже полностью
известных
знаний.
Преобразуя
мир, практика
преобразует
человека.
Художественное
познание
обладает
определенной
спецификой,
суть которой
- в целостном
отображении
мира и особенно
человека
в мире. Художественное
произведение
строится на
образе, а не на
понятии. Восприятие
художественного
образа влечет
за собой огромное
расширение
человеческого
опыта,
охватывающего
собой и сферу
настоящего,
и сферу прошлого,
а иногда - и
будущего.
Познание
предполагает
раздвоенность
мира на объект
и субъект.
Субъект
представляет
собой сложную
иерархию,
фундаментом
которой
является все
социальное
целое. В
конечном счете,
высший
производитель
знания и мудрости
- все человечество.
В обществе
исторически
выделяются
группы
индивидов,
специальным
назначением
и занятием
которых
является производство
знаний, имеющих
особую жизненную
ценность. Таковы,
в частности,
научные
знания, субъектом
которых
выступает
сообщество
ученых.
В этом сообществе
выделяются
отдельные
индивиды,
способности,
талант и гений
которых
обусловливают
их особо высокие
познавательные
достижения.
Имена этих
людей история
сохраняет
как обозначение
выдающихся
вех в эволюции
научных
идей.
Фрагмент
бытия,
оказавшийся
в фокусе
познания, составляет
объект
познания,
становится
в определенном
смысле
“собственностью”
субъекта, вступив
с ним в субъектно-объектное
отношение.
В современной
гносеологии
принято различать
объект и предмет
познания. Под
объектом
познания
имеют
в виду реальные
фрагменты
бытия,
подвергающиеся
исследованию.
Предмет
познания
— это
конкретные
аспекты,
на которые
направлено
острие ищущей
мысли.
Так, человек
является объектом
изучения многих
наук - биологии,
медицины,
психологии,
социологии,
философии и
др. Однако, каждая
из них “видит”
человека под
своим углом
зрения: например,
психология
исследует
психику,
душевный
мир человека,
его
поведение,
медицина - его
недуги
и способы
их лечения и
т.д.
Известно,
что человек
является творцом,
субъектом
истории, сам
создает необходимые
условия
и предпосылки
своего исторического
существования.
Следовательно,
объект
социально-исторического
познания не
только познается,
но и создается
людьми:
прежде
чем стать объектом,
он должен быть
ими предварительно
создан, сформирован.
В социальном
познании человек
имеет дело,
таким образом,
с результатами
собственной
деятельности.
Будучи
субъектом
познания, он
оказывается
вместе с тем
и его объектом.
В этом смысле
социальное
познание есть
общественное
самосознание
человека. В
силу этого
взаимодействие
субъекта и
объекта в социальном
познании особо
усложняется.
2. Рациональное
и чувственное
познание. Теория
истины.
Важной
проблемой
гносеологии
является вопрос
о том, как, каким
образом происходит
процесс познания
мира субъектом
познания. Сталкиваясь
с окружающей
действительностью,
человек, прежде
всего, воспринимает
ее на уровне
чувств. Чувственное
познание есть
отражение бытия
в виде ощущений,
восприятий
свойств предметов,
непосредственно
с помощью органов
чувств.
Исходным
моментом чувственного
познания является
ощущение
- чувственное
отражение,
копия
или
своего рода
снимок отдельных
свойств
предметов.
Например, в
апельсине мы
ощущаем
оранжевый
цвет,
специфический
запах, вкус.
Ощущения
возникают под
влиянием процессов,
исходящих из
внешней по
отношению к
человеку
среды
и действующих
на его органы
чувств.
Внешними
раздражителями
являются звуковые
и световые
волны,
механическое
давление, химическое
воздействие
и т.д.
Целостный
образ, как синтез
ощущений разных
органов чувств,
, называется
восприятием.
Восприятие
человека включает
в себя осознание,
осмысливание
предметов,
их свойств и
отношений. Хотя
ощущения
и восприятия
являются, чаще
всего, источником
всех знаний
человека, однако,
познание
не ограничивается
ими. Тот или
иной предмет
воздействует
на органы
чувств человека
какое-то
определенное
время. Затем
это воздействие
прекращается.
Но образ предмета
не исчезает
сразу же бесследно.
Он запечатлевается
и сохраняется
в памяти.
Память
играет очень
важную познавательную
роль. Она объединяет
прошедшее и
настоящее в
одно органическое
целое, где имеется
их взаимное
проникновение.
Если
бы
образы,
возникнув в
мозгу
в момент воздействия
на него предмета,
исчезали сразу
после прекращения
этого воздействия,
то человек
каждый
раз воспринимал
бы
предметы
как совершенно
незнакомые.
В результате
восприятия
внешних воздействий
и сохранения
их во времени
памятью возникают
представления.
Представления
- это образы
тех предметов,
которые
когда-то
воздействовали
на
органы
чувств
человека и,
потом,
восстанавливаются
по сохранившимся
в мозгу
связям.
Чувственное
познание можно
|