(рис. 101) тормозного механизма позволяет
регулировать зазор между колодками и барабаном как автоматически в
период эксплуатации автомобиля, так и вручную механиком-регулировщиком.
Он состоит из регулировочного болта 1 с опорным устройством, поворотной
втулки, направляющего пальца 8 поворотной втулки и пружины 4.
Регулировочный болт 1 с опорным устройством состоит из резьбового
стержня (болта), выполненного как одно целое с головкой под специальный
ключ, и коробчатого опорного устройства с приливом в верхней части, на
котором имеется поперечный паз для установки ребра тормозной колодки.
Резьбовой стержень вместе с головкой вращается в опорном устройстве.
Поворотная втулка 2 имеет внутреннюю резьбу для ввертывания
регулировочного болта и наружную упорную резьбу с большим шагом.
Направляющий палец поворотной втулки па торце имеет резьбовую насечку
для соединения с наружной резьбой втулки.
Поворотная втулка вместе с ввернутым в нее регулировочным болтом и
опорным устройством установлена в пустотелый толкатель 7 (см. рис. 100).
Через боковое отверстие в цилиндре 8 клинового разжимного устройства в
сквозной продольный паз пустотелого
толкателя вставлен направляющий палец, резьбовая
насечка которого соединена с резьбой поворотной втулки. Направляющий
палец к поворотной втулке прижимается пружиной 2.
Автоматическая регулировка тормозного механизма включается в тот момент,
когда зазор между тормозными накладками и ба-рабаном становится более
1,5 мм. Как указывалось выше, в период торможения автомобиля тормозные
колодки увлекаются барабаном вперед по ходу вращения. При этом толкатель
23 упирается в ограничитель 25, а пустотелый толкатель 7 вместе с
поворотной втулкой 5 на некоторую величину продолжает движение.
Поворотная втулка сжимает пружину 2, вследствие чего направляющий палец
заходит в следующий виток резьбы втулки. После окончания торможения
регулировочный болт с опорным устройством и поворотная втулка
возвращаются в исходное положение под воздействием стяжных пружин
тормозных колодок. При этом наружная резьба поворотной втулки упирается
в сопряженную резьбовую насечку направляющего пальца, что заставляет
поворотную втулку по резьбе совершить некоторый поворот. Поворот втулки
на регулировочном болту приводит к удлинению регулировочного узла и
уменьшению зазора между тормозными колодками и барабаном на 0,02 мм. При
дальнейшем износе тормозных накладок процесс автоматической регулировки
повторяется.
После смены фрикционных накладок или других ремонтных работ
первоначальная регулировка зазора между тормозными колодками и барабаном
осуществляется вручную. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля
может появиться необходимость в ручной регулировке зазора и проверке
исправности тормозных механизмов.
Для этой цели через имеющиеся на щитке 18 (см. рис. 99) смотровые окна с
помощью специального ключа поворачивают в нужном направлении головку
регулировочного болта. При этом регулировочный узел, ввиду вывертывания
регулировочного болта в поворотной втулке, удлиняется или укорачивается
в зависимости от выбираемого зазора.
Зазор рекомендуется проверять щупом, который в целях получения более
точного размера необходимо устанавливать глубже середины тормозной
колодки.
Нормальный эксплуатационный зазор между тормозными колодками и барабаном
составляет 1,0—1,5 мм. После смены накладок зазор следует устанавливать
0,5 мм, так как первоначальный износ накладок происходит более
интенсивно, чем обычно.