Психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками в оперативно-розыскной деятельности

  Главная      Учебники - Криминология     ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.В. Чуфаровский) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 


 

Глава 9

Психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками в оперативно-розыскной деятельности


 


 

§ 1. Общеправовые и этические вопросы проведения опроса


 

 

 

Оперативный сотрудник, в производстве или на рас-смотрении которого находятся материалы о противоправной деятельности конкретного ли­

ца или группы лиц, вправе производить опрос физи-ческих и должностных лиц предприятий, учрежде-ний и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, по существу имеющихся материалов. Опрашиваемые лица должны явиться по вызову и дать объяснения по обстоятельствам, относительно которых они опра-шиваются. Об опросе интересующих лиц составля-ется протокол опроса.

Согласно российского уголовно-процессуаль-ного законодательства в качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое ли-цо, которому могут быть известны какие-либо об-стоятельства, подлежащие установлению по со-вершенному правонарушению.

Следует отметить, что не могут опрашиваться в качестве свидетеля адвокат или оказывающий юридическую помощь представитель лица, при-влекаемого к ответственности за совершение пра-вонарушение, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг. Не может опрашиваться и лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не спо-собно правильно воспринимать обстоятельство, имеющее значение для дела, и давать им пра-вильные объяснения.

Супруг и близкие родственники физического или должностного лица, отвечающего за совер'


 

image

шенное правонарушение, освобождаются от обязанности давать объяснения, для опроса лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, вызов его произ-водится через родителей или других законных представителей. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда этого требуют обстоятельства дела.

Вызванные по одному и тому же правонарушению лица опрашиваются по-рознь. Перед опросом оперативный сотрудник в производстве или на рассмот-рении которого находится дело о совершенном правонарушении, удостоверя-ется в личности опрашиваемого, выясняет, владеет ли он русским языком, нуждается ли в услугах переводчика, разъясняет опрашиваемому его права и обязанности, сообщает в качестве кого он приглашен и с какой целью. Особен-но внимательно надо подходить к исполнению этих положений законодатель-ства при опросе лиц, не владеющих или плохо владеющих русским языком, граждан, находящихся в болезненном состоянии или в преклонном возрасте.

Следует отметить, что в начале любого опроса устанавливается отношение опрашиваемого лица к лицу, привлекаемому к ответственности за совершенное правонарушение, выясняются другие необходимые сведения о личности опра-шиваемого. При этом лицо, являющееся свидетелем, предупреждается об адми-нистративной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если данное лицо может нести такую ответственность1.

Практика показывает, что лучшей формой установления данных о личнос-ти опрашиваемого, разъяснения ему прав и обязанностей, получения от него других необходимых предварительных сведений является свободная и непри-нужденная беседа, способствующая возникновению и развитию психологичес-кого контакта с вызванным на опрос лицом.

Для обеспечения необходимой точности и полноты информации, которую оперативный сотрудник предполагает получить посредством опроса, важно к нему тщательно и обстоятельно подготовиться, а именно:

  • провести обобщение и анализ известных фактов и сведений и на его ос-нове определить, что именно и какие обстоятельства подлежат установлению путем опроса;

  • разобраться и определить, кто должен быть опрошен и кого конкретно на-до пригласить для участия в опросе;

  • собрать характеризующие опрашиваемого лица сведения о его психоло-гических, профессиональных и моральных качествах: подробно выяснить об-раз жизни и взаимоотношения с людьми;

  • подготовить имеющиеся документы, другие предметы или объекты, кото-рые предполагается использовать для предъявления опрашиваемому лицу;

  • четко и грамотно сформулировать конкретные вопросы, подлежащие вы-яснению у опрашиваемого и определить их последовательность;

  • желательно составить письменный план опроса, особенно когда это про-сто необходимо2.

