МАГИРУС-290. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Ф10Л413
- ЧАСТЬ 1
Система смазки двигателя служит для обеспечения подачи масла ко всем
трущимся поверхностям и охлаждения их при работе двигателя, вследствие
чего снижаются потери мощности на трение между деталями и уменьшается их
износ.
Подача масла к трущимся поверхностям должна быть
беспрерывной. Недостаточная подача масла вызывает потерю мощности,
усиленный износ, перегрев и даже расплавление подшипников, Заклинивание
поршней и прекращение работы двигателя.
При чрезмерной подаче масла часть его попадает в камеру угорания, что
увеличивает отложение нагара и ухудшает условия работы двигателя.
Кроме того, масло, проходя между трущимися деталями двигателя, уносит
продукты износа. При продолжительной работе масло- в двигателе
постепенно загрязняется, разжижается, и поэтому его необходимо в
установленные сроки заменять.
В зависимости от времени года и климатических условий для £мазки
двигателя следует применять масло различной вязкости.
Летом при температуре выше +5° С для двигателя рекомендуется применять
масло М10ГФЛ, зимой при температуре от +5 до —20°С — М8ГФЗ, ниже — 20°С
— МбГФС (ТУ38-164—68).
Масло в поддон картера заливают через заливной патрубок, расположенный в
передней части двигателя с левой стороны по ходу автомобиля. Емкость
системы смазки составляет 29,5 л. Уровень масла контролируется по меткам
на маслоизмерительном стержне; который находится внизу около
маслозаливной горловины. Давление масла на прогретом двигателе при
номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть 3,5—4,0
кгс/см2, При минимальной частоте вращения на холостом ходу не менее 0,5
кгс/см2.
Рис. 25. Схема смазки двигателя
В двигателе применена комбинированная система смазки, при которой часть
- деталей смазывается под давлением, а часть разбрызгиванием.
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного
валов, сферы наконечников штанг, подшипники 'осей коромысел, топливный
насос высокого давления, компрессор и гидромуфта привода вентилятора.
Все остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.
Система смазки (рис.-25) состоит из двух масляных насосов 21 и 24 с
маслозаборниками, системы масляных каналов, двух полнопоточных фильтров
17, фильтра центробежной очистки масла 19, масляного радиатора 16 с
термостатом 15, поддона 25 картера, маслоизмерительного стержня,
маслозаливногр патрубка и сапунов.
При работающем двигателе масло из поддона через маслопри-емник
засасывается масляным насосом 21 и нагнетается под давлением через
последовательно включенные два полнопоточные фильтра 17 в. главную
масляную магистраль 13. Из насоса часть масла в случае необходимости
через термостат 15 может быть направлена в масляный радиатор 16 для
охлаждения, а из радиатора охлажденное масло стекает в поддон.
Давление масла в системе ограничивается редукционным клапаном,
расположенным в нагнетающем масляном насосе 21. В главной масляной
магистрали имеется клапан слива масла.
Основная часть масла из главной масляной магистрали
по каналам подается под давлением к коренным и шатунным подшипникам
коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к терморегулятору
управления гидромуфтой вентилятора, к топливному насосу высокого
давления и регулятору частоты вращения, к компрессору. От подшипников
распределительного вала масло по сверлениям и трубкам подается к
толкателям 2 через полые штанги 8 толкателя к регулировочным винтам, в
которых имеются соответствующие сверления, затем по каналам в коромыслах
к втулкам. Масло, вытекающее из подшипников коромысел, разбрызгиванием
смазывает стержни клапанов и механизмы их поворота. Скапливающееся масло
в коробках клапанных механизмов стекает по магистралям 11 в поддон
двигателя.
Масло, выдавливаемое из шатунных подшипников
коленчатого вала, под действием центробежной силы разбрызгивается в
картере, создает в нем масляный туман и, осаждаясь на поверхности
деталей, смазывает их. Таким способом смазываются стенки цилиндров,
поршни с кольцами, поршневые пальцы, приводные шестерни и другие
трущиеся поверхности.
Между коренными опорами коленчатого вала напротив каждого цилиндра
установлены масляные трубки 1 (форсунки) для масляного охлаждения
поршней (рис. 26).
Для контроля за давлением и температурой масла в системе смазки
установлены два датчика, а на панели приборов имеются указатель давления
и контрольная лампочка.
Датчик для контроля за давлением масла установлен на главной масляной
магистрали, а на панели приборов имеется указатель 18 (см. рис. 3)
давления масла в системе. Датчик фиксирует также падение давления в
системе ниже 0,5 кгс/см2, при этом загорается контрольная лампочка.