Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 2

 

Поиск            

 

Категории диалектики

 

             

Категории диалектики

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

подполковник В. Грабарь.

«__» ________ 1999г.

Лекция №8.

Категории диалектики.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия».

Протокол № от

«__» ________ 1999г.

Пермь 1999г.

Введение.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы - всеобщей связи и развития, законы - ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики , которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

Тема лекции: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Два часа напряженной работы позволят нам ответить на 2 вопроса:

В изложении вопросов я остановлюсь:

Итак, с вашего разрешения, приступаем ! Все готовы ?

Что же такое категория ?

Категория - это наиболее общее понятие ( универсальная форма человеческого мышления ), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления.

Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного мира.

как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия.

как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта.

Особенность FK в их предельной абстракции. В сочетании и взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий способных отражать подвижность противоречивость бытия.

В мышлении разных эпох складываются различные понятийные схемы. Философия сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы, осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е. мышление превращает их в четкие, осознанные определения.

Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме .

Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более наука, чем более развита система категорий её.

Диалектика как наука , сумма знаний, есть не что иное, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики.

Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы категорий диалектики:

Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение", "сознание", "бытие".

Группа характеризующая проблематику познания мира , "познание", "объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина", "заблуждение".

Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так называемые парные категории .

Категории несут ряд функций :

1я научно-познавательная , категории закрепляют достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности.

2я мировоззренческая

3я методологическая , стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.

Мы рассмотрим четвертую группу, парные категории, которые образуют основные категории диалектики.

Условно мы их разделим на 2 большие группы.

Первая выражает "устройство", организованность, бытия, е-о, ф-е.

Вторая выражает всеобщие связи детерминации "с-я", "п-с", "н-с", "в-д".

Первая пара категорий единичное - особенное - общее .

Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее:

Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств.

Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.

"С-т Бандура", "ст Железнов"

Крайним проявлением единичного - уникального.

Но во всяком отдельном , единичное ( как в проявлении материи ) есть черты которые повторяются - это общее .

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее . Гранью - отличающее от единичного является ее

Особенное - категория для обозначения таких признаков , которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное ( т.е. указывает на отличительные признаки).

Философы по разному рассматривают общее:

Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи.

Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.

Диалектика Е и О:

Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.

Как учитывать диалектику этих категорий в деятельности офицера ?

Знание категорий Е, О, О указывают нам, что искать в объекте исследования - для уяснения закона развития объекта (воинского коллектива, процесса военной подготовки, боя и маневра) необходимо искать общее (некоторые свойства, качества). Если это удается, то мы вскрываем сущность процесса, выявляем закон.

Офицеру в преподавании военных дисциплин приходится создавать образ объекта, воспроизводить предмет. Например - ядерный взрыв, но видов взрывов много. И дав определение ядерного взрыва руководитель занятия набором качеств и количественных определений, понятий доводит общее определение до единичного - наземного ядерного взрыва бомбы определенной мощности (т.е. из общего понятия путем общих понятий можно дойти до отдельного).

Такие формы мышления (и методы познания) как индукция и дедукция на прямую связать с диалектикой:

Е®Ос®Об при индукции

Об®Ос®Е при дедукции.


Форма и содержание.

Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бекон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант - форму противопоставляет содержанию ( о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф.

Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ).

Т.е. все , что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.

Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.

Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга ).

Диалектика Ф и С .

1. Ф и С взаимосвязаны.

Но она не одинакова :

* Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость

* Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм.

* Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему

* Содержание - изменчиво, форма - устойчива

* Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает ( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание

* Развитие обеспечивается отрицанием формы

В деятельности офицера важно учитывать эту диалектику:

Каждые проводимые офицером занятие должно быть облечено в соответствующую форму (лекция, практическое занятие), смещение формы не позволяет содержанию раскрыться.

Изучая психику военнослужащего командир исследует нормальную форму ( документация, внешний вид, строевая выправка) через которые раскрывается содержание психики, внутренний мир человека, личности.

Не правда ли пословица " встречают по одежке, провожают по уму " отражает эту диалектику.

Развитие знания идет отрицанием одной формы другой - научной формой - научный факт - гипотезой - теорией - методом.

Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ .

Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее, а явление - от категории вещь.

Но с самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.

Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности , явление - познаваемо, сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность.

Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.

Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию.

Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности.

- это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом сущность - категория собирательная.

Диалектика С и Я .

Сущность военного командира Одна и та же сущность

проявляется через развитие явления: проявляется через разные

© требования в повседневности явления, предметы даются

© инициатива в деятельности восприятию той или иной

© решимость в бою стороной, в зависимости от

интереса.

Сознание как явление выступает Одно и тоже явление может

по сути: быть следствием разных

© как высшая форма отражения сущностей

© как способ регуляции и

поведения в мире

3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления.

В военном деле использование этой особенности позволило заниматься маскировкой , и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостью определяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль в глаза", " очковтирательство".

Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной сущности подчиненного.

4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий.

5. Сущность и закон понятия одно-порядковые.

6. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание ( от Я к С, от С1п ® С2п ) вскрыв сущность посмотреть её проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний ( Земля плоская на китах, шар, геоид).

Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.

Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ .

Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины.

Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ).

- философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление.

Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.

Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.

Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.

Какова диалектика П и С .

1. П может вызывать одно следствие, много следствий

П ® С П П®С®С

множество причин может вызвать одно следствие.

2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П®С необходима.

3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину.

Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи:

a) По внутреннему содержанию процессов:

© материальные и идеальные

©энергетические и информационные

©физические, биологические, химические и социальные

б) По способу проявления:

©динамические ( однозначные )

©статистические ( вероятностные )

в) По познавательным основаниям:

© общие и частные

©главные и второстепенные

©объективные и субъективные

©внутренние и внешние

©существующие и несуществующие

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее:

Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие.

- это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен

- это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность.

Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти.

- это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления.

- это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.

1.) Любое явление имеет причины . Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.

2.) Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С.

3.) В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное.

4.) В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей.

Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности.

5.) Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами.

В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом , Гегелем.

Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

- отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто.

Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть.

Классифицируются:

по обусловленности:

реальные - необходимыми свойствами, связями.

формальные - случайными свойствами, связями.

Реальные : от условий реализации:

Þ абстрактные ( нет условий )

Þ конкретные ( есть )

от результата реализации:

Þ прогрессия

Þ регрессия

Þ варианты

по категориям: в сути и в форме.

в явлении и содержании

от вероятности: с > вероятностью

с < вероятностью

Методология:

в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает её неисчерпаемость. В ® Д ® В

Реализация В противоречива, что затрудняет простое предвидение.

Ведущий стороной является действительность - это реальная возможность. Они взаимопревращаются.

Возможность действительна, действительность возможна.

Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою очередь порождает новые возможности.

Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии явлений Д, определять степень вероятности той или иной возможности, предвидеть будущее.

ВЫВОДЫ: