УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПУСКА ТРАКТОРА ДТ-20 - ЧАСТЬ 2

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79 

 

УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПУСКА ТРАКТОРА ДТ-20 - ЧАСТЬ 2

 

 



Уход за колесами и шинами. Уход за колесами заключается в систематической проверке затяжки болтов, крепящих колеса. Ослабление болтов, крепящих диски задних колес к фланцу оси и обод к дискам, приводит к быстрому повреждению колес и шин. Недостаточная затяжка планок, прижимающих обод переднего кольца к бурту ступицы переднего колеса, или ослабление затяжки этих болтов служит причиной проворачивания шин относительно обода и повреждения воздушного вентиля для накачки воздуха в камеры шин. На тракторах последних выпусков на ободе имеются выдавки, препятствующие проворачиванию вентиля.

Для предохранения пневматических шин передних и задних колес от преждевременного износа и повреждения необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации и ухода.

1. Ежедневно перед работой проверять шинным манометром давление воздуха в шинах передних и задних колес. Для замера давления воздуха свинчивают с вентиля защитный колпачок, прижимают плотно головку трубки манометра к отверстию вентиля, нажимая на золотник вентиля.

2. Поддерживать нормальную величину давления воздуха в шинах:

а) для передних колес: 1,5—1,8 кг/см2 на сельскохозяйственных работах, 1,8—2 кг/см2 на транспорте;

б) для задних колес: 0,8—0,9 кг/см2 при работе на мягкой почве,

0,9—1,2 кг/см2 при работе на твердой почве с тяжелыми навесными орудиями, а также при длительной работе на транспорте.

Приведенные нормы давления воздуха в шинах не зависят от времени года и климатических условий.

С уменьшением давления воздуха в шинах задних колес повышаются сцепные качества трактора, но уменьшается допустимая грузоподъемность и долговечность шин. С увеличением же давления воздуха допустимые нагрузки и скорости движения повышаются, но увеличивается удельное давление шин на почву и ухудшаются тяговые качества при работе на мягкой почве, что вