Уход за механизмами заднего моста трактора Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

§ 75.

Уход за механизмами заднего моста трактора Д-54А, его неисправности и способы их устранения

Уход за механизмами заднего моста заключается в систематическом осмотре и своевременном устранении неисправностей (ненормального шума, перегрева, подтеканий масла, ослабленных креплений), а также в периодической замене масла в отделении главной передачи и коробке передач, проверке зацепления главной передачи, регулировке конических подшипников вала, регулировке и смазке механизмов управления. Степень нагрева заднего моста проверяется на ощупь сразу же после остановки трактора. Одновременно производится слив масла из отсеков муфт поворота, если оно просачивается туда через уплотнения перегородок, проверяется уровень смазки в отделении центральной передачи и коробки передач.

Регулировка зацепления главной передачи и подшипников вала заднего моста. По мере износа подшипников увеличивается осевое перемещение вала заднего моста, что нарушает зацепление в конической паре шестерен, вызывает неполное выключение муфт поворота, перегрев масла, шум, стук и т. п. При появлении признаков ненормальной работы механизмов заднего моста следует прежде всего путем осмотра убедиться в отсутствии сколов, забоин и других повреждений на зубьях конических шестерен. Проверить осевое перемещение вала заднего моста и при необходимости отрегулировать конические подшипники.

Для проведения осмотра узла главной передачи следует: снять задний щиток, топливный бак и верхнюю крышку заднего моста; слить масло из отсека конических шестерен и коробки передач; тщательно промыть конические шестерни и подшипники дизельным топливом.

После осмотра проверяют размер между торцом малой (ведущей) шестерни 12 (рис. 124) и осью вала 4 заднего моста. При проверке указанного размера обычно пользуются специальным раздвижным шаблоном. При отсутствии шаблона пользуются нутромером, замеряя расстояние между торцом шестерни и образующей вала. Затем при помощи штангенциркуля измеряют диаметр вала. Искомый размер должен быть равен 95 мм. Он складывается из расстояния по нутромеру плюс половина диаметра вала. При нарушении размера 95_0,5 мм его нужно восстановить. Размер восстанавливают, удаляя регулировочные прокладки 2 из-под крышки 3 переднего подшипника вторичного вала 1. Если после удаления всех прокладок размер не удалось
восстановить, устанавливают кольцо толщиной до 2 мм между торцами крышки 3 и наружного кольца шарикоподшипника.

Изменение размера 95-o,s мм вызывает увеличение или уменьшение зазора в зацеплении конических шестерен и, как следствие, выкрашивание и поломки зубьев конических шестерен.

После установки размера между торцом малой конической шестерни и осью вала заднего моста проверяют осевое перемещение большой конической шестерни 11 вместе с валом 4.

Если при этом осевое перемещение шестерни будет превышать 0,5 мм, следует отрегулировать зазор в конических подшипниках. Чтобы отрегулировать зазор в конических подшипниках, ослабляют болты крепления листа около люка, а также гайки 10 крепления левой перегородки 9. Снимают маслоотражательный щиток и стопорную пластину 8 регулировочной гайки 7. Завертывают гайку 7 до полного устранения осевого перемещения вала, а затем отвертывают ее на 5—7 зубцов и, нажимая ломиком на большую коническую шестерню 11, передвигают левый стакан до упора гайки 7 в торец перегородки 9.

Провернув вал 4 так, чтобы коническая шестерня 11 сделала полный оборот, закрепляют перегородку 9 гайками 10, завернув их до отказа и законтрив контргайками. Отрегулировав таким образом зазор в конических подшипниках, еще раз проверяют при помощи индикатора осевое перемещение вала заднего моста. Для этого закрепляют стойку индикатора на перегородке, а ножку индикатора упирают в торец большой конической шестерни. После этого ставят шкалу индикатора на нуль и покачивают вал заднего моста, попеременно включая и выключая муфты поворота.

В процессе работы изнашиваются в равной степени как левый, так и правый конические роликоподшипники, поэтому, отрегулировав осевое перемещение вала заднего моста за счет левой гайки 7, можно сместить шестерню 11 чрезмерно вправо. В этой связи после регулировки конических подшипников следует проверять правильность зацепления конической пары на краску, как указано ниже.

После проверки осевого перемещения вала заднего моста стопорят регулировочную гайку 7 пластиной 8, устанавливают маслоотражательный щиток, закрывают крышкой картер конической передачи, подтягивают ослабленные болты крепления и ставят топливный бак на трактор.

