Психологические основы взаимосвязи оперативно-розыскной и следственной деятельности

  Главная      Учебники - Криминология     ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.В. Чуфаровский) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

Глава 10 Психологические основы взаимосвязи оперативно-розыскной и следственной деятельности


 


 

§ 1. Использование материалов оперативно-розыскной деятельности на предварительном следствии

 

 

На практике, в обнаруже-нии преступлений и лиц,

их совершивших, оператив-но-розыскная деятельность играет большую и ответст-венную роль - она, как пра­

вило, осуществляет информационное обеспечение следственной деятельности.

Проблема использования материалов оператив-но-розыскной деятельности на предварительном следствии в настоящее время приобретает особен-ную актуальность. Это связано в первую очередь с повышением организованности преступности, ее профессионализма, с ростом активности противо-действия правоохранительным органам, с учащени-ем случаев угрозы, шантажа, направленных против свидетелей, потерпевших и других лиц.1

По своей сущности, оперативно-розыскная де-ятельность представляет собой разведку крими-нальной среды и ее материалы по своей процессу-альной природе отличаются от результатов следственных действий и в отличие от последних не могут непосредственно использоваться в каче-стве доказательств по уголовным делам. Следует отметить, что оперативные данные имеют тот же первоисточник, что и доказательства, отраженные во вне следы события с признаками криминала, однако их форма существенно отличается от дока-зательств.


 

image

1 Голубев В.В. Вопросы использования оперативно-розыскной деятельности на предва-рительном следствии // Следователь. - № 4. - 1997. - С. 41.


 

image

Отличительной психологической особенностью оперативно-розыскной дея-тельности является раскрытие преступлений, преодоление сопротивления преступника и в связи с этим - использование определенных ухищрений, кото-рые не должны противоречить законности.

К оперативно-розыскной деятельности относится деятельность, осуществля-емая гласно и негласно. Задачами оперативно-розыскной деятельности являют-ся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совер-шивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, след-ствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропав-ших граждан; добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Рос-сийской Федерации1. Следует отметить, что органы дознания правоохранитель-ных органов наряду с гласными средствами и приемами имеют право использо-вать приемы личного сыска, специальные учеты, оперативную технику и т. д.

Наиболее психологически сложной задачей является установление лиц, совершивших преступление по неполной исходной информации, то есть при отсутствии прямых указаний на личность преступника. В этих случаях исполь-зуются алфавитный и дактилоскопический учеты, а также информационно-по-исковые системы, обеспечивающие автоматическое сличение массива дакти- локарт со следами рук, изъятыми на месте происшествия. Эти системы требуют постановки информационных вопросов в соответствии с возможностя-ми автоматизированного поиска и особенностями расследуемого события. Как правило, ЭВМ может выдать информацию не о конкретном лице, а о круге лиц, состоящих на криминалистическом учете, среди которых необходимо провести тщательную оперативно-розыскную работу. Эта работа связана с дифферен-циацией особенностей расследуемого преступления, с углубленным информа-ционным анализом поисковых признаков2.

Оперативные сотрудники еще до реализации дела разработки, в пределах до-пустимого должны знакомить следователя с этими материалами и совместно раз-рабатывать необходимые меры по обеспечению доказательств. От того, насколь-ко четко, слаженно и продуманно осуществляется взаимодействие на самом начальном этапе, как правило, во многом зависит успех расследования уголовно-го дела. Важным аспектом взаимодействия является сохранение служебной тай-ны. Как правило, на этом этапе да и на всех последующих преступники и их соуча-стники стремятся добыть любыми путями информацию о ходе расследуемого дела и о степени осведомленности правоохранительных органов.

С момента реализации оперативных материалов, деятельность оператив-ного сотрудника и следователя протекает в остроконфликтных условиях актив-ного противодействия подозреваемых и других лиц, в условиях психологичес-кого противоборства.

Для преодоления оказываемого противодействия раскрытию преступления следователям и оперативным сотрудникам необходимо твердо владеть мето-дами психологической борьбы. К ним в первую очередь относятся: упреждение негативной деятельности преступников; координация и синхронность опера-тивно-розыскных, следственных и иных мероприятий; выбор оптимальных ус-ловий для проведения процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий;


 

image

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» принят Государствен-ной Думой 5 июля 1995 г. // Российская газета от 18 августа 1995 г.


