Стояночный тормоз (рис.2.25) ленточного типа установлен на корпусе
раздаточного редуктора. Барабан тормоза смонтирован на валу этого
редуктора.
Тормоз предназначен для затормаживания автогрейдера во время стоянки или
в аварийных случаях при движении.
Пользоваться им при движении не рекомендуется, т.к. он воздействует
непосредственно на детали трансмиссии. При затяжке рычага 22,
расположенного в кабине автогрейдера, усилие через систему тяг и рычагов
передается на рычаг 19, который, поворачиваясь вокруг пальца 18, тянет
вверх рычаги 13, связанные с кронштейнами тормозной ленты 1, благодаря
чему происходит выбор зазора между барабаном и лентой, таким образом,
происходит торможение вращающегося барабана трансмиссии и,
следовательно, автогрейдера.
При опущенном рычаге тормоза благодаря пружинам 8
между тормозной лентой и барабаном устанавливается зазор. Пружина 8
предназначена для оттяжки ленты от барабана для обеспечения равномерного
зазора между тормозной лентой и барабаном, так как лента под действием
собственного веса при отсутствии пружины ложилась бы на барабан, что
приводило бы к нагреву при работе. Ход рычага тормоза до полного
затормаживания должен соответствовать четырем-пяти зубьям на секторе
рычага (определяется по числу щелчков при повороте рычага). При
увеличении хода рычага до семи-восьми щелчков тормоз следует
отрегулировать.
Регулировку тормоза следует производить при полностью отпущенном рычаге
22 в следующем порядке:
- отвернуть болт 6 и снять стопорную пластину 5;
- отвернуть установочный винт 4, поместить щуп толщиной 1 мм между
барабаном и тормозной лентой и зажать щуп указанным винтом так, чтобы
его можно было передвигать усилием 19,6-29,4 Н (2-3 кгс). После этого
вынуть щуп, установить стопорную пластину и завернуть винт;
- отвернуть контргайки 11 регулировочных болтов 20, поместив щупы
толщиной 1 мм между барабаном и верхним и нижним концами ленты и зажать
их, как указано выше. После этого затянуть контргайки и вынуть щупы.
После регулировки тормоза необходимо проверить
эффективность его действия. Наряду с этим проверяется и отсутствие
нагрева. После обкатки автогрейдера в течение 10... 15 мин, при которой
стояночный тормоз не использовался, при приложении руки к поверхности
тормоза не должно ощущаться заметного нагрева.