Автомобили Derways. Руководство - часть 7

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобили марки Derways 3131, 313150, 313101, 313102 (Двигатель 4G64S4 MITSUBISHI) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Автомобили Derways. Руководство - часть 7

 

 

 

Рис. 2.44. 

Для удобства установки смажьте тонким слоем консистент-
ной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к 
блоку. Удалите излишки смазки.  

Установите  масляный  насос  и  заверните  болты  его 

крепления. 

Установите поддон в обратном порядке. 
Нанесите герметик MZ 100168 (или эквивалентный) на 

плоскость поддона, руководствуясь иллюстрацией.  

Затяните  болты  поддона  равномерно  с  моментом 7 

Н.м. 

 

Шатунно-поршневая группа. 

 

Рис. 2.45. 

1 – гайка; 2 – крышка  ша-
туна; 3, 5 – вкладыш; 6, 7 - 
компрессионные  кольца; 8 
маслосъемное  кольцо; 9 – 
палец; 10 – поршень; 11 - 
шатун; 12 - болт 

Снятие и установка. 
Снимите  поршневые  кольца  специальным  съемни-

ком. Если его нет, снимите кольца с поршня, аккуратно раз-
ведя замки колец.  

Выпрессовывание и запрессовывание пальца выпол-

няется в автосервисе на приспособлении с гидравлическим 
прессом  и  комплектом  специальных  оправок.  Усилие  при 
выпрессовывании около 1,78 Тс, при запрессовывании – от 
4,9 до 16,0 Тс. 

Выньте вкладыши 3, 5 (рис. 2.45) из шатуна 11 и его 

крышки 2. Если  вкладыши  остались  на  коленчатом  валу, 
снимите  их  с  вала.  Если  не  предполагается  замена  вкла-
дышей, по мере снятия промаркируйте их на нерабочей по-
верхности относительно шатунов и крышек. 

 

Дефектовка. 
Очистите головку поршня от нагара.  
Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубо-

кие царапины, трещины, замените поршень.  

Прочистите  канавки  под  поршневые  кольца.  Это 

удобно делать обломком старого кольца (рис. 2.46). 

Прочистите отверстия для стока масла подходящим 

 

Рис. 2.46. 

 

Рис. 2.47. 

куском проволоки (рис. 2.47). 

Проверьте поршневые кольца на чрезмерный износ, 

повреждения или излом. При обнаружении дефектов, заме-
ните их новыми. Если производили замену поршня, необхо-
димо произвести замену и поршневых колец. 

Проверьте  зазоры  между  кольцами  и  канавками  на 

поршне (рис. 2.48).  

Номинальный зазор, мм:  
- верхнее компрессионное кольцо: 0,03–0,06; 
- нижнее компрессионное кольцо: 0,02–0,06; 
- маслосъемное кольцо: 0,03-0,07. 
Предельно допустимый зазор для всех колец 0,1 мм. 
Наиболее  точно  зазоры  можно  определить  проме-

ром колец и канавок на поршне (рис. 2.49).  
Для этого замерьте микрометром толщину колец в несколь-

 

Рис. 2.48. 

ких местах по окружности, затем с помощью набора щупов 
измерьте ширину канавок также в нескольких местах по ок-
ружности.  

Вычислите средние значения зазоров (разница меж-

ду толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один 
из  зазоров  превышает  предельно  допустимый,  замените 
поршень с кольцами. 

Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в 

 

Рис. 2.49. 

специальную  оправку.  При  отсутствии  оправки 
вставьте  кольцо  в  цилиндр  (в  котором  оно  ра-
ботало),  продвиньте  поршнем  как  оправкой 
кольцо  в  цилиндр,  чтобы  оно  установилось  в 
цилиндре  ровно,  без  перекосов  и  щупом  из-
мерьте зазор в замке кольца. Номинальный за-
зор должен быть, мм: 

 

Рис. 2.50. 

 

Рис. 2.51. 

 

Рис. 2.52. 

 

Рис. 2.53. 

- верхнее компрессионное кольцо: 0,25–0,35; 
- нижнее компрессионное кольцо: 0,40–0,55; 
- маслосъемное кольцо: 0,10–0,40. 
Предельно допустимый (в результате износа): 
- компрессионные кольца 0,80 мм; 
- маслосъемное кольцо 1,00 мм. 
Если  зазор  превышает  предельно  допустимый,  за-

мените кольцо. 

Если  зазор  меньше  вышеуказанных  значений,  акку-

ратно подпилите надфилем торцы кольца. 

Проверьте  зазоры  между  поршнями  и  цилиндрами 

(Рис. 2.50). 
Зазор определяется как разность между замеренными диа-
метрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 
0,025–0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если за-
зор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из по-
следующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к 
номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите 
цилиндры под следующий ремонтный размер и установите 
поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте 
диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плос-
кости, перпендикулярной поршневому пальцу.  

Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпен-

дикулярных плоскостях (вдоль В и поперек А блока цилинд-
ров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим 
специальный прибор – нутромер. 

При замене деталей шатунно-поршневой группы 

необходимо  подобрать  поршни  к  цилиндрам  по  классу  и  одной  группы  по  массе,  а 
также  поршневые  пальцы  к  поршням  по  классу  и  шатуны  по  массе.  Для  подбора 
поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. 

Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимо-

сти от диаметров делят на пять классов: A, B, C, D, E.  

В  запасные  части  поставляются  поршни  номинального  размера  трех  классов 

A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный – увеличенный на 0,50 мм, 
второй – на 1,00 мм. 

