Использование психологии в получении информации в оперативно-розыскной деятельности

  Главная      Учебники - Криминология     ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.В. Чуфаровский) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 


 

Глава 5 Использование психологии в получении информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов


 


 

 

 

Практика получения информации показыва-ет, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка.

В большинстве случаев успех здесь зависит от умения оперативного сотрудника устанавливать с собеседником психологический контакт и в про-цессе общения воздействовать на его сознатель-ные и бессознательные сферы психики. Такое воз-действие оказывается с разными целями. Одна из них сообщить определенные сведения, которыми

он не хотел бы ни с кем делиться1.


 

§ 1. Психологические основы получения интересующей информации


 

 

 

Общепсихологической основой, на базе ко-торой возможно получе-ние интересующих сведе-ний, является теория

бессознательного. Термин «бессознательное» упо-требляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие зако-номерности психической деятельности субъекта на-шего интереса, побудить его к передаче информа-ции в той или иной форме сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту

информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче2.


 

image

1 См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. С. 60-63.

2 См.: Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - M., 1997. -С . 79.


 

image

Бессознательные психические процессы для нормальной жизнедеятельнос-ти организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется еще одна функция бессознательного; оно обеспечивает «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых «защитных механизмов» сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что они вытесняют или подав-ляют всю ту информацию из сознания, которая мешает или противоречит дея-тельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Известно, что грань между сознательным и бессознательным весьма услов-на. И. С. Кон отмечает, «что защитные механизмы призваны поддерживать изве-стную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу»1.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обуслов-ленных качеств - свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., как правило, не осознаются субъектом. Многим психическим явлениям присущи элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жиз-ненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это - автоматизирован-ные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые чело-веком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются, вне его сознания. Например, мы ежедневно по несколько раз в день пользуемся ключом от квартиры, но сознаем лишь его прямое назначение, что же касается геомет-рической конфигурации ключа, то она не отражается в сознании, и мы испыты-ваем затруднение, когда просят нарисовать этот ключ.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности, также не всегда осознаются им. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны определенные обстоятельства (например, военное время или чрезвычайное положение); которые раскроют эти черты как элементы лично-сти. Иногда человек не осознает своих способностей и они раскрываются по мере развития его самосознания в процессе практической деятельности. Следователь-но, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного; это обычные психические явления, но не достигшие уровня сознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, вырабо-танного человечеством можно выделить два основных способа получения необходимой информации.

Первый - это побуждение субъекта к непроизвольным высказывани-ям фактов, представляющих интерес для сотрудников.

Второй - побуждение интересующего лица к непроизвольным физи-ческим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой пра-воохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти за-интересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить, знакомо ли ин-тересующее лицо с фотографией, сотрудник берет с собой какие-либо фотопри-надлежности (фотоаппарат, фотобумагу, пленку), которые объективно могут по-служить к соответствующим высказываниям, да и разговору в целом. А для того, например, чтобы выяснить некоторые стороны жизни интересующего лица, мож-


 


 

image

1 См.: Кон И. С. Социология личности. M., 1967. С. 62.


 

image

но использовать соответствующие альбомы по назначению, в частности, для за-вязывания разговора на политическую тему - газету, журнал.

Вообще следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждаю-щих заинтересованное лицо к непроизвольным высказываниям, могут быть ис-пользованы личные вещи этого лица (предметы туалета, книги и т. д.); предме-ты, принадлежащие близким связям этого лица; иные предметы, доступные для восприятия. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психоло-гический результат. С одной стороны, альбом, например, воспроизводит в па-мяти интересующего оперативное подразделение лица хранящиеся там обра-зы прошлого, а с другой - побуждает к конкретным высказываниям.

Само собой разумеется, что оживление в памяти образов прошлого - про-цесс достаточно осознанный. Что же касается высказываний, то они, как пра-вило, непреднамеренны, в том смысле, что лицо, интересующее нас, расска-зывая о своей жизни, не осознает, что тем самым оно сообщает информацию, интересующую сотрудника.

Необходимые условия для успешного применения этого приема: 1) пред-мет, избранный для демонстрации, должен ассоциироваться с предметом, ко-торый бы воскресил в памяти интересующего лица события, подлежащие уяс-нению; 2) демонстрация должна быть всегда естественной и оправдываться конкретной ситуацией; 3) действия и поступки сотрудника при демонстрации предмета должны быть экспрессивно обоснованы.

