Сцепление автомобиля Магирус-290 типа GF 420 KR однодисковое,
фрикционное, сухое, с цилиндрическими нажимными пружинами. Ведомые диски
снабжены гасителями крутильных колебаний пружинного типа. Привод
сцепления дистанционный, гидравлический.
Сцепление (рис. 55) установлено на маховике двигателя.
Ведущий (нажимный) диск 9 связан с маховиком и вращается вместе с ним.
Ведомый диск 3 связан с ведущим валом коробки передач и вращает его,
когда сцепление включено.
К маховику двигателя болтами прикреплен кожух 10 сцепления. С кожухом
сцепления соединен при помощи шести выжимных рычагов 18 и вилкообразных
кронштейнов 14 нажимный диск 9. Короткие плечи рычагов установлены в
специальных проушинах на нажимном диске посредством пальцев 7 выжимных
рычагов на игольчатых подшипниках. Средняя часть выжимных рычагов с
помощью вилкообразных кронштейнов соединена с кожухом сцепления.
Вилкообразный кронштейн 14 соединен с выжимным рычагом 18 с помощью
пальца 6 на игольчатом подшипнике, а с кожухом сцепления —
регулировочной гайкой 13. Между кожухом сцепления и буртиком
вилкообразного кронштейна установлена пружина 11 для плавности
выключения сцепления.
Большое плечо каждого выжимного рычага соединено с упорным кольцом 19
при помощи пружины 16 и пружинной скобы 17. Упорное кольцо находится под
действием муфты выключения сцепления с выжимным подшипником.
Между нажимным диском и кожухом сцепления установлено 36 цилиндрических
нажимных пружин 20 с теплоизоляционными шайбами. При помощи этих пружин
ведомый диск суммарным усилием 1700 кге зажимается между маховиком и
нажимным диском, когда педаль сцепления отпущена.
Для выключения сцепления водитель, нажимая на педаль, воздействует через
систему привода на муфту с выжимным подшипником и упорное кольцо,
которое перемещается в сторону маховика. При этом выжимные рычаги
сцепления поворачиваются на пальцах вилкообразного кронштейна, и их
малые плечи отходят в направлении кожуха сцепления, оттягивая нажимный
диск, сжимающий пружины.
В результате этого давление на ведомый диск прекращается, и он не
передает крутящий момент на коробку передач.
При отпускании педали сцепления детали системы привода возвращаются в
исходное положение и сцепление включается. При этом нажимный диск под
действием нажимных пружин прижимает ведомый диск к маховику, усилие
прижатия достигает максимальной величины и момент, развиваемый
двигателем, передается на коробку передач. При перемещении нажимного
диска выжимные рычаги поворачиваются и своими лапками перемещают упорное
кольцо вместе с муфтой выключения сцепления. С помощью пружин муфты
выключения сцепления между упорным кольцом и выжимным подшипником
устанавливается зазор 3—4 мм.