Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 2

 

Поиск            

 

Лекции по философии

 

             

Лекции по философии

1 вопрос

  1. Как обеспечить связь идей, единство идей?

  2. Не рассыпаются ли они на множество изолированных сущностей?


Платон обращается к понятию единого, которое он толкует иначе чем его предшественники – элеаты.

- Единое, - говорит Платон, само не есть бытие, оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идеи. Единое – выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможно и сама множественность: ведь каждое из многих есть тоже одно, а значит оно причастно к единому. Этот единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому всё стремится и через это получает своё собственное бытие.


2 вопрос


Взгляды античных философов на проблему человека, в большей степени, основаны на религиозной основе, которая в их времена играла основную роль в жизни общества, поэтому идеи философов направлены именно в эту сторону. В современности у человека совсем другие проблемы и поэтому взгляды на проблему человека античных учёных несовременны. Но отчасти проблемы высказанные учёными античных времён до сих пор интересуют человека – «Познаваем ли человек», «Что такое душа и тело», может это те вопросы которое будут всегда интересовать человечества не придя к общему ответу.


Вопросы для экзамена.

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Философия, ее возникновение и особенности.

3. Исторические типы философии.

4. Бытие как философская категория.

5 Материя, движение, пространство, время.

6. Диалектика бытия.

7. Проблема антропогенеза (происхождения человека).

8. Проблема сущности человека (соотношение биологического и социального).

9. Человек - индивид - личность - индивидуальность.

10. Проблема происхождения и сущности сознания.

11. Сознание - мозг - язык. Самосознание.

12. Сознательное и бессознательное.

13. Познание как объект философского анализа.

14. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.

15. Научное познание, его особенности.

16. Познание и творчество.

17. Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.

18. Формационная теория как методология истории.

19. Источники и движущие силы развития общества.

20. Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.

21. Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.

22. Культура как философская категория.

23. Проблема взаимоотношения природы и общества.


Тема: "Теория познания".

План.

1. Познание как объект философского анализа.

2. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.

3. Научное познание, его особенности.

4. Познание и творчество.


1. Познание как объект философского анализа.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рас­сматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания.

Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир в принципе?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты, утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм, - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения. То, что недавно признавалось непререкаемым, теперь низвергаем как исчадье ада и кошмар пережитого некогда страдания. Оценки меняются, как цветные пятна в калейдоскопе. молчать и лишь в случае самой крайней необходимости указывать пальцем: тут уж ни в чем не ошибешься!

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям анти­чных философов: : “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться”.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю”.

Однако в раз|умной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание — сомневается.

Говоря о познании, сле­дует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с аб­страктными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл ока­зывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого. Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий дан­ной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания, заключа­ется в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

Практическое знание. К научному познанию также тесно при­мыкает практическое знание. Различие между ними состоит в ос­новном в целевой установке. Цель научного познания - открытие закономерности. Цель практики - создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промыш­ленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека.

Художественное познание обладает определенной специфи­кой, суть которой - в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Воспри­ятие художественного образа влечет за собой огромное расшире­ние человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда - и будущего.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундамен­том которой является все социальное целое. В конечном счете, выс­ший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы ин­дивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Тако­вы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сооб­щество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высо­кие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраня­ет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе познания, со­ставляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью” субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

В современной гносеологии принято различать объект и пред­мет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направ­лено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изу­чения многих наук - биологии, медицины, психологии, социоло­гии, философии и др. Однако, каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, ду­шевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического по­знания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с резуль­татами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле соци­альное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.


2. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.

Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств. Чувственное познание есть отражение бытия в виде ощущений, восприятий свойств предметов, непосредственно с помощью органов чувств.

Исходным моментом чувственного познания является ощущение - чувственное отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус. Ощу­щения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.

Целостный образ, как синтез ощущений разных органов чувств, , называется восприятием. Воспри­ятие человека включает в себя осознание, осмысливание предме­тов, их свойств и отношений. Хотя ощущения и вос­приятия являются, чаще всего, источником всех знаний человека, однако, позна­ние не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти.

Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. В результате восприятия внешних воздей­ствий и сохранения их во времени памятью возникают представле­ния.

Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и, потом, восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Чувственное познание можно