Следует отметить, что основное правило применения этого приема следую-щее: побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов достигает своей конкретной цели только в том случае, если интересующее лицо не осознает, что данный предмет служит поводом для высказывания.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом воз-можность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопро-сов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захваты-вая в свою орбиту и образы из области запретной то есть известной только ему информации. Здесь следует учитывать не перечень возможностей, а сам спо-соб ставить тему, то есть умение наводящими вопросами задать основной во-прос и получить на него ответ. Переключение на смежную тему может осуще-ствляться с помощью самых различных нейтральных вопросов.

Любопытно начала однажды разговор с матерью разыскиваемого преступ-ника наша доверенная.

  • Мария Ивановна, очень прошу извинить за опоздание, - сказала она тя-жело дыша.

  • А я вас уже давно жду. Видимо, опять собрание было?

  • Не-ет! Вы знаете кого я встретила? Валентину Николаевну... Помните?

  • Как же, как же!.. Что-то она ко мне уже не заходит...

  • Ей очень некогда. Понимаете, в больницу привезли оборудование... У них теперь своя лаборатория будет...

  • Вот как?

Мать разыскиваемого помолчала и затем добавила:

-А как хотел этого мой Виктор! Ночами не спал...

Сотрудник и доверенная знали, что разыскиваемый, в прошлом врач больни-цы, настойчиво добивался организации лаборатории, о чем постоянно говорил с матерью. Именно это обстоятельство и было выбрано в качестве смежной темы для разговора доверенной о разыскиваемом. В итоге мать долго рассказывала о своем сыне и сообщила часть данных о его личности и образе жизни, которые вообще не были до этого известны правоохранительным органам.


 

image

В данном случае получение интересующей информации осуществлялось путем использования смежной темы, которая оживляла в памяти интересую-щего нас лица соответствующие представления и побуждала его к непроиз-вольным высказываниям.

Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания1.

Основные условия успешного применения данного приема состоят в следу-ющем: 1) тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть из-вестна интересующему лицу и иметь для него определенную личностную зна-чимость и ценность; 2) смежная тема должна логически вытекать из конкретной ситуации; 3) действия и поступки лица, осуществляющего получение информа-ции должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтверж-денными, то есть соответствовать профессиональным и индивидуальным осо-бенностям личности.

Методические условия использования данного приема: 1) смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса; 2) тема не должна быть и слишком отдалена от основного вы-ясняемого вопроса, ибо это вызывает памяти массу других образов и ведет к вы-сказываниям, которые не содержат в себе интересующей информации.

Таким образом, использование смежной темы разговора для получения ин-тересующей сотрудника информации состоит в том, чтобы оживить впечатле-ния, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действитель-ное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинст-ва. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника. В целенаправленных беседах можно использовать стремле-ние человека во что бы то ни стало защитить свою точку зрения, повысить лич-ную значимость в глазах окружающих. При этом следует учитывать сложивши-еся с заинтересованным лицом взаимоотношения. В частности, это, представляющее интерес для правоохранительного органа, лицо может счи-тать нашего сотрудника или другом, или зависимым лицом. С учетом того, как это лицо относится к сотруднику, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

а) стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубе-дить и т. д.;

б) чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказыва-ния партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас инфор-мацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»; в) желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собесед­

ников;

г) потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собе-


 

image

1 См.: Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности че-ловека. - M., 1967. - С. 278-279.


 

image

седника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одоб-рительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание сотруднику применять при получении интересую-щей информации специфические приемы этого метода, такие как: обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувст-ве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко оста-новимся на этих обозначенных приемах.

Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предпо-лагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересо-ванности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми. Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми тесные отно-шения и способствует проявлению искренности с их стороны.

