|
|
|
содержание ..
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99 ..
Hyundai Getz.
Особенности устройства системы смазки двигателя
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры
распределительных валов. Система состоит из масляного картера,
шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником,
полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и
масляных клапанов. |
Масляный насос забирает масло из масляного поддона двигателя и
подает его в масляный фильтр. Со стороны нагнетания масляного
насоса находится перепускной клапан. При слишком высоком
давлении масла клапан открывается и часть масла стекает обратно
в поддон двигателя. |
Через середину фильтрующего элемента масляного фильтра чистое
масло поступает в главную масляную магистраль. При засорении
фильтра обводной клапан, расположенный в корпусе масляного
фильтра, подает неотфильтрованное масло непосредственно в
главную масляную магистраль. В патрубке масляного фильтра
находится обратный клапан, который препятствует опустошению
масляных каналов и гидравлических толкателей клапанов двигателя.
От главной масляной магистрали отходят каналы для смазки
подшипников коленчатого вала. Через наклонные отверстия в
коленчатом валу масло подается к шатунным подшипникам, а оттуда
распыляется на поршневые пальцы и цилиндры. Одновременно по
восходящим каналам масло подается в головку блока цилиндров и
обеспечивает смазку подшипников распределительного вала и работу
гидравлических толкателей. |
Говоря о расходе масла в двигателе внутреннего сгорания,
подразумеваем только то его количество, которое расходуется при
сгорании (расход на угар). Ни в коем случае не следует путать
расход масла с потерей масла из-за негерметичности масляного
поддона, крышки головки блока цилиндров и пр. Нормальный расход
масла возникает вследствие сгорания небольшого количества в
цилиндрах, а также из-за отвода остатков сгорания и частиц
продуктов износа. Масло стареет под действием высокой
температуры и давления в цилиндрах двигателя. На расход масла
оказывают большое влияние и внешние факторы, такие как манера
вождения, а также точность изготовления деталей двигателя. |
Максимально допустимый при эксплуатации расход масла может
составлять 1 л на 1000 км пробега. |
По достижении метки «MIN» обязательно надо доливать масло (объем
доливаемого масла не должен превышать 1 л). |
Выбор масла для системы смазки двигателя |
Для смазки двигателей автомобилей Hyundai применяется
всесезонное масло. Его можно использовать как в зимнее, так и в
летнее время. Основой всесезонных масел являются жидкие сезонные
масла (например, класса вязкости 15W). За счет так называемых
загустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, поэтому
для каждого состояния обеспечиваются необходимые смазочные
свойства. Буква «W» по классификации SAE указывает на то, что
данное масло может использоваться зимой. |
Легкоходные масла представляют собой всесезонные масла с
антифрикционными присадками, при их применении возможна экономия
топлива до 2%. Легкоходные масла имеют низкую вязкость
(например, 10W-30). Они требуют специальной основы
(синтетические масла). |
Рекомендуемый класс качества масла по API – не ниже SG или SH. |
Рекомендуемый класс вязкости масла по SAE – в зависимости от
ожидаемой температуры окружающего воздуха до следующей замены
масла. |
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. |
Пустите и прогрейте двигатель. |
После длительного простоя автомобиля прогрейте
двигатель примерно в течение 20 мин. |
|
Остановите двигатель, подождите 2–3 мин и проверьте уровень
масла. |
Уровень масла должен находиться между метками
маслоизмерительного щупа. При снижении уровня ниже метки «L»
долейте масло до метки «F». |
Убедитесь, что масло чистое, без примесей охлаждающей жидкости
или бензина и имеет требуемую вязкость. |
На автомобилях, оборудованных двигателями с
каталитическим нейтрализатором, необходимо следить за
тем, чтобы уровень масла по маслоизмерительному щупу не
был выше максимального. Если в автомобиль с
каталитическим нейтрализатором залито слишком много
масла, надо удалить его излишек из картера посредством
слива или отсоса (специальным вакуумным насосом), в
противном случае несгоревшее масло проникнет в систему
выпуска отработавших газов и может разрушить
каталитический нейтрализатор. |
|
Пустите и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. |
Рисунок
2.127. Пробка маслосливного отверстия в масляном
поддоне (обозначена стрелкой) |
|
|
Снимите пробку маслоналивной горловины, отверните пробку
маслосливного отверстия (на масляном поддоне), как показано на рисунок
2.127, и слейте масло из двигателя. |
Заверните пробку и затяните ее моментом 35–45 Н·м. |
Залейте в двигатель свежее масло через наливную горловину. |
Установите пробку маслоналивной горловины. |
Пустите двигатель и дайте ему поработать. |
Остановите двигатель, проверьте уровень масла и при
