Психологические основы подготовки характеристик на личность в оперативно-розыскной деятельности

  Главная      Учебники - Криминология     ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.В. Чуфаровский) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

 


 

Глава 8 Психологические основы подготовки характеристик на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов


 


 

§ 1. Значение черт личности для написания характеристик в оперативно-розыскной деятельности

 

 

Каждому оперативному сотруд-нику приходится писать и читать характеристики написанные други-ми. Это могут быть педагогические производственные характеристики,

служебные аттестации и т. д.

Конечно, каждая из этих характеристик, в зави-симости от ее цели имеет свою специфику, но есть во всех них и общее, объединяющее их: все они должны описать индивидуальные черты личности, дать более или менее полную, но достаточно чет-кую психологическую характеристику.

Любой оперативный сотрудник по собственному опыту знает, что написать характеристику - работа нелегкая. Ведь в ней нужно раскрыть индивидуаль-ные, то есть присущие именно данному человеку, свойства личности. А люди очень различны и непо-хожи друг на друга. Недаром давно уже бытует вы-ражение - «личность неповторима». Но, несмотря на это, кому не бросалось в глаза при чтении харак-теристик их однообразие, шаблон в словах, которы-ми описываются и оцениваются черты личности че-ловека?

Следует отметить, что биографии у людей очень различны, и это обстоятельство обычно лег-ко находит отражение в характеристиках. Личные же качества, как правило, излагаются в них так бедно и одинаково, что люди выглядят похожими друг на друга, как стертые монеты.

Если взять без всякого выбора две характери-стики на двух объектов и, сохранив в каждой био-графические сведения, поменять все, что отно-сится к их личным свойствам, немногое в них


 

image

изменится! Нам приходилось это делать и читать эти «переставленные харак-теристики» оперативным сотрудникам, которые знали этих объектов, и они не догадывались о перестановке, говорили, что «характеристики правильные, нормальные»... Можно посоветовать повторить этот прием руководителям опе-ративных подразделений обучающим своих сотрудников составлению характе-ристик. Он очень убедительно демонстрирует недостатки последних.

Шаблонность и поверхностность характеристик обычно имеют две причи-ны. Во-первых, оперативный сотрудник, пишущий характеристику, недостаточ-но хорошо представляет себе, что такое личность и что такое характер. А во- вторых, он нередко плохо знает черты личности объекта.

Однако первая причина встречается чаще и бороться с ней надо более упорно. Ведь чтобы изучить личность человека, надо знать, что такое лич-ность, надо знать психологию личности. Конечно, это не значит, что знание психологии личности может быть получено только из учебников психологии. Опыт, здравый смысл здесь бесспорно играют известную роль. Но все-таки эта роль ограничена. Мне вспоминается один случай, который произошел еще в начале 80-х годов. Как-то после моей лекции по психологии ко мне подошел по-жилой армейский полковник: «А ведь я психолог не хуже вас, - сказал он мне. - Вы психологию по книгам знаете, а я уже сорок лет с людьми работаю. Я не де-сятки, а сотни характеристик написал и прочитал, в тысячах судеб по здраво-му смыслу разбирался».

«Здравый человеческий смысл - весьма почетный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода - переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования, - ответил я ему. - А что касается опыта, то у старой бабки-повитухи его тоже достаточно. Но я думаю, что ваша дочь предпочла бы воспользоваться не ее опытом, а врачеб-ной помощью, рожая вам внука. Думаю, что между характеристиками, опираю-щимися только на личный опыт и здравый смысл, и теми, которые опираются на научные знания, тоже большая разница!» - закончил я тогда.

Какой же ответ современная наука дает на вопрос «Что такое личность?» В

«Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «личность» определяется так:

«Человек как носитель каких-нибудь свойств». Это определение не совсем верно. Высокий или низкий, худой или толстый -это свойства человека. Но это свойства его организма, а не личности.

Личность - человек как общественное существо, субъект понимания и ак-тивного преобразования мира1. Примерно также определяет личность и Фило-софская Энциклопедия: «Человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания детерминированный конкретно- историческими условиями жизни общества»2. Сходное определение дает и Пе-дагогическая Энциклопедия: «Человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»3. Однако, следует отметить, что все эти определения более относятся к человеку в целом - и как к личнос-ти, и как к организму.

