Разрывная муфта гидравлической системы трактора Д-54А
Для предупреждения разрыва при работе с прицепными гидроуправляемыми
орудиями и неизбежной при этом потери масла шланги, соединяют друг с
другом специальной разрывной муфтой (рис. 157), имеющей шариковое
запорное устройство, аналогичное устройству запорного клапана.
Для этого на концах соединяемых шлангов закреплены корпуса 2 и 6. Корпус
6 пропущен через запорную втулку 8, неподвижно установленную в кронштейн
10, прикрепленный
болтами к раме орудия. Между буртами запорной
втулки и корпуса установлена пружина 9. При соединении муфты корпус 6
вводят в корпус 2. При этом штифт б, имеющийся на корпусе 6, входит в
фигурные пазы 4 корпуса 2. Корпус 6 вдвигают до тех пор, пока в пазы 4
не войдут усики 7 запорной втулки, после чего соединение окажется
замкнутым. Пружина 9 при этом прижимает торец втулки 8 к корпусу 2 и тем
самым не допускает самопроизвольного выхода усиков из фигурных пазов. В
соединенной таким образом разрывной муфте шарики 3, нажимая друг на
друга, отходят от гнезд и образуют кольцевые зазоры для прохода масла.
При чрезмерном натяжении шланги корпусов 2 и 6, преодолевая
сопротивление пружины 9, будут перемещаться во втулке 8 влево до тех
пор, пока усики втулки не выйдут из фигурных пазов. После этого корпус
2, свободно скользя своим пазом по штифту 5, повернется вокруг
продольной оси и сойдет с корпуса 6. Шаровые клапаны обоих корпусов под
действием пружины 1 закроют гнезда, и течь масла из разъединенных
шлангов прекратится.
С целью повышения надежности конструкция разрывной муфты изменена (рис.
158). Она состоит из: левого 3 и правого 10 Корпусов; стопорящего
стакана 6 с фиксирующей пружиной 5; восьми стопорных, шариков 4,
вставленных с соответствующей заделкой в радиальные сверления в стенке
корпуса 10. На наружной поверхности корпуса 3 сделана
кольцевая выточка. Корпус 3 может свободно входить в корпус 10.
Правый корпус 10 разрывной муфты в сборе со стаканом 6, пружиной 5,
стопорными шариками 4 и шарнирной втулкой 12 установлен на обойму 13,
которая крепится к раме прицепного орудия или машины.
Для подсоединения шлангов 1 u 11 корпус 3 вставляют в корпус 10, с
силой нажимая на него до тех пор, пока не сожмется пружина 5 и
стопорящие шарики 4 не войдут в кольцевую выточку. После этого
фиксирующая пружина втянет корпуса под стопорный поясок стакана 6 и
застопорит шарики 4, сделав соединение неразъемным. В случае если орудие
или машина по какой-либо причине отцепится от трактора, а трактор будет
продолжать движение, то шланги натянутся.
Корпуса 3 и 10 начнут перемещаться в сторону трактора, сжимая пружину 5.
Как только цилиндрический коней корпуса 10 с шариками 4 выйдет за
пределы стопорящего пояска стакана 6, корпус 3 отсоединится, а корпус 10
пружиной 5 втянется в стакан. При этом запорные шариковые клапаны 12 под
действием пружин 3 прижмутся к своим седлам и тем самым предотвратят
вытекание масла из шлангов.
Рис. 158. Разрывная муфта новой конструкции:
1 и 11 — шланги; 2 — кронштейн: 3 и 10 — корпуса муфты: 4 — стопорные
шарики: 5 — пружина: б —стакан; 7 — шариковый клапан; Я — пружина
клапана; 9 — крестовина; 12 — шарнирная втулка; 13 — обойма