Гусеничные цепи трактора Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

§ 82.

Гусеничные цепи трактора Д-54А



Гусеничные цепи служат для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора. Трактор имеет две гусеничные цепи. Каждая гусеничная цепь составлена из отдельных стальных литых звеньев 1 (рис. 139), шарнирно соединенных друг с другом при помощи стальных закаленных пальцев 2. Всего в цепи 42 звена. Обе гусеничные цепи взаимозаменяемы и могут быть установлены с любой стороны Трактора. Они устанавливаются так, чтобы зубья ведущих колес при движении трактора по прямой давили на внешнюю поверхность цевок звена. Между торцом проушины звена и шплинтом устанавливается стальная штампованная шайба 4.

 

 

 

Рис. 139. Звенья гусеничной цепи:

1 — звено; 2 — палец звена; 3 — шплинт;
4 — шайба; 5 — шпора; 6 — реборда; 7 — средняя проушина (цевка); 8 — беговая дорожка.

 

 



Каждое звено имеет с одной стороны четыре, а с другой — три проушины с литыми необработанными отверстиями, в которые вставляют пальцы.

Средняя проушина 7 служит для сцепления с зубьями ведущего колеса. Выступы 5 распо-ложены под каждой проушиной и являются почвозащепами (шпорами). Они обеспечивают надежное сцепление гусеничной цепи с почвой и предотвращают пробуксовку трактора. Два гребня 6 с внутренней стороны звена служат ребордами. Они предотвращают спадание гусеничной цепи. Кроме того, реборды придают звену необходимую жесткость.

При движении трактора реборды проходят между ободьями направляющих колес опорных катков и поддерживающих роликов.

Плоские участки звеньев по бокам реборд образуют в собранной гусеничной цепи ровную металлическую дорожку 8, по которой при движении трактора катятся опорные катки балансирных кареток.

При вращении зубья ведущих колес, зацепляясь за цевки звеньев гусеничной цепи, непрерывно подстилают их под опорные катки балансирных кареток. Таким образом, трактор катится по бесконечным рельсам, образуемым звеньями гусеничной цепи, перемещаясь в требуемом направлении.
 

 

§ 83. Уход за ходовой системой трактора Д-54А, ее неисправности и способы их устранения

Конические роликоподшипники опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес смазывают летом маслом АК-15, зимой АКп-6 через каждые 480 часов работы трактора.

 

Для заправки масла в центре оси 7 (рис. 140) опорных катков просверлен глубокий канал двух различных сечений, сопрягающихся в средней части уступом 10. На выходе из оси 7 в канале нарезана внутренняя коническая резьба для завертывания конической пробки.

Канал соединен двумя радиальными отверстиями 2 и 9 в оси 7, совпадающими с отверстиями 1 и 8 в ступицах опорных катков 11 и через зазоры в конических роликоподшипниках с внутренней полостью 5 в балансире 6. Масло заправляют при помощи маслонагнетателя. При заправке наконечник 4 масляного нагнетателя вводят в канал оси 7 до упора в уступ 10. Подаваемое маслонагнетателем масло поступает по каналам 8 и 9 через зазоры

во внутреннем подшипнике и заполняет полость 5 в балгнсире 6.

Масло нагнетают до тех пор, пока излишек его не будет вытекать из полости 5 наружу.

Кроме надлежащей смазки подшипников, необходимо следить за правильной и своевременной регулировкой их. Нормальное осевое перемещение в роликоподшипниках опорных катков каретки должно быть равно 0,2— 0,5 мм. При проверке осевого перемещения освобождают проверяемые катки от соприкосновения с гусеничной цепью. Для этого пользуются домкратом или специальным башмаком.

Башмак кладут на гусеничную цепь впереди каретки и перемещают трактор вперед так, чтобы балансир наехал на башмак (рис. 141). После этого проверяют двумя ломиками, заложенными между катком и балансиром, осевое и радиальное перемещение (люфт) катков.
Если осевое перемещение катков превышает 0,5 мм, необходимо отрегулировать подшипники. Для этого следует расстопорить гайку, отогнув край замковой шайбы. Затем отвернуть гаечным ключом гайку и съемником (рис. 142) снять опорный каток с оси. Отогнув края замковых пластин, вывернуть четыре болта, крепящих корпус уплотнения к балансиру, снять корпус уплотнения (рис. 143). Снятый корпус и детали торцового уплотнения промывают в дизельном топливе. Уменьшать количество регулировочных прокладок следует до тех пор, пока катки не начнут поворачиваться со значительным усилием. После этого добавляют одну прокладку толщиной 0,2 мм и, установив корпус уплотнения на место, завертывают болты до отказа. Затем надо сделать несколько ударов молотком через деревянную выколотку

по концу оси и, поворачивая ось, нажать на нее в одну и другую сторону. При этом осевой зазор не должен ощущаться, а ось должна вращаться от небольшого усилия руки.