Потому, по нашему мнению, самым кратким и точным является следующее определение: «Личность - это человек как носитель сознания». У животных нет ни личности, ни сознания. Но у них есть психика, и им свойственны индивиду-


 

image

1 См.: Большая Советская Энциклопедия. - 2-е изд. - М., 1954.

2 См.: Философская Энциклопедия, - М., 1964.

3 См.: Педагогическая Энциклопедия, - М., 1965.


 

image

ально-психологические особенности. Сознание - это высшая форма психики, присущая только человеку. При этом сознание не является неким добавлени-ем к психике. Сознание - это сама исторически измененная (и продолжающая изменяться) человеческая психика.

У новорожденного ребенка нет ни сознания, ни личности. Они у него посте-пенно и одновременно появляются в процессе общения с другими людьми. Ре-бенок, лишенный этого общения, остается животным. Эти редчайшие исключе-ния, известные науке, вносят много ясности в общественную сущность сознания и личности. Не будем сейчас решать вопрос: когда ребенок становит-ся личностью. И не только потому не будем решать его, что он подобен вопро-су - сколько песчинок надо, чтобы они образовали кучу песка? Оперативный сотрудник имеет дело с достаточно взрослыми людьми, а каждый взрослый че-ловек - личность.

Личности бывают разные: передовые или отсталые, яркие или бледные, гармонически или односторонне развитые, моральные или преступные, здоро-вые или больные и т. д. Большой ошибкой считать, что только некоторые «из-бранные» люди являются личностями.

Каждый человек и должен и может быть понят как личность, отличающая-ся от других своеобразием, присущими ей свойствами, которые обычно назы-вают «чертами личности». Чтобы хорошо понять сущность личности, надо ра-зобраться еще в одном понятии - понятии структуры личности.

В настоящее время в любой отрасли науки структурам придается очень большое значение, и под структурой понимается единство целого, его элемен-тов, их всесторонних связей. Это общефилософское понимание структуры от-носится и к личности. Личность не аморфна, образно говоря не «мешок с чер-тами личности, случайно сваленными в него». Личность есть структура со своими элементами, которые разнобразно связаны друг с другом; эти элемен-ты и их связи образуют целостную личность, которая, в свою очередь, влияет на каждый из них. Об этом очень хорошо сказал С. Л. Рубенштейн: «При объ-яснении любых психических явлений личность выступает как воедино связан-ная совокупность внутренних условий, через которое преломляются все внеш-ние воздействия»1.

Современная отечественная психология рассматривает личность как те це-лостные внутренние условия, через которые преломляются все внешние воз-действия на человека. Слово «все» выделено потому, что через личность пре-ломляются не только социальные условия, но и физические внешние воздействия (например, физические нагрузки, травмы и т. д.). В этом и заклю-чается личностный подход к человеку, который теперь рассматривается как принцип психологии2.

Личность есть целостность. Но как всякая целостность она состоит из взаи-мосвязанных элементов. Элементами ее структуры являются черты личности, которые взаимосвязаны в «основные подструктуры личности». Число этих ос-новных подструктур четыре, что и необходимо и достаточно для включения в них всех возможных черт личности, известных из любого учебника психологии.

Первая подструктура - это, в основном, социально обусловленные свойства направленности личности, моральные качества.

Вторая подструктура личный опыт, подготовленность, знания, навы-ки, умения, привычки.


 

image

1 Рубенштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1952. - С. 308.

2 См.: Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969. - С. 41-42.


 

image

Третья подструктура индивидуальные особенности отдельных психи-ческих процессов (эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли и памяти - этот порядок не случаен).

Четвертая подструктура - биологически обусловленные свойства лич-ности (темперамент, возрастные и некоторые другие особенности).

Эти подструктуры личности иногда называют «сторонами». Их обычно и описывают в характеристиках. Иногда их придерживаются стихийно, но лучше, когда это делается сознательно. Понимание этих четырех основных подструк-тур, умение их подметить в любом объекте важно для оперативного сотрудни-ка еще и потому, что черты личности, входящие в каждую из них, требуют раз-личного вида формирования.

