История философии
|
| 815-877гг |
Эригена
Иоанн
Скот
|
Средневековый
философ, по
происхождению
ирландец, жил
во Франции.
На основании
неоплатоницизма
создал свое
мистическое
учение, в основном
иложенное в
сочинении «О
разделении
природы». Бытие
Эригена разделяет
на четыре природы:
не
сотворенная,
но творящая
– Бог как источник
всех вещей;
Он бесформен,
невыразим и
постигается
лишь через
бытие вещей;
сотворенная
и творящая
– божественные
идеи, выступающие
как первичные
причины. Идеальный
мир создан
Богом из себя
самого и существует
вечно;
сотворенная
и не творящая
– чувственно
воспринимаемый
мир, который
есть проявление
единого материального
мираво множестве
различных
вещей;
не
сотворенная
и не творящая
– Бог, воспринимаемый
как конечная
цель всех вещей.
Образование
вещей Эригена
связывал с
грехопадением
человека, при
котором происходит
отпадение
человека от
Бога. Но с течением
времени наступает
искупление
и возвращение
всех вещей к
Богу. Система
Эригена, по
существу
пантеистическая,
была осуждена
католической
церковью.
|
27. |
1020-77гг |
Чжан
Цзай |
Один
из основоположников
неоконфуцианства.
Согласно учению
Чжан Цзай, все
существующее
в мире образуется
из первоматерии
– Ци, которая
обладает свойством
движения и
покоя. Природа
– это «корень»,
а разум является
ее порождением.
Первосостояние
Ци Чжан Цзай
называл «великой
пустотой».
Первоматерия
рассеивается
в «великой
пустоте», а
ее скопление
подобно превращению
воды в лед.
Скопление и
рассеивание
Ци определяет
рождение и
гибель всех
явлений и вещей.
Большое значение
в философии
Чжан Цзай
отводилось
понятию «Дао»
(путь), которым
обозначался
процесс изменения
и превращений
Ци. Движение
и изменния
первоматерии
основаны на
взаимодействии
двух противоположностей:
положительного
– Ян и отрицательного
– Инь. Их единство
и есть Дао,
которое Чжан
Цзай определял
также как «великую
гармонию».
Движение в
природе не
носит хаотический
характер, оно
определяется
законом (ли),
присущим самой
первоматерии
Ци. Закон не
зависит от
воли людей.
В своей теории
познания Чжан
Цзай не был
последовательным.
Ощущения являются
источником
познания, через
них человек
устанавливает
связь с внешним
миром. Но он
говорил, что
познание Дао
не основано
на чувственном
восприятии.
Учение Чжан
Цзай получило
широкое развитие
у последующих
представителей
неоконфуцианской
школы. |
28. |
1079-
1142гг
|
Абеляр
Пьер |
Французский
философ и теолог.
В характерном
для средневековой
философии
споре о природе
универсалий,
в котором
выражалась
борьба материализма
и идеализма,
придерживался
близких к
материализму
идей концептуализма
(направление
схоластической
философии; в
спорах об
универсалиях
концептуалисты,
как и номиналисты,
отрицали реальное
существование
общего, независимого
от отдельных
вещей, но в
отличие от
номиналистов,
признавали
существование
в уме доопытных
общих понятий,
концептов,
как особой
формы познания
действительности).
Одновременно
Абеляр остро
полемизировал
против схоластического
реализма
(средневековый
реализм –
направление
в средневековой
схоластике,
утверждавшее,
что общие понятия
– универсалии
– имеют реальное
существование
и предшествуют
существованию
единичных
вещей). Книга
Абеляра «Да
и нет», выдвигавшая
ограничить
религиозную
веру «разумными
основаниями»
и вскрывавшая
непримиримые
противоречия
в суждениях
церковных
авторитетов,
в условиях
средневековья
имела прогрессивное
значение. Его
взгляды были
осуждены
католической
церковью, как
еретические. |
29. |
1135-
1204гг
|
Маймонид
или Моисей
Бен-Маймун
|
Еврейский
философ, аристотелик,
один из лидеров
рационалистической
школы в иудаизме.
