Техническое обслуживание автомобиля в зависимости от периодичности и
объема выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО); обслуживание при пробеге 500
км для нового или капитально отремонтированного автомобиля;
обслуживание при пробеге 3000 км для нового или капитально
отремонтированного автомобиля;
обслуживание через каждые 5000, 10 000, 20000 и 30 000 км пробега;
сезонное техническое обслуживание.
Все работы по перечисленным видам технического обслуживания автомобиля
проводятся в соответствии с установленным перечнем работ для
отечественных автомобилей и инструкцией по техническому обслуживанию и
смазке грузовых автомобилей фирмы «М а гирус-Дойц».
Ежедневное техническое обслуживание проводится после работы или
перед выездом в рейс и предназначено для всесторонней проверки и
подготовки автомобиля к работе. Оно включает выполнение следующих
операций:
проверить внешним осмотром комплектность автомобиля и состояние всех его
агрегатов, узлов и деталей. Сразу после остановки проверить на ощупь
степень нагрева ступиц колес и тормозных барабанов;
проверить наличие топлива и при необходимости заправить топливный бак;
очистить и вымыть автомобиль, протереть стекла кабины, фар, подфарников,
задних фонарей, зеркала заднего вида и номерные знаки;
проверить состояние всех соединений, уплотнений и
отсутствие подтеканий во всех системах, узлах и агрегатах;
при работе автомобиля в условиях сильной запыленности очистить двигатель
от пыли и грязи, промыть и смазать маслом, применяемым для двигателя,
мокрые фильтры сапунов и очистить пылесборники воздушных фильтров.
При появлении красного поля на указателе ухода за воздушными фильтрами
необходимо провести обслуживание воздушных фильтров, как указано в
разделе «Техническое обслуживание системы питания»;
проверить состояние и натяжение клиновых ремней привода компрессора и
генератора, уровень масла в картере двигателя и гидроусилителя рулевого
управления и при необходимости долить, затяжку гаек колес, крепления
рессор, амортизаторов, реактивных штанг и ограничительных тросов
вертикального перемещения заднего моста, состояние карданных валов (при
работе в тяжелых условиях игольчатые подшипники смазывать 1 раз в не*
делю при наличии пресс-масленок);
проверить давление в шинах, при необходимости довести до нормы;
проверить свободный ход рулевого колеса, состояние привода рулевого
управления;
сразу после работы спустить конденсат из воздушных резервуаров тормозной
системы (при летней эксплуатации 1 раз в неделю);
проверить уровень спирта в предохранителе против замерзания конденсата,
при необходимости долить до нормы;
проверить работу двигателя на слух и по контрольно-измерительным
приборам на разных частотах вращения коленчатого вала;
проверить работу сцепления и легкость включения передач, исправность и
действие рабочего, стояночного и моторного тормозов, приборов освещения,
световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов,
стеклоочистителей и омывате-лей ветрового стекла;
проверить крепление аккумуляторных батарей и затяжку наконечников
проводов на выводах, очистить поверхность батарей от пыли и грязи, не
реже 1 раза в неделю проверить уровень электролита;
проверить работу гидроподъемника самосвала. Кузов должен плавно, без
рывков, подниматься на полный угол и опускаться в начальное положение.
Техническое обслуживание при пробеге 500 км
проводится для нового или капитально отремонтированного автомобиля.
Операции по обслуживанию в обкаточный период следует выполнять более
качественно и в полном объеме. Кроме работ, выполняемых при ЕО,
необходимо:
проверить и подтянуть болты крепления двигателя и коробки передач;
проверить крепление кабины и платформы автомобиля;
подтянуть крепление выпускных и впускных
трубопроводов и воздуховодов;
проверить Крепление рулевого механизма, гидравлического насоса высокого
давления и бачка для жидкости гидравлического привода рулевого
управления;
проверить крепление узлов и деталей механизма управления сцеплением;
проверить исправность тягового-буксирного прибора; сменить масло в
двигателе с заменой масляных фильтров; очистить центрифугу вентилятора
системы охлаждения двигателя;
проверить уровень масла в картерах коробки передач, мостов, бортовых
(колесных) передач, опор вала балансирной подвески •и уравнительном
бачке гидропривода сцепления;
Техническое обслуживание при пробеге 3000 км
проводится после обкатки нового или капитально отремонтированного
автомобиля. При этом, кроме работ, выполняемых при ЕО и пробеге 500 км,
необходимо:
проверить герметичность воздухоподводящих трубопроводов и шлангов,
очистить фетровый и заменить картонный элементы топливного фильтра,
отрегулировать зазор в клапанах;
подтянуть болты крепления кронштейнов передних рессор и карданных валов;
проверить крепление ступиц колес ведущих мостов; проверить углы развала
и схождения колес переднего моста; сменить масло в коробке передач,
ведущих мостах и бортовых передачах;
проверить уровень масла в гидросистеме самосвала; смазать все приводные
тяги, шарниры, навесы и замки дверей; удалить из топливного бака густой
шлам (отстой), для чего вывернуть пробку сливного отверстия;
смазать игольчатые подшипники карданных шарниров до выдавливания смазки
из-под кромок торцовых уплотнений всех четырех подшипников шарнира;
проверить ареометром плотность электролита и определить степень
заряженности аккумуляторных батарей, при необходимости прочистить
вентиляционные отверстия в пробках.
Техническое обслуживание через каждые 5000 км пробега. Кроме
работ, выполняемых при ЕО, необходимо:
проверить крепление и герметичность воздухоподводящих трубопроводов и
шлангов;
очистить топливный фильтр-отстойник предварительной очистки топлива,
очистить фетровый и заменить картонные элементы топливного фильтра;
удалить из топливного бака и бачка отопителей (в
отопительный период) отстой топлива, для чего вывернуть пробку сливного
отверстия;
проверить крепление узлов и деталей рулевого управления, смазать шарниры
рулевых тяг (при наличии пресс-масленок);
подтянуть болты крепления карданных валов, смазать шлицевые соединения и
игольчатые подшипники шарниров (при наличии пресс-масленок);
сменить масло в двигателе с заменой масляных фильтров; очистить
центрифугу вентилятора системы охлаждения двигателя;
проверить уровень масла в коробке передач, мостах, колесных передачах,
опорах вала балансирной подвески, гидроподъемнике самосвала,
гидроусилителе рулевого управления и уравнительном бачке гидропривода
сцепления;
смазать все приводные тяги, шарниры, навесы и другие узлы консистентной
смазкой;
очистить воздушные фильтры (сапуны) двигателя и масляного бака
гидросистемы самосвала;
проверить плотность электролита и определить степень заря-женности
аккумуляторных батарей, при необходимости прочистить вентиляционные
отверстия в пробках;
очистить от нагара свечи накаливания, всасывающие и газоотводящие
патрубки отопителей, проверить состояние и работу аварийного
выключателя, терморегулятора горения и магнитного клапана (в
отопительный период).
Техническое обслуживание через каждые 10000 км
пробега. Кроме работ, выполняемых при ЕО и пробеге через каждые 5000
км, необходимо:
проверить крепление двигателя, кабины, платформы и надрам-ника к раме
автомобиля;
подтянуть болты крепления кронштейнов передних рессор; проверить
компрессию в двигателе, при необходимости отрегулировать зазор в
клапанах;
очистить охлаждающие поверхности двигателя от пыли и грязи; сменить
бумажные элементы воздушных фильтров; прочистить вентиляционные клапаны
агрегатов трансмиссии; проверить эффективность работы амортизаторов, при
необходимости долить жидкость;
проверить люфт подшипников ступиц колес и шкворней поворотных цапф, при
необходимости их отрегулировать или заменить;
проверить зазоры в шарнирах продольной и поперечной рулевых тяг;
проверить и отрегулировать осевой люфт рулевого вала и зазор в
зацеплении зубчатой передачи рулевого механизма;
промыть в бензине и продуть сжатым воздухом фильтрующий элемент
гидросистемы рулевого управления;
проверить работу привода сцепления, отрегулировать
его, при наличии масленки смазать выжимной подшипник;
проверить исправность приводов и действие рабочего, стояночного и
моторного тормозов, отрегулировать зазор между тормозными колодками и
барабаном, а также свободный ход педали тормоза;
проверить зазоры в шлицевых соединениях карданных валов и в игольчатых
подшипниках крестовин, при необходимости неисправные детали заменить;
проверить люфт в подшипниках опоры промежуточного карданного вала, при
наличии значительного радиального (бокового) люфта опору разобрать и
проверить состояние подшипников; отрегулировать фары автомобиля.
