Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 2

 

Поиск            

 

История философии

 

             

История философии

815-877гг

Эригена

Иоанн Скот

Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое мистическое учение, в основном иложенное в сочинении «О разделении природы». Бытие Эригена разделяет на четыре природы:

  1. не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей;

  2. сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из себя самого и существует вечно;

  3. сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый мир, который есть проявление единого материального мираво множестве различных вещей;

  4. не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.

Образование вещей Эригена связывал с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от Бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

27. 1020-77гг Чжан Цзай Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения и покоя. Природа – это «корень», а разум является ее порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл «великой пустотой». Первоматерия рассеивается в «великой пустоте», а ее скопление подобно превращению воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию «Дао» (путь), которым обозначался процесс изменения и превращений Ци. Движение и изменния первоматерии основаны на взаимодействии двух противоположностей: положительного – Ян и отрицательного – Инь. Их единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также как «великую гармонию». Движение в природе не носит хаотический характер, оно определяется законом (ли), присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был последовательным. Ощущения являются источником познания, через них человек устанавливает связь с внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай получило широкое развитие у последующих представителей неоконфуцианской школы.
28.

1079-

1142гг

Абеляр Пьер Французский философ и теолог. В характерном для средневековой философии споре о природе универсалий, в котором выражалась борьба материализма и идеализма, придерживался близких к материализму идей концептуализма (направление схоластической философии; в спорах об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме доопытных общих понятий, концептов, как особой формы познания действительности). Одновременно Абеляр остро полемизировал против схоластического реализма (средневековый реализм – направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия – универсалии – имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей). Книга Абеляра «Да и нет», выдвигавшая ограничить религиозную веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые противоречия в суждениях церковных авторитетов, в условиях средневековья имела прогрессивное значение. Его взгляды были осуждены католической церковью, как еретические.
29.

1135-

1204гг

Маймонид или Моисей

Бен-Маймун

Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом, путем «одухотворенного» (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках совместить религию с философией. Согласно теории познания Маймонида, конечную цель человека составляет рациональное обоснование высшей истины. Основное сочинение Маймонида «Наставник колеблющихся» («Морэ Невухим») приобрело большую известность в Западной Европе и оказало значительное влияние на позднюю схоластику.
30.

1193-

1280гг

Альберт Великий Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своими учениками боролся против истолкования аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой философско-теологической системы.
31.

1265-

1308гг

Дунс Скотт Иоанн Монах-францисканец, видный представитель средневековой схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию от теологии, доказывал невозможность рационалистического обоснования идеи творения из ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В средневековом споре об универсалиях придерживался номинализма (номинализм – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты в противоположность реалистам, утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был независимо связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещей и вторичности понятий). Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел термин «этость» в смысле индивидуального отличия. Ввел в логику понятие «интенции», «умопостижимого вида», впервые противопоставил конкретное значение (его термин) абстрактному.
32.

1462-

1524гг

Помпонации

Пьетро

Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в материалистическом и антисхоластическом духе возрения Аристотеля. В своем главном произведении «О бессмертии души» (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что душа, составляющая форму тела, является тем не менее смертной. Отрицая бессмертие человеческой души, Помпонацци считал, что только отказ от веры в бессмертие души соответствует подлинной природе человека, так как цель его деятельности находится не в потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к полному отделению философии и политики от религии.
33.

1533-

1592гг

Монтень Мишель де Французский философ эпохи Возрождения. Главное сочинение – «Опыты» (1580). Исходный пункт Монтеня – скептицизм. По его утверждению, человек имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма, скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира. Главный принцип его морали – человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
34. 1548-1600гг Бруно Джордано Итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировозрения, принявшего у него форму пантеизма (пантеизм – философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а является тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе, отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные произведения – философские диалоги «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он испытал, утверждал бесконечность самой природы. Используя открытие Коперника, Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционого представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, что материя является активной самодвижущейся субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой природы. Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связанности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом.
35. 1568-1639гг Кампанелла Таммазо Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые для того времени) сочетались у Кампанеллы с религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году Кампанелла попытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию «Город Солнца» (1602) об идеальном коммунистическом обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и жрецам и носит по существу теократический характер. В этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал велением разума и законами природы. «Город Солнца» сыграл немалую роль в развитии прогрессивной общественной мысли и социалного прогресса.
36. 1585-1640гг Акоста Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал трактат «О смертности души человеческой», в котром отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение Акосты «Пример человеческой жизнир» содержит критику официальной религии, а также идею закона природы, врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной любовью и служит основой для различения добра и зла. Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу.
37. 1592-1655гг Гасседи Пьер

Французский философ-материалист, физик и астроном, священник, профессор ряда университетов. Гассенди выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В основном труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части:

  1. логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм;

  2. физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, Гоббс доказывал объективность, несотворимость и неучтожимость пространства и времени;

  3. этику, где Гассенди выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо, поскольку оно доставляет «безмятежность».

Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что помимо материалистически понимаемой «животной души» у человека имеется еще сверхчувствительная «разумная душа».

38. 1632-1677гг Спиноза Барух (Бенедикт) Нидерландский философ-материалист. Главные работы – «Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза – создатель геометрического метода в философии. Вместе с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза считал целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он показал, как как возможна – в рамках необходимости – человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для Спинозы стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, Бог. От субстанции – бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш конечный человеческий разум постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции. Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза не считает атрибутом субстанции. На этих положениях Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, человек – существо, в котром модусу протяжения – телу – соответствует модус мышления – душа. И по первому и по второму модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе поведением человека движет стремление к самосохранению и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе, воле, признал