 

2 См.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследова-ния преступлений. - М., 1996. - С. 202.


 

image

своевременное определение и использование средств воздействия на нравст-венную и эмоционально-психологическую сферу подозреваемых, обвиняемых, заинтересованных свидетелей, потерпевших, способных побуждать их к над-лежащему поведению1.

Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть реализованы в ка-честве повода для возбуждения уголовного дела; для ориентирующей информа-ции при подготовке и проведении следственных действий, если закон не связыва-ет такое решение с наличием доказательств; источников фактических данных после их получения в установленном уголовно-процессуальном кодексе порядке.

Следует отметить, что принятие решения об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу долж-но включать не только положительные ответы на вопросы, связанные с отно- симостью к уголовному делу данных, которые содержатся в делах оперативно-го учета, невозможностью без них установить существенные обстоятельства, выбором вида доказательств, через которые они будут введены в уголовный процесс, но и с представлением органам расследования сведений, необходи-мых для формирования, проверки и оценки соответствующих доказательств в процессе доказывания. Отрицательный ответ хотя бы на один из перечислен-ных вопросов должен вести к отказу от использования результатов оператив-но-розыскной деятельности в процессе доказывания.

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Психологическая структура оперативно-розыскной и следственной деятельности

 

 

 

Основным определяющим компо­нентом структуры деятельности оперативного сотрудника и следовате-ля, является их познавательная дея-тельность по собиранию и исследова-нию самых разнообразных фактов, на

основании которых ими полностью восстанавливается прошлое событие, все вза-имоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление.

Оперативно-розыскная и следственная работа не может осуществляться без предварительной тщательной работы по установлению истины - имевших место в прошлом событий, отношений, взаимосвязей2. Именно здесь производится про-цесс создания модели прошлого события преступления, в наиболее концентриро-ванном виде реализуются все основные особенности, свойственные вообще по-знавательной деятельности в процессе расследования преступления.

Начиная процесс собирания и получения фактов, оперативный сотрудник и следователь часто заранее не знают конечного результата сбора этих сведе-ний, не могут представить полную мысленную модель имевшегося в прошлом события. Эта особенность познавательной деятельности приводит к сущест-венным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к не-обходимости выдвижения и проверки большого количества самых разнообраз-ных версий по поводу природы, действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами.

Поэтому в оперативно-розыскной и следственной деятельности существен-ное значение приобретают криминалистические знания и опыт, которые созда-ют условия для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации, являются необходимой предпосылкой и для активизации воссоздающего воображения. Чем большим опытом облада-


 

image

См.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 202.

См.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 199-205.


 

image

ет оперативный сотрудник и следователь, чем шире их познания в криминали-стике, тем большее количество версий они могут выдвинуть в процессе уста-новления истины, тем больше версий они могут проверить мысленно.

Особенность познавательной деятельности сотрудника и следователя заклю-чается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мысли-тельные задачи, но и имеют возможность решение ряда мыслительных задач, свя-занных с восстанавливаемой моделью события, поручать другим лицам: а) обладающим специальными познаниями; б) очевидцам прошедших событий.

В первом случае на них возлагается решение задач, связанных с необходи-мостью применения специальных знаний. Во втором случае мыслительные за-дачи связаны с анализом и синтезом наблюдавшихся ранее фактов и явлений.

Познание события прошлого - совершенного преступления осуществляет-ся путем построения мыслительной модели на основании собираемой, оцени-ваемой, систематизированной информации, постоянно дополняемой в ходе оперативно-розыскной деятельности и следствия по делу. Причем не только воссоздается статическая модель определенного объекта, но познается меха-низм действия, поведения. Это предопределяет необходимость постоянного мыслительного движения за определенным объектом. «Чтобы воспроизвести в мышлении объективный ход событий, нужно двигаться по пути движения пред-метов, вскрывать источник их развития, отражать на языке понятий в необхо-димой последовательности стадии их изменения»1.

Познание события прошлого всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей вза-имосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Здесь обяза-тельно реализуется процесс мысленной обработки получаемой информации, суждения о связях, фактах, возможных путях развития события, выдвижения и проверки различных версий. I

Познание включает в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку познаваемых фактов и явлений. В процессе этой деятельно-сти широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процес-се познавательной деятельности.