необходимости восстановите его до нормы. |
Вместимость системы смазки двигателя, л: |
2,8 (без замены масляного фильтра); |
3,1 (с заменой масляного фильтра) |
рабочий объем 1,3; 1,5 и 1,6 л: |
3,0 (без замены масляного фильтра); |
3,3 (с заменой масляного фильтра) |
Все двигатели Hyundai оборудуют съемными масляными фильтрами
высокого качества, которые рекомендуется использовать для замены
на всех автомобилях. Имеющиеся в продаже фильтры различны по
качеству. Для обеспечения эффективного технического обслуживания
следует использовать только фильтры высокого качества. Перед
установкой нового фильтра удалите с привалочной поверхности
блока цилиндров остатки резиновой прокладки старого фильтра. |
Отверните масляный фильтр с помощью специального ключа. |
Рисунок
2.128. Смазывание резиновой прокладки масляного
фильтра перед установкой |
|
|
Нанесите чистое моторное масло на резиновую прокладку нового
фильтра (рисунок
2.128). |
Рисунок
2.129. Расположение масляного фильтра в моторном
отсеке (вид снизу автомобиля) |
|
|
Заверните масляный фильтр и затяните его моментом 12–16 Н·м (рисунок
2.129). |
Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек масла. |
Остановите двигатель, проверьте уровень масла и при
необходимости доведите его до нормы. |
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,1 и 1,3 л |
Рисунок
2.130. Элементы системы смазки двигателя рабочим
объемом 1,3 л: 1 – передний сальник коленчатого
вала; 2 – передняя крышка блока цилиндров; 3 –
ведущая шестерня масляного насоса; 4 – ведомая
шестерня масляного насоса; 5 – крышка масляного
насоса; 6 – прокладка передней крышки блока
цилиндров; 7 – прокладка маслоприемника; 8 –
маслоприемник; 9 – масляный картер; 10 –
масляный фильтр; 11 – пробка редукционного
клапана; 12 – прокладка редукционного клапана;
13 – пружина редукционного клапана; 14 – плунжер
редукционного клапана |
|
|
Рисунок
2.131. Элементы системы смазки двигателя рабочим
объемом 1,1 л: 1 – передний сальник коленчатого
вала; 2 – передняя крышка блока цилиндров; 3 –
ведущая шестерня масляного насоса; 4 – ведомая
шестерня масляного насоса; 5 – крышка масляного
насоса; 6 – прокладка маслоприемника; 7 –
маслоприемник; 8 – масляный картер; 9 – плунжер
редукционного клапана; 10 – пробка редукционного
клапана; 11 – пружина редукционного клапана |
|
|
Элементы системы смазки двигателя рабочим объемом 1,3 л показаны
на рисунок
2.130, двигателя рабочим объемом 1,1 л – на рисунок
2.131. |
Снимите ремень привода газораспределительного механизма. |
Отверните болты крепления масляного картера. |
Снимите маслоприемник масляного насоса. |
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного
насоса) в сборе. |
Снимите крышку масляного насоса. |
Рисунок
2.132. Масляный насос в сборе: 1 – корпус
масляного насоса; 2 – ведущая шестерня; 3 –
ведомая шестерня; 4 – установочные метки |
|
|
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока
цилиндров (рисунок
2.132). На ведущую и ведомую шестерни нанесены установочные
метки (см. рисунок
2.132). |
Отверните пробку редукционного клапана, выньте пружину и
плунжер клапана. |
Проверка технического состояния |
Проверьте масляный картер на наличие повреждений или трещин и
при необходимости замените его. |
Проверьте маслоприемник на наличие поломок, повреждений или
трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте поверхности контакта корпуса и шестерен масляного
насоса на отсутствие износа (особенно ступенчатого). |
Проверьте зубья шестерен на отсутствие износа или повреждений. |
Рисунок
2.133. Проверка зазора между наружным диаметром
и гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса с
помощью плоского щупа |
|
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и
гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса (рисунок
2.133). |
Радиальный зазор между наружным диаметром и гнездом
ведомой шестерни в корпусе насоса, мм: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л......0,12–0,18 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л......0,10–0,18 |
Рисунок
2.134. Проверка зазора между зубьями шестерен с
помощью плоского щупа |
|
|
Номинальный зазор между зубьями шестерен, мм: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л......0,025–0,069 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л......0,06–0,18 |
Рисунок
2.135. Проверка зазора между торцом ведомой
шестерни и плоскостью корпуса насоса с помощью
плоского щупа |
|
|
Проверьте зазор между торцом ведомой шестерни и плоскостью
корпуса насоса (рисунок
2.135). |
Номинальный зазор между торцом ведомой шестерни и
плоскостью корпуса насоса, мм: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л.....0,04–0,087 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л.....0,04–0,095 |
Рисунок
2.136. Установочные метки шестерен масляного
насоса |
|
|
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного
насоса) ведущую и ведомую шестерни, следя за их правильным