Условия успешного применения данного приема: 1) перед похвалой всегда следует сделать комплимент; 2) при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу; 3) подчеркивать «достоинства» ин-тересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собесед-ника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым сти-мулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значи-мость этой информации.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема:

  1. нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено» сведениями. Это безусловно заметно по поведению этого лица: он бросает ча-стые взгляды в сторону лица, которому хочет что-то сказать, не может спокой-но сидеть на одном месте, начинает усиленно жестикулировать и показывать, что владеет информацией;

  2. нельзя в это время навязывать интересующему лицу свою тему разговора;

  3. проявление равнодушия со стороны сотрудника может побудить это ли-цо к высказыванию лишь в условиях доверительности. Это фиксируется по стремлению интересующего лица уединиться с сотрудником. При отсутствии доверительности равнодушное отношение сотрудника к этому лицу вызовет у него ответные реакции подобного рода.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком со-стоянии у человека ослабевает контроль за своим поведением и высказывания-ми. Различают несколько этапов развития такого состояния. Эмоциональный стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на че-ловека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке. Основной этап - период бурных переживаний, плохо контролируемых действий и речевых реакций. И закайчивается эмоциональный стресс постепенным переходом к спокойствию.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно за-дав неожиданный вопрос; сделать неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения; показать свою осведомленность в чем-либо.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидно-сти. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом


 

image

случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Условия для успешного применения этого приема: 1) неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора; 2) этот вопрос должен касаться интимных проблем или секретов; 3) содержание вопроса должно быть четким и конкретным.

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача ра-зоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особен-но эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия. Не менее эффективен этот прием и по отношению к людям, считающим себя «знатока-ми» или большими эрудитами.

Условия успешного применения данного приема: 1) неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее ли-цо в данный момент; 2) такое действие должно создавать у интересующего ли-ца определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать - не сказать и т. д.; 3) человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в ис-кренности своего поведения.

Основное правило применения приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно, искаженной может быть лишь какая-нибудь конкретная деталь нашей информации.

Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые мо-гут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую сотрудника информацию.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема: 1) при подборе «важных» сведений необходимо учитывать доминирующие потребно-сти человека и его индивидуально-психологические особенности; 2) требуется находиться с заинтересованным лицом в состоянии доверительности; 3) источ-ник информации должен обладать необходимым в глазах интересующего лица уважением и авторитетом.

Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны не-которые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную инфор-мацию. Умелое оперирование даже немногими известными деталями может создать у лица впечатление полной информированности собеседника и побу-дить его к взаимности и откровенности.

Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек го-раздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому опытные в профессиональ-ном плане оперативники по возможности стараются избегать прямого давления на объекта, а предпочитают косвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам. Искусство получения информации состоит как раз

в том, что при грамотной подаче определенных фактов объект нашего интереса должен сделать именно те однозначные выводы и донести их до слушающего, на которые и рассчитывает оперативный сотрудник.

Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативный сотрудник, нарочито принижая собственные умственные способно-


 

image

сти, старается создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объект теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подво-ха от «простака», с которым он общается. На самом деле простаком оказывает-ся объект.

В своей книге «Искусство обмана» Ю. Щербатых пишет, что в каждой стра-не есть свой знаменитый детектив, которому под силу распутать любое пре-ступление. У англичан это Шерлок Холмс, у американцев - Пинкертон, у фран-цузов - комиссар Мегрэ. Оказывается, у китайцев тоже есть свой гений сыска - господин Пэн, прототип которого действительно жил в XVII—XVIII веках в импе-раторском Китае и возглавлял один из уездов страны. Господин Пэн оказался проницательным полицейским и раскрыл множество самых запутанных пре-ступлений.

Однажды он расследовал дело о двойном убийстве - мужчины и молодой женщины. Женщина была задушена, а мужчина обезглавлен, причем голову не нашли, так что его нельзя было опознать. Женщину же опознал ее отец, который сказал, что последнее время она жила со своим мужем по имени Яо Гуанчжи. Муж убитой, естественно, отрицал свою причастность к преступлению, хотя его поведение вызывало у господина Пэна подозрение. В то время, когда был обна-ружен труп его жены, он развлекался с хорошенькой соседкой - женой Ли. Муж госпожи Ли, по ее словам, несколько дней назад уехал за товарами и должен вернуться очень не скоро. Все это наводило господина Пэна на мысль, что мо-лодые люди, сговорившись, убили своих супругов, чтобы жить вместе.

