КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП РАБОТЫ БУЛЬДОЗЕРА SD16, SD16E, SD16L, SD16S
Двигатель бульдозера SD16, SD16E, SD16L, SD16S
Схема двигателя (Рис. 5-1~5-3)
Рис. 5-2
Рис. 5-3
5.2.1. Основные рабочие параметры и технические характеристики Основные
рабочие параметры и технические характеристики
Модель двигателя
WD615T1-3A
Цилиндры - отношение диаметра цилинд- ра к ходу поршня (мм)
6-126*130
Рабочий объем
9,726
Порядок запуска
1-5-3-6-2-4
Размер
Общая длина (мм)
1542
Общая ширина (мм)
675
Общая высота (мм)
965
Чистая масса (кг)
1025
Рабочие пара- метры
Номинальное число обо- ротов (об/мин)
1850
Номинальная мощность (л.с.)
120
Макс. Вращающий мо- мент (Н*м/об/мин)
764+6%
Макс. кол-во оборотов (об/мин)
2200
Мин. кол-во оборотов (об/мин)
700
Мин. расход топлива (г./кВтч)
<214+5%
Генератор
Кремниевый диод, 28 В, 27 В
Режим запуска
Стартер 24 В, 5,4 кВт
Аккумулятор
12 В, 16 А/ч*2
Объем смазки (л)
~30
Объем охлаждающей жидкости (л)
63
Введение системы двигателя
Для получения подробной информации см. Руководство по
эксплуатации двигателя.
Механизм отбора мощности в сборе Устройство картера маховика
(Рис. 5-4)
Используется главным образом для осуществления выработки
мощности.
Радиатор в сборе (Рис. 5-5)
Рис. 5-4
радиатор состоит из верхнего бака (1), теплообменного
элемента радиатора (9), нижнего бака (8) и приложений.
Охлаждающая жидкость проходит через термостат двигателя в
верхний бак радиатора (1), где происходит ее деаэрирование.
Затем она проходит через сердцевину радиатора в ниж- ний бак
(8). Во время этого процесса, вентилятор на задней части
радиатора охлаждает воду, находящуюся в сердцевине
радиатора. Затем охлажденная вода с помощью водяного насоса
поставляется в цилиндр двигателя.
Система радиатора – закрытая система. Напорный клапан,
установленный на водяном ба- ке сохраняет давление воды ниже
0.075 мПа, что способствует повышению температуры испарения
охлаждающей жидкости, снижает потери воды и повышает
эффективность те- плоотдачи.
Вентилятор, приводимый в действие шкивом вентилятора,
расположенного в передней части радиатора, при помощи
клиновидного приводного ремня, создает искусственный ветер,
повышающий эффективность охлаждения.
менный элемент радиатора 10. Охладитель трансмиссионного
масла
Топливный бак и трубопроводы
Топливный бак установлен на задней части машины. Топливо
заливается через фильтро- вальную сетку. Сняв крышку
топливного фильтра, с помощью указателя уровня топлива можно
проверить уровень топлива.
Из топливного бака топливо попадает в очиститель топлива
паромасляного насоса. В зад- ней части топливного бака
находится клапан прерывания подачи топлива и клапан выпус-
ка топлива.
11. Крышка 12. Соединение 13. Привод 14. Откачивающий насос
Рабочая жидкость на масляной основе заполняет насос (8),
турбину (3) и статор (5). При вращении насоса (8), масло
ударяет в лопасти турбины (3), заставляя их вращаться. Масло
попадает из турбины (3) в статор, а затем снова в насос,
завершая циркуляцию масла.
Статор может определять направление движения масла и
увеличивать крутящий момент турбины. Т.к. крутящий момент
турбины может изменяться в зависимости от рабочих ус- ловий,
то при повышении нагрузки возникает большое сопротивление, и
скорость автома- тически снижается. Поэтому
гидротрансформатор обеспечивает стабильность механиче- ской
трансмиссии.
Путь передачи мощности: Коробка передач (4) → Насос (8) →
Турбина (3) →Вал турбины
→ соединение (12)
Универсальное соединение (Рис. 5-9)
Универсальное соединение используется для завершения процесса
передачи мощности между гидротрансформатором и коробкой передач.
Оно гарантирует стабильную переда- чу мощности в коаксиале
ведомого вала турбины и вале коробки передач.
Рис. 5-9
Крестовое соединение в сборе 2. Стыковая накладка 3. Болт 4.
Болт
Коробка передач (Рис. 5-10) Функции коробки передач:
Обеспечивать движение машины вперед и назад
Приобретать различное передаточное отношение (включая парковку).
Коробка передач состоит из системы планетарной коробки передач. Это
комбинация пла- нетарной системы и вращательной муфты с 3-ступенями
движения вперед и 3 ступенями движения назад.
