Устройство масляного насоса дизеля Д-54А и
его привода
Непрерывная циркуляция масла в системе смазки осуществляется масляным
насосом шестеренчатого типа. Создаваемое насосом давление обеспечивает
прохождение масла через зазоры между трущимися поверхностями деталей и
продавливание его через элементы масляного фильтра.
Схема действия насоса показана на рисунке 77. В корпусе 5 насоса
помещены ведущая 1 и ведомая 2 шестерни. Между зубьями шестерен и
стенками корпуса зазор очень малый (0,05—0,1 мм). При работе дизеля
шестерни насоса вращаются в направлениях, указанных стрелками. Масло
поступает в насос через входной (приемный) канал 6, захватывается
зубьями шестерен и заполняет впадины между ними. Вращаясь, шестерни
переносят находящееся во впадинах зубьев масло вдоль стенок корпуса в
выходной (нагнетательный) канал 3, откуда оно поступает в фильтр грубой
очистки.
Давление, создаваемое насосом, и его производительность зависят от
вязкости масла, сопротивления прохождению масла, числа оборотов дизеля и
износа деталей насоса.
Шестерне 2 (рис. 41) привода масляного насоса вращение передается от
шестерни 7 коленчатого вала через промежуточную шестерню 3. Шестерня 2
насажена на передний конец стального валика 1 и закреплена на нем
штифтом.
Валик 1 вращается в бронзовых втулках кронштейна 12, который болтами
крепится к блок-картеру 11. Через отверстие 13 в кронштейне 12 масло
попадает к трущимся поверхностям валика и втулок и смазывает их.
Валик 1 при помощи промежуточного валика и муфт соединен с валиком 6
(рис. 78) масляного насоса, который крепится к блок-картеру болтами.
В корпусе 7 насоса размещены ведущая 21 и ведомая 24 шестерни. Ведущая
шестерня своими шлицами напрессована на шлицы валика 6 насоса,
вращающегося в бронзовых втулках 18 и 19.
В центральное отверстие ведомой шестерни 24 запрессована бронзовая
втулка 22. Ведомая шестерня вращается на пальце 10, запрессованном в
корпусе 7, и находится в зацеплении с ведущей шестерней. Трущиеся
поверхности пальца ведомой шестерни и ее втулки смазываются маслом,
поступающим к пальцу через отверстие 17.
Кожух 1 маслоприемника насоса привернут болтами 4 к фланцу приемного
патрубка. Снизу в кожух маслоприемника вставлена фильтрующая сетка 3,
которая крепится пружинной дужкой 2.
При вращении шестерен 21 и 24 насоса масло через фильтрующую сетку 3 и
канал 5 засасывается в насос и по каналу 8 нагнетается к фильтрам.
В выточке корпуса насоса расположен редукционный клапан. Он обеспечивает
слив части масла из канала 8 в поддон картера при увеличении давления
масла в канале выше 6,5—7 кГ/см2. Это обычно бывает при повышенной
вязкости масла.
Редукционный клапан состоит из стаканчика 12, постоянно прижимаемого
пружиной 14 к краям канала 11, и регулировочного винта 15, которым можно
изменять сжатие пружины. Винт крепится гайкой 16, которая после
регулировки клапана шплинтуется и пломбируется.
Когда давление в нагнетательном канале 8 становится выше 6,5—7 кГ/см2,
стаканчик 12 отходит вниз, и масло из канала 8 через канал 11 и
отверстие 13 стекает в поддон картера.