Он приказал подвергнуть подозреваемого Гуанчжи допросу с пристрасти-ем, но тот упорно настаивал на своей невиновности и кричал, что его бьют не-заслуженно. Между тем явных улик против Гуанчжи и госпожи Ли у Пэна не бы-ло, и он решил изменить тактику поведения. Он приказал прекратить допрос, извинился перед Яо Гуанчжи за побои и даже выдал ему должную компенса-цию за причиненный «моральный ущерб». После чего он отпустил подозрева-емых домой. На прощание он сказал Яо Гуанчжи: «Иди, похорони свою жену и занимайся своими делами. Поверь, что я отомщу за твою жену негодяю, кото-рый ее убил?»

Арестованные поблагодарили Пэна и отправились восвояси. Но хитрый господин Пэн направил по их следам своего лучшего сыщика. Тот обнаружил, что они пошли в дом к госпоже Ли. Сыщик осторожно отклеил бумагу на окнах их дома и увидел, что они весело пируют за богато накрытым столом. Госпожа Ли подливала Яо Гуанчжи вино со словами: «Выпей еще два кубка за получен-ные сегодня удары». Тот отвечал: «Завтра мы избавимся от этой штуки, кото-рая может нас погубить. Тогда у меня камень с души упадет». Женщина отве-тила: «Теперь мы можем навечно стать мужем и женой. Ты избавился от нее, а я от него». И она поднесла кубок с вином к губам Яо Гуанчжи. Услышав все это сыщик ворвался в комнату и заковал захваченных врасплох преступников. Так, прикинувшись простачком. Пэн проявил мудрость и тем самым обма­

нул убийцу, заставив того проговориться1.

К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:

  1. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта. Данный прием успешно применяется в опера-тивной и следственной практике.

    Здесь в порядке примера можно привести факты о весьма своеобразных, экспрессивных реакциях террориста С. на предметы, связанные с его преступ-


     

    image

    1 См.: Щербатых Ю. Искусство обмана. - СПб., 1997. - С. 69-71.


     

    image

    ной деятельностью. В процессе обыска у него изъяли сапоги, в которых он на-ходился в день совершения террористического акта. Чтобы проверить, какое психологическое воздействие окажет на С. изъятие у него сапог, следователь как бы случайно приоткрыл в начале одного из допросов дверь шкафа, в кото-ром находились сапоги С. Увидев сапоги, тот вел себя на протяжении всего до-проса нервозно, а в камере конкретно заявил: «Погибну. Мое положение ухуд-шается... «Продолжая применять намеченные тактические приемы, следователь... оставил на столе упакованное в пакет ружье, похожее на то, из которого стрелял подозреваемый, который долго наблюдал за пакетом, а при подписании протокола судорожно ощупал его»1.

    В этом случае на побудительные воздействия (предметы) субъект реагиро-вал экспрессивными или физическими действиями. Он, разумеется, достаточ-но хорошо осознавал значение предметов, но его выразительные движения (в мимике, позе, ощупывании) совершались совершенно бессознательно.

    Но именно эти непроизвольные реакции как раз и содержали в себе инте-ресующую нас информацию, то есть данные о его причастности к совершенно-му преступлению.

    Условия практического использования этого приема следующие: 1) демон-стрируемые конкретные предметы должны быть действительно или вероятно связаны с преступной деятельностью этого субъекта; 2) субъект должен вос-принять эти предметы в соответствующей ситуации; 3) действия и поступки ли-ца, демонстрирующего предмет, должны выражать его.нейтральное отноше-ние к этим предметам и быть соответствующим образом мотивированы.

  2. Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные. Так, весьма удачно этот прием был использован во время обыска у арестованного контрабандиста. Пока обыск шел в квартире, контрабандист не проявлял никаких признаков беспокойства и равнодушно смотрел в окно. Через некоторое время один из сотрудников вышел на крыль-цо, обошел вокруг дома и неожиданно крикнул: «Тайник здесь!» Контрабандист мгновенно встрепенулся, выбежал на крыльцо и посмотрел на цветочную клумбу. В созданной неожиданной и психологически острой ситуации, желая убедиться, что тайник найден, контрабандист совершенно непроизвольно вы-дал своим взглядом место, где находился тайник с большим количеством дра-гоценностей и валюты.

