(рис. 112) предназначен для уменьшения
времени срабатывания пружинных энергоаккумуляторов стояночного тормоза
путем ускорения впуска и выпуска сжатого воздуха и предохранения от
перегрузки тормозного привода при одновременном включении стояночною и
рабочего тормозов.
Детали клапана изготовлены из алюминиевого сплаву. В крышке 3 в двух
расточенных отверстиях установлен поршень 4 с уплотнениями 6. Сжатый
воздух, поступающий в отверстие 5 от ручного тормозного крана или в
отверстие 7 из магистрали тормозных
камер рабочего тормоза задней тележки, воздействуя
на поршень, перемещает его вниз.
Рис. 112. Релейный клапан:
а — общий вил; б — схематический разрез
В корпусе 2 имеются также два подводящих отверстия.
Отверстие 1 соединено с воздушным резервуаром, а 10 — с магистралью,
подводящей сжатый воздух к полостям тормозных камер с
энергоаккумуляторами. Корпус 11 клапанов с клапанами 8 и 9 перемещается
в канале корпуса 2 и цилиндре направляющего колпачка 12.
В перегородку корпуса 2 запрессовано седло впускного клапана 9 а роль
седла выпускного клапана выполняет обработанная поверхность поршня.
Направляющий колпачок 12 с клапаном одновременно выполняет роль
выпускного окна.
Пружина направляющего колпачка постоянно удерживает корпус 11 клапанов в
верхнем положении, в результате чего впускной клапан находится в
закрытом состоянии.
В исходном положении при отсутствии необходимости торможения (на
работающем автомобиле) сжатый воздух постоянно подводится к отверстиям 1
и 5. Подведенный к отверстию 5 сжатый воздух воздействует на поршень 4 и
перемещает его вниз. Поршень своим седлом закрывает выпускной клапан 8,
при дальнейшем перемещении открывает впускной клапан 9. Подведенный из
резервуара сжатый воздух к отверстию 1 проходит через открытый впускной
клапан 9. Подведенный из резервуара сжатый воздух к отверстию 1 проходит
через открытый впускной клапан к отверстию 10 и далее к тормозным
камерам с пружинными энергоаккумуляторами, чем обеспечивает
растормаживание стояночного тормоза.
Сжатый воздух к отверстиям 1 и 5 подводится от одного и того же
резервуара, поэтому давление в соответствующих полостях релейного
клапана одинаковое. Но вследствие того, что площадь поршня, на которую
действует давление сжатого воздуха в полости со стороны отверстия 5
больше, чем площадь поршня в полости со стороны отверстия 10, поршень
находится в нижнем положении, в результате выпускной клапан закрыт, а
впускной открыт.
При включении стояночного тормоза сжатый воздух из полости отверстия 5
через атмосферное отверстие ручного тормозного крана выпускается в
атмосферу. При этом поршень 4 перемешается вверх, а вместе с ним и
корпус 11 клапанов под воздействием пружины. Впускной клапан 9
закрывается и прекращает подачу сжатого воздуха через отверстие 10 к
тормозам. Поршень, продолжая перемещаться вверх, открывает выпускной
клапан 8 и сжатый воздух из тормозных камер с энергоаккумуляторами
выходит в атмосферу через отверстие в корпусе 11 клапанов и клапан
направляющего колпачка 12. Давление в тормозных камерах пружинных
энергоаккумуляторов уменьшается, и автомобиль затормаживается.
Для предохранения от перегрузки деталей тормозных камер с
энергоаккумуляторами при одновременном включении стояночного и рабочего
тормозов в релейном клапане имеется отверстие 7 для подвода сжатого
воздуха из магистрали тормозных камер рабочего тормоза задней тележки.
При включенном стояночном тормозе поршень 4 находится в верхнем
положении. Если же при этом включить рабочий тормоз, то сжатый воздух,
поступивший через отверстие 7 в надпоршневую полость, переместит поршень
вниз и выключит стояночный тормоз. При падении давления в магистрали
рабочего тормоза вновь включится стояночный тормоз. Таким образом,
одновременное действие стояночного и рабочего тормозов исключается.