расположением по меткам, как показано на рисунок
2.136. |
Установите крышку масляного насоса и |
затяните болты крепления моментом |
8–12 Н·м. После затяжки болтов проверьте плавность вращения
шестерен насоса. |
Установите плунжер и пружину редукционного клапана, нанесите
моторное масло на плунжер. Затяните пробку клапана указанным
моментом. |
Момент затяжки пробки редукционного клапана масляного
насоса, Н·м: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л.....40–50 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л.....20–30 |
Проверьте рабочие кромки сальника коленчатого вала на отсутствие
износа, коробления или повреждения. |
Проверьте, не ослаблена ли пружина сальника. |
Рисунок
2.137. Установка переднего сальника на носок
коленчатого вала |
|
|
Установите оправку (или отрезок трубы подходящего диаметра) для
запрессовки переднего сальника коленчатого вала на носок
коленчатого вала. Нанесите моторное масло на наружную
поверхность оправки и надвиньте усилием руки новый сальник по
носку вала до соприкосновения с передней крышкой блока цилиндров
(рисунок
2.137). Всегда устанавливайте только новый сальник. |
Рисунок
2.138. Запрессовка переднего сальника
коленчатого вала |
|
|
Установите зубчатый шкив коленчатого вала, ремень привода
газораспределительного механизма и шкив коленчатого вала. |
Установите маслоприемник. |
Очистите привалочные поверхности масляного картера и блока
цилиндров. |
Рисунок
2.139. Нанесение герметика на фланец масляного
картера |
|
|
Нанесите герметик в паз фланца масляного картера, как показано
на рисунок
2.139. |
Толщина валика герметика должна составлять
примерно 4 мм. Масляный картер должен быть установлен не
позднее чем через 15 мин после нанесения герметика. |
|
Установите масляный картер и затяните болты его крепления
моментом 6–8 Н·м. |
Датчик контрольной лампы давления масла |
Рисунок
2.140. Проверка наличия электрической цепи между
выводом и корпусом датчика с помощью омметра |
|
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом
датчика (рисунок
2.140). При наличии обрыва цепи замените датчик. |
Рисунок
2.141. Проверка с помощью омметра наличия
электрической цепи между выводом и корпусом
датчика при нажатии на чувствительный элемент
датчика: 1 – датчик контрольной лампы давления
масла; 2 – чувствительный элемент датчика; 3 –
омметр |
|
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом
датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика (рисунок
2.141). Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не
размыкается, замените датчик. |
Создайте в датчике разрежение 50 кПа через отверстие для подвода
масла. Если при этом электрическая цепь между выводом и корпусом
датчика отсутствует, то датчик исправен. |
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает
на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой
замените. |
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,5 и 1,6 л |
Рисунок
2.142. Элементы системы смазки двигателей
рабочим объемом 1,5 и 1,6 л: 1 – передний
сальник коленчатого вала; 2 – передняя крышка
блока цилиндров; 3 – ведущая шестерня масляного
насоса; 4 – ведомая шестерня масляного насоса; 5
– крышка масляного насоса; 6 – прокладка
передней крышки блока цилиндров; 7 – блок
цилиндров; 8 – масляный картер; 9 – прокладка
маслосливной пробки; 10 – маслосливная пробка;
11 – плунжер редукционного клапана; 12 –
масляный фильтр; 13 – пробка редукционного
клапана; 14 – маслоприемник; 15 – прокладка
маслоприемника; 16 – пружина редукционного
клапана |
|
|
Элементы системы смазки двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л
показаны на рисунок
2.142. |
Снимите ремень привода газораспределительного механизма. |
Отверните болты крепления масляного картера. |
Снимите маслоприемник масляного насоса. |
Рисунок
2.143. Масляный насос в сборе |
|
|
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного
насоса) в сборе (рисунок
2.143). |
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока
цилиндров. На ведущую и ведомую шестерни нанесены метки. |
Проверка технического состояния |
Проверьте переднюю крышку блока цилиндров на отсутствие трещин
или повреждений и при необходимости замените её. |
Проверьте передний сальник коленчатого вала на отсутствие износа
или повреждения рабочих кромок. |
Проверьте масляный картер на отсутствие поломок, повреждений или
трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте маслоприемник на отсутствие поломок, повреждений или
трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте поверхности контакта корпуса масляного насоса с
шестернями насоса на отсутствие повреждений или износа. |
Проверьте зубья шестерен на отсутствие износа или повреждений. |
Рисунок
2.144. Проверка радиального зазора между
наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в
корпусе насоса с помощью плоского щупа |
|
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и