Для достижения конкретных целей, которые оперативный сотрудник пре-

  • следует при осуществлении опроса, важно создать надлежащую, спокойную обстановку, в частности, устранить все отвлекающие моменты (прекратить те-лефонные разговоры, встречи с коллегами), удалить лиц, не участвующих в оп-росе, создать деловую обстановку, быть внимательным к опрашиваемому, про-являть интерес к сказанному им в беседе.


 

image

1 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий / Под ред. П.Г. Пономарева. - М., 1997.


 

2 См.: Чуфаровский Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыск-ной деятельности правоохранительных органов // Юрист. - № 1. - 1999. - С. 22-24.


 

image image

Опрос, в зависимости от ситуации, лучше начинать со свободного рассказа о том, что опрашиваемому известно об исследуемом событии, либо с поста-новки понятных конкретных вопросов. Без нужды не рекомендуется переби-вать опрашиваемого. Однако, при необходимости можно предложить опраши-ваемому не отвлекаться от обстоятельств события, а более подробно осветить те или иные из них. Только после этого можно задавать конкретизирующие во-просы по существу правонарушения.

Следует отметить, что опрос лучше проводить с глазу на глаз без посторон-них лиц, кроме случаев, когда присутствие других лиц необходимо.

Ведя опрос активно, оперативный сотрудник должен быть объективным и тактичным, не допускать вспыльчивости, раздражительности, оскорбительных выражений и повышенного тона. Поведение оперативного сотрудника должно быть спокойным, речь его - простой, понятной и краткой. Не рекомендуется проявлять негодование, скептицизм и панибратство.

Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недо-пустимы приемы опроса, которые основаны на обмане, связаны с угрозой и шантажом, сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением до-стоинства личности, связанные с понуждением ко лжи, к аморальным поступ-кам, а также на использовании низменных побуждений, религиозных чувств, предрассудков и невежества. Недопустимы наводящие вопросы и вопросы- уловки.

Чтобы собрать интересующую оперативного сотрудника информацию по правонарушению в полном объеме, необходима максимальная конкретизация и детализация полученных у опрашиваемого лица сведений. Достаточно по-лезно иллюстрировать то, о чем рассказывает опрашиваемый зарисовками ве-щей и различных предметов, масштабными планами и схемами.

Оперативному сотруднику следует учитывать и то, что основаниями для предположения о неправдивости опрашиваемого могут стать:

  1. четкий автоматизм изложения объяснений, лишенный даже намека на какие-либо сомнения и сбивчивость, чрезмерно категорические суждения оп-рашиваемого о всех деталях выясняемых обстоятельств по правонарушению;

  2. обвинение других опрошенных лиц в неискренности, нарочито громкое возмущение их поведением;

  3. неожиданная проговорка о какой-либо детали выясняемого события по правонарушению при утверждении опрашиваемого, что участником этого со-бытия он не был и ничего о нем не слышал, не знает и ничего не видел;

  4. очень преувеличенная реакция на заданный в числе нейтральных крити-ческий вопрос, безусловно касающийся важного обстоятельства совершенного правонарушения, под влиянием которого опрашиваемое лицо становится край-не возбужденным, или наоборот чрезмерно растерянным;

  5. достаточно четко выраженные внешние проявления внутреннего напря-жения опрашиваемого: покраснение лица, бегающие глаза или наоборот осо-бая бледность лица, дрожание рук, выраженная потливость на лице, замед-ленность и сбивчивость речи, очень длинные паузы, частные заминки, общая растерянность и т. п.;

  6. сокрытие о факте или обстоятельстве, существенном для дела и, судя по некоторым данным, хорошо известном опрашиваемому лицу (например, о вре-мени, месте и способе совершения правонарушения, о знакомстве с опреде-ленным лицом, об активных участниках данного события, их взаимоотношени-ях и т. д.).