В основе философии
Маймонида –
синтез иудейской
теологии с
аристотелизмом,
путем «одухотворенного»
(аллегорического)
толкования
Библии и отдельных
догматов иудаизма,
в попытках
совместить
религию с
философией.
Согласно теории
познания
Маймонида,
конечную цель
человека
составляет
рациональное
обоснование
высшей истины.
Основное сочинение
Маймонида
«Наставник
колеблющихся»
(«Морэ Невухим»)
приобрело
большую известность
в Западной
Европе и оказало
значительное
влияние на
позднюю схоластику. |
30. |
1193-
1280гг
|
Альберт
Великий |
Немецкий
философ,
естествоиспытатель
и теолог. Вместе
со своими
учениками
боролся против
истолкования
аристотелизмав
духе аверроизма
и против передовых
школ в схоластике,
использовал
аристотелевские
идеи для выработки
единой
философско-теологической
системы. |
31. |
1265-
1308гг
|
Дунс
Скотт Иоанн |
Монах-францисканец,
видный представитель
средневековой
схолатики.
Выступал с
резкой критикой
томизма. В отличие
от Фомы Аквинского
стремился
отделить философию
от теологии,
доказывал
невозможность
рационалистического
обоснования
идеи творения
из ничего,
признавал
зависимость
разума от воли.
Бог, в понимании
Дунса Скотта
– это абсолютная
свобода. В
средневековом
споре об универсалиях
придерживался
номинализма
(номинализм
– направление
в средневековой
философии,
считавшее
общие понятия
лишь именами
единичных
предметов.
Номиналисты
в противоположность
реалистам,
утверждали,
что реально
существуют
только отдельные
вещи с их
индивидуальными
качествами.
Общие понятия,
создаваемые
нашим мышлением
об этих вещах,
не только не
существуют
независимо
от вещей, но
даже не отражают
их свойств и
качеств. Номинализм
был независимо
связан с
материалистическими
тенденциями
в признании
первичности
вещей и вторичности
понятий). Чтобы
подчеркнуть
примат единичного,
Дунс Скотт
изобрел термин
«этость» в
смысле индивидуального
отличия. Ввел
в логику понятие
«интенции»,
«умопостижимого
вида», впервые
противопоставил
конкретное
значение (его
термин) абстрактному. |
32. |
1462-
1524гг
|
Помпонации
Пьетро
|
Итальянский
философ эпохи
Возрождения.
Развивал в
материалистическом
и антисхоластическом
духе возрения
Аристотеля.
В своем главном
произведении
«О бессмертии
души» (1516) Помпонацци,
подчеркивая
элементы
сенсуализма
в философии
Аристотеля,
утверждал,
что душа, составляющая
форму тела,
является тем
не менее смертной.
Отрицая бессмертие
человеческой
души, Помпонацци
считал, что
только отказ
от веры в бессмертие
души соответствует
подлинной
природе человека,
так как цель
его деятельности
находится не
в потустороннем,
а в земном мире.
Придерживаясь
также концепции
двойственной
истины, Помпонацци
стремился к
полному отделению
философии и
политики от
религии. |
33. |
1533-
1592гг
|
Монтень
Мишель де |
Французский
философ эпохи
Возрождения.
Главное сочинение
– «Опыты» (1580).
Исходный пункт
Монтеня –
скептицизм.
По его утверждению,
человек имеет
право на сомнение.
Сомнению
подвергаются
средневековая
схоластика,
догматы католической
религии, само
христианское
понятие о Боге.
В отличие от
агностицизма,
скептицизм
Монтеня не
отрицает
независимости
мира. Главный
принцип его
морали – человек
не должен пассивно
ожидать своего
счастья, которое
религия обещает
ему на небесах.
