УПРАВЛЕНИЕ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

  Главная      Учебники - Двигатели     Справочное пособие по то и ремонту семейства девятиступенчатых коробок передач типа ЯМЗ-239 14.01002 - 00

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

1.6

УПРАВЛЕНИЕ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Управление демультипликатором осуществляется за счет работы воздухораспределителя, внешний вид которого в сборе и его составных частей показаны на рисунках 21 и 22, а конструкция - на рисунке 23. Схема управления демультипликатором приведена на рисунке 24. На всех рисунках приведено одинаковое обозначение деталей.

 

 

Управление демультипликатором состоит из воздушного силового цилиндра, поршень 42 которого воздействует через шток 43 на вилку 41 и коронную шестерню 40, а так же системы подачи воздуха в разные полости цилиндра (см. рисунок 24).

Шток 43 имеет паз, торцевые поверхности которого соприкасаются с вилкой 41, установленной на оси, вокруг которой вилка 41 поворачивается и перемещает коронную шестерню 40 по направлению А (низший диапазон) или Б (прямая передача).

В момент перемещения штока 43 электрический датчик 44 замыкается и загорается лампа 53, установленная в кабине транспортного средства.

Система подачи воздуха в цилиндр управления демультипликатором состоит из крана переключения демультипликатора 33 (установленного на рычаге переключения передач или на панели кабины), воздухораспределителя (ВР), подсоединенного к крышке (корпусу) механизма

 

 

 

 

Рисунок 22 - Внешний вид деталей разобранного воздухораспределителя КП ЯМЗ-239

 

 

 

 

 

Рисунок 23 - Устройство воздухораспределителя в сборе, 238Н-1723010-01

 

 

 

 

 

Рисунок 24 - Схема управления демультипликатором

 

Обозначения на рисунках 22, 23 и 24 - Внешний вид и устройство воздухораспределителя, схема управления демультипликатором

№ Обозначение Наименование (кол.)

1 - 238Н-1723018-Б корпус воздухораспределителя

2 - 238Н-1723024 золотник

3 - 238Н-1723032 клапан впускной в сборе

4 - 238Н-1723100 сапун в сборе

5 - 238Н-1723154 шайба упорная

6 - 238-1723280 ввертыш (4 шт.)

7 - 238-1723026 кольцо уплотнительное

8 - 238Н-1723028 цилиндр(2 шт.)

9 - 238-1723029-Б прокладка цилиндра (2 шт.)

10 - 238Н-1723030 поршень (2 шт.)

11 - 238Н-1723031 кольцо уплотнительное (2 шт.)

12 - 238Н-1723036 пружина толкателя

13 - 238М-1723037 пружина клапана впускного

14 - 238Н-1723038 толкатель

15 - 238Н-1723041 крышка клапана

16 - 238Н-1723043 втулка толкателя центрирующая

17 - 238Н-1723049 прокладка крышки клапана

18 - 238Н-1723290 диафрагма толкателя в сборе

19 - 238Н-1723170 шайба упорная (2 шт)

20 - 312326-П шайба (4 шт.)

21 - 201420-П29 болт М6х1х20 (11 шт.)

22 - 252004-П2 шайба 6 (8 шт.)

23 - 252134-П2 шайба 6Т (11 шт.)

24 - 238-1723019 гнездо золотника

25 - 25 3111 2062 кольцо уплотнительное 014-018-25-2-1

26 - 238Н-1723092 корпус впускного клапана

27 - 240-1005586 кольцо уплотнительное

28 - 238-1723026 кольцо уплотнительное золотника (2 шт.)

 

 

29 - 239.1702015 крышка верхняя МПКП

30 - 239.1702060 шток вилки переключения 1-ой передачи и з/х

31 - 239.1702064 шток вилки переключения 2-ой и 3-ей передачи

32 - 239.1702074 шток вилки переключения 4-ой и 5-ей передачи

33 - кран переключения демультипликатора (автомобиля)

34 - воздухопровод от крана к ВР (автомобиля)

35 - 239.1708200 клапан блокировки с электромагнитом и болтом

36 - 238М-1723162-40 воздухопровод от ВР к клапану блокировки

37 - электронное реле (автомобиля)

38 - датчик скорости (автомобиля)

39 - 239М.1721240-30 фланец крепления карданного вала

40 - 202.1721350-40 шестерня коронная в сборе

41 -201.1722050-41 вилка

42 - 239.1722035-12 поршень цилиндра

43 - 238М.1722038-50 шток поршня

 

44 - датчик переключения демультипликатора (автомобиля)

45 - 239.1723082-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру

46 - 239.1723081-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру

 

47 - батарея аккумуляторная (автомобиля)

48 - воздухопровод (автомобиля) от воздушного ресивера к

крышке клапана воздухораспределителя

 

49 - ресивер воздушный (автомобиля)

 

 

50 - воздухопровод от крана переключения диапазонов де-
мультипликатора автомобиля к крышке клапана ВР

 

51 - 238-1723044 сухарь блокирующего устройства (2 шт.)

