МАГИРУС-290. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Магирус-290. Устройство, обслуживание, эксплуатация (Пугаченко А. Н.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

МАГИРУС-290. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

 

Система отопления и вентиляции кабины состоит из двух автономных от двигателя автомобиля и независимых друг от друга

отопительно-вентиляционных установок (отопителей) с распределительными коробками, заборниками, воздухопроводами, соплами подвода воздуха, блоком управления отопителями, а также отопителя с подводом в кабину теплого воздуха от двигателя. Работа отопительно-вентиляционной установки заключается в нагреве воздуха путем сжигания в ней дизельного топлива и подаче его к обогреваемым местам.

Отопитель 20 (рис. 118) расположен с правой стороны кабины автомобиля. Он предназначен для обогрева в зимнее время правой части кабины и обдува теплым воздухом ветрового окна, а также для принудительной вентиляции кабины свежим воздухом в летнее .время. Забор воздуха для работающего отопителя 20 осуществляется заборником 14 от двигателя или наружного воздуха заборником 12, а для вентиляции кабины только заборником 12 через сопло 17 заборника вентиляционного воздуха.

Принудительная вентиляция осуществляется включением вентилятора отопителя 20, установленного на одном валу с электродвигателем. Оба заборника имеют заслонки, управляемые рукояткой 5 управления воздушными заслонками. Рукоятка находится в кабине автомобиля справа от водителя. Верхнее положение рукоятки соответствует включению заборника 14 теплого воздуха от двигателя, нижнее— заборника 12 приточного воздуха. При наружной температуре воздуха выше 0° С отопитель 20 для обогрева кабины снабжать теплым воздухом от двигателя не рекомендуется во избежание перегрева узлов и деталей отопителя.

Для подвода воздуха к ветровому окну в кабине имеются сопла 16, а в правую и среднюю часть — распределительная коробка 18 с заслонкой и сопло 6. Отопитель соединяется с заборниками, распределительной коробкой и соплами гофрированными патрубками.

 

 

 

 

Рис. 118. Схема системы отопления и вентиляции:
1 — отопитель II; 2 —г топливопровод к отопителю II; 3 — распределительная коробка нагретого воздуха отопителя II;. 4 —ящик для аккумуляторных батарей: 5 — рукоятка управления воздушными заслонками отопителя I; 6 —сопло подвода теплого воздуха в среднюю часть кабины; 7 — сопло подвода теплого воздуха в- нижнюю левую часть кабины; Я —вытяжная кнопка троса управления заслонкой заборника теплого воздуха от двигателя; 9— глушитель шума; 10—забор-ник теплого воздуха моторного отопителя; 11 — топливный насос высокого давления; 12 — заборник приточного воздуха с заслонкой; 13—трос рычага управления заслонкой; 14 — заборник теплого воздуха от двигателя отопителя I; 15— трос рычага управления заслонкой; 16 — сопла обдува ветрового стекла; 17 — сопло заборника вентиляционного воздуха; 18 — распределительная коробка нагретого воздуха отопителя I; 19 — топливопровод от насоса двигателя к топливному бачку отопителей; 20— отопитель I; 21 — топливный бачок отопителей; 22 — топливопровод к отопителю I; 23 — переливной трубопровод от топливного бачка отопителей к топливному баку; 24 — топливный бак автомобиля

 

 

 

 

 

 

Отопитель 1 расположен в кожухе сзади за кабиной автомобиля и закреплен на левом лонжероне рамы. Он предназначен для обогрева левой части кабины и аккумуляторов в зимнее время, а также для принудительной вентиляции кабины летом. Отопитель 1 работает для обогрева или вентиляции только на наружном воздухе, поступающем непосредственно в отопитель. Принудительная вентиляция осуществляется включением вентилятора отопителя 1.

Подвод воздуха в кабину и к ящику 4 для аккумуляторных батарей, расположенному под сиденьем пассажиров, осуществляется с помощью гофрированных патрубков. Для регулировки подачи воздуха в кабине слева от сиденья водителя имеется распределительная коробка 3, заслонка которой управляется с помощью рычага.

