Психологическое воздействие на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов

  Главная      Учебники - Криминология     ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.В. Чуфаровский) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 


 

Глава 7

Психологическое воздействие на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов


 

§ 1. Общие положения психологического воздействия на личность в оперативно- розыскной деятельности

 

 

Деятельность сотрудников правоохранительных орга-нов тесно связана с воздейст-вием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят примене­

ние самые разнообразные методы и средства воз-действия. Одна из целей дознания и следствия - воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными метода-ми, в том числе и методами психологического воз-действия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для пра-воохранительных органов направлении. Цели по-добного воздействия всегда направлены на воспи-тание, на перевоспитание личности уже в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Особенность установления истины при осуще-ствлении оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем следствия заключается в необ-ходимости восстановления фактов, действий, ко-торые можно выявить во многих случаях только через свидетельства лиц, бывших их очевидцами или участниками. При воспроизводстве фактов, суждений, выводов об обстоятельствах конкретно-го преступного события, у лиц, через которых уста-навливаются эти важные для решения конкретно-го дела факты, происходят, как правило, сложные психические процессы восстановления в памяти забытого, узнавания, решения поставленных оперработником или следователем задач. Уста-


 

image

новление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия. Наша зада-ча и состоит в разработке таких путей воздействия на лиц, свидетельствующих о фактах для восстановления объективной истины в событиях прошлого, взаи-моотношениях причинно-следственных и иных связей по материалам дела, ко-торые бы помогли активизации психической деятельности этих лиц и гаранти-ровали полноту и правильность воспроизведения фактов, интересующих органы дознания и следствия.

На практике, однако, сложность процесса установления истины при осуществлении розыскной деятельности, дознания и следствия этим не ограни-чивается. Как правило, в большинстве случаев события преступления представ-ляют собой очень замысловатое переплетение самых различных, подчас проти-воположных интересов тех лиц, через которых в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и следствия мы должны устанавливать истину о событиях и фактах. В жизни это противоречие интересов иногда приводит к то-му, что некоторые лица сознательно не сообщают известные им сведения или умышленно искажают их. Поэтому в оперативно-розыскной деятельности, в про-цессе установления истины, приходится не только помогать в воспроизведении фактов, но и добиваться правдивости показаний, Здесь психологические методы воздействия создают условия для получения от всех указанных в имеющихся материалах лиц правильной и полной информации о фактах, конфетных собы-тиях, интересующих органы дознания и следствие, обеспечивающих необходи-мое воздействие на лиц, которые умышленно хотят скрыть правду от дознания и следствия, зачастую передают ложную информацию.

При помощи психологических методов воздействия в процессе оперативно- розыскной деятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция, безусловно, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д. Подводя итог, можно сказать, что разработка методов пси-хологического воздействия производится с целью обеспечения:

  1. полного установлена истины в процессе оперативно-розыскной деятельнос-ти, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

  2. изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определен-ным фактам, лицам;

  3. воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются от-рицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной со-вершения ими преступлений;

  4. активизация действий всех лиц, принимающих участие в оперативно-ро-зыскной деятельности, дознании и следствии.

Следует отметить, что существует ряд принципов, без предварительного учета которых цели воздействия в процессе осуществления оперативно-розы-скной деятельности, дознания и следствия не могут быть достигнуты.

  1. Воздействие должно осуществляться с учетом конкретных особенностей личности. Для того чтобы достигнуть результатов воздействия, надо всегда учитывать, что «психологический эффект каждого внешнего действия на лич-ность обусловлен историей ее развития, ее внутренними закономерностями»1- Среди таких особенностей личности прежде всего следует учитывать тип тем-


     

    image

    См.: Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. С. 9.


     

    image

    перамента. Надо иметь в виду, что лица с различным типом темперамента по- разному могут воспринять одно и тоже воздействие. Так, резкое требование может быть совершенно допустимым в отношении сангвиника и флегматика, но вызовет взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у мелан-холика1. Методы психологического воздействия дают нужные результаты лишь в том случае, если учитывают не только совокупность психических свойств и качеств личности вообще, но и психическое состояние личности в данное кон-кретное время.

  2. Для осуществления воздействия необходимо знать общие закономерно-сти психики человека и ее развитие. Нужны знания об общих закономерностях усвоения человеком информации, особенностям ее восприятия в процессе об-щения, о факторах, влияющих на активизацию процесса усвоения информа-ции, на ход мышления. О влиянии эмоциональных процессов на мыслитель-ную деятельность на оказываемое воздействие. Важно также располагать и знанием психических закономерностей, проявляющихся в оперативно-розыск-ной деятельности, знанием условий эти деятельности и их влияния на психику людей.