В процессе эксплуатации не следует регулировать зазор в зацеплении конических шестерен с целью компенсации износа зубьев, так как нормальный контакт поверхностей зубьев ведущей и ведомой шестерен получается только в одном положении, когда образующие их начальных конусов совпадают.

В этом положении шестерни могут работать нормально с боковым зазором между зубьями до 2,5 мм. При увеличении бокового зазора свыше 2,5 мм, а также при выкрашивании поверхностного слоя у двух смежных зубьев более чем на 1/4 их длины или при обламывании одного из зубьев шестерни подлежат замене. Если одна из шестерен не имеет дефектов, а вторая, работающая с нею в паре вышла из строя, годную шестерню можно оставлять для работы с новой.

После замены одной или обеих конических шестерен их зацепление должно быть отрегулировано.

Регулировку зазора в зацеплении конической пары начинают с установки размера 95+0,6 мм между торцом малой конической
шестерни 12 и осью вала 4 заднего моста.

Затем регулируют зазор в зацеплении путем перемещения большой конической шестерни. Для этого отпускают гайки 10 крепления обеих перегородок и болты крепления листа около люка.

Сняв стопорные пластины 8 с регулировочных гаек 6 и 7, отвертывают левую гайку 7 на
16—17 зубцов, затем завертывают правую гайку 6 до устранения зазора между левой гайкой 7 и торцом перегородки 9. После этого, отвернув правую гайку 6 на 5—7 зубцов, передвигают стакан 5 подшипника до упора гайки 6 в торец перегородки.

Повернув вал 4 так, чтобы большая коническая шестерня сделала полный оборот, закрепляют перегородки гайками 10 и контргайками. Проверяют зазор в зацеплении главной

центральной передачи прокатыванием свинцовой пластинки, как показано на рисунке 125. Для того чтобы прокатать свинцовую пластинку, устанавливают рычаг декомпрессионного механизма в положение «Прогрев 1», выключают муфты поворота. Включают передачу заднего хода и, заложив между входящими в зацепление зубьями контрольную свинцовую пластинку, проворачивают коленчатый вал дизеля за рукоятку. Когда пластинка пройдет между зубьями, ее толщина будет соответствовать величине зазора. Прокатку необходимо производить тремя пластинками в трех местах по окружности шестерни. Толщину обкатанных пластин замеряют при помощи штангенциркуля или микрометром в самом тонком месте. Правильно отрегулированный зазор должен быть не менее 0,2 мм и не более 0,5 мм.

 

 

 

 

 

Рис. 124. Схема регулировки главной передачи трактора:
1-вторичный вал- 2 — регулировочные прокладки; 3 — крышка; 4 — вал заднего моста; 5 —стакан подшипника; 6 — правая гайка; 7-левая гайка; 8 — стопорная пластинка; 9 — перегородка; 10 — гайка крепления перегородки; 11 — большая коническая шестерня;
12 — малая коническая шестерня.

 

 

 



Дополнительно правильность зацепления проверяют по прилеганию зубьев шестерен друг к другу. Эту проверку производят путем нанесения тонкого слоя краски на зубья малой конической шестерни. Перед нанесением краски зубья шестерни должны быть тщательно протерты. После нанесения краски провертывают за рукоятку коленчатый вал, как описано выше, чтобы большая коническая шестерня сделала полный оборот до получения отпечатков на зубьях большой шестерни.

При правильном зацеплении отпечаток краски на зубьях большой конической шестерни должен быть аналогичен представленному на рисунке 126. Неправильный зазор и отпечаток исправляют дополнительной регулировкой.

Убедившись в правильности регулировки конической передачи, устанавливают на трактор все ранее снятые узлы и детали и закрепляют их. Заправляют задний мост и коробку передач маслом и производят обкатку шестерен конической передачи с выключенными муфтами поворота.