Как известно, существует четыре основных вида формирования лич-ности: воспитание, обучение, упражнения и тренировка. Черты личности, вхо-дящие в первую подструктуру формируются, в основном, путем воспитания; во вторую - путем обучения; в третью - путем упражнения; в четвертую - путем тренировки. Практические сотрудники это давно подметили и в обиходной ре-чи говорят: Я воспитываю у А. принципиальность, у Б. - коллективизм. Я обу-чаю В. знаниям техники безопасности, Г. - учению работать в коллективе. Я уп-ражняю у Д. глазомер, а у Е. - механическую память. Я тренирую у Ж. подвижность нервных процессов, а у 3., напротив, их уравновешенность.

Так как все черты личности тесно взаимосвязаны, личность в целом требу-ет для своего формирования и тренировки, и упражнения, и обучения, и воспи-тания. И действительно, составление характеристики - это всегда свойство для более обоснованного и глубокого формирования личности того, на кого она составляется.

Следует отметить, что для понимания (а следовательно, и описания в ха-рактеристике) структуры личности необходимо опираться на знание психоло-гии. Ведь отдельные элементы и их частные структуры, входящие в каждую из четырех основных подструктур личности, уже давно изучены и описаны в пси-хологии, хотя раскрывались они не всегда именно как структуры1. Но в том-то и заключается главное значение структурного подхода к личности, что он поз-воляет по-новому и глубже посмотреть на давно уже известные отдельные элементы, которыми, как уже было сказано, являются черты личности.

Черта личности - это определенное свойство личности, присущее ей как индивидууму, отличающее ее от ряда других, не имеющих этого свойства, и выявляющее «частичную общность» с рядом других личностей, у которых это свойство также есть. Многие черты личности выражаются одним словом: доб-рый, злой, умный, глупый или дисциплинированность, настойчивость и т. д. Другие требуют нескольких слов, например: «морально воспитанная воля»,

«недостаточно устойчивой внимание», «плохая зрительная память».

Отметим, что черты личности, это и есть те свойства, которые должны быть отмечены в характеристике. Обычно их приводят в определенную систему, но ограничиваются их простым перечислением. Так, например, в характеристике пишут: на занятиях внимателен, но раздражителен, культурен, не хватает вы-носливости, политически и морально устойчив. Недостаток такого перечисле-ния состоит в том, что оно не раскрывает связей между этими качествами. Об этом же человеке значительно лучше сказать, например, так: в связи с плохим состоянием здоровья, маловынослив и быстро утомляется, но весьма высокий моральный уровень и политическая сознательность позволяют преодолевать


 

image

1 Более подробно о структуре личности см.: К. К. Платонов. Проблемы способностей. - М., 1972.


 

image

это; много читает и расширяет свой кругозор; помнит о своей раздражительно-сти и поэтому подчеркнуто внимателен к окружающим.


 

 

 

 

§ 2. Черты характера - важное звено в написании характеристик на личность в оперативно- розыскной деятельности


 

С

 

ледует отметить, что в характери-стиках часто не различают черт личности и черт характера. А ведь это не одно и то же и, не различая их, пра-вильную характеристику написать

вряд ли удается.

Характер - это общее качество личности, это совокупность не всех, а

только наиболее выраженных и наиболее тесно взаимосвязанных черт лично-сти, от которых прежде всего зависит деятельность и поведение человека в различных жизненных ситуациях. Словом «характер» обозначается совокуп-ность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Характер - это каркас личности.

Если у человека твердый, сильный или выраженный характер, то всегда можно предвидеть, как он поступит в тот или ином случае. «Бесхарактерный» же человек будет поступать всегда случайно, легко поддаваясь влиянию дру-гих людей. Поэтому иногда говорят, что характер - «это личность в своеобра-зии ее деятельности».

Вот почему не надо смешивать черт личности с чертами характера.

Черты характера - это наиболее отчетливо выраженные, наиболее тесно свя-занные и, главное наиболее проявляющиеся в различных видах деятельности черты личности. Потому все черты характера являются чертами личности данно-го человека, но далеко не все черты личности являются чертами характера.

Безусловно, для характеристики наиболее важно выявить те черты лично-сти, которые являются чертами характера. Это не всегда удается, но к этому необходимо стремиться.