Очень важные особенности имеются и в процессе отбора информации. Весь объем поступающей к оперативному сотруднику и следователю инфор-мации в значительной степени превышает информацию, действительно необ-ходимую ему для установления истины по делу, по тем или иным отдельным фактам. Значимость той или иной информации может проявляться не сразу, а только в процессе последующего сопоставления, анализа, синтеза с другими фактами и обстоятельствами дела. Это приводит к тому, что действительный объем информации, который закрепляется процессуально в материалах дела, почти всегда больше той, которая непосредственно имеет отношение к рассле-дуемому событию, преступлению. Избыточность информации, закрепленной процессуально в материалах дела, является особенностью и непременным следствием специфичности процесса познания истины как оперативным со-трудником так и следователем. Эта избыточность информации находится в прямой зависимости от степени ясности события в первоначальный момент Расследования: чем больше выдвигается и проверяется версий в процессе до-знания и следствия, тем больше избыточной информации процессуально за-цепляется в материалах уголовного дела2.


 

image

1 Мальцев В.И. Очерки диалектической логики. - М., 1974. - С. 45.

2 Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. С. 35.


 

image

Своеобразная избыточность информации диалектически сочетается с по-стоянным недостатком имеющейся информации для решения возникающих мыслительных задач, для построения необходимых моделей происшедших со-бытий. Необходимость решения этих задач определяет в свою очередь посто-янный поиск все новой и новой информации. Познавательная деятельность оперработника и следователя все время проходит в отборе информации из всего объема существующей, в поисках новой, необходимой информации.

Необходимую для построения модели прошедшего события информацию, как правило, можно получить двумя путями: 1) непосредственным чувственным восприятием фактов объективной действительности (осмотр помещения, предмета, документа и т. д.); 2) получением сообщений о фактах путем воспри-ятия речи (устной, письменной) других лиц, когда нет возможности лично на-блюдать, воспринимать уже прошедшие события.

Познавательная деятельность как оперативного сотрудника так и следова-теля теснейшим образом связана с его удостоверительной деятельностью, с необходимостью процессуально закреплять все устанавливаемые ими факты и явления. Такая связь этих видов деятельности требует постоянной направ-ленности их мыслительных процессов на решение вопросов, осуществляемых параллельно с основной познавательной деятельностью: что именно фиксиро-вать, при помощи каких приемов и технических средств, в каком объеме фик-сировать то или иное явление, событие, в какой процессуальной форме. Вос-принимая факты, анализируя и синтезируя их, оперработник и следователь одновременно должны думать и о том, как эти факты будут восприняты други-ми лицами, прокурором, судом, после того как они соответствующим образом будут зафиксированы ими в материалах дела. Такая многоплановость в на-правленности деятельности их при осуществлении познания в значительной степени усложняет действия оперативного сотрудника и следователя, требует большой концентрации их умственных способностей, высокой ответственности за производимую работу.

Удостоверительная деятельность оперативного сотрудника, а затем и сле-дователя, должна быть направлена на фиксацию: 1) устанавливаемых элемен-тов (фактов, явлений, объектов), при помощи которых воссоздается модель прошедшего события и его взаимосвязей; 2) собственных действий, а также действий других участников (специалистов, экспертов и т. д.) по отысканию, об-наружению важных для установления истины фактов, явлений; 3) устанавлива-емых действий правонарушителя.

Удостоверительная деятельность не только закрепляет выявленные в про-цессе познания факты, события, но и призвана помогать процессу их объектив-ного восприятия оперработником и следователем, призвана ликвидировать, предупреждать развитие субъективизма в их действиях, ошибки в познава-тельной деятельности.

На практике, для преодоления оказываемого противодействия раскрытию преступления сотруднику и следователю необходимо владеть методами пси-хологического противоборства, то есть уметь упреждать противоправную дея-тельность преступников и проводить выбор оптимальных условий для прове-дения процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий.

Как правило, в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов значительный объем информации не документируется, а сохраняется в памяти отдельных сотрудников. Поэтому, владея методикой выявления скры-тых обстоятельств, эти сотрудники представляют следователю материал для принятия первоначальных тактических решений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..