Ведущий вал 39. Соединение 40. Обжимное кольцо 41. Седло
Солнечная шестерня муфты №1 (30 зубцов) B. Планетарная шестерня
муфты №1 (21 зубец) C. Венечная шестерня муфты №1 (72 зубца) D.
Редукторная солнечная шестерня (30 зубцов) E. Редукторная
планетарная шестерня (21 зубец) F. Венечная шестерня муф- ты №2
(71, 78 зубцов) G. Солнечная шестерня муфты №3 (30 зубцов) H.
Планетарная шестерня муфты №3 (21 зубец) I. Планетарная шестерня
муфты №3 (90 зубец) J. Шес- терня муфты №3 (90 зубцов) K.
Солнечная шестерня муфты №4 (41 зубец) L. Планетар- ная шестерня
муфты №4 (19 зубцов) M. Венечная шестерня муфты №4 (79 зубцов)
N. Солнечная шестерня муфты №5 (41 зубец) O. Планетарная шестерня муфты
№5 (19 зубцов) P. Венечная шестерня муфты №5 (79 зубцов) Q. Ведущая
коническая шестерня
Вперед/назад
Передача
Муфта для смены
Вперед
1-я скорость 2-я скорость 3-я скорость
№1, №3
№1, №5
№1, №4
Назад
1-я скорость 2-я скорость 3-я скорость
№2, №3
№2, №5
№2, №4
Количество пластин
Количество фрикционных дисков
Муфта №1
2
3
Муфта №2
2
3
Муфта №3
2
3
Муфта №4
1
2
Муфта №5
1
2
Планетарная передача и система муфт
Принцип действия планетарной передачи (Рис. 5-11)
Система планетарной передачи состоит из солнечной шестерни (А),
венцовой шестерни (В) и трех планетарных шестерен (D). Три
планетарные шестерни поддерживаются сол- нечной и венцовой
шестернями при помощи водилом и стальной сетки.
Когда солнечная шестерня (А) вращается, а венцовая шестерня (В)
зафиксирована, плане- тарные шестерни (D) и водило (С) начинают
вращаться вокруг своей. Когда водило (С)
зафиксировано, планетарные шестерни вращаются на собственных осях,
заставляя венцо- вую шестерню вращаться в направлении,
противоположном вращению солнечной шес- терни.
А. Солнечная шестерня В. Венечная шестерня С. Водило
Планетарная шестерня Е. Диски муфты
Рис. 5-11
Когда венечная шестерня (В) зафиксирована
Момент вращения солнечной шестерни (А) передается планетарным
шестерням (D). Т.к. венечная шестерня (В), сцепленная с
планетарными шестернями, находится в фик- сированном положении,
планетарные шестерни не могут вращаться в том же положении.
Момент вращения солнеч- ной шестерни (А) передается водилу (С),
которое начинает вращаться в том же направлении, что и солнечная
шестер- ня. (См. Рис 5-12)
Рис. 5-12
Когда водило зафиксировано
Момент вращения солнечной шестерни (А) передается планетарным
шестерням (D). Т.к. водило находится в фик- сированном
положении, планетарные шестерни, сцеплен- ные с солнечной
шестерней, вращаются в одном направле- нии. А венечная шестерня
(В), сцепленная с планетарными шестернями вращается в
направлении, противоположном солнечной шестерне. Следовательно,
момент вращения солнечной (А) шестерни передается венцовой
шестерне (В). (См. рис. 5-13)
Рис. 5-13
Работа муфт №1, №4 и №5 основана на следующей комбинации:
солнечная шестерня→ планетарная шестерня→ венечная шестерня (или
водило планетарной передачи). В муфте
№2 момент вращения передается от солнечной шестерни водилу №2. В
муфтах №4 и №5 момент вращения передается солнечным шестерням от
водила.
Система планетарной передачи
Есть другая комбинация, например, дополнительная планетарная
шестерня (E) вставлена между планетар- ной шестерней (D) и
солнечной шестерней (А). Когда венечная шестерня зафиксирована,
солнечная шестерня (А) вращается, и планетарные шестерни могут
лишь вращаться вокруг солнечной шестерни вдоль венечной шестерни
(В). В этих условия, момент вращения сол- нечной шестерни (А)
передается водилу (С), которое вращается в направлении,
противоположном направле- нию вращения солнечной шестерни (А).
Рис. 5-14
Данная комбинация: «солнечная шестерня→ планетарные шестерни→
планетарная шес- терня→ водило» составляет муфту №2 и
используется для реверса (см. рис. 5-14).
Муфта №3 – это вращательная муфта, отличающаяся от муфт №1, №2, №4 и
№5.
В этой муфте шестерня муфты №3 (11) установлена на ведомом валу
(21), фрикционные диски (42) и пластины (43) прижаты к водилу муфты
№4 (28) поршнем муфты №3. Фрик- ционный диск передает мощность от
водила муфты №4 (28) к шестерне муфты №3 (11).
Такой тип муфты всегда используется в качестве муфты первой передачи
для передачи
большого момента вращения.
