МАГИРУС-290. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
ДВИГАТЕЛЯ Ф10Л413 - ЧАСТЬ 2
Коленчатый вал 1 (рис. 15) изготовлен из
высококачественной стали и имеет шесть коренных и пять шатунных шеек,
закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними
переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов
расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 72° друг
к другу. К каждой шатунной шейке присоединяются два шатуна: один правого
и один левого ряда цилиндров.
Шатунные шейки смазываются через просверленные в щеках вала каналы,
идущие от коренных шеек.
В целях снижения массы коленчатого вала шатунные шейки выполнены полыми,
а внутренняя полость их используется для дополнительной центробежной
очистки масла. В просверленные отверстия шатунных шеек вставлены
маслонаправляющие втулки с грязеуловителями. При запрессовке
маслонаправляющих
втулок их грязеуловители должны совпадать с
масляными каналами шатунных шеек. Для предотвращения осевого смещения
концы маслонаправляющих втулок развальцованы.
Грязевые частицы центробежной силой отбрасываются к грязеуловителям, а
чистое масло через отверстия подается к шатунным подшипникам. Для
удаления грязи при разборке двигателя маслонаправляющие втулки выбивают
с помощью выколотки, а при сборке — запрессовывают новые или пригодные
для дальнейшего использования.
Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал
имеет восемь противовесов 3, крепящихся болтами 6 к площадкам, сделанным
на щеках вала, а в передней части установлено демпферное устройство.
Коленчатый вал балансируется -вместе, с противовесами, поэтому их не
следует снимать во время ремонта.
На переднем конце вала имеется шестерня 2 привода
масляных засосов, на заднем конце — шестерня 7 привода
распределительного вала, топливного насоса, вентилятора и насоса
гидроусилителя рулевого управления. Обе шестерни выполнены как одно
целое с валом. Задний конец коленчатого вала в торцовой части имеет
восемь резьбовых отверстий для болтов крепления маховика.
1 Осевые усилия коленчатого вала воспринимаются корытообразными
вкладышами четвертого коренного подшипника (считая от маховика).
Уплотнение коленчатого вала осуществляется двумя самопод-жимными
сальниками, установленными в передней и задней крышках картера. В
коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала установлены трехслойные
вкладыши с несущим слоем из свинцовистой бронзы.
Номинальные диаметры шеек коленчатого вала:
коренных
90,0 мм , шатунных 75 мм. Для восстановления коленчатого вала
предусмотрены шесть ремонтных размеров коренных и шатунных шеек с
уменьшением их диаметров на каждый последующий ремонтный размер на 0,25
мм. Пределы допусков при этом должны быть такими же, как у номинальных
размеров. Предельный износ шеек (эллипсность) должен быть не более 0,08
мм.
Коренные и шатунные подшипники, как и на многих современных
быстроходных дизельных двигателях, выполнены в виде тонкостенных
вкладышей, залитых для уменьшения трения тонким слоем антифрикционного
сплава. Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из стальной
ленты толщиной 2,5 мм, покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,45
мм, слоем свинцово-оловянистого сплава толщиной 0,015—0,025 мм и слоем
оловянистой полуды толщиной 0,003—0,004 мм. Они обладают высокой
износостойкостью и удобством при ремонте.
Для возможности ремонта коленчатого вала
предусмотрен выпуск шести ремонтных размеров вкладышей коренных и
шатунных подшипников с уменьшением диаметра последующего ремонтного
размера на 0,25 мм с теми же допусками.
Вкладыши и постели под них выполнены с большой точностью. Вся
поверхность вкладыша и постели под ним не должны иметь вмятин, забоин,
царапин, коррозии. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников
взаимозаменяемые. Вкладыши коренных подшипников невзаимозаменяемые.
Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием
отверстий для подвода масла и кольцевой канавки для его распределения.
От проворачивания и осевого смещения вкладыши коренных подшипников
стопорятся выступами, входящими в соответствующие выемки, выполненные в
постелях картера и крышках подшипников. Шатунные вкладыши стопорятся
центрирующим штифтом 4 (см. рис. 14), расположенным в крышке шатуна.
Крышки коренных и шатунных подшипников изготовлены из ковкого чугуна.
Крепятся крышки коренных и шатунных подшипников при помощи болтов. При
этом крышки коренных подшипников, кроме обычных вертикальных болтов
крепления, имеют горизонтальные стяжные болты, которые затягивают во
вторую очередь. Болты крепления крышек коренных и шатунных подшипников
не стопорят и затягивают по определенной схеме строго регламентированным
моментом (см. ниже). Зазор между вкладышем и шейкой при установке должен
быть в коренном подшипнике 0,082—0,146г в шатунном 0,06—0,08 мм. Осевой
зазор в коренном подшипнике должен быть 0,175—0,225, в шатунном 0,3—0,5
мм.
Маховик представляет собой чугунный
тщательно сбалансированный диск, на котором установлен зубчатый венец.
Маховик крепится к заднему торцу коленчатого вала восемью болтами из
легированной стали. Болты не стопорятся и затягиваются по определенной
схеме.
В отверстие маховика запрессован шариковый подшипник ведущего вала
коробки передач. От осевого смещения в сторону коленчатого вала
подшипник ограничен упором.
На заднем торце маховика устанавливается сцепление, для крепления
которого имеются резьбовые отверстия для болтов.