Устройство масляного насоса дизеля Д-54А и его привода

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

§ 44.

Устройство масляного насоса дизеля Д-54А и его привода

Непрерывная циркуляция масла в системе смазки осуществляется масляным насосом шестеренчатого типа. Создаваемое насосом давление обеспечивает прохождение масла через зазоры между трущимися поверхностями деталей и продавливание его через элементы масляного фильтра.

Схема действия насоса показана на рисунке 77. В корпусе 5 насоса помещены ведущая 1 и ведомая 2 шестерни. Между зубьями шестерен и стенками корпуса зазор очень малый (0,05—0,1 мм). При работе дизеля шестерни насоса вращаются в направлениях, указанных стрелками. Масло поступает в насос через входной (приемный) канал 6, захватывается зубьями шестерен и заполняет впадины между ними. Вращаясь, шестерни переносят находящееся во впадинах зубьев масло вдоль стенок корпуса в выходной (нагнетательный) канал 3, откуда оно поступает в фильтр грубой очистки.

Давление, создаваемое насосом, и его производительность зависят от вязкости масла, сопротивления прохождению масла, числа оборотов дизеля и износа деталей насоса.

Шестерне 2 (рис. 41) привода масляного насоса вращение передается от шестерни 7 коленчатого вала через промежуточную шестерню 3. Шестерня 2 насажена на передний конец стального валика 1 и закреплена на нем штифтом.

Валик 1 вращается в бронзовых втулках кронштейна 12, который болтами крепится к блок-картеру 11. Через отверстие 13 в кронштейне 12 масло попадает к трущимся поверхностям валика и втулок и смазывает их.

Валик 1 при помощи промежуточного валика и муфт соединен с валиком 6 (рис. 78) масляного насоса, который крепится к блок-картеру болтами.

В корпусе 7 насоса размещены ведущая 21 и ведомая 24 шестерни. Ведущая шестерня своими шлицами напрессована на шлицы валика 6 насоса, вращающегося в бронзовых втулках 18 и 19.

В центральное отверстие ведомой шестерни 24 запрессована бронзовая втулка 22. Ведомая шестерня вращается на пальце 10, запрессованном в корпусе 7, и находится в зацеплении с ведущей шестерней. Трущиеся поверхности пальца ведомой шестерни и ее втулки смазываются маслом, поступающим к пальцу через отверстие 17.

Кожух 1 маслоприемника насоса привернут болтами 4 к фланцу приемного патрубка. Снизу в кожух маслоприемника вставлена фильтрующая сетка 3, которая крепится пружинной дужкой 2.


При вращении шестерен 21 и 24 насоса масло через фильтрующую сетку 3 и канал 5 засасывается в насос и по каналу 8 нагнетается к фильтрам.

В выточке корпуса насоса расположен редукционный клапан. Он обеспечивает слив части масла из канала 8 в поддон картера при увеличении давления масла в канале выше 6,5—7 кГ/см2. Это обычно бывает при повышенной вязкости масла.

Редукционный клапан состоит из стаканчика 12, постоянно прижимаемого пружиной 14 к краям канала 11, и регулировочного винта 15, которым можно изменять сжатие пружины. Винт крепится гайкой 16, которая после регулировки клапана шплинтуется и пломбируется.

Когда давление в нагнетательном канале 8 становится выше 6,5—7 кГ/см2, стаканчик 12 отходит вниз, и масло из канала 8 через канал 11 и отверстие 13 стекает в поддон картера.

 

 

 

 

 

Рис. 77. Схема действия масляного насоса:
1 - ведущая шестерня; 2 — ведомая шестерня; 8 — выходной (нагнетательный) канал; 4 — редукционный клапан; 5—корпус насоса; 6—входной (приемный) канал; 7— фильтрующая сетка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 78. Масляный насос:
1 — кожух маслоприемника; Г —дужка; 3 — фильтрующая сетка; 4 и 23 — болты; 5 — приемный канал. 6 — валик; 7 — корпус; 8— нагнетательный канал; 9 — установочный штифт; 10— палец ведомой шестерни; 11 — канал для стока масла в поддон картера; 12 — стаканчик; 13 — отверстие для стока масла в поддон картера; 14—пружина; 15 — регулировочный винт; 16 —гайка; 17 — отверстие для подачи масла к пальцу ведомой шестерни; 18 и 19 — втулки валика; 20 ~ крышка; 21 — ведущая шестерня; 22 — втулка ведомой шестерни; 24 — ведомая шестерня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..