 

 

 

 

Рис. 140. Схема смазки подшипников опорных катков:

1 и 5 - каналы в ступицах опорных катков, 2 и 9 — каналы в осях опорных катков: 3 — зазор между наконечником маслонагнетателя и каналом в оси; 4 — наконечник; 5 — полость для масла; 6 — балансир; 7 — ось; 10 — уступ; 11 — опорный каток.

 

 

После окончания регулировки стопорят болты замковой пластиной и напрессовывают опорный каток на ось, как указано на рисунке 144. Перед установкой необходимо собрать торцовое уплотнение на ступице катка. До навертывания гайки, крепящей опорный каток, на ось необходимо правильно установить замковую шайбу.

Одновременно с проверкой регулировки осевого зазора в подшипниках опорных катков проверяют осевое перемещение всей каретки вдоль цапфы поперечного бруса.

Осевое перемещение каретки не должно превышать 2 мм. Его регулируют при помощи прокладок, находящихся между упорной шайбой и торцом цапфы.

После регулировки необходимо хорошо затянуть болты, крепящие упорную шайбу, и застопорить их замковой пластиной. Нормальное осевое перемещение каретки должно быть
0,5—0,6 мм.

Поддерживающий ролик для заправки маслом нужно установить так, чтобы заправочное отверстие в его крышке расположилось под углом 45° к горизонтали. После этого обтереть крышку и вывернуть пробку из заправочного отверстия. Затем вставить наконечник маслонагнетателя в заправочное отверстие и
нагнетать масло, пока оно не будет вытекать наружу.

При сливе масла следует установить ролик так, чтобы заправочное отверстие оказалось внизу.

В процессе работы нужно проверять осевое перемещение ролика. Для этого необходимо приподнять ломиком верхнюю часть гусеничной цепи и перемещать ролик вдоль оси (рис. 145). Если осевое перемещение ролика превышает 2 мм, следует разобрать его и заменить изношенные шарикоподшипники.

Для разборки поддерживающего ролика необходимо: снять наружную крышку 12

(рис. 136), отвернув болты 10; расшплинтовать и отвернуть корончатую гайку 14\ снять с оси 1 при помощи приспособления поддерживающий ролик 16 вместе с подшипниками 9, распорной трубой 8, корпусом уплотнения 4 и прижимным кольцом 7.

Для разборки уплотнения нужно снять пружинное стопорное кольцо 17 и вынуть из колпака 2 лабиринтного уплотнения кольцо 6, пружину 5 и резиновый чехол 3.

Поддерживающий ролик и его уплотнение собирают в обратной последовательности. При этом все детали должны быть тщательно промыты в дизельном топливе.

Для смазки подшипников направляющего колеса масло нагнетают в полость ступицы через отверстие с конической резьбой в ее торце. Отверстие закрывается пробкой 28 (рис. 137). Для прохода пробки в наружном ободе направляющего колеса предусмотрено дополнительное отверстие. Масло заправляют в ступицу колеса маслонагнетателем (рис. 146). При заправке масла колесо устанавливают так, чтобы заправочное отверстие располагалось выше центра колеса. Центральное отверстие в крышке, закрываемое пробкой 33 (рис. 137), является контрольным. При появлении масла из этого отверстия нагнетание следует прекратить.

Для слива отработанного масла и при промывке подшипников колесо устанавливается так, чтобы отверстие в ступице находилось внизу.

Для увеличения натяжения гусеничной цепи завертывают натяжную гайку 3 (рис. 138) при помощи ключа. Упираясь через шаровую опору 2 в неподвижный кронштейн 1 рамы, натяжная гайка 3 толкает вперед натяжной винт 8 и поворачивает коленчатую ось 12. Контргайка 4 при этом должна быть ослаблена, чтобы не мешать завертыванию или отвертыванию натяжной гайки 3, и законтрена после окончания натяжения гусеницы.

В процессе эксплуатации следует проверять осевое перемещение направляющего колеса. Нормальное осевое перемещение направляющего колеса должно быть 0,2—0,5 мм. Перемещение проверяют при снятой гусенице.