По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную  на 5 г и 

уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. 
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных раз-
меров, увеличенных на 0,50 мм и на 1,00 мм. На кольцах первого ремонтного разме-
ра выбито число «5», второго – «10».  

На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается на нижней плоскости блока 

напротив каждого цилиндра. 

 

Рис. 2.54. 

 

Рис. 2.55. 

На днище поршня выбиваются следующие данные: 
1 – класс поршня по отверстию под палец; 
2 – класс поршня по диаметру; 
3 – стрелка,  показывающая  направление  установки 

поршня; 

4 – ремонтный размер; 
5 – группа по массе (нормальная – «Г», увеличенная 

на 5 г – «+», уменьшенная на 5 г – «–»).  

Пальцы с трещинами замените. Палец должен легко 

входить  в  поршень  от  усилия  большого  пальца  руки. 
Вставьте  палец  в  поршень.  Если  при  покачивании  пальца 
ощущается  люфт,  замените  поршень.  При  замене  поршня 
подберите к нему палец по классу. Поршневые пальцы раз-
биты по диаметру на три класса (см. таблицу).  

 

Идентификация коренных подшипников. 

 

Классификация 

Идентификационный цвет 

Внешний диаметр, мм 

Желтый 

44,995 – 45,000 

Без окраски 

44,985 – 44,995 

Белый 

44,980 – 44,985 

 

 

Рис. 2.56. 

 

Рис. 2.57. 

 

Рис. 2.58. 

Класс  пальца  маркируется  на  его  торце  краской. 

Класс  поршня  по  пальцу  выбивается  на  днище  поршня, 
класс шатуна по пальцу – на крышке шатуна. 

Замените  погнутые  шатуны.  Замените  шатун,  если 

при  разборке  двигателя  было  обнаружено,  что  шатунные 
вкладыши  провернулись  в  шатуне.  Шатуны  обрабатывают 
совместно  с  крышками,  поэтому  их  нужно  менять  комплек-
том.  В  двигателе  должны  устанавливаться  шатуны  одного 
класса. 

Вставьте  шатун  в  поршень  в  соответствии  с  ранее 

сделанными  метками.  Запрессуйте  палец  на  приспособле-
нии  (рис. 2.56) с  гидравлическим  прессом  и  комплектом 
специальных  оправок.  Усилие  при  запрессовывании – от 
4,9  до 16,0 Тс.  При  запресовывании  пальца  проверьте  ве-
личину его выступания 1 (рис. 2.57) с обеих сторон поршня. 

Установите  поршневые  кольца.  Это  рекомендуется 

делать  специальным  съемником.  Если  его  нет,  установите 
кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.  

Порядок  установки  колец:  первым  устанавливают 

маслосъемное кольцо, затем нижнее компрессионное коль-
цо, последним – верхнее. 

 Сечения  верхнего  и  нижнего  компрессионных  колец 

отличаются (рис. 2.58) (1 – маркировка N и Т, 2 – скруглен-

 

Рис. 2.59. 

 

Рис. 2.60. 

ный  профиль, 3 – конусный  профиль).  При  этом  обратите 
внимание,  что  на  кольцах  имеется  метка  которая  должна 
быть обращена вверх.  

Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь, что 

они вращаются легко. Если какое-либо кольцо не провора-
чивается или заедает, его необходимо заменить.  

Разверните  кольца  на  поршне  так,  чтобы  их  замки 

располагались под углом 120° друг к другу.  

Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки 

коленчатого вала.  

Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилин-

дров и смажьте их моторным маслом.  

Вставьте  вкладыш  в  шатун  в  соответствии  с  ранее 

сделанными  метками  так,  чтобы  усик  вкладыша  вошел  в 
проточку  в  шатуне.  После  этого  смажьте  вкладыш  и  пор-
шень моторным маслом. 

Наденьте на поршень специальную оправку для  

сжатия  поршневых  колец  и  аккуратно  опустите  шатун  в  цилиндр.  Рекомендуется 
предварительно  провернуть  коленчатый  вал  так,  чтобы  устанавливаемый  поршень 
был в НМТ.  

Плотно  прижмите  оправку  к  блоку  и  ручкой  молотка  протолкните  поршень  в 

цилиндр. Если оправка будет не плотно прилегать к блоку цилиндров, можно поло-
мать поршневые кольца. 

Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала. 
Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными мет-

ками  так,  чтобы  усик  вкладыша  вошел  в  проточку  в  крышке.  После  этого  смажьте 
вкладыш моторным маслом. 

Установите  крышку  шатуна.  При  этом  номера  цилиндра  на  крышке  и  нижней 

головке шатуна должны быть с одной стороны.  

Заверните гайки крепления крышки и затяните требуемым моментом (см. при-

ложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Таким же образом установите 
и остальные поршни. 
 
 
 
 
 
 

Система смазки. 

Рис. 2.61. 

Двигатель  имеет  систему  смазки 

под  давлением,  создаваемым  шестерен-
чатым  насосом  с  приводом  непосредст-
венно от коленчатого вала (cм. рис. 2.62). 

Кроме масляного насоса, в состав 

системы  смазки  включены  масляный 
фильтр,  а  также  форсунки,  установлен-
ные  в  основании  каждого  цилиндра,  че-
рез  которые  разбрызгивается  масло  для 
охлаждения днищ поршней. 

Масляный  насос  шестеренчатого 

типа с внутренним зацеплением. 

Давление  масла  на  холостом  хо-

ду – 2 кгс/см

2

Давление  срабатывания  датчика 

контрольной  лампы  давления  масла – 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..