Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 2
Диалог
"Государство"
- один из знаменитых.
Таким его сделали
и содержание,
и мастерство
изложения, и
близость - правда,
иногда только
кажущаяся -
иных его идей
идеям, которые
волнуют нашу
современность. "Государство"
- многогранное
построение
философской
мысли. В
образцовом
государстве:
жены должны
быть общими,
дети тоже. Царь
- наиболее
отличившийся
в философии
и военном деле. Никто
не должен ничего
приобретать.
За охрану стражи,
продвигающиеся
в военном деле
будут получать
от остальных
граждан вознаграждение
в виде запаса
продовольствия
на год, а обязательность
- заботится о
государстве.
критско-лакедемонское
устройство
(тимократия);
олигархия;
демократия;
тирания;
Человек, соответствующий
правлению
лучших - аристократичный.
Люди, соперничающие
между собой
и честолюбивые
- лакедемоненский
строй.
Олигархический
строй.
Демократический
строй.
Тиранический
строй. Государственный
строй основывается
на честолюбии. Если
возникает
раздор, это
значит, что
каждые два рода
увлекали в свою
сторону: железный
и медный влекли
к наживе, приобретению
земли и дома,
а также золота
и серебра, а
золотой и серебряный
род, не бедные,
но наоборот,
по своей природе
богатые, вели
души к добродетели
и древнему
устранению.
Применяя силу
и соперничая,
они пришли к
чему-то среднему:
согласились
установить
государственный
строй на землю
и дома, распределив
их между собой,
а тех, кого они
до той поры
охраняли как
друзей и кормильцев,
решили обратить
в рабов, сделав
из них сельских
рабочих и слуг,
сами же занялись
военным делом
и сторожевой
службой. Этот
государственной
строй - нечто
среднее между
аристократией
и олигархией. Особенности: В
почитании
правителей
в том, что защитники
страны будут
воздерживаться
от земледельческих
работ, ремесел
и других видов
наживы, в устройство
совместных
трапез, в телесных
управлениях
и воинских
состязаниях
- во всем подобном
- этот строй
будет подражать
предшествующему. На
государственной
должности - не
мудрые люди,
а те, кто яростны
духом и те, что
попроще - рождены
для войны. Это
государство
будет вечно
воевать. Люди
будут жадны
до денег, но
будут тратиться
не считаясь
с расходами
на женщин. Они
бережливы, так
как деньги в
чести. Свое
состояние
скрывают, их
воспитало
насилие, а не
убеждение. Человек
жесткий, менее
образован, хотя
ценит образованность
и охотно сам
слушает других,
но не владеет
словом. С
рабами такой
человек жесток,
хотя и не презирает,
так как достаточно
воспитан, в
обращении со
свободными
людьми учтив,
а с властями
чрезвычайно
послушен.
Основанием
власти считает
- военный подвиг. В
молодости такой
человек презирает
деньги, но чем
старше становится,
тем больше их
любит. Кто среди
граждан делает
свое дело, тех
назначают
простаками
и их не принимают
в расчет, а кто
берется не за
свое дело, тех
уважают и хвалят.
Под влиянием
отцов развивается
разумное начало,
а под влиянием
остальных людей
- вожделеющее
и яростное.
Отсюда следует
становиться
человеком
честолюбивым
и стремиться
выдвинуться. Это
строй основывается
на имущем цензе,
у власти стоят
богатые, а бедняки
не участвуют
в правлении.
Скопление
золота в кладовых
и у частных лиц
губит тимократию,
они выискивают
на что его
употребить,
для чего перетолковывают
законы, мало
с ними считаясь,
так поступают
и сами богачи
и их жены. Затем
они уподобляют
себе и все население.
Почитают богатство,
значит меньше
ценится добродетель. Вместо
стремления
выдвигаться
и удостаиваться
почестей, развивается
наклонность
к наживе и
стяжательству,
получают одобрение
богачи, их назначают
на государственные
должности.
Бедняк не в
почете. Установление
имущим ценза
становится
законом и нормой
строя, к власти
не допускают,
у кого нет
установленного
имущественного
ценза. Строй
держится применением
вооруженной
силы или запугивания.
Такого рода
государства
разделяются
на 2 группы: первая
- бедняки вторая
- богачи. Главный
порок - норма,
на которой он
основан станут
злоумышлять
друг против
друга. Но не
смогут вести
войну (из-за
денег). Когда
богатый человек
расходует свои
средства, то
это не приносит
пользы государству.
Здесь чуть ли
не все бедны,
кроме правителей. Рассмотрим
переход от
тимократического
склада к олигархическому.
Родившийся
у него сын сперва
старается
подражать отцу,
а потом видит,
что отец терпит
крушение. Увидев
это, он в глубине
души свергает
с престола
честолюбие
и яростный дух.
Присмирев из-за
бедности, он
ударяется в
стяжательство,
в крайнюю
бережливость
и копит деньги
своим трудом. У
этого человека
ничего потом
не будет вызывать
восторга, кроме
богатства и
почестей. Честолюбие
будет направлено
на стяжательство.
Продукт превращения
любви к почестям
в любовь к деньгам.
Человек бережлив,
деятелен,
удовлетворяет
сои лишь насущные
желания, не
допуская других
трат. Ходит
замухрышкой,
из всего извлекая
прибыль и делая
накопление.
Из-за недостатка
воспитания
у него появляются
наклонности
трутня, отчасти
нищенские,
отчасти преступные.
Не желает тратить
деньги ради
победы и удовлетворения
благородного
честолюбия. Причина:
в ненасытной
погоне за
предполагаемым
благом, состоящим
якобы в том,
что надо быть
как можно богаче.
При
олигархии
правители не
захотят ограничивать
законом распущенность
молодых людей
и запрещать
им расточать
и губить свое
состояние,
напротив, будут
скупать их
имущество. Гражданам
такого государства
невозможно
почитать богатство
и вместе с тем
обладать
рассудительностью. В
олигархических
государствах
не обращают
внимание на
распущенность.
Люди сидят без
дела и те, кто
владеет имуществом,
замышляют
переворот. Дельцы
между тем, поглощены
своими делами,
не замечают
таких людей,
они приглядываются
к остальным,
и своими денежными
ссудами наносят
раны тем, кто
податлив, взимая
проценты, превышая
первоначальный
долг, разводят
в государстве
трутней и нищих,
молодежь ленива
и бездеятельна. Так,
и государство
заболевает
и воюет само
с собой по малейшему
поводу, причем
некоторые его
граждане опираются
на помощь стороны
какого-либо
олигархического
государства,
а другой на
помощь демократического. Осуществляется
тогда, когда
бедняки, одержав
победу, некоторых
из своих противников
уничтожают,
иных изгоняют,
а остальных
уравнивают
в гражданских
правах и в замещении
государственных
должностей,
что при демократическом
строе происходит
по жребию. Люди
свободные: в
государстве
появится полная
свобода и возможность
делать, что
хочешь. Каждый
строит себе
жизнь по своему
вкусу. Люди
будут очень
различны. При
этом строе
удобно избирать
государственное
устройство.
В
демократическом
государстве
нет надобности
принимать
участие в
государственном
управлении,
даже если ты
желаешь или
воевать когда
другие воюют,
или соблюдать
условия мира,
когда этого
не жаждешь. |