Экологическое право, задачи - контрольная работа.

 

Главная    Рефераты Законодательство      

 

 

 

 

 

Экологическое право, задачи - контрольная работа  2019 год

 
 

Задача 1. Воинская часть в лесопарковой зоне возвела склад строительных материалов, самовольно захватив для этого около 2 га земли. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству предложил воинской части снести возведенное строение, как сооруженное на самовольно занятой территории, где вообще запрещено какое-либо строительство. Командование части это требование не выполнило, ссылаясь на то, что земля является ничейной, бесхозной и нигде не зарегистрирована. Воинская часть в защиту своих прав обратилась с иском в арбитражный суд.

Решите вопрос по существу в роли судьи арбитражного суда.

 

 

Задача 2. В соответствии с решением органа Беловского района все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования объявлены исключительной собственностью этого образования.

Глава Дубинского района своим постановлением изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, под строительство больницы. В свою очередь глава администрации Красновского района своим постановлением потребовал от фермеров и руководителей коллективных хозяйств ограничить посадку картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай.

Оцените законность решений названных органов, сославшись на закон

 

Задача 3. Местными средствами массовой информации объявлено о предполагаемом строительстве оборонно-промышленного предприятия на территории закрытого административно-территориального образования. Документация по обоснованию места расположения предприятия представлена на государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзор. Граждане, проживающие в зоне возможного воздействия объекта, сочли целесообразным проведение общественной экспертизы, ссылаясь на Законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и ст.42 Конституции РФ. Местная общественная экологическая организация обратилась к администрации административно-территориального образования с требованием о регистрации общественной экологической экспертизы, однако получила отказ в регистрации.

Дайте правовую оценку действиям сторон.

 

Решение


 

      

 
Решение

Согласно ч. 4 ст. 12 «Лесного кодекса Российской Федерации[1] (далее – ЛК РФ) защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 ЛК РФ.
ЛК РФ, с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются несколько категории указанных лесов, в частности лесопарковые зоны (п.в.1 ст.102 ЛК РФ).
Наряду с Земельным кодексом правовой режим пригородных зон урегулирован в законодательстве об охране окружающей среды. В частности, пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[2] предусматривает, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Другими словами в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.
По статье 102 ЛК РФ зеленые зоны, лесопарки отнесены к защитным лесам. В лесах зеленых зон запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии с пунктом 3 ст. 105 ЛК РФ в зеленых зонах, лесопарках запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»[3] в целях охраны лесопарков допускается возведение ограждений на их территориях.
В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Как следует из Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, перевод земель лесного фонда, на которых расположены лесопарки, в земли иных категорий запрещается.
Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» введена норма, согласно которой допускается использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов.
Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Наряду с федеральным законодательством данные отношения регулируются законодательством субъектов Российской Федерации, которое определяя принципы регулирования отношений по организации, охране и использованию пригородных зеленых зон указывает приоритет экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения пригородных зеленых зон[4].
Таким образом, вероятнее всего, арбитражный суд откажет в удовлетворении иска воинской части, и обяжет снести незаконные постройки последней, а также обяжет компенсировать ущерб экологии, нанесенный указанной лесопарковой зоне.





Задача 2. В соответствии с решением органа Беловского района все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования объявлены исключительной собственностью этого образования.
Глава Дубинского района своим постановлением изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, под строительство больницы. В свою очередь глава администрации Красновского района своим постановлением потребовал от фермеров и руководителей коллективных хозяйств ограничить посадку картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай.
Оцените законность решений названных органов, сославшись на закон.

Решение
О решении органа Беловского района
Право пользования природными ресурсами муниципальному образованию предоставляется Конституцией РФ (ст. 9)[5], Лесным[6] и Водным кодексами РФ[7], федеральным законодательством, Законом РФ «О недрах» 1992 г. (в редакции Законов РФ от 3 марта 1995 г. // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 16. Ст. 834; N 29. Ст. 1690; 1993. N 2. Ст. 74, с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 879)[8].
Новый Лесной кодекс РФ не дает ответа на вопрос о праве муниципальной собственности на леса Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ст. 9), леса могут находиться и в муниципальной собственности. Основная часть лесного фонда РФ находится в государственной собственности. К муниципальной собственности Лесной кодекс РФ относит незначительную часть - лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов (ст. 15). В соответствии с этим управление лесным фондом муниципальному образованию не принадлежит. Следует заметить, что муниципальная собственность на леса, расположенные на землях городских и сельских поселений, устанавливается федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ).
Право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают из актов государственных органов, договоров, судебных решений. Право пользования участками лесного фонда, за исключением публичного сервитута, возникает у муниципального образования с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда.
В соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 49) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнительный орган местного самоуправления совместно с владельцем лесного фонда принимает решение о передаче в аренду участка лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурсов, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограничении или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нарушения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.
Несколько иной перечень полномочий у исполнительного органа города по управляемым им городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри города, пригородных земельных зон городов и крупных промышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационная.
Местные органы самоуправления имеют ограниченное право на пользование лесным фондом, однако могут извлекать прибыль в доходную часть бюджета. Закон также не определяет, в каких границах принадлежит муниципальному образованию право пользования лесным фондом, как разграничиваются объекты лесопользования и т.п. Все это создает определенные трудности муниципальному образованию для определения своих полномочий[9].
Таким образом, решение органа Беловского района о том, что все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования объявлены исключительной собственностью этого образования незаконно и его необходимо считать ничтожным.

О постановлении Главы Дубинского района
Согласно ст.279 ЗК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
То есть, постановление Главы Дубинского района законно и правомерно, с учетом того, что данный земельный участок будет не только изъят, но и выкуплен в установленном законом порядке.

О постановлении главы администрации Красновского района
Согласно п.1 ст. 209 ЗК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ЗК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, поскольку хозяйственная деятельность фермеров не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, постановление главы администрации Красновского района об ограничении посадок картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай незаконно и, мягко говоря, комично.










Задача 3. Местными средствами массовой информации объявлено о предполагаемом строительстве оборонно-промышленного предприятия на территории закрытого административно-территориального образования. Документация по обоснованию места расположения предприятия представлена на государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзор. Граждане, проживающие в зоне возможного воздействия объекта, сочли целесообразным проведение общественной экспертизы, ссылаясь на Законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и ст.42 Конституции РФ. Местная общественная экологическая организация обратилась к администрации административно-территориального образования с требованием о регистрации общественной экологической экспертизы, однако получила отказ в регистрации.
Дайте правовую оценку действиям сторон.

Решение
Ст.ст. 20 и 21 Федерального закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»[10] гласят, общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.


Список используемой литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009.
2. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)// «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995.
3. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 28.12.2010)// «Парламентская газета», N 90-91, 08.06.2006.
4. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 29.12.2010)// «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006.
Модин Н.А. Правовой режим нераспределенных объектов муниципальной собственности // Российская юстиция. 2010



[1] «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 29.12.2010)// «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278 (далее – ЛК РФ).
[2] Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 133.
[3] Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 28.07.2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3599.
[4] Пашова М.С. «Изменения в правовом регулировании земель населенных пунктов»// Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
[5] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
[6] «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 29.12.2010)// «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
[7] «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 28.12.2010)// «Парламентская газета», N 90-91, 08.06.2006.
[8] Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.07.2010) «О недрах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)// «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, N 10, ст. 823.
[9] Модин Н.А. Правовой режим нераспределенных объектов муниципальной собственности // Российская юстиция. 2010. N 2. С. 16 - 18.
[10] Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)// «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4556.