ВОЕННЫЕ МОСТЫ (ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК)

  Главная      Учебники - Военное дело     Учебник сержанта инженерных войск - 2004 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ВОЕННЫЕ МОСТЫ (ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК)

 

            Общие положения. Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий войсками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменять понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на последующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов - 4.2м, двухпутных - 7м.

            Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и подводные мосты, а так же путепроводы. Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними высоких вод, ледохода и судов. Подмостовая высота низководных мостов должна быть не менее 0.5м. Низководный мост состоит из пролетных строений и опор, типовые конструкции которых, приведены в руководстве «Военные мосты на жестких опорах», Воениздат, 1982г.

Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

            При строительстве низководных мостов применяются следующие табельные средства механизации;

            - мостостроительные установки (табл.7) УСМ и УСМ-2;

            - комплект мостостроительных средств КМС-Э;

            - одностреловой копер ОСК;

            - автомобильные краны;

            - грузовые автомобили различной грузоподъемности.

            Для заготовки леса и изготовления мостовых конструкций используются:

            - бензиномоторные пилы различного типа;

            - лесопильные рамы ЛРВ и ЛРВ-2;

            - передвижные электростанции ЭСБ-8И и ЭД16-Т230-АИ.

 

Таблица 7

 

Технические характеристики мостостроительных средств

 

Показатели

УСМ

УСМ-2

КМС-Э

Масса одной машины, т

18,9

21,6

9,15

Темп строительства моста из готовых элементов, м/ч

7-15

12-18

15-18

Пролет моста, м

0,6-4,5

до 5м

0,6-8,8

Время развертывания, мин

10

4-6

15-20

Время свертывания, мин

7-10

10

50-60

Допустимая скорость течения, м/с

2,5

2,5

2,0

Расчет, чел

11

11

15

Грузоподъемность крана, т

2

2.5

 

Количество и тип дизель молотов

4-ДМ-240

4-ДМ-240

4-ДМ-240

Тип привода к механизмам установки

Гидравлический 4 гидронасоса

Гидравлический 4 гидронасоса

Электрический 2-АБ4-Г230

База

КрАЗ-255Б

КрАЗ-260

ЗИЛ-131

 

Для сварки и резки металла применяются электросварочные агрегаты, сварочные преобразователи и трансформаторы, ацетиленовые генераторы и керосинорезы.

            Мостостроительные установки УСМ и УСМ-2 предназначены для механизации строительства низководных мостов (эстакад) на свайных (рамных) опорах с берега и с готового участка моста.

            В состав комплекта мостостроительной установки УСМ (УСМ-2) входят мостостроительная машина и вспомогательный автомобиль. На вспомогательном автомобиле перевозятся лодка НЛ-8 для ведения инженерной разведки и обстройки опор, лодочный мотор «Вихрь», мотопилы, дизель-молот ДМ-240, спасательные жилеты, комплект поковок на 100м моста и ЗИП.

            Строительство моста с помощью мостостроительной установки ведется последовательным выполнением следующих операций:

            - забивка и опиловка четырех (шести) свай в опоре;

            - установка насадки и поперечных схваток в опоре;

            - укладка и крепление пролетного строения.

            Выполнив операции, мостостроительная машина передвигается на готовый участок моста, и операции повторяются.

            Комплект мостостроительных средств КМС-Э предназначен для строительства низководных мостов на свайных опорах при возведении опор с воды.

            В состав комплекта входят: сваебойно-обстроечный паром, предназначенный для возведения свайных опор; паром с домкратами на двух лодках ДЛ-10, предназначенный для укладки пролетных строений, и вспомогательная лодка ДЛ-10, предназначенная для доставки по воде элементов опор, установки поперечных схваток опор и выполнения вспомогательных операций. Комплект перевозиться на четырех автомобилях ЗИЛ-131.

            При строительстве моста с помощью КМС-Э одновременно забиваются сваи, обстраиваются опоры, укладываются пролетные строения и устанавливаются связи между опорами.

Конструкции опор

            В военных мостах применяют свайные, рамные и свайно-рамные промежуточные опоры, которые могут быть плоскими (однорядными) и башенными (двухрядными), а также клеточные опоры.

            Свайные опоры являются основным типом промежуточных опор. Они возводятся при скорости течения до 2,5 м/с при наличии сваебойных средств и когда грунты позволяют производить забивку свай. Свайная опора состоит из свай, насадки, горизонтальных и диагональных схваток. Высота плоских свайных опор принимается до 6 м.

            Рамные опоры обычно применяются при строительстве мостов через суходолы, а также через водные преграды глубиной до 1 м, со скоростью течения до 1,5 м/с при каменистом дне, где забивка свай затруднена или невозможна. Рамная опора состоит из стоек, насадки, лежня, диагональных схваток и подкладок под лежень (при средних и слабых грунтах). Высота плоских рамных опор принимается от 1,2 до 5 м.




Рис. 33. Схемы промежуточных опор

а - свайной; б - рамной; в - свайно-рамной; г - клеточной.

 

            Свайно-рамные опоры применяются в тех же случаях, что и свайные, но при расположении пролетного строения на большей высоте над горизонтом воды, когда для получения требуемой опоры длина свай недостаточна. Свайно-рамная опора состоит из свайного основания и установленной на нем рамной надстройки. Высота опоры принимается до 8 м.

            Клеточные опоры применяют обычно на суходолах и мелководных участках со скоростью течения до 1 м/с, при достаточно плотных грунтах дна. Клеточная опора состоит из нескольких уложенных друг на друга взаимно перпендикулярных и скрепленных между собой рядов окантованных бревен или брусьев. Высота клеточной опоры принимается не более 1,2 м.