К. СА
WEB:
E-m 812 3
Рис. 5-15 Рис. 5-16
Функция поршня (Рис. 5-16)
Для того чтобы зафиксировать венечную шестерню (С), пластины (44) и
фрикционные диски (45) соединены. Внутри муфты находятся поршень
муфты (2), пластины муфты (44), фрикционные диски (45), пальцы (33)
и поршень возвратного клапана (30). Внутрен- ние зубцы диска
сцепляются с внутренними зубцами венечной шестерни. Пластина же-
лобками на внешнем диаметре соединяется с пальцами (3) на кожухе
(3), она фиксируется против направления вращения. Аналогичным
образом поршень фиксируется против на- правления вращения.
Рис. 5-17
Включение муфты (действует давление масла) (Рис. 5-17)
Масло, подаваемое под давлением, из регулирующего клапана через
порт кожуха (3) по- падает в поршень (2). Поршень сжимает вместе
пластины (44) и фрикционные диски (45); возникшая сила трения
останавливает вращение пластин муфты (44), в результате чего
венечная шестерня (С) приведенная в действия внутренними зубцами
фрикционных дис- ков фиксируется.
Выключение муфты (не действует давление масла) (Рис. 5-18)
Когда перекрывается подача масла под давлением из регулирующего
клапана, поршень
(2) возвращается в первоначальное положение под действием возвратной
пружины. Таким образом, снижается трение между пластинами и
фрикционными дисками и венечная шес- терня (С) возвращается в
свободное состояние.
Рис. 5-18
Действие контрольного шарового клапана муфты №3 (Рис. 5-19)
Когда рычаг переключения передач устанавливается в положения «первая
скорость» мас- ло из регулирующего клапана попадает в левую часть поршня
муфты №3 (10) и толкает поршень вправо. Вращения кожуха поршня №3 (9)
шестерне муфты №3 (11).
Если рычаг переключения передач устанавливается на вторую или третью
скорость, сила пружины (29) толкает поршень влево, тогда как из-за
центробежной силы масла в левой части поршня при вращении, масло может
моментально вытечь и поршень (10) не вернет- ся влево. В результате,
муфта будет включена наполовину, и скорость переключить не удастся.
Чтобы избежать этого, устанавливается контрольный шаровой клапан муфты
(46).
Рис. 5-19 Рис. 5-20
Включение муфты (рис. 5-20)
Масло, подаваемое под давлением, из регулирующего клапана через порт
кожуха (9) по- падает в левую часть поршня (10). Контрольный шаровой
клапан (46) блокирует седло клапана (49) таким образом, что поршень
(10) прижимает диски (47) к пластинам (48), приводя к сцеплению
внутренних зубцов дисков с внешними зубцами шестерни (11) и внешних
зубцов пластин с внутренними зубцами водила (28), так включается
муфта.
Выключение муфты (Рис. 5-21)
Когда перекрывается подача масла под давлением из регулирующего
клапана, сила давле- ния контрольного шарового клапана (46) на седло
клапана (49) снижается, контрольный шаровой клапан выталкивается за
счет центробежной силы вращения. И масло из левой части поршня и
изнутри контрольного шарового клапана кожуха (9) попадает в коробку
переключения передач через просвет в седле клапана (49). В
результате центробежная си- ла масла перестает действовать, и
поршень (10) с помощью возвратного клапана (29) воз- вращается в
исходное положение.
Рис. 5-21
2. Путь передачи мощности
Вперед, 1-я скорость (рис. 5-22)
Включены муфты №1 и №5, венечная шестерня зафиксирована,
шестерня №5 напрямую соединена с ведомым валом.
Путь передачи мощности:
G→ H→ E→ (31) →(42) →(9) →(11) →(21)
Рис. 5-22
Вперед, 2-я скорость (Рис. 5-23)
Включены муфты №1 и №5, венечные шестерни №1 и №5 зафиксированы.
Путь передачи мощности:
G→ H→ E→ (31) →(42) →(9) →(28) L→ M→ N→ (21)
Рис. 5-23
Вперед, 3-я скорость (Рис. 5-24)
Включены муфты №1и №54, венечные шестерни №1 и №4 зафиксированы.
Путь передачи мощности:
G→ H→ E→ (31) →(42) →(9) →(28) L→ K→ (21)
Рис. 5-24
Назад, 1-я скорость (рис. 5-25)
Включены муфты №2 и №3, венечная шестерня №2 зафиксирована,
шестерня №5 напря- мую соединена с ведомым валом.
Путь передачи мощности:
G→ H→ I→ (31) →(42) →(9) →(11) →(21)
Рис. 5-25
Назад, 2-я скорость и назад, 3-я скорость (маршруты передачи
опущены)
Движение назад на второй скорости осуществляется, когда включены
муфты №2 и №5. Движение назад на второй скорости осуществляется,
когда включены муфты №2 и №4.