 

image

§ 2. Психологические и тактические приемы опроса

 

 

Известно, что правовая природа опроса и допроса различна и

имеет свою специфику. Однако, следу-ет отметить, что их объединяет общая

 

 

цель - получение достоверной информации. Все это позволяет при опросе ис-пользовать некоторые психологические и тактические приемы, к которым прибе-гают следователи на допросе. Поэтому, в зависимости от обстоятельств совер-шенного правонарушения, целесообразно при опросах применять следующие приемы.

В частности, при затрудненном контакте с опрашиваемым лицом, его нежелании давать показания требуется:

  1. проявлять внимательное, чуткое и уважительное отношение к опрашива-емому, уравновешенность и спокойствие в обращении с ним;

  2. организовать проведение беседы на нейтральную тему с целью получе-ния общего представления об опрашиваемом лице, чертах его характера, вни-мательности и наблюдательности, силе соображения и интеллекте, об отноше-нии к нравственным и другим ценностям. Подробно опросить его о биографических данных, круге интересов, увлечениях, образе жизни, личных связях и т. д.;

  3. предложить опрашиваемому обращаться за помощью, сообщить номер своего служебного телефона;

  4. выяснить, по возможности, мотивы, по которым опрашиваемое лицо от-казывается давать объяснения, и попытаться преодолеть их. Растолковать ли-цу, совершившему правонарушение, что отказ от дачи объяснений только ухудшает возможности защиты его прав и интересов, постараться вовлечь его в диалог, предложив конкретно оценить действия лица, осуществляющего про-изводство по проверке материалов правонарушения; «

  5. использовать положительные качества опрашиваемого лица, не согласу-ющиеся с уклонением от дачи объяснений;

  6. разъяснить значение чистосердечного раскаяния лица, привлекаемого за совершенное правонарушение, перечислить ему обстоятельства, которые в соответствии с административным законодательством смягчают ответствен-ность, разъяснив при этом смысл смягчающих вину обстоятельств;

  7. указать опрашиваемому лицу на важность борьбы с правонарушениями, установления истины по делу, на необходимость выполнения гражданского долга путем дачи правильных показаний;

,8) предъявить отдельные имеющиеся доказательства, достоверность кото-рых ни у кого не вызывает сомнений.

С целью предотвращения лжи, создания условий для ее своевремен-ного выявления и склонения опрашиваемого лица к правдивым показаниям необходимо:

  1. спокойным и доброжелательным тоном посоветовать опрашиваемому рассказать всю правду;

  2. начать опрос в первую очередь с выяснения обстоятельств, относитель-но которых имеется наибольшее количество достоверных данных;

  3. обеспечить надлежащие условия для использования доказательств при опросе путем наилучшей последовательности опросов нескольких лиц, в част-ности, вначале опрашиваются те, от кого легче получить правдивые показания и т.д.;

  4. создать представление у опрашиваемого лица о степени осведомленно-сти относительно совершенного и расследуемого правонарушения и имеющих-ся доказательствах;


     

    image

  5. выяснить отношения между лицом, совершившим правонарушение и очевидцами, а затем получить объяснения по поводу факта, о котором показа-ли очевидцы, с целью предотвращения неосновательного заявления этого ли-ца или группы о недоброжелательности к нему очевидца этих событий и якобы обусловленной этим ложности его объяснений;

  6. провести максимальную детализацию объяснений опрашиваемых; путем постановки конкретных вопросов выяснить все подробности обстоятельств со-вершенного правонарушения, относительно которого даются объяснения;

  7. уточнить и конкретизировать условия восприятия определенных событий совершенного правонарушения;

  8. разъяснить опрашиваемому лицу значение имеющихся в деле доказа-тельств;

  9. сообщить лицу, совершившему правонарушение, что факт его соверше-ния очевиден и доказан, наказание за него заслужено им и его реализация бу-дет актом справедливости;

  10. продемонстировать опрашиваемому лицу, совершившему правонару-шение, возможность объективного установления истины;

  11. дать опрашиваемому возможность до конца изложить ложные объяснения с тем, чтобы затем активно использовать их для изобличения давшего их лица;