            Наряду с этими опорами в военных мостах используются башенные опоры, состоящие из двух плоских опор, объединенных горизонтальными и диагональными схватками, установленными с наружной стороны опоры, продольных бревен и лежня. Высота башенной опоры принимается до 8 м.

            Насадки и лежни изготовляют из бревен, опиленных на два канта, длина насадки (лежня).

Пролетные строения

            Конструкции пролетных строений зависят от требуемой грузоподъемности моста, типа материала и применяемых при строительстве средств механизации.

            Конструкции деревянных пролетных строений подразделяются на пролетные строения: из колейных блоков; из блоков простых или сложных прогонов со щитами настила; из отдельных элементов с настилом из досок и бревен.

            Пролетные строения из колейных блоков образуются из двух колейных блоков, уложенных на опоры, двух закладных щитов, перекрывающих свободные от настила концы прогонов, и двух колесоотбоев.

            Типовой колейный блок имеет ширину 224 см. После укладки блоков на опоры между ними остается открытый промежуток 16 см.

            Колейный блок рекомендуется применять при пролетах моста до 5 м. Он состоит из пяти прогонов, объединенных рабочими и защитными настилами. На концах прогонов блока на длине 60 см настил не укладывается. Эти промежутки закрываются закладными щитами после укладки блока в пролет.




Рис. 34. Деревянные типовые пролетные строения

а - из колейных блоков и закладных щитов; б - из блоков простых прогонов и щитов проезжей части; в - из отдельных элементов.

 

            Закладной щит имеет размер 224x60 см и состоит из досок рабочего и защитного настилов, скрепленных между собой гвоздями. Каждый щит крепится ко всем прогонам десятью гвоздями, по пять с каждой стороны.

            Пролетное строение из блоков простых или сложных прогонов со щитами настила образуется из двух блоков прогонов, уложенных на опоры, двух или трех щитов проезжей части и двух колесоотбоев.

            Типовые блоки простых и сложных прогонов рекомендуется применять при пролетах моста до 6 м.

            Блок простых прогонов состоит из пяти прогонов, объединенных снизу двумя поперечными и одной диагональной схватками. Схватки прибивают снизу блока тремя гвоздями к крайним прогонам и двумя к каждому промежуточному прогону. Доски рабочего настила прибивают к каждому крайнему прогону, а к промежуточным через одну в шахматном порядке. Доски защитного настила прибивают к рабочему настилу двумя гвоздями по концам доски и по одному гвоздю через 100-150 см по длине.

            Пролетное строение из отдельных элементов с настилом из досок и бревен состоит из простых или сложных прогонов, двойного дощатого настила и колесоотбоев.

            Простые прогоны изготовляют из бревен вручную. При изготовлении простых прогонов бревна сверху выравнивают для опирания настила с обязательным снятием коры на всю ее толщину. Снизу прогонов производится только подтеска (подрезка) концов на длину 60-70 см так, чтобы высота всех прогонов на обоих концах была одинаковой.

            Сложный прогон образуется из двух бревен, уложенных одно на другое комлями в разные стороны и скрепленных между собой тремя штырями.

            Доски поперечного настила прикрепляют к прогонам одиночными гвоздями в шахматном порядке через один прогон.

            Доски защитного настила стыкуют над опорами или вразбежку и прикрепляют к рабочему настилу гвоздями (по два гвоздя на каждый конец доски, а по длине по одному гвоздю через 100 - 150см).

            К конструкциям металлических пролетных строений относятся:

            блочные пролетные строения из цельнометаллических колейных блоков и блоков металлических прогонов с деревянными щитами настила;

            пролетные строения из пакетов прогонов с деревянными щитами настила.

            Прогоны по ширине моста в блочных конструкциях располагаются колейно, параллельно его оси на расстоянии друг от друга в колее 45 см, стыкуются они на опорах впереплет и принимаются длиной на 50 см больше расчетного пролета моста.

            Прогоны изготовляют в блочных конструкциях из одного, а в конструкциях из пакетов прогонов из двух швеллеров или двутавров.

            Прогоны, изготовленные из одиночных швеллеров, устанавливаются в пролете полками в одну сторону.

Строительство военных мостов

            Б состав задач, выполняемых на преграде при строительстве моста, входят: инженерная разведка района строительства и заготовки мостовых конструкций, подготовка подъездных путей к мосту, подготовка мест разгрузки и складирования мостовых конструкций, разбивка осей моста и осей опор, развертывание средств механизации для строительства моста, возведение въездных устройств, возведение промежуточных опор, укладка пролетных строений на опоры, установка продольных связей, замыкание моста.

            Кроме того, может производиться сборка рамных (клеточных) опор высотой по месту их установки и изготовление отдельных элементов (прогонов) замыкающего пролета, подкладок, сваек и др.

            Для выполнения задач по строительству моста на участке реки с прилегающими к нему берегами оборудуется строительная площадка, на которой развертываются мостостроительные средства.

            Строительство моста в зависимости от его длины, имеющихся сил и мостостроительных средств осуществляется одним или несколькими участками.

            Возведение моста несколькими участками ведется:

            при двух участках - от берегов к середине преграды;

            при трех участках - от берегов к середине преграды, а на среднем участке - от конца одного берегового участка к концу другого берегового участка;

            при четырех участках - от берегов к середине преграды, а на средних участках - от середины преграды к береговым участкам.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..