Коробка передач предназначена для изменения
передаточных чисел трансмиссии — получения различных скоростей трактора,
а также заднего хода и для работы дизеля при неподвижном тракторе.
Коробка передач механическая десятиступенчатая, с передвижными
каретками, без прямой передачи (см. рис. 41) расположена в переднем
отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста. Для получения
пяти пониженных скоростей в коробку передач с правой стороны корпуса
встроен редуктор (рис. 42).
Каждая из передач переднего хода осуществляется включением или
выключением редуктора и включением одной из подвижных шестерен
вторичного вала. При этом для первой — пятой передач пониженного
диапазона вращение от первичного вала передается через пару шестерен
постоянного зацепления на вал редуктора (редуктор включен), с вала
редуктора на промежуточный вал и с него через соответствующую включенную
пару шестерен на вторичный вал. Для первой — пятой передач повышенного
диапазона вращение от первичного вала передается, через пару шестерен
постоянного зацепления на промежуточный вал (редуктор выключен) и с
промежуточного вала через соответствующую включенную пару шестерен на
вторичный вал.
Рис. 42. Коробка передач (разрез по редуктору):
Ввиду особенности конструкции коробки передач не
допускается переключение передач на ходу трактора.
Передачи переключаются с помощью механизма переключения. Основными
деталями этого механизма являются качающийся рычаг 19. (см. рис. 41),
кулиса 20, валики 9—12 и вилки переключения. Для переключения передач
рычаг перемещают вдоль пазов, имеющихся на кулисе. Пазы на кулисе
ограничивают перемещение рычага, предотвращают включение одновременно
двух передач. Перемещаемые рычагом валики переключения удерживаются в
требуемом положении фиксаторами 13.
Механизм переключения передач сблокирован с механизмом переключения
муфты сцепления, что позволяет переключать передачи только при полностью
выключенной главной муфте сцепления, уменьшает торцовый износ зубьев и
исключает возможность неполного включения шестерен и выключения их во
время работы.
Механизм блокировки (см. рис. 40) выполнен следующим образом: педаль 1
выключения муфты сцепления соединена тягой 7 с блокировочным валиком 3,
расположенным над фиксаторами в корпусе коробки передач. На валике
выфрезерован паз. Когда муфта сцепления включена, валик оказывается
повернутым так, что имеющийся на нем паз располагается сбоку фиксаторов.
В таком положении переключание передач невозможно, так как фиксаторы,
упираясь в блокировочный валик, не могут подняться и освободить валики
переключения. Они могут подняться только тогда, когда паз окажется над
фиксаторами. В таком положении паз находится только с момента полного
выключения главной муфты сцепления до полного выключения муфты привода
ВОМ.
Уход за коробкой передач заключается в наблюдении
за уплотнениями, своевременной доливке и замене масла, а также в
периодическом подтягивании наружных резьбовых соединений.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в
корпусе коробки передач и заднего моста. Масло заливают через отверстие
в крышке коробки передач, закрываемое пробкой, и сливают через два
закрываемых магнитными пробками отверстия в дне корпуса. На стенке
корпуса редуктора имеются две контрольные пробки. Масло заливают до
уровня верхней пробки и доливают, когда уровень масла опустится до
нижней пробки.
В процессе эксплуатации трактора не требуется никаких регулировок
коробки передач, за исключением регулировки механизма блокировки,
нарушение которой вызывает затруднение при переключении передач.
4.2.4. Главная передача тракторов ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ
Главная передача предназначена для преобразования
крутящего момента изменением направления вращения. Она представляет
собой пару конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня
1 (рис. 43) выполнена как одно целое со вторичным валом коробки передач,
а ведомая — в виде венца 7, который закреплен шестью болтами и двумя
специальными болтами 6 на ступице 30. Ступица неподвижно сидит на валу
29 главной передачи, вращающемся в двух шарикоподшипниках 25,
расположенных в стаканах. Стаканы установлены в расточках боковых стенок
корпуса и прикреплены по фланцам к его стенкам болтами. Металлические
прокладки 27 между фланцами стаканов и стенками корпуса служат для
регулировки бокового зазора конической пары шестерен.
Главная передача установлена в передней части заднего отсека корпуса
коробки передач и заднего моста.