Отметим, что различие черт личности и черт характера поясняет следую-щий пример. Самый недисциплинированный сотрудник может проявить дис-циплинированность, которая будет для него случайна и не будет являться чер-той его личности. У другого сотрудника нет нарушений дисциплины. Но говорит ли это о том, что дисциплинированность является его чертой личности? Нет. Ведь может быть у него просто не было поводов к нарушению учебной и быто-вой дисциплины! Чертой характера дисциплинированность можно считать только тогда, когда эта черта личности начнет формировать все поведение со-трудника в самых разнообразных случаях, и нарушение дисциплины при лю-бых обстоятельствах станет противником его натуре.

Поверхностные характеристики обычно и объясняются тем, что не разо-бравшись в характере человека, в нее записываются случайные, почему-то за-помнившиеся оперативному сотруднику черты личности объекта. Установлено, что за два года объект два раза допустил по отношению к товарищам грубость, которая для него была случайной. Один раз это произошло в состоянии резко-го утомления после бессонной ночи, второй раз - во время тяжелой болезни члена семьи. Но руководитель подразделения, оба раза присутствовавший при этом, записал ему в характеристику: «груб с товарищами».

Вот здесь мы подошли и ко второй причине плохих/поверхностных, шаб-лонных характеристик. Корень ее в том, что под характеристикой нельзя пони-мать только то, что руководитель пишет на бумаге о своих сотрудниках. Харак-теристика - это в первую очередь все то, что известно руководителю о личности своего сотрудника.


 

image

Широта характеристики зависит от того, в какой мере всесторонне изучена личность. Своего сотрудника руководитель должен знать всесторонне. Лишь иногда бывает достаточно целенаправленных узких характеристик, когда лич-ность рассматривается только под каким-либо определенным углом зрения.

Глубина характеристики определяется раскрытием наиболее существен-ных, иногда сразу не заметных черт личности. Характеристика будет поверхно-стной, если случайные, но заметные черты личности выдаются за наиболее су-щественные и тем более за черты характера.

Характеристика может быть в различной степени достоверной и объектив-ной, то есть в различной мере соответствовать истинным особенностям изуча-емой личности объекта. Наиболее частым проявлением недостоверности ха-рактеристики является субъективизм, при котором личное, ничем не обоснованном мнение руководителя выдается за объективное.

Известно, что свойства личности всегда проявляются в конкретной дея-тельности. Разносторонний учет и анализ действий человека позволяет избе-жать субъективизма его характеристики. Если руководитель подразделения создал для себя узкую, поверхностную и недостоверную характеристику опера-тивного сотрудника, то и написать ее он сможет только такой же.

Недостоверная характеристика может быть не только субъективной, но и шаблонной, когда всех сотрудников, особенно молодых, как говорят «стрижет под одну гребенку», а характеристики пишутся как «под копирку». О них уже у нас шла речь, и это наиболее частый недостаток характеристик.

Возьмите 20-30 служебных характеристик и выпишите из них слова и фра-зы, обозначающие различные качества, не повторяя одно слово или фразу два раза, и вы убедитесь, насколько шаблонно составляются характеристики, на-сколько беден их словарь. Автор делал это не раз и редко получал более 20- 25 слов и фраз.

Закономерно возникает вопрос: чем объясняется такая бедность словаря черт личности в характеристиках? Личности ли так схожи, или в русском языке мало слов для определения различных черт личности и характера, или это только плохая традиция всех «стричь под одну гребенку»?

Насколько много самых разнообразных черт личности, свидетельствует тот факт, что в русском языке, как знает каждый, немало различных слов, которы-ми они называются. Язык создавал народ, и если людям надо было выделить что-либо от похожего, но не тождественного, не одинакового, в языке закреп-лялось для этого слово.

Мы взяли наиболее распространенный сейчас словарь русского языка СИ. Ожегова и выбрали из него те слова, которые определяют черты личнос-ти. Их оказалось около полутора тысяч.

Проанализируйте характеристики, которые вы составляете. Сколько черт личности там упоминается? А сколько различных черт личности вы знаете? По-пробуйте подсчитать. Сколько у вас получилось? 30, 60, 100? Проанализируй-те черты личности по словарю СИ . Ожегова. Какие черты личности вы можете Употребить, характеризуя подчиненных сотрудников или изучаемых объектов? Составьте две-три образцовые характеристики, в которых были бы представ-лены все четыре подструктуры личности. Подобная работа особенно полезна Аля молодых руководителей оперативных подразделений и оперативных со-трудников, которые еще только учатся составлять служебные и оперативные характеристики на конкретных лиц.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..