На тракторах ДТ-54А начиная с 1959 года устанавливаются конические шестерни со спи-ральным зубом. Эти шестерни на заводе комплектуются по отпечатку зубьев. Номера спаренного комплекта наносятся: на торце венца большой конической шестерни со стороны большего основания конуса; на малой шестерне — со стороны меньшего основания конуса на торцевой площадке квадратного хвостика. Боковой зазор между зубьями конических шестерен заводом устанавливается в пределах

0,2—0,55 мм, а осевое перемещение вала заднего моста — не более 0,3 мм. В этом положении шестерни работают до увеличения зазора в зацеплении не свыше 2 мм, после чего требуется их замена. Нарушение спаренности конических шестерен со спиральными зубьями не допускается, поэтому в случае выхода из строя одной из шестерен обе заменяются новым комплектом. Для прокатывания между зубьями берут свинцовую пластинку толщиной 0,55 мм. Осевое перемещение вала заднего моста, а также зазор в зацеплении при установке новых конических шестерен регулируют в той же последовательности, как и шестерен с прямым зубом. При регулировке осевого перемещения вала, а также зазора в зацеплении новой пары шестерен главная центральная передача проверяется на краску по отпечатку контакта прилегания зубьев.

Отпечаток контакта на выпуклой стороне

зуба ведущей шестерни должен составлять не менее 50% длины зуба и располагаться на образующей начального конуса, на расстоянии не менее 5 мм от наружных кромок зуба у меньшего и большего оснований конуса. При этом на вогнутой стороне зуба при заднем ходе трактора отпечаток контакта должен составлять также не менее 50% длины зуба и не выходить из кромки торцов зубьев. В случае смещения отпечатка контакта сверх указанных пределов должно быть изменено положение вторичного вала коробки передач или большой шестерни центральной передачи, как указано на рисунке 127.

Нанеся тонкий слой краски на поверхность зубьев ведомой шестерни, сначала устанавливают контакт по длине зуба (а и б) за счет перемещения вторичного вала коробки передач (е  и   г). Затем устанавливают контакт по высоте зуба (д   и   е) за счет перемещения большой (ведомой) шестерни вместе с валом заднего моста (ж из).

Замена смазки в отсеке главной передачи, а также в коробке передач производится одновременно. Масло заливают через горловину на задней стенке заднего моста. Заливать масло следует до метки, нанесенной на щупе пробки заливной горловины.

Сливать масло из коробки передач и корпуса заднего моста надо сразу же по окончании работы, когда оно еще не остыло. После этого, предварительно очистив магниты, завертывают в сливные отверстия пробки и наполняют корпус коробки передач и отсек главной центральной передачи дизельным топливом до верхней метки на щупе. Затем промывают коробку передач и главную передачу в течение 5 мин, прокручивая с помощью дизеля на первой передаче. Для этого выключают муфты поворота, оттянув до отказа и застопорив рычаги. По окончании промывки останавливают дизель, сливают грязное дизельное топливо в посуду, чистят магнитные пробки и, завернув их в сливные отверстия, заполняют коробку передач и отсек главной передачи свежим маслом в соответствии с таблицей смазки.

Из отсека главной передачи вследствие износа уплотнений может проникать масло в отсеки муфт поворота. Поэтому во избежание замасливания дисков и тормозных лент через каждые 60 часов работы трактора отвертывают пробки сливных отверстий и выпускают скопившееся масло из отсеков муфт поворота.

 

 

 

Рис. 126. Отпечатки краски на поверхности зубьев конических шестерен при правильно отрегулированном зацеплении.

 

 

 

Промывка муфт поворота. Замасливание дисков муфт поворота и тормозных лент вызывает нарушение управления трактором, а также снижение его тяговых усилий.

Если трактор начинает уводить в сторону, то причиной может быть замасливание дисков одной из муфт. В случае замасливания муфты поворота промывают. Промывать муфты поворота и тормоза следует сейчас же по окончании работы, когда диски хорошо прогреты и с
них легко можно смыть масло. Муфты поворота промывают бензином, так как они в этом случае высыхают быстрее, чем при промывке дизельным топливом или керосином.

Перед промывкой выпускают масло из отсеков муфт поворота, вывернув пробки из сливных отверстий и по одному болту крепления корпусов фиксаторов.

Значительное количество масла в отсеках муфт поворота указывает на плохое состояние сальников и уплотнений перегородок заднего моста. В этом случае надо также вывернуть пробку и слить масло из картера главной центральной передачи, так как керосин или бензин может проникнуть в масло и разжижить его.

Завернув пробки и болты в сливные и крепежные отверстия, заливают в отсеки муфт поворота примерно по 5 л керосина или бензина. Одновременно с промывкой отсеков муфт поворота обычно промывают картеры главной передачи, коробки передач и конечных передач.