Отопитель с подводом теплого воздуха от двигателя расположен с левой стороны и предназначен для обогрева нижнего пояса левой части кабины. Принцип действия основан на подаче от работающего двигателя в кабину теплого воздуха. Он работает независимо от отопительно-вентиляционных установок.

Включают отопитель в весенне-осениий период, когда использование отопителей 1 к 20 нецелесообразно, а также при значительно низких температурах окружающего воздуха вместе со всеми отопителями.

Для включения моторного отопителя необходимо вытянуть кнопку 8 и зафиксировать ее поворотом вправо.

Устройство отопителей 1 и 20 одинаково. Производительность, каждого из них при полной нагрузке составляет 3000 ккал/ч, потребляемая мощность электроэнергии — 60 Вт, расход дизельного топлива—0,42 кг/ч.

Отопитель (рис. 119) состоит из двухстенного корпуса, который в торцах имеет горловину 1 для впуска воздуха и патрубок 13 для выходящего воздуха, внизу — патрубок 18 для впуска воздуха в камеру сгорания, патрубок 15 для выхода отработавших газов и топливосливную трубку 17. В корпусе установлены электродвигатель 19, -на валу которого закреплен вентилятор 20, топливный насос 5 для подачи дизельного топлива из бачка к распылителям 8, роторный нагнетатель 6 для подачи воздуха в камеру 9 сгорания. Все это смонтировано на одном валу, вращающемся на Шариковых подшипниках.

 

 

 

 

Рис. 119. Отопптельно-вентиляционная установка (отопитель):

1 — горловина для впуска воздуха; 2 — кронштейн электродвигателя; 3— внутренний кожух; 4 —штуцер подводящего топливопровода; топливный насос; 6 — роторный нагнетатель воздуха; 7 — свеча накаливания; 8—распылитель; 9— главная камера сгорания; 10— пламсотражательное кольцо; 11—предохранитель (аварийный выключатель); 12 — терморегулятор горения; 13 — патрубок для выходящего воздуха; 14 — вспомогательная камера сгорания (теплообменник); 15—патрубок для выхода отработавших газов; 16 — разветвление воздуховода; 17 — топливосливная трубка; 18 — патрубок для впуска воздуха в камеру сгорания;
19 — электродвигатель; 20 — вентилятор

 

 

 

 

Сверху на отопителе установлены свеча 7 накаливания, аварийный выключатель 11 и терморегулятор 12 горения. Топливопровод ог электромагнитного клапана подводится к штуцеру 4.

С включением отопителя начинают работать электродвигатель

19, топливный насос 5, вентилятор 20 и нагнетатель 6. Одновременно открывается электромагнитный клапан и включается свеча 7 накаливания. Насосом подается топливо к распылителям. От их вращательною движения происходит мелкое распыление топлива и перемешивание с воздухом, подаваемым роторным нагнетателем 6,

Топливовоздушная смесь воспламеняется от свечи 7 накаливания. Сгорание смеси происходит при низком давлении в главной камере 9 сгорания и догорание во вспомогательной камере 14. Отработавшие газы проходят через теплообменник, отдавая через его стенки тепло воздуху для отопления, и через патрубок 15 выходят в атмосферу. Теплый воздух для отопления кабины и отработавшие газы проходят в корпус отопителя отдельно друг от друга, размеры воздухопроводов тщательно согласованы с выполняемой ими функцией. В случае перегрева отопителя свыше 85° С срабатывает аварийный выключатель //. После замены его предохранителя необходимо найти причину неисправности и устранить ее прежде, чем вновь включить отопитель.

Отопители 1 и 20 (см. рис. 118) работают на дизельном топливе, поступающем из специального бачка 21 постоянно заполняющегося топливом от насоса 11 высокого давления двигателя. После

 

 

заполнения бачка топливо по переливному трубопроводу поступает в топливный бак.

Необходимое количество топлива для работы отопителей поступает ил бачка по трубопроводу. Размер бачка 21 рассчитан так, что полный его объем топлива обеспечивает примерно 8 ч работы одного оюннтелн при неработающем двигателе. Воздух из бачка удаляется через переливной трубопровод 23 и крышку на топливном баке 24. Надежная работа отопителей обеспечивается при условии, если для его работы применяется предписанное для зимней эксплуатации дизельное топливо.