  3. Процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны заранее планироваться и прогнозироваться.

  4. Положительное восприятие воздействия должно обязательно стимули-роваться. Достигается это различными способами: указанием на достигнутые результаты, словесным поощрением и т. д.

  5. Воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессу-альными правомочиями, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие.

  6. При планировании воздействия должна быть выявлена и учтена вся структура воздействия на данную личность.

  7. При воздействии обязательно учитываются те внешние условия, в кото-рых оно осуществляется. Внешние условия должны помогать достижению це-лей воздействия. Необходимо во всех случаях знать, предвидеть те условия, которые способны обеспечить результативность применения психологических методов воздействия.

  8. Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определен-ной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие.

  9. Воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается. Как отмечал В.Н. Мясищев, воз-действие, задевающее, волнующее, потрясающее и вдохновляющее, пред-ставляет сложную динамическую систему слов, эмоций. Такое воздействие способно оказать большое влияние на личность. Методы психологического воздействия должны строиться с учетом и с предельным использованием все-го этого сложнейшего влияния человека на человека.

  10. При осуществлении воздействия необходимо обеспечить психическую активность лица, на которое оно направлено. Воздействие только в том случае будет результативным, если оно активно обеспечивается и воспринимается. Оно предполагает активную психическую деятельность как воздействующего, так и лица, на которое оказывается воздействие. На начальном этапе процес-са воздействия следует возбудить определенный интерес к общению, и психи-


 

image

См.: Петровский А.В. От поступка к характеру. - M., 1963. С. 23.


 

image

ческой активности личности, без чего невозможно обеспечить достижение це-лей воздействия.

11. Воздействие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия должно тщательно планироваться. Так, перед осуществ-лением воздействия учитываются исходные данные, которые включают сведе-ния о личности, поведении, состоянии непосредственно перед воздействием; определение конечной и промежуточной целей воздействий; последователь-ность в достижении промежуточных целей; факты и обстоятельства, которые представляется возможным использовать; последовательность такого исполь-зования; сведения о воздействиях со стороны других лиц. Наконец, в плане предусматривается конкретная последовательность, совокупность психологи-ческих методов, которые предполагается реализовывать в процессе воздейст-вия, а также все необходимые для этого предпосылки.

 

 

 

 

 

§ 2. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно- розыскной деятельности

 

 

 

 

Основными методами психологичес­

 

кого воздействия являются - метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постанова и варьирования мыслительных задач.

Метод передачи информации.

Под данным методом понимают целе­

направленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель пере-дачи информации - обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен ею. В то же время создание предварительных условий при передаче информации, соответствующий подбор ее способны значитель-но увеличить силу ее воздействия на личность, выработать специальный ме-тод воздействия - передачу целенаправленной информации.1 При разработке

этого метода учитывались не только знания психических закономерностей, но и элементы теории информации: особенности передачи и получения информа-ции, ее переработка и т. д.

В условиях оперативно-розыскной деятельности метод передачи информа-ции помогает определенному изменению и направлению мыслительных про-цессов лица, на которое оказывается воздействие.

Сущность метода заключается в том, что заранее собранная и в опреде-ленном порядке, условиях, способах передаваемая информация включает ли-цо, на которое оказывают воздействие, в интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, перерабатывается им и приводит к достижению запланиро-ванной цели воздействия. Данный метод применяется для разнообразных це-лей: оказать помощь при воспоминании забытого, изменить направленность мыслительных процессов лица, дающего ложные показания, изменить уста-новку, взгляды, мировоззрение, возбудить определенное эмоциональное со-стояние. Во всех случаях передача информации повышает психическую актив-ность личности, на которую воздействуют, позволяет более четко направлять, регулировать ее мыслительную деятельность.

При воздействии методом передачи информации должны учитываться сле-дующие факторы.

  1. Условия передачи информации должны обеспечивать концентрацию внимания именно на предъявляемой информации. В противном случае сила воздействия этой информации будет существенно снижена. Условия могут


     

    image

    1 Данный метод разработан А.В. Дуловым.


     

    image

    усиливать эмоциональное воздействие - становиться его дополнительным элементом.

  2. Способы передачи информации довольно разнообразны: устная и пись-менная речь, документы и т. д. Может применяться и закодированная информа-ция, если код ее хорошо известен данному лицу (схемы, графики, чертежи и т. д.). Следует различат непосредственную передачу информации (демонстрация предметов, объектов) и опосредованную, логическую передачу информации - передачу представлений не об определенном объекту, а о другом, связанном с ним, где сведения о первом объекте будут выводиться логически.