  12. выявить противоречия в объяснениях опрашиваемого, а также несоот-ветствие их показаниям других лиц, имеющимся в материалах данным или об-щеизвестным истинам и обратить на них внимание опрашиваемого;

  13. огласить ранее данные объяснения опрашиваемого лица, существенно противоречащие вновь им даваемым;

  14. конкретно, аргументировано и по существу пресечь ложь, сославшись на опровергающие ее факты;

  15. выяснить причины дачи ложных показаний и преодолеть их внушением опрашиваемому лицу мысли о необходимости побороть чувство боязни мести со стороны лица, совершившего правонарушение;

  16. по возможности осуществить ведение опроса с участием психолога или другого специалиста;

  17. провести в необходимых случаях повторный опрос для получения де-тальных фактов конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.

Для более глубокого и полного выяснения обстоятельств по совер-шенному правонарушению важно:

  1. ставить достаточно конкретные вопросы в наилучшей логической после-довательности. В подавляющем большинстве случаев, на практике, целесооб-разна последовательность «от общего к частному». Как правило, вначале за-дается общий вопрос - о том, что известно опрашиваемому по данному правонарушению, после чего следует задавать последовательно вопросы, ка-сающиеся более ранних из них. Чисто по тактическим соображениям оправда-на постановка вопросов, касающихся второстепенных обстоятельств, хорошо известных оперативному сотруднику, осуществляющему опрос;

  2. в большинстве случаев задавать наряду с основными, уточняющие во-просы (направленные на конкретизацию тех или иных обстоятельств), напоми-нающие (способствующие оживлению памяти) и достаточно конкретные кон-трольные вопросы (способствующие выяснению обстоятельств, которые позволяют проверить правильность определенного объяснения).

Очень важно оперативному сотруднику уточнять данные ему показа- ния, для чего следует:

  1. выяснять, уверено ли опрашиваемое лицо в том, что определенное об-стоятельство точно имело место или у него есть сомнение в этом;


     

    image

  2. предложить и увязать обстоятельство, интересующее оперативного со-трудника, осуществляющее опрос, с каким-либо запоминающимся фактом, на-пример, с проводами родственника, друга, какой-либо неприятностью на рабо-те, в семье, знакомством или разрывом отношений с кем-либо и припомнить его детали, в частности, действия, мысли в момент выясняемого события;

  3. предоставить осмотреть какие-либо объекты, могущие оживить ассоциа-тивные связи и вспомнить забытое (письменные документы, вещественные до-казательства по данному правонарушению и т. д.);

  4. перечислить различные фамилии, чтобы помочь вспомнить забытую.

При получении конкретных данных, позволяющих предположить лжесвидетельство, надо:

  1. тщательно проанализировать показания очевидцев и свидетелей, обра-щая особое внимание на противоречия и признаки, характерные для лжесви-детельства, в частности, многословие в изложении несуществующих обстоя-тельств и достаточно схематическое освещение наиболее существенных и важных фактов, а также настойчивое заверение в своей беспристрастности и незаинтересованности в деле;

  2. изучив материалы о правонарушении и все дополнительные материалы, характеризующие очевидца и свидетеля, получив по возможности данные о воз-действиях, которые на них оказывались лицами, заинтересованными в исходе дела о правонарушении, провести повторный опрос этих лиц, на котором попы-таться выявить в сопоставленных объяснениях признаки, характерные для дачи заведомо ложных показаний. Детализацией показаний установить источники со-общаемых сведений, в частности лиц, которые могут их подтвердить; выяснить поподробнее причины имевших место изменений в объяснениях.

