Устройство механизмов и узлов гидравлического
привода трактора Д-54А
Масляный насос НШ-46 служит для нагнетания масла из масляного бака в
полости рабочих цилиндров. При 1300 об/мин насос обеспечивает
производительность 60 л/мин и давление 100 кГ/см2. Высокое давление
масла, воздействующее на поршень цилиндра, создает необходимое усилие
для подъема навесного орудия или машины.
Масляный насос (рис. 151) гидросистемы шестеренчатого типа смонтирован в
алюминиевом корпусе 14. Ведущая шестерня, изготовленная за одно целое с
валом 5, и ведомая шестерня 12 находятся в постоянном зацеплении и
вращаются в бронзовых втулках 13. Каждая втулка Имеет лыску, которая
предохраняет их от проворачивания. Кроме того, при установке втулки в
корпусе попарно стопорятся направляющими пружинными штифтами 28,
входящими в специальные сверления на втулках. Во избежание образования
зазоров между торцами втулок и шестерен, по мере их Износа, что могло бы
привести к значительной утечке масла, втулки постоянно прижимаются к
торцам шестерен маслом, вводимым под большим давлением из нагнетательной
полости в кольцевую полость 10. Для равномерного прижатия втулок к
торцам шестерен пространство кольцевой полости 10 со стороны полости
всасывания изолировано фигурной разгрузочной пластиной 26 с охватывающим
ее резиновым уплотнительным кольцом 27. В средней части пластины имеется
отверстие, которое предназначается для отвода просачивающегося через
уплотнения масла в полость всасывания. Торцы наружных втулок уплотнены
резиновыми кольцами 21.
Ряс, 151. Масляный насос и его привод:
Со стороны привода насос закрыт крышкой 11, которая
кренится к корпусу винтами 20.
Между корпусом и крышкой установлено резиновое уплотнительное кольцо 22.
Для уплотнения вала 5 служит самоподжимной сальник 19, который
удерживается в расточке крышки 11 опорным 25 и стопорным 24 кольцами.
Проникшее через уплотняющее кольцо
21, зазоры между втулками 13 и цапфами шестерен масло по каналам 23, 31
и полость 32
отводится в полость всасывания. Насос устанавливают на шпильки,
ввернутые в корпус 9 привода, и крепят гайками с пружинными шайбами.
Масло подводится к насосу и отводится от него через штуцеры, ввернутые в
угольники 30. Угольники привернуты к корпусу насоса болтами. Между
угольниками и корпусом поставлены резиновые кольца 29.
Принцип работы насоса гидронавесной системы аналогичен работе насоса
системы
смазки двигателя. Вращение масляному насосу
передается от вала 3 привода вентилятора. Включают и выключают масляный
насос при помощи кулачковой соединительной муфты. Ведущая часть 4
кулачковой муфты имеет на наружной окружности спиральные зубцы, входящие
в зацепление с червячным валиком 15 привода счетчика моточасов. Она
насажена на шлицы вала 3 и закреплена на ней гайкой с пружинной шайбой.
Ведомая часть 6 кулачковой муфты сидит на шлицах вала 5 ведущей шестерни
масляного насоса и может свободно перемещаться по его шлицам при помощи
вилки 7 с двумя пальцами, входящими в кольцевую проточку муфты. Вилка 7
закреплена в средней части валика 8 стопорным болтом. На конце валика,
выходящего из корпуса 9 привода наружу, закреплен рычаг 1 с фиксатором
2. Рычагом 1 включают и выключают насос. Фиксатор 2 удерживает рычаг в
определенном положении.
Распределитель Р-40/75 трактора Д-54А
(рис. 152) золотникового типа служит для
управления рабочими органами навесных, полунавесных и прицепных
сельскохозяйственных орудий или машин, воздействуя на них при помощи
рабочих гидравлических цилиндров. Он соединен стальными маслопроводами и
резиновыми шлангами с насосом, масляным баком и рабочими цилиндрами.
Максимальная пропускная способность распределителя 75 л/мин при
температуре масла 30—60°. Основой распределителя является литой корпус И
с каналами А, Б, В, Д и кольцевыми камерами Г и Е. В нем смонтированы
три золотника 16, перепускной 21 и предохранительный 24 клапаны. Нижняя
часть корпуса распределителя закрыта крышкой 30, которая крепится к нему
шестью болтами и тремя шпильками 29. Сверху к корпусу 11 болтами
привернута крышка 12. В ее сферические выточки установлены рычаги 13
управления золотниками. Они смонтированы на осях 15 и могут свободно
качаться на них в вертикальной плоскости. По сферической поверхности
рычаги уплотнены резиновыми кольцами 14. Между корпусом и крышкой
поставлены уплотнительные прокладки. Внутренний конец каждого рычага
вставлен в прорезь золотника. На наружных концах рычагов крепятся
рукоятки, которыми тракторист может воздействовать на золотники
распределителя.
Золотник 16 представляет собой стальной, точно обработанный
цилиндрический стержень, имеющий ряд кольцевых проточек. Перемещаясь в
гнездах корпуса и занимая различные положения, золотник разобщает или
соединяет при помощи кольцевых выступов и выточек имеющиеся в корпусе
каналы и тем самым изменяет направление потока масла, поступающего в
распределитель под большим давлением от насоса. Для удержания золотника
в заданном положении и автоматического его возвращения в исходное
положение служит специальный фиксирующий механизм. Он состоит из двух
пружинных колец-фиксаторов 8, помещенных в кольцевые канавки обойм 7;
выжимной 6 и опорной 2 втулок, надетых на цилиндрический хвостовик
золотника; бустера 9 с шариковым клапаном 10 и пружиной 5, вставленных в
точно обработанное сверление в хвостовике золотника и закрепленных
пробкой 3 с регулировочным винтом 4\ пружины 1 золотника, опирающейся на
нижний и верхний стаканы. Нижний стакан при помощи пробки 3 крепится к
хвостовику золотника 16, верхний прижимается пружиной
1 к корпусу обоймы 7 фиксаторов.
На тракторах последнего выпуска установлен модернизированный
распределитель Р75-ЗВ. Он отличается более совершенной конструкцией
фиксирующего механизма золотника 16.