    Из изложенного видно, что информация может восприниматься разными органами чувств (зрение, слух) раздельно или одновременно.

    Информация, рассчитанная на зрительное восприятие, в свою очередь мо-жет предъявляться субъекту различно. В одних случаях возможно, прямое об-ращение внимания на определенный объект («посмотрите на грузовую тамо-женную декларацию»), в других - создаются условия, которые обеспечивают зрительное восприятие объекта без подобного обращения, как бы случайно. Такая информация может воздействовать на мыслительные процессы и на-правлять их не менее сильно.

    Способ передачи информации избирается в зависимости от цели воздейст-вия, психологических, профессиональных особенностей личности (привычек, навыков), предполагаемого интереса к предъявляемой информации и т. д.

    Специфическим способом передачи информации является демонстрация действия объектов субъектам. Здесь еще больше увеличиваются возможности воздействия информацией: человек наглядно убеждается в определенных процессах, наступающих результатах. Эксперимент, опыт облегчают процесс познания взаимоотношений, связей, взаимозависимостей между фактами и та-ким образом усиливают процесс воздействия информацией, облегчают усвое-ние значимости этой информации лицом, на которое оказывается воздействие.

  3. Форма передачи информации в речи. Информация может быть переда-на в речи в любой грамматической форме: вопросительной, утвердительной и отрицательной. Форма передачи информации по-разному возбуждает процес-сы мыслительной деятельности, по разному может быть использована для та-кого воздействия. При применении различных форм передачи информации следует учитывать и состояние человека в момент общения.

    Информация может быть рассчитана как на немедленную реакцию, так и на более или менее длительное продумывание полученных сведений. Такое раз-личие в назначении информации требует применения различных форм ее пе-редачи. Информация, рассчитанная на период продумывания и осмысления, чаще всего требует повествовательной формы изложения; рассчитанная на немедленную реакцию, требует, как правило, восклицательной формы и т. д. Различают прямую и косвенную форму передачи информации. В первом случае прямо сообщается об определенных фактах, а во втором - сведения о наличии факта должны быть выведены лицом, получающим информацию, пу-тем проведения соответствующих мыслительных операций. Косвенная инфор-мация воспринимается сложнее, требует большего напряжения, повышенной активности психической деятельности, поэтому при передаче ее всегда нужно Учитывать индивидуальные особенности человека, его интересы, состояние в Данный момент/профессиональные навыки, уровень интеллекта, возможную направленность мыслительных процессов с учетом содержания всей предыду-щей беседы.

  4. Порядок, скорость и последовательность передачи информации также имеют значение. Сила воздействия информации определяется ее логи-


     

    image image

    ческой связанностью, неожиданностью предъявления, ролью в мыслительных процессах данного лица, отношением к ней. Подбор информации, определе-ние порядка ее передачи, способ передачи должны способствовать активиза-ции мыслительных процессов и их направленности. Бессистемность в переда-че информации не только не приведет к возбуждению мыслительной деятельности, а наоборот может привести к обратным результатам.

    Передаваемая информация должна отвечать требованиям доказательнос-ти и убежденности; она должна подвергаться анализу, синтезу и сопоставле-нию с другими фактами. Именно этой анализ, синтез и сопоставление призва-ны обеспечивать активизацию мыслительных процессов лица, на которое оказывается воздействие. Необходимо также постоянно контролировать воз-действие информации. Для этого важно убедиться, что человек понял, что ему сказали, внимательно наблюдать за его реакцией, за словесным выражением ее. Все эти факторы следует учитывать при планировании воздействия дан-ным методом.

    Метод передачи информации во всех случаях рассчитан на предоставление лицу, на которое оказывается воздействие, самостоятельности в усвоении, пере-работке, осмыслении переданной информации, в принятии определенного ре-шения. Отсюда обязательной предпосылкой применения метода передачи ин-формации является способность лица, на которое предполагается воздействие, активно воспринимать информацию, мысленно перерабатывать и использовать ее для принятия определенных решений. Имеются определенные особенности и в передаче информации в зависимости от цели воздействия.