    По мере необходимости следует прибегать к ускорению темпа опроса с по-становкой уточняющих вопросов и неожиданной постановкой среди второсте-пенных вопроса о важных и существенных деталях обстоятельств правонару-шения, а также прибегать к замедлению опроса с целью их выявления. В необходимых случаях следует изменять последовательность в выявлении каких-либо важных фактов по сравнению с ранее имевшей место. При заявле-нии свидетеля о том, что он ранее давал заведомо ложные объяснения, необ-ходимо выяснить обстоятельства, соответствующие деятельности и мотивы, по которым давались ложные объяснения.

    Перечисленные выше отдельные рекомендации о проведении опросов по делам о правонарушениях безусловно не охватывают всего наработанного правоохранительными органами десятилетиями и нашедшего отражение в различных публикациях и учебных пособиях опыта оперативно-розыскной ра-боты, который необходимо повсеместно применять оперативным сотрудникам.

     

     

     

     

    § 3. Психологические и тактические приемы опроса несовершеннолетних

 

При проведении опроса несовер­

шеннолетнего рекомендуется сразу же предварительно выяснить ус-ловия жизни и воспитания несовершен-нолетнего, его интересы, наклонности,

 

поведение, круг его знакомых. Желательно, а может быть и необходимо, перед выяснением вопросов, интересующих оперативного сотрудника, побеседовать с подростком на отвлеченные темы, расположить его к себе, постараться вы-звать доверие, то есть установить с ним психологический контакт1. Этому дол-жен способствовать спокойный и доброжелательный тон разговора, участия в


 

image

1 См.: Личность преступника. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - M., 1971. -С . 128-156.


 

image

нем педагога или психолога, пользующихся у подростка особым доверием. Очень важно в данных случаях разъяснить несовершеннолетнему значимость истины результатов предстоящего разговора. Целесообразно в доступной форме объяснить ему, какие могут наступить последствия, если он утаит какие- либо сведения или их исказит.

В целях оживления памяти и уточнения пояснений полезно провести опрос подростка на месте исследуемого события. В этих целях можно опрашиваемо-му предъявить предметы, имеющие отношение к выясняемым обстоятельст-вам. Безусловно важно при опросе выяснить, из каких источников стали изве-стны сообщаемые подростком сведения. Несовершеннолетнему можно ставить вопрос, почему ему запомнились сообщаемые сведения и на основа-нии чего он дал соответствующую оценку названным им фактам.

В ряде случаев необходимо установить, кто по выясняемым оперативным сотрудником вопросам ранее беседовал с подростком, какие при этом дава-лись советы и внушались оценки, кто и в связи с чем; почему его предупрежда-ли о предстоящем опросе и какие давались рекомендации о поведении на нем. При решении задач, стоящих перед оперативным сотрудником может ока-заться полезным проверить объяснения опрошенного лица на месте исследу-емого события. Эта проверка может проводиться с участием опрашиваемого и специалистов, с использованием макета или предмета, о применении которо­

го рассказал опрашиваемый, а также статиста или манекена.

Опрашиваемому лицу предлагается повторить ранее данное объяснение относительно исследуемого события, сопровождаемое показом мест и объек-тов, связанных с этим событием, и демонстрацией отдельных действий. Опе-ративный сотрудник при этом сопоставляет обстановку данного места с полу-ченными объяснениями. Это способствует проверке правильности объяснений опрошенного лица, их детализации, конкретизации, уточнению и восстановле-нию в памяти опрошенного дополнительных сведений.

Проверка объяснений опрошенного на месте может производиться также в целях: обнаружения места происшедшего, пути следования к нему; их осмот-ра, поиска, обнаружения и осмотра различных объектов, имеющих значение для решения стоящей перед оперативным сотрудником задачи; установления конкретных лиц, которых следует опросить; проверки объяснений ряда лиц для определения наличия или отсутствия у них противоречий, уточнение роли каж-дого участника исследуемого события. Следует, однако, отметить, что если оп-рошенное лицо непосредственно участвовало в осмотре места исследуемого события, то это исключает возможность проверки его объяснений.