Техническое обслуживание через каждые 20000 км
пробега автомобиля. Кроме перечисленных работ, выполняемых при ЕО,
пробеге через каждые 5000 и 10000 км, необходимо:
проверить техническое состояние и работу вентилятора системы охлаждения
двигателя с гидравлическим приводом;
сменить фетровый и бумажный элементы топливного фильтра; проверить углы
развала и схождения передних управляемых колес;
проверить техническое состояние, крепление узлов и деталей и работу
гидравлического подъемника самосвала; сменить масло в коробке передач.
Техническое обслуживание через каждые 30000 км пробега автомобиля.
Кроме перечисленных работ, выполняемых при ЕО, пробеге через каждые
5000, 10 000 и 20000 км, необходимо сменить масло в картерах ведущих
мостов и колесных передач.
Сезонное техническое обслуживание приурочивается к проведению одного из
трех последних обслуживаний автомобиля. Кроме всех перечисленных работ,
оно включает выполнение дополнительных операций, связанных с
особенностями эксплуатации автомобиля в летний и зимний периоды.
При переходе на летний режим эксплуатации:
сменить масло в двигателе и одновременно заменить масляные фильтры;
после отопительного сезона полностью разобрать отопители и проверить
состояние их агрегатов, очистить нагар с теплопередатчиков,
газоотводящих патрубков и смазать их консистентной смазкой;
перебрать рессоры и смазать листы графитной смазкой;
проверить люфт в головках реактивных штанг и игольчатых подшипниках,
пальцев передних рессор, негодные узлы и детали заменить;
проверить действие гидроусилителя рулевого
управления, проверить давление масла, создаваемое насосом, при
необходимости отрегулировать клапаны;
проверить исправность всех агрегатов и приборов пневматического
оборудования тормозной системы и обслужить их в соответствии с
указаниями в разделе «Техническое обслуживание тормозной системы»;
снять и осмотреть тормозные барабаны, проверить состояние разжимных
устройств, колодок, накладок и стяжных пружин, очистить их от грязи и
ржавчины;
аккумуляторные батареи перезарядить в соответствии с сезоном;
снять с двигателя генератор и проверить состояние и работу
выпрямительного блока, щеточного узла, подшипников, крепление шкива;
снять с двигателя стартер и проверить состояние и работу щеточного узла,
коллектора.
При переходе на зимний режим эксплуата-зц и и:
сменить масло в двигателе и одновременно заменить масляные фильтры;
проверить действие электромагнитного топливного клапана и термореле,
прочистить жиклер и топливный фильтр факельной свечи устройства
облегчения пуска двигателя;
сменить жидкость в гидроусилителе рулевого управления, гидроприводе
сцепления, амортизаторах передней подвески и задней опоры кабины
автомобиля;
сменить масло в коробке передач, редукторах ведущих мостов и колесных
передачах;
проверить и при необходимости отрегулировать осевой зазор в скользящих
подшипниках опор вала балансира;
сменить консистентную смазку в ступицах колес, проверить исправность
роликовых конических подшипников, действие гидроусилителя рулевого
управления, давление масла, создаваемое насосом, при необходимости
отрегулировать клапаны;
проверить исправность всех агрегатов и приборов пневматического
оборудования тормозной системы и обслужить их в соответствии с
указаниями в разделе «Техническое обслуживание тормозной системы»;
снять и осмотреть тормозные барабаны, проверить состояние разжимных
устройств, колодок, накладок и стяжных пружин, очистить их от грязи и
ржавчины;
сменить масло в гидроподъемнике самосвала; аккумуляторные батареи
перезарядить в соответствии с сезоном, при необходимости провести им
контрольно-тренировочный цикл;
перед началом отопительного периода провести обслуживание отопителей,
как указано в разделе «Техническое обслуживание системы отопления и
вентиляции».