  5. Применение метода передачи информации для восстановления в па-мяти забытого. Например, если свидетель забыл какие-либо факты, для оказания ему помощи чаще всего используется передача определенной ин-формации. Воздействие производится не прямым сообщением фактов, нахо-дящихся в определенных ассоциативных связях с вспоминаемым событием. Отсюда в целях получения более объективных результатов целесообразно также, чтобы дополнительно передаваемая информация более полно восста-навливала уже то, что человек казалось бы, и сам прекрасно помнит, а не под-сказывала ему непосредственно ответ на задаваемый вопрос.

Следует иметь в виду, что лучше всего вспоминаются факты, детали, нахо-дящиеся в непосредственной связи с привычными, повторяющимися каждый день событиями и действиями. Поэтому важно установить, в каких именно пунктах интересующее нас событие соприкасается с привычными действиями данного лица. При восстановлении в памяти забытого чаще всего может при-меняться передача информации в вопросительной форме, что помогает опра-шиваемому лицу, свидетелю мысленно концентрировать свое внимание на оп-ределенной группе объектов, на определенном участке пути, на каком-то выделенном действии и т.д. Для оживления процессов воспоминании всегда должна передаваться только часть той информации, которую должен вспом-нить данный человек. Воспроизведение им остальной информации (которую в тому же нельзя вывести логически) будет свидетельствовать о том, что здесь отсутствует элемент внушения, а после восстановления в памяти воспроизво-дятся действительно имевшие место факты.

Передача дополнительной информации используется и в тех случаях, ког-да необходимо опровергнуть чьи-либо неправильные выводы, основанные на неполноте информации. Такая передача имеет целью возбудить активную мыслительную деятельность субъекта на пересмотр его вывода или решения- Активно используется метод передачи информации и для изменения отно-шения человека к своему поведению и к сообщаемым им фактам. Воздействие


 

image

информацией способно изменять волевые решения человека, помогает ему пересмотреть ранее избранную линию поведения. В связи с этим она должна широко использоваться в оперативно-розыскной деятельности в ситуациях, когда опрашиваемое лицо или подозреваемый сообщает ложные факты или скрывает их.

Метод передачи информации применяется и в тех случаях, когда необхо-димо резко изменить эмоциональное состояние определенного лица. Логичес-кие доводы могут воздействовать в очень незначительной степени, если чело-век находится в состоянии сильного торможения или возбуждения, при котором получаемая информация совершенно не воспринимается. Нужен ка-кой-то способ, чтобы вывести его из подобного состояния. Передача дополни-тельной информации помогает и здесь. Она может быть использована для сня-тия торможения (возбуждения) путем резкого возбуждения новых сильных эмоций или путем постепенного переключения внимания интересующего лица от фактов, на которые раньше была сконцентрирована вся его мыслительная деятельность, на другие факты.

Правильное применение и использование передачи информации с целью изменения направленности мыслительных процессов или изменения эмоцио-нального состояния возможны только в том случае, если предварительно бу-дут определены границы возбуждения, установлено, какие факты, обстоятель-ства, события находятся в сфере возбуждения, а какие, судя по имеющимся материалам, могли сюда не войти. Правильное определение очагов возбужде-ния является обязательным условием применения не только методы передачи информации, но и всех методов воздействия на личность с целью изменения ее отношения к своему поведению, к сообщаемым ей фактам.

Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необхо-димость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздейство-вали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное приме-нение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.

Убеждение это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью формирования у нее одних качеств и избавление от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Данный метод широко применяется в оперативно-розыскной дея-тельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

В побуждении человека к деятельности важное место занимает информи-рование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сде-лать, должен быть убежден, что это стоит и можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было кано-нов, рассказ позволяет сотруднику в полную меру использовать все свои уме-ния убеждать и переубеждать собеседника.

Рассказывая что-то изучаемому лицу, можно избрать индуктивный путь, то есть рассматривать последовательно факты, явления, события и потом делать обобщения; можно избрать дедуктивный путь, то есть сначала высказать об-щие положения и потом приводить факты в их подтверждение. Что же лучше? Категорического ответа, безусловно, дать здесь нельзя.

В первом случае интересующему лицу придется ждать, когда сотрудник в своих рассуждениях дойдет до главного. Во втором случае все наоборот; сра-зу видна главная мысль.


 

image image

Анализируя разъяснения как один из компонентов убеждения, можно выде-лить наиболее типичные его виды; схематическое, повествующее, рассуждаю-щее, проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда объ-ект должен усвоить, точнее запомнить сообщаемые сведения. Такое разъясне-ние ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим вы-водам.

Для сотрудника, имеющего дело с лицами, воспитанными на совершенно иных идейных и психологических основах, большое значение приобретают приемы рассуждающего и проблемного разъяснения.