Регулируют перемещение корончатой гайкой 31 (рис. 137). Для этого, предварительно расшплинтовав корончатую гайку, затягивают ее до тугого вращения направляющего колеса от усилия руки, приложенного к ободу колеса. Затем отпускают гайку на одну четверть оборота и зашплинтовывают новым шплинтом.

Для надежной работы нужно периодически проверять и регулировать натяжение гусеничных цепей, предварительно установив трактор на ровной твердой площадке. Для определения провисания гусеницы над поддерживающими роликами на выступающие из проушин концы пальцев устанавливают линейку и замеряют расстояние между нею и пальцами наиболее провисшего звена (рис. 147). Правильно натянутая гусеничная цепь должна иметь провисание, равное 30—50 мм.

После регулировки для предотвращения коррозии следует густо смазать солидолом резьбу винта 8 (рис. 137) и обмотать ее куском брезента. Это сохранит резьбу от повреждений и облегчит последующее натяжение гусеничной цепи.

Если гусеничная цепь вытянется настолько, что при установке коленчатой оси в крайнее переднее положение нельзя добиться нормального провисания, разъединяют гусеничную цепь и удаляют из нее одно звено с пальцем. Периодически рекомендуется измерять расстояние между осями крайних пальцев десяти натянутых звеньев правой и левой гусеничных цепей. Если длина их достигнет 1750—1760 мм и разница в длине правого и левого участков звеньев будет больше 10 мм, гусеничные цепи надо поменять местами. Когда длина десяти звеньев увеличится до 1810—1820 мм, заменяют пальцы гусениц и переставляют ведущие колеса с одной стороны на другую, чтобы они работали неизношенной стороной зубьев. При большем износе отверстий гусеничные цепи следует перевернуть на 180° и перенести левую гусеничную цепь на правую, и наоборот.

Для того, чтобы снять изношенную гусеничную цепь, ее ослабляют натяжным приспособлением и выбивают кувалдой палец звена гусеницы под ведущим колесом. Затем продвигают верхнюю ветвь гусеничной цепи вперед по поддерживающим роликам и устанавливают новую цепь в торец изношенной. Скатывают трактор с изношенных гусеничных цепей на новые, набрасывают верхнюю ветвь новой гусеничной цепи на направляющее колесо и продвигают се по поддерживающим роликам назад к звездочке.

Стянув верхнюю и нижнюю ветвь гусеничной цепи приспособлением до совпадения проушин, забивают в них специальный палец с заходным конусом, устанавливают на место специального пальца нормальный, выбивают им первый (рис. 148), зашплинтовывают палец и натягивают гусеницы.

Неисправности ходовой системы и их устранение. Трактор уводит в сторону при движении по ровному полю. 1. Правая и левая гусеницы неодинаково натянуты. Отрегулировать натяжение гусениц. 2. Правая и левая гусеницы имеют разный износ. Поменять местами гусеницы. Если трактор будет уводить в другую сторону, разделить гусеничные цепи пополам, а затем собрать гусеницы из половин от разных сторон. 3. Изогнута коленчатая ось направляющего колеса. Поменять местами правую и левую оси.

Стук гусениц от проскакивания на зубьях ведущих колес. 1. Слабо натянута гусеница. Отрегулировать ее натяжение. 2. Изношены зубья ведущих колес. Поменять ведущие колеса местами. При двухстороннем износе зубьев заменить ведущие колеса.

Течь масла у опорного катка. I. Ослабла гайка опорного катка. Подтянуть и законтрить гайку. 2. Ослабло крепление болтов корпуса уплотнения. Подтянуть и законтрить болты.

3. Поврежден резиновый чехол уплотнения. Заменить чехол. Зачистить кромки колпака во избежание пореза чехла. 4. Задраны или сильно изношены рабочие поверхности уплотнительных колец. Проверить и притереть кольца, а при необходимости заменить их. 5. Большой разбег в конических подшипниках опорных катков. Отрегулировать зазор в конических подшипниках.

Контрольные вопросы и задания

1. Как устроена рама трактора?

2. Как устроена подвеска трактора?

3. Как устроены уплотнения опорного катка, направляющего колеса и поддерживающего ролика?

4. Как смазывают подшипники опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес?

5. В чем состоит уход за ходовой системой трактора?

6. Как регулируют подшипники опорных катков и направляющих колее?

7. Как регулируют натяжение гусеницы?

8. Из каких частей состоит натяжное устройство гусениц?

9. Как устроена каретка подвески трактора?


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..