52 - 238Н-1723045 шток блокирующего устройства

53 - лампа сигнальная (автомобиля) переключения демуль-типликатора

 

54 - воздухопровод (автомобиля) от крана переключения
диапазонов к клапану блокировки

 

 

 

 

 

 

переключения передач 29, электромагнитного клапана блокировки 35, электронного реле 37, электронного датчика 38 частоты вращения вала демультипликатора коробки передач и, соответственно, фланца 39, который соединяется с карданным валом транспортного средства, воздухопроводов 34, 36, 45, 46, 48, 50 и 54, электропроводов. Работоспособность системы обеспечения воздухом обеспечивается за счет соединения с воздушным ресивером 49 транспортного средства.

Воздухораспределитель состоит собственно из корпуса воздухораспределителя 1 с золотником 2, с воздушными цилиндрами 8, поршнями 10 и пневмомеханического устройства блокировки включения диапазонов демультипликатора. Устройство блокировки состоит из впускного клапана 3, толкателя 14, диафрагмы 18, корпуса впускного клапана 26, центрирующей втулки толкателя 16, а также толкателя блокировки 52 и двух сухарей блокировки 51, которые установлены в отверстие крышки 29.

Управление демультипликатором функционирует следующим образом (см. рисунок 24), на котором показано нейтральное положение основной коробки передач и включенный низший диапазон):

- для включения низшего диапазона водитель транспортного средства устанавливает кран управления в положение низшего диапазона, при этом воздух из воздушного ресивера 49 по воздухопроводу 50 и 54 через кран 33 и электромагнитный клапан блокировки 35 и далее по воздухопроводу 36 поступает в полость К воздушного цилиндра воздухораспределителя, поршень 10 которого перемещает золотник 2 вниз. При этом одновременно воздух через впускной клапан 3 поступает в полость Н и далее по каналу В через золотниковое устройство по воздухопроводу 45 поступает в левую полость воздушного цилиндра, поршень 42 которого перемещается в правую сторону.

- включение низшего диапазона возможно только при условии, когда электромагнитный клапан 35 не перекрыл поток воздуха, что может быть при частоте вращения фланца 39 не более 1000 мин-1, а так же при нейтральном положении штоков 30, 31, 32, т. е. в основной коробке передач все передачи выключены.

- для включения высшего диапазона кран управления 33 устанавливают в положение высшего диапазона (золотник перемещают в правую сторону Б ’), при этом воздух из ресивера 49 по воздухопроводу 48 и 50, через кран 33 по воздухопроводу 34 поступает в полость Л воздухораспределителя, перемещая поршень и золотник 2 вверх в положение, при котором канал В сообщается с воздухопроводом 46. При этом воздух может поступить в правую полость воздушного цилиндра, а поршень может перемещаться в левую сторону, что обеспечит поворот вилки 41 вокруг оси, осуществив перемещение коронной шестерни 40 по направлению Б для включения низшего диапазона, при этом воздух из левой полости цилиндра по воздухопроводу 45 через золотниковое устройство по каналам Г и Д, через сапун 4 выходит в атмосферу;

 

 

- при включении 1-й передачи или заднего хода шток 30 перемещается в осевом направлении, взаимодействуя с конической поверхностью штока блокировки 52, приводит к его перемещению совместно с толкателем клапана 14 и перекрытию подвода воздуха через клапан 3 в полость Н (см. вид Е рисунке 24) Подача воздуха в воздухораспределитель так же блокируется при включении одной из остальных передач за счет перемещения одного из сухарей.

Система подвода воздуха к силовому цилиндру снабжена электронной блокировкой, которая не позволяет включить низший диапазон при частоте вращения фланца 39 более 1000 мин.-1, т. к. электронный датчик 38 подает сигнал в электронное реле 37, установленного в кабине транспортного средства и его изготовителем, через которое в катушку электромагнитного клапана поступает электрический ток, создается магнитное поле, которое выталкивает сердечник катушки и в конечном итоге клапан перекрывает доступ воздуха из воздухопровода 54 в воздухопровод 36.

Окончательный монтаж системы подачи воздуха к силовому цилиндру и электронной блокировки производят изготовители транспортных средств с установкой кроме 33, электронного блока 37, датчика 38, трубопроводов 34, 48, 50, 54, электропроводов и лампы 53.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..