На Калининградской таможне произошел такой случай. Во время досмотра вещей одна из иностранных туристок, которая довольно непринужденно и да-же беспечно себя вела, вдруг притихла и помрачнела, что насторожило сотруд-ников таможни и заставило их повторить досмотр выборочно: в результате че-го у этой туристки было обнаружено значительное количество наркотиков, искусно спрятанных в чемодане.

В приведенных примерах субъекты реагировали на кратковременные, нео-жиданные или психологически острые ситуации соответствующими экспрес-сивными и физическими действиями. Сами ситуации осознавались ими доста-точно хорошо, но моторные компоненты, выразительные движения, отражающие определенные психические состояния, были неосознанными, и именно они несли в себе интересующую нас информацию.

Условиями успешного применения этого приема являются следующие:

  1. создаваемые ситуации должны иметь для субъекта личностную значимость;

  2. важно выбрать такой момент для создания ситуации, чтобы субъект обяза-


     

    image

    1 См.: Панин С.Ф. Тактические приемы допроса обвиняемого // Сборник статей по вопро-сам правовых дисциплин. - М., 1968. - С. 42-43.


     

    image

    тельно на нее среагировал; 3) действия лица, использующего ситуацию, долж-ны логически вытекать из нее и получать соответствующее экспрессивное под-тверждение; 4) необходимо тщательно фиксировать психические состояния и выразительные движения субъекта в ответ на созданную ситуацию.

    Эта интерпретация облегчается также тем, что экспрессивные и физичес-кие действия субъекта «привязаны» к конкретным жизненным ситуациям и их последовательное сопоставление позволяет раскрыть действительный смысл выразительных движений. Более того, данные движения являются неосознан-ными, поэтому степень достоверности отражающихся в них состояний субъек-та и его намерений достаточно высока.

    Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения ин-тересующей информации основываются на общих закономерностях бессозна-тельных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непредна-меренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.

     

     

     

     

     

     

    § 2. Методика получения интересующей информации

 

 

Предварительное изучение со­

беседника, безусловно, пред-ставляет собой одну из важнейших за-дач методики получения информации.

 

Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биогра-фии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, свя-зи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интере-сующего лица, что поможет определить основы для установления с ним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, в частности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учи-тывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в про-цессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Неко-торые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Со-трудник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересу-ющего лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в бесе-де. В первую очередь следует обратить внимание на степень его внушаемости и конформности и на такую слабость характера, как болтливость. Есть люди, кото-рые не могут хранить в себе ни одной зародившейся в их голове мысли, ни од-ного известия, услышанного от других. Пока эти люди не расскажут того, что у них имеется, нескольким лицам, каждому особо, они не могут быть спокойными. Эта черта часто используется и должна использоваться в целенаправленных бе-седах: в них намеренно вовлекаются люди, обладающие подобными чертами. Знание черт характера человека дает возможность использовать тщеславие и честолюбие людей. При определенных обстоятельствах люди с такими чертами характера могут пойти на необдуманные поступки и высказывания только для то-го, чтобы привлечь к себе внимание и заслужить положительную оценку другого человека1.

Необходимо также иметь в виду, что для большинства людей говорить правду всегда легче, чем лгать. Поэтому в ситуациях, где приходится говорить неправду или скрывать правду, многие теряются и допускают так называемые

«проговоры», непроизвольно высказывают истину, что всегда должен учиты-вать оперативный сотрудник.


 


 

image

1 См.: Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. С. 68-70.


 

image image

Важно отмечать интеллектуальные и речевые способности собеседника, особенности его памяти и наблюдательности. Это помогает составить пра-вильное представление о человеке и более объективнее оценить сообщаемые им данные. Важно также знать степень общительности человека: насколько легко с ним можно завязать разговор, какую позицию он обычно занимает в бе-седе. Следует учитывать и настроение человека во время беседы. События, предшествующие беседе, могут в значительной степени повлиять на состоя-ние собеседника, на его переживания, на готовность начать беседу и поддер-живать ее. Таким образом, различные стороны личности интересующего нас субъекта могут привести к непроизвольным высказываниям.

При окончательной оценке личных качеств собеседника следует избе-гать предубежденности и торопливости в составлении мнения. Предубежден-ность мешает объективному восприятию человека и ведет к ошибочным выво-дам. Кроме того, бывают случаи, когда люди, казавшиеся вначале замкнутыми, оказываются впоследствии весьма приятными собеседниками.