гнездом в корпусе насоса (рисунок
2.144). |
Радиальный зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и
гнездом в корпусе насоса должен составлять 0,120–0,185 мм. |
Зазор между зубьями шестерен должен быть 0,025–0,069 мм. |
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса
насоса, мм: |
ведомая шестерня.....0,04–0,09 |
ведущая шестерня.....0,040–0,085 |
Рисунок
2.145. Проверка зазора между зубьями шестерен с
помощью плоского щупа |
|
|
Рисунок
2.146. Проверка зазора между торцами шестерен и
плоскостью корпуса насоса с помощью плоского
щупа |
|
|
Проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса
насоса (рисунок
2.146). |
Проверьте легкость перемещения плунжера редукционного клапана в
гнезде корпуса насоса. |
Проверьте пружину редукционного клапана на отсутствие деформации
и поломки витков. |
Длина пружины редукционного клапана, мм: |
в свободном состоянии.....46,6 |
под нагрузкой 6,1 кгс..... 40,1 |
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного
насоса) ведущую и ведомую шестерни, следя за их правильным
расположением по меткам. |
Установите крышку масляного насоса и затяните болты крепления
моментом 8–12 Н·м. После затяжки болтов проверьте плавность
вращения шестерен насоса. |
Установите плунжер и пружину редукционного клапана,
предварительно покрыв плунжер моторным маслом. Затяните пробку
редукционного клапана моментом 40–50 Н·м. |
Рисунок
2.147. Болты крепления (A, B, C, D) передней
крышки блока цилиндров |
|
|
Установите переднюю крышку блока цилиндров с новой прокладкой и
затяните болты крепления (рисунок
2.147) моментом 20–27 Н·м. |
Рисунок
2.148. Запрессовка переднего сальника
коленчатого вала |
|
|
Запрессуйте оправкой сальник в отверстие передней крышки блока
цилиндров (рисунок
2.148). |
Установите маслоприемник. |
Очистите обе стороны прокладки масляного картера и привалочную
поверхность блока цилиндров. |
Рисунок
2.149. Нанесение герметика на фланец масляного
картера |
|
|
Нанесите герметик в канавку фланца масляного картера (рисунок
2.149). |
Установите масляный картер и затяните болты его крепления
моментом 10–12 Н·м. |
Толщина валика герметика должна составлять
примерно 4 мм. |
Масляный картер должен быть установлен не
позднее чем через 15 мин после нанесения герметика. |
|
Датчик контрольной лампы давления масла |
Рисунок
2.150. Место установки датчика контрольной лампы
давления масла на блоке цилиндров двигателя |
|
|
Датчик контрольной лампы давления масла показан на рисунок
2.150. |
Рисунок
2.151. Проверка наличия электрической цепи между
выводом и корпусом датчика с помощью омметра |
|
|
Проверьте омметром наличие электрической цепи между выводом и
корпусом датчика (рисунок
2.151). При наличии обрыва цепи замените датчик. |
Рисунок
2.152. Проверка с помощью омметра наличия
электрической цепи между выводом и корпусом
датчика при нажатии на чувствительный элемент
датчика: 1 – датчик контрольной лампы давления
масла; 2 – чувствительный элемент датчика; 3 –
омметр |
|
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом
датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика (рисунок
2.152). Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не
размыкается, замените датчик. |
Создайте в датчике разрежение величиной 50 кПа через отверстие
для подвода масла. Если при этом электрической цепи между
выводом и корпусом датчика нет, то датчик исправен. |
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает
на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой
замените. |
Что нужно знать при замене масла |
Во-первых, рекомендуется не только дать старому маслу полностью
стечь, но и провернуть коленчатый вал двигателя на 5–7 оборотов,
чтобы удалить оставшееся масло из масляных магистралей. Полезно
также промыть двигатель (для этой цели применяют специальное
масло для промывки) в течение 20–25 мин, при этом двигатель
должен работать в режиме холостого хода. |
Меняя масло, всегда следует заменять и фильтр. Старый, хоть и
промытый, будет «как ложка дегтя в бочке меда». |
Масло следует менять в закрытом помещении, где нет пыли и ветра. |
При проверке уровня масла в картере двигателя тряпка, которой
протирают маслоизмерительный щуп, должна быть чистой. Даже,
казалось бы, незначительные частицы пыли, попавшие в двигатель,
заметно сокращают срок его службы. |
При замене масла меняют и прокладку пробки сливного отверстия в
масляном поддоне двигателя, а также корпуса масляного фильтра
(если он установлен). Прокладка входит в комплект масляного
фильтра. |
После замены масла полезно зафиксировать пробег автомобиля, дату
замены, марку масла, чтобы при последующей его замене либо
доливке было меньше проблем. |
Не следует бояться того, что масло потемнеет уже после 1000 км
пробега. Это свидетельствует лишь о том, что оно «работает»
правильно – удерживает в себе нагар и моет поверхности деталей. |
содержание ..
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99 ..
|
|
|