Он вправе
стремиться
к счастью в
жизни земной. |
34. |
1548-1600гг |
Бруно
Джордано |
Итальянский
философ, борец
против схоластической
философии и
римско-католической
церкви, пропагандист
материалистического
мировозрения,
принявшего
у него форму
пантеизма
(пантеизм –
философское
учение, согласно
которому Бог
представляет
собой безличное
начало, находящееся
не за пределами
природы, а
является
тождественным
с ней. Пантеиз
растворяет
Бога в природе,
отвергая
сверхприродное
начало). После
8-летнего заключения
был сожжен
инквизицией
в Риме. Главные
произведения
– философские
диалоги «О
причине, начале
и едином», «О
бесконечности,
вселенной и
мирах». Мировозрение
Бруно сложилось
под влиянием
идей античной
философии
(сначала неоплатонизма
и пифагоризма,
а затем материалистов
Эмпедокла,
Анаксагора,
Эпикура и
Лукреция),
итальянского
материалистичного
вольномыслия
эпохи Возрождения
и современной
ему науки,
особенно
гелиоцентрической
теории Коперника.
Последовательно
отождествляя
бесконечного
Бога с природой,
Бруно, еще
решительнее
чем Николай
Кузанский,
влияние которого
он испытал,
утверждал
бесконечность
самой природы.
Используя
открытие
Коперника,
Бруно стремился
конкретизировать
физический
и астрономический
смысл этого
философского
принципа,
одновременно
освобождая
теорию Коперника
от весьма
существенных
недостатков:
от традиционого
представления
о конечности
мироздания,
замкнутого
сферой неподвижных
звезд, от взгляда,
согласно которому
Солнце неподвижно
и составляет
абсолютный
центр Вселенной.
На этом пути
Бруно пришел
к выводу о
бесчисленности
миров, а также
о населенности
их. Ликвидируя
натурофилософский
дуализм схоластики,
утверждал
физическую
однородность
земного и
небесного
мира, состоящую
из земли, воды,
воздуха, огня
и эфира. Под
влиянием
неоплатонизма
Бруно допускал
существование
мировой души,
понимаемой
как принцип
жизни и как
духовная
субстанция,
которая, находясь
во всех без
исключения
вещах, составляет
их начало. Здесь
Бруно становился
на позицию
шлозоизма,
приходя к
убеждению,
что материя
является активной
самодвижущейся
субстанцией,
а человек с
его сознанием
– частица единой
природы. Бруно
развивал также
ряд диалектических
положений: о
единстве,
связанности
и универсальном
движении в
природе, о
совпадении
противоположностей
как в бесконечно
большом, так
и в бесконечно
малом. |
35. |
1568-1639гг |
Кампанелла
Таммазо |
Итальянский
философ и
утопический
коммунист.
Кампанелла
разделял
натурофилософские
взгляды Телезио,
выступал против
схоластики.
Идеи сейсуализма
и деизма (передовые
для того времени)
сочетались
у Кампанеллы
с религиозно-мистическими
взглядами, с
увлесением
магией и астрологией.
За свое свободомыслие
он подвергался
преследованиям
инквизиции.
Кампанелла
мечтал о единствеи
и благоденствии
человечества,
надеясь, что
этого можно
добиться с
помощью папства.
В 1599 году Кампанелла
попытался
поднять восстание
с целью освобождения
Италии от
испанского
гнета, но заговор
был раскрыт,
и Кампанелла
после жестоких
пыток был брошен
в тюрьму, где
провел 27 лет.
Там он написал
свою утопию
«Город Солнца»
(1602) об идеальном
коммунистическом
обществе, в
котором власть
принадлежит
мудрецам и
жрецам и носит
по существу
теократический
характер. В
этом сказалось
влияние на
Кампанеллу
церковной
идеалогии.
Коммунистический
идел Кампанелла
обосновал
велением разума
и законами
природы. «Город
Солнца» сыграл
немалую роль
в развитии
прогрессивной
общественной
мысли и социалного
прогресса. |
36. |
1585-1640гг |
Акоста |
Голландский
философ рационалист.