Перед проверкой объяснений на месте следует: тщательно опросить лицо, при этом помимо вопросов по существу надо выяснить точные координаты мест предстоящего показа и пути к ним; получить согласие опрашиваемого са-мостоятельно повторить свои объяснения на месте с показом и демонстраци-ей действий участников события; выбрать время этого действия (в случае, не терпящем отлагательства это действие проводится сразу или вскоре после оп-роса, в остальных случаях - при наличии необходимых и благоприятных усло-вий); уяснить, потребуется ли для фиксации хода и результатов указанного действия фотоаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, а также макет, мане-кен или статист; определить, потребуется ли помощь специалистов, если да, то каких именно, пригласить их; при необходимости подготовить транспорт, ин-струменты, средства освещения и связи1.


 

image

См.: Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. - Сверд-ловск, 1973. — С. 34-53.


 

image

При даче объяснений на месте исследуемого события после свободного рассказа и показа вопросы опрашиваемому задает сам оперативный сотрудник и лишь затем с его разрешения приглашенные специалисты и другие лица.

В случае дачи опрашиваемым ранее лицом на месте новых пояснений сле-дует выяснить, почему ранее при опросе он этого не говорил. При наличии про-тиворечий между прежними объяснениями и результатами их проверки на ме-сте нужно также выяснить причину. При этом надо спокойно, без назидательности показать нелогичность даваемых объяснений. Неразумно вступать в конфликт по мелким, несущественным деталям, с которыми можно разобраться позже, при дополнительном опросе.

Во время поиска места и объектов нельзя торопить лицо, напротив, следу-ет помочь ему вспомнить детали, прибегнув к ассоциациям.

В целях получения правдивых объяснений элемент изобличения должен отсутствовать или сводиться к минимуму. Недопустимы действия, опасные для жизни, здоровья, а также связанные с унижением чести и достоинства опраши-ваемого лица. Не рекомендуется проводить проверку объяснений на месте в присутствии многих людей. Это у опрашиваемого лица вызывает отрицатель-ные эмоции и желание скорее завершить действие.

При производстве - звуко- и видеозаписи необходимо устранить шумы, не кричать к микрофон. Если шум возникает внезапно (от проходящих автомашин, поезда, пролетающего самолета) оперативный сотрудник приостанавливает разговор, прерывает запись до момента прекращения шума. При необходимо-сти на месте события производятся измерения. Они должны быть точными и осуществляться с помощью измерительных средств. Их результаты целесооб-разно отразить в схемах, масштабных планах и зафиксировать посредством фотосъемки и видеозаписи. Проверка пояснений на месте разных лиц прово-дится с каждым из них раздельно.

Безусловно, результаты проверки пояснений опрошенного лица на месте исследуемого события, как и любая другая информация, имеющая значение для решения оперативным сотрудником стоящей перед ним задачи, подлежат проверке и оценке.

Поэтому оценивая рассказ на месте, следует учесть, соответствует ли объ-ективная обстановка той, в которой происходило исследуемое событие. Выяс-няется здесь, не затруднена ли пространственная ориентация лица, чьи объ-яснения проверялись на месте. Несовпадение пояснений при опросе и на месте может быть следствием того, что лицо сообщило при опросе ложные сведения, а под влиянием обстановки на месте изменило их, либо при опросе запамятовало детали, но на месте их вспомнило, либо изменило данные ранее правдивые пояснения на ложные. Если объяснения при опросе и на месте сов-падают, но не согласуются с обстановкой места, то это может оказаться след-ствием разных причин - ложности объяснений, неполноты восприятия местно-сти, плохой памяти, изменений в обстановке после события и до его осмотра.

Полное совпадение объяснений при опросе и на месте с его осмотром и ус-тановленными обстоятельствами происшедшего события может свидетельство-вать о правдивости сведений. Вместе с тем выявленным существенным проти-воречием должна быть дана критическая оценка. Игнорирование противоречий ведет, как правило, к ошибкам.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..