Суть рассуждающего разъяснения состоит в том, что мы ставим перед со-беседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ря-да логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что сотрудник ответа на постав-ленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на правильный вывод.

Следует учитывать здесь элементы доказательства, которые строятся по законам логики и свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эф-фективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по сво-ей сути, или воспринимаются объектом как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это по-ложение, истинность или логичность которого должна быть выяснена; аргумент- это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем ар-гументы. К ним относятся; достоверные факты; определения основных поня-тий конкретной области знания: положения, истинность которых была доказа-на ранее. Наиболее важными для практической деятельности сотрудников правоохранительных органов являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действи-тельности, формируют установку.

Следует отметить, что с точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая объекту одну, идею, сотрудник тем самым опровергает другие. В психологическом же плане здесь имеется разница. Она связана с тем, что опровержение имеет дело с критикой устояв-шихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формировани-ем новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логиче-скими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сло-жившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, помогать принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеж-дение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо воз-будить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Не-


 

image

обходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направлен-ность убеждения в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности убеждае-мого могут быть использованы различные средства. Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его пове-дения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т. д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись или отнес-лись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается,

Убеждение предполагает и использование стимулирования в процессе убеждения. Это может выражаться в словесном одобрении, поддержке хода мыслей убеждаемого, его действий.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу инфор-мации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушива-ние сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов с уче-том возражений; 5) повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных про-цессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сооб-щенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому и этическому ре-шению, предложенному в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждае-мого в процессе принятия определенного решения.

При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные чер-ты и свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентиро-вать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам и установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомне-ний убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакция-ми, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение до-водов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с довода-ми, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необ-ходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новы-ми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином пла-не, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Разновидностью метода убеждения является полное словесное воспроизве-дение имевших место событий (основанных на отдельных фактах и воображении) с целью убеждения в том, что известна вся совокупность фактов. Лицо, занимаю-щееся оперативно-розыскной деятельностью, в некоторых случаях может раз-вить через подозреваемых представляемый им ход событий, с тем чтобы во вре-мя опроса или допроса проверить свои предположения. Подобный прием Допустим только в том случае, если имеется достаточная возможность правдиво воссоздать определенное событие. Это достигается тщательным сбором, изуче-


 

image

нием отдельных фактов, исключительно тщательным продумыванием, логичес-ким осмыслением всей совокупности фактов и отношений. Этот прием имеет це-ли 1) возбуждать ассоциативные связи у лица, на которое воздействуют; 2) убеж-дать его в наличии всей совокупности фактов, в их полной доказанности; 3) возбуждать определенное эмоциональное состояние, облегчающее процесс вос-приятия доводов; 4) вызывать реплики (даже опровержения отдельных фактов), подтверждающие правильность общей воспроизведенной картины события.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеж-даемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического кон-такта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять сле-дующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивиду-альных психических особенностей данной личности; 2) быть последователь-ным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкрет-ные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеж-дающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.

В процессе оперативно-розыскной деятельности применение метода убеж-дения зависит также от снятия предубеждения лица, на которое предполагает-ся воздействовать; от способности этого лица воспринимать доводы. Для того чтобы убеждение достигло цели, надо, чтобы человек не только понял доводы, но и согласился с ними. В практической деятельности степень убеждения мо-жет быть разной. Как правило, эффективность убеждающего воздействия за-висит от ряда условий: во-первых, от силы самого воздействия; во-вторых, от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют, и их учета при построении убеждения; в-третьих, от интеллектуально-эмоцио-нального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений1. В каждом случае по разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воз-действуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуж-дению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздей-ствия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудитель-ных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оператив-но-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физичес-кое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении си-лы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако


 

image

1 См.: Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общест-венной психологии // Вопросы психологии личности и общественной психологии. - Л., 1964. - С. 12.


 

image

здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы со-знательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях опера-тивно-розыскной деятельности такой предпосылкой для принуждения выступа-ет чувство страха, который в его примитивной форме связан с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механиз-мах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна и в

•достаточной степени еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызы-вается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость1. Сотрудник должен знать эту закономерность и ясно представ-лять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчиво-го страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что

принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Как правило, страх возникает главным образом в результате словесного воздействия. Отсюда следует, что чувство страха тесно связано с сознанием человека. Отечественные психологи говорят и о заметном обратном влиянии"!. Наблюдения, которые велись ими за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили сделать вывод о том, что чувство страха возникает у че-ловека в результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следую-щей точки зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реаги-руют на обстановку в соответствии с их пониманием и суждением о ней.

Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принужде-ния к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих материалов чувство страха. Если интересующее правоохра-нительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно. Если же объект не усмотрит в этой обстановке опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает не-посредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку все люди пе-реживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные или за-стенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возник-ших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чув-ствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

Таким образом, для возникновения у интересующего нас лица чувства страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тог-да он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение срабо-тает в нужном для сотрудника направлении.

В деятельности правоохранительных органов основными приемами психо-логического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.


 

image

1 См.: Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - M., 1964. - С. 128.


 

image

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно вы-ступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения со-трудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта1. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а ино-гда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентич-но запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весо-мым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимо-отношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника. Смысл пре-дупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соот-ветственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицатель-ные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за послед-ствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника.

Уфоза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологичес-кого воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения - одного из средств взаимного влияния людей в процес-се их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтроль-но проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вмес-те с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся. Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элемента­

ми общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда по-нятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для со-трудника.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внуше-ние как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования. Оперативный сотрудник в своей практике имеет дело именно с этим видом вну-шения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего право-охранительные органы лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это пси-хологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания. Внушающее воздействие основано на специфическом качестве че-ловеческой психики - внушаемости, то есть способности воспринимать внуше-


 

image

1 См.: Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - M., 1962. - С. 245.


 

image

ние. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости1.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняе-мой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, со-здает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повы-шение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень вы-ше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздейст-вия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частно-сти, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального об-щения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурно-го развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внуша-емы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфи-ческих ролей в обществе, в семье, на производстве. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной сис-темы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемо-сти, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сиг-нальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов2. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния че-ловека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с осо-бенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительного органа, поль-зуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего объекта. Однако при этом он непре-менно должен учесть отношение этого объекта к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее время доказано, что, несмотря на теоретиче-скую возможность перевода психики объекта в состояние пониженной критич-ности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установ-кам, практически невозможно. Несмотря на чрезвычайно повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое реализуется3. Эту мысль доказывает и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки4. Следует, однако отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой при­


 

image

1 См.: Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - M., 1962. - С. 38- 39.

См.: Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. С. 48.

См.: Там же. С. 37.

image

См.: Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1976. - С. 112.

меняемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других мето-дов воздействия он является наиболее эффективным.

Согласно И. П. Павлову, эффект внушения состоит в концентрации сильно-го возбуждения в определенном участке головного мозга при условии затормо-женности других участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и сни-жения критичности со стороны объекта. Таким образом, чтобы обеспечить вну-шение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высо-кой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем

«расслабленность и эмоциональная. напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость»1.

Если объект воздействия не проявляет признаков расслабления или напря-женности, то необходимое для внушения фоновое состояние у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облег-чается в том случае, если внушающий: 1) смотрит на вещи, факты, события глазами объекта; 2) от носится сочувственно к его мыслям и желаниям; 3) вы-зывает у него положительные эмоции. А это ведет к тому, что объект воздей-ствия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Этого можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

Диапазон сокровенных чувств очень широк. В зависимости от индивидуаль-ных особенностей он может включать различные аспекты духовной и матери-альной жизни людей. Сам процесс активизации воздействия всегда связан с заинтересованностью объекта, то есть с возникновением у него интереса и к внушаемому (оперативному сотруднику), и к проблеме беседы.

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса

- мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с це-лью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказы-вается воздействие.

Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) на-правленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (во-проса); 3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи. Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей с использованием этого ме-тода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные

варианты поведения при их постановке.

Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопро-са. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыс-лительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.


 

image

Руководство по психиатрии. - М., 1974. - С. 87.


 

image

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные вопроситель-ные частицы; 2) виды речевой интонации; 3) сочетание формы вопроса с ми-мическими возможностями.

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение, противоположное смыслу, заключенному в вопросе. Например, во-просы: «Неужели он не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом ме-сте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой, иронией, убежденностью и т. д.

В оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов при помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Пу-тем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фак-тов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на оживление памяти.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анали-за своих поступков, действий, что является непременным условием для приня-тия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведе-нию и действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех пе-реданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют, Эту роль и вы-полняет метод постановки мыслительных задач.

В оперативно-розыскной деятельности этот метод находит широкое приме-нение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, даю-щего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные моде-ли события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию о событии. Наличие этих двух моделей приводит к услож-нению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - во-проса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопро-сов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, вуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда ли-цо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относя-щиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняет-ся тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоб-лачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, кото-рая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..