МАГИРУС-290. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Ф10Л413 - ЧАСТЬ 3
Терморегулятор, как указывалось выше,
управляет режимом работы гидромуфты. Он обеспечивает в зависимости от
температуры двигателя и окружающего воздуха соединение или разъединение
ведущего и ведомого колес гидромуфты путем регулирования поступления в
нее масла, а вместе с тем увеличение или уменьшение частоты вращения
вентилятора.
Терморегулятор (рис. 24) расположен в правом выпускном трубопроводе
двигателя.
Он состоит из корпуса 13, направляющего цилиндра 15 стержня, шарикового
клапана, терморегулирующего стержня 1, регулировочных прокладок 14,
воздушных и масляных входных и выходных отверстий и крепежных деталей.
В отверстие 5 поступает воздух из воздушного тракта, проходит по
оребрению терморегулирующего стержня 1 и выходит в атмосферу через два
отверстия 4. Одновременно в отверстие 8 масляным насосом нагнетается
масло, которое проходит шариковый клапан и через отверстие 11 поступает
в гидромуфту вентилятора. Кроме того, терморегулятор обдувается горячими
отработавшими газами, проходящими по выпускному трубопроводу.
В зависимости от температуры выходящего воздуха и отрабо- тавшего газа
терморегулирующий стержень, который изготовлен из специального металла и
имеет постоянный коэффициент линейного расширения, изменяется в размерах
и воздействует на шариковый клапан. При увеличении температуры проходное
сечение для масла увеличивается, что увеличивает его поток и заставляет
вентилятор вращаться с большей частотой. Количество проходящего масла
зависит также от его температуры, а следовательно, от вязкости.
Терморегулятор рассчитан на давление масла 3,5—4,0 кгс/см2. Регулируют
его прокладками 14 между корпусом 13 и направляющим цилиндром 15
стержня. Зазор а между шариком и стержнем составляет 0,06 мм при
температуре +20° С. При изменении температуры на 1°С зазор изменяется на
0,001 мм. В практике эксплуатации автомобилей терморегулятор
регулировать не требуется, при отказе в работе его заменяют новым.
При помощи болта 6 путем снятия прокладки 7 шарик можно поставить в
такое положение, при котором масло будет идти постоянно.
Это может потребоваться при перегреве двигателя или
при работе автомобиля в пустыне и в горах.
Контргайку 3 при установке терморегулятора на место затягивают от руки
или усилием ключа 2—3 кгс*м. Сильная ее затяжка может нарушить
регулировку терморегулятора.
Рис. 24. Терморегулятор:
1 — терхорегулирующий стержень; 2 — кожух сердечника; 3 — контргайка; 4
—отверстие для выхода воздуха, поступающего из воздушного тракта
двигателя; 5 — отверстие для входа воздуха, поступающего из воздушного
тракта; 6 — регулировочный болт; 7, 14 — регулировочные прокладки; 8 —
входное отверстие для масла, поступающего от масляного насоса; 9 —
штуцер; 10 — шарик клапана; 11 — выходное отверстие для Масла: 12 —
стержень; 13 — корпус терморегулятора; 15 — направляющий цилиндр
стержня; а регулируемый зазор между шариком и стержнем