Включение отопителей для обогрева осуществляется с помощью выключателей (рис. 120), расположенных в кабине автомобиля на блоке управления отопителями.

Для включения одного из отопителей необходимо сначала включить аккумуляторные батареи (при неработающем двигателе), затем осуществить пуск отопителя в следующем порядке:

нажать кнопки 1 и 2 (рис. 120, а). Кнопка 1 включает электродвигатель отопителя, который приводит в действие топливный насос, вентилятор и нагнетатель воздуха, а кнопка 2 включает свечу накаливания. Удерживать включенными кнопки 30—40 с, пока не загорится желтая контрольная лампочка 4;

отпустить кнопку 1, а на кнопку 2 продолжать нажимать еще в течение 60 с;

вновь нажать кнопку 1 и продолжать нажимать кнопку 2 до загорания зеленой лампочки 3, свидетельствующей о работе отопителя. В это время включается электромагнитный клапан и обеспечивает подачу топлива к насосу и распылителям. После пуска отопителя кнопку 2 отпустить;

если через 150 с после нажатия кнопки 2 зеленая лампочка не загорелась и отопитель не пустился, то следует повторить пуск через 5 мин. Если после третьей попытки отопитель не пускается, то необходимо найти неисправность;

для уменьшения нагрева работающего отопителя следует нажать кнопку 1/2 и выключить повторным нажатием кнопку 1. После этого уменьшатся частота вращения вала электродвигателя, подача воздуха и топлива, а следовательно, и производительность отопителя.

Чтобы выключить отопитель, необходимо нажать кнопку 1 или 1/2 в зависимости от режима его работы. После этого закрывается электромагнитный клапан и прекращается подача топлива. Отопитель продолжит работу по инерции (3—5 мин) до тех пор, пока не охладится теплообменник и терморегулятор горения не вы-ключит электродвигатель. После этого отопитель считается выключенным. Только после выключения отопителя можно выключить аккумуляторные батареи.

В летнее время отопители могут служить для подвода свежего воздуха в кабину и создавать принудительную вентиляцию. При этом включаются в работу только вентиляторы отопителей, которые засасывают в кабину наружный воздух. От отопителя 1 свежий воздух поступает к ветровому окну и в правую часть кабины, а отопитель II подает свежий вой дух в левую часть кабины. Вентиляторы отопителей 1 и II включаются перекидными клавишными выключателями, расположенными в кабине на панели приборов и органов управления (рис. 120, б). Выключателем 1 включается вентилятор отопителя 1, а выключателем 2 — вентилятор отопителя II.

 

 

Трущиеся поверхности топливных насосов отопителей при работе смазываются дизельным топливом, используемым для сгорания в камере. Поэтому во избежание отказа топливного насоса (без смазки) при длительной работе вентилятора, когда топливо в насос не попадает, необходимо через каждые 50 ч работы вентилятора нажимать кнопку 1 на блоке управления отопителями (см. рис. 120, а) и выключать через 5 мин повторным нажатием. В это время открывается электромагнитный клапан, и топливо засасывается в топливный насос. Электрическая схема системы отопления и вентиляции представлена на рис. 121.

 

 

 

Рис. 120- Органы управления отопителями I и II
а — блок управления отопителями при нагреве; б — клавишные выключатели вентиляторов отопителей при вентиляции кабины

 

 

 

 

 

 

Рис. 121. Электрическая схема системы отопления и вентиляции:
1 — левый отопитель; 2— клавишные выключатели вентиляторов отопителей; 3 — блок выключателей левого отопители; 4 — блок выключателей правого отопителя; 5 — контрольная лампа работы отопителя (зеленая); 6 — контрольная лампа накала свечи (желтая); 7 — рычаг управления воздушными заслонками; 8—коробка предохранителен; 9 —реле вентиляторов; 10 — реле отопителей; 11 — резисторы; 12 — правый отопитель; 13 — предохранитель (аварийный выключатель); 14 — терморегулятор горения; 15 —свеча накаливания; 16 —
электромагнитный клапан; 17 — электродвигатель вентилятора Обозначение расцветки проводов: У — черный; Кр — коричневый; К — красный; Ж — желтый: 3 — зеленый; С — синий; Л —лиловый; Сер—серый; Б — белый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..