Для того чтобы целенаправленная беседа прошла успешно, сотрудник должен обладать достаточной общей подготовкой, позволяющей легко и не-принужденно поддержать беседу и развить ее в нужном направлении. Наличие эрудиции помогает в беседах с людьми различных профессий и интересов, разных социальных и возрастных групп. Общая подготовка и эрудиция должны также включать глубокие знания в области, представляющей интерес для со-беседника1.

Психологическая подготовка к целенаправленным беседам включает в себя несколько компонентов. Одним из них является создание оптимально-го психологического настроя, позволяющего без значительных усилий присту-пить к проведению беседы.

Для того чтобы освободиться от напряжения, поддержать в собеседнике го-товность к общению, следует отвлечься от предстоящего действия, вспомнить ситуации, в которых сотрудник успешно решал аналогичные задачи. Важно мо-билизовать себя на предстоящее действие и постоянно это поддерживать.

Другим важным аспектом психологической подготовки является отработка оптимальной линии поведения в предстоящей беседе. Для успешного получе-ния информации сотруднику следует в беседе держать себя свободно, уверен-но и даже несколько снисходительно. Выбор оперработником линии поведения зависит от индивидуальных качеств, характера и темперамента интересующей личности.

Самостоятельным компонентом психологической подготовки к получению информации является прогнозирование конкретных ситуаций, которые могут осложнить выполнение задачи: изменение настроения собеседника, насторо-женность, обида, неблагоприятные эмоциональные реакции. Хорошая подго-товка к беседе придает сотруднику уверенность и спокойствие в ситуации, где на обдумывание решения практически не остается времени.

Практика показывает, что условия проведения беседы существенно влияют на ее процесс, «Неформальная обстановка», спокойное место, располагающее к непринужденному разговору, время достаточное для обстоятельной беседы, помогают решению задач по получению информации. Целенаправленные бесе-ды лучше всего проводить в неофициальной обстановке, когда интересующий субъект свободен от выполнения профессиональных обязанностей.

При вступлении в беседу следует постараться создать непринужденную об-становку. Начальная тема должна максимально помочь установлению психо-


 

image

4

1 См.: Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. С. 72-73.


 

image

логического контакта и позволить в дальнейшем перевести разговор в интере-сующее сотрудника русло.

Попытки получить информацию без предварительно установленного кон-такта обычно не приводят к желаемому результату. Однако не следует чрез-мерно затягивать начальную стадию беседы в ущерб решению основных задач по получению информации. Затягивание разговора при обсуждении общих тем также может привести к нежелательным результатам. После получения необ-ходимой информации следует постепенно свести разговор к нейтральной теме и продолжить беседу еще некоторое время.

Одна из основных задач, стоящих перед сотрудником, - скрыть интерес к некоторым, поднимаемым в процессе целенаправленной беседы вопросам. При этом следует учитывать естественное стремление собеседника понять мо-тивы поведения партнера по общению. Получить интересующую оперативные органы информацию можно только в том случае, если все действия сотрудни-ка будут восприниматься собеседником как естественные и не вызовут подо-зрений.

Значение психологических способов получения информации чрезвычайно велико. Они успешно могут использоваться как в процессе выявления преступ-ной деятельности лиц, так и в ходе ее предупреждения и пресечения, а также при производстве предварительного расследования. Несмотря на то, что инте-ресующая информация, как правило, добывается с помощью психологических способов ее получения, в большинстве случаев она косвенно свидетельствует о преступной деятельности лиц и нередко является единственным первичным сиг-налом. Более того, наличие подобной информации часто предопределяет целе-направленность оперативных мероприятий, проводимых для выявления и про-верки лиц, подозреваемых в преступной деятельности. Это означает, что использование соответствующих приемов получения информации предполагает объективную проверку фактических данных. Иначе говоря, психологические спо-собы получения информации расширяют диапазон оперативной деятельности сотрудников по выявлению, предупреждению и пресечению преступной деятель-ности конкретных лиц, то есть требуют опоры не только на чисто объективные данные, но и на субъективные факторы, в которых эта деятельность проявляет-ся. Таким образом, интересующая информация, добываемая с помощью психо-логических способов носит в основном ориентирующий характер, она способст-вует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..