В 1623 г. Написал
трактат «О
смертности
души человеческой»,
в котром отрицал
бессмертие
души и загробную
жизнь. Сочинение
Акосты «Пример
человеческой
жизнир» содержит
критику официальной
религии, а также
идею закона
природы, врожденного
людям: закон
этот соединяет
людей взаимной
любовью и служит
основой для
различения
добра и зла.
Идеи Акосты
оказали влияние
на Спинозу. |
37. |
1592-1655гг |
Гасседи
Пьер |
Французский
философ-материалист,
физик и астроном,
священник,
профессор
ряда университетов.
Гассенди выступал
с резкой критикой
схоластики,
искаженного
ею учения
Аристотеля
и учения Декарта
о врожденных
идеях. Возродил
материализм
Эпикура на
нем свое учение.
В основном
труде «Свод
философии»
(1658) разделил
философию на
три части:
логику,
в которой дается
анализ проблемы
достоверности
познания и
критикуется
скептицизм
и догматизм;
физику,
в которой,
обосновывая
атомическую
теорию, Гоббс
доказывал
объективность,
несотворимость
и неучтожимость
пространства
и времени;
этику,
где Гассенди
выступал против
аскетической
церковной
морали и, вслед
за Эпикуром,
утверждал,
что всякое
удовольствие
есть благо
само по себе,
а всякая добродетель
есть благо,
поскольку
оно доставляет
«безмятежность».
Гассенди
признавал
Бога творцом
атомов; он считал
что помимо
материалистически
понимаемой
«животной
души» у человека
имеется еще
сверхчувствительная
«разумная
душа».
|
38. |
1632-1677гг |
Спиноза
Барух (Бенедикт) |
Нидерландский
философ-материалист.
Главные работы
– «Богословско-поликтический
трактат» и
«Этика». Спиноза
– создатель
геометрического
метода в философии.
Вместе с передовыми
умами века –
Бэконом и
Декартом, Спиноза
считал целью
знания завоевание
господства
над природой
и совершенствование
человека. Учение
своих предшественников
Спиноза дополнил
теорией о свободе:
он показал,
как как возможна
– в рамках
необходимости
– человеческая
свобода. При
решении этой
задачи опорой
для Спинозы
стало его учение
о природе. В
противоположность
дуализму Декарта,
Спиноза считал,
что существует
лишь природа,
являющаяся
причиной самой
себя, не нуждающаяся
для своего
бытия ни в чем
другом. Как
«природа
творящая»,
она есть субстанция,
или, как он ее
называл, Бог.
От субстанции
– бытия необусловленного,
Спиноза отличает
мир отдельных
конечных вещей
(модусов) – как
телесных, так
и мыслящих.
Субстанция
едина, модусов
бесчисленное
множество.
Бесконечный
ум мог бы постигать
бесконечную
субстанцию
во всех ее вкусах
и аспектах.
Но наш конечный
человеческий
разум постигает
сущность
субстанции
как бесконечную
лишь в двух
аспектах: как
«протяжение»
и как «мышление».
Это атрибуты
субстанции.
Учение Спинозы
об атрибутах
субстанции
в целом материалистично,
но метафизично,
т.к. движение
Спиноза не
считает атрибутом
субстанции.
На этих положениях
Спиноза построил
учение о человеке.
Согласно Спинозе,
человек –
существо, в
котром модусу
протяжения
– телу – соответствует
модус мышления
– душа. И по
первому и по
второму модусу
человек – часть
природы. В учении
о модусе души
Спиноза свел
все сложностьпсихической
жизни к разуму
и к страстям
или аффетам
– к радости,
печали, вожделению.
Волю он отождествляет
с разумом. По
Спинозе поведением
человека движет
стремление
к самосохранению
и собственной
выгоде. Спиноза
отверг идеалистическое
учение о свободе,
воле, признал
|
| |
|