Чтобы смыть грязь и масло со стенок отсеков и наружных поверхностей муфт поворота, нужно привести трактор в движение, поездив взад и вперед в течение 5—8 мин. При этом нельзя делать поворотов (выключать муфты поворота), чтобы грязь не могла попасть между дисками.

После промывки сливают грязную жидкость из промываемых отсеков через сливные отверстия. После отстоя и фильтрации керосин или бензин может быть снова использован для промывки.

 

 

 

 

Рис 127.Способы исправления неправильного отпечатка в зацеплении главной передачи.

 

 

 

Вновь завернув пробки в отверстия, заливают чистый бензин или керосин в отсеки в таком же количестве и, выключив муфты поворота, дают трактору поработать на месте в течение 5—8 мин на II передаче. На время промывки муфт поворота стопорят рычаги поворота в оттянутом положении.

По окончании промывки останавливают дизель, сливают из отсеков грязную жидкость в посуду и, не отпуская рычагов поворота, оставляют трактор с выключенными муфтами примерно на полчаса, чтобы остатки жидкости могли стечь с дисков.

После промывки и просушки муфт поворота закрывают сливные отверстия пробками. Если при промывке муфт поворота сливали масло и промывали коробку передач, главную и конечные передачи, то заправляют их картеры маслом, а отводки муфт поворота, подшипники валиков выключения и рычагов поворота смазывают согласно таблице смазки.

Отводки муфт поворота смазывают солидолом через отверстия в задней стенке корпусе заднего моста при техническом уходе № 1. Для этого нужно вывернуть пробку и, нащупав шприцем через отверстие масленку отводки, сделать 5—8 нагнетаний.

Подшипники валиков рычагов тормоза смазывают солидолом при техническом уходе № 1. Перед смазкой необходимо очистить масленки от грязи и пыли. После очистки масленок сделать 5—8 нагнетаний шприцем.

Втулки рычагов и педалей управления смазывают также солидолом. Смазку производят при техническом уходе № 1. Перед смазкой очищают масленку от грязи и пыли.

Наиболее часто встречающиеся неисправности заднего моста и способы их устранения приведены ниже.

Чрезмерный нагрев конических подшипников вала заднего моста. 1. Малы зазоры в конических подшипниках. Отрегулировать зазоры в конических подшипниках. 2. Низкий уровень масла в отделении центральной передачи. Проверить и долить масло до установленного уровня. 3. Масло сильно загрязнено. За-менить масло, предварительно перед заправкой свежего масла промыть корпус заднего моста.

4. Нарушалась регулировка в зацеплении конической передачи. Проверить зацепление конической пары шестерен и при необходимости отрегулировать зазор в зацеплении.

Стуки и шум в отделении конической передачи. 1. Нарушение регулировки или износ конических подшипников вала заднего моста. Отрегулировать подшипники. При большом износе заменить. 2. Ослабление болтов крепления большой конической шестерни. Затянуть до предела гайки болтов и зашплинтовать их новыми шплинтами. 3. Сильно изношены или повреждены зубья. Заменить шестерни.

При движении трактор уводит в сторону.

1. Недостаточен холостой ход у одного из рычагов управления. Установить холостой ход 60—90 мм. 2. Замаслена одна из муфт поворота- Промыть муфту поворота. 3. Неисправна ходовая система трактора (см. главу «Рама и ходовая система трактора»).

При оттягивании рычага управления трактор останавливается. Уменьшить зазор в конических подшипниках вала заднего моста.

При нажатии на педаль тормоза нет крутого поворота. 1. Замаслена тормозная лента. Промыть ленту. 2. Разрегулирован тормоз. Отрегулировать тормоз, 3. Повреждена накладка или тормозная лента. Вынуть тормозную ленту и устранить неисправность.

Нагрев заднего моста. I. Пробуксовывают муфты поворота. Промыть муфты и отрегулировать холостой ход рычагов управления.

2. Затянуты тормозные ленты. Отрегулировать тормоза.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Из каких механизмов состоит задний мост?

2. Как осуществляется поворот трактора?

3. Как устроена муфта поворота?

4. Как устроен механизм выключения муфты поворота?

5. Для чего служат тормоза на тракторе?

6. Расскажите о порядке регулировки конических подшипников рала заднего моста.

7. Как регулируется механизм управления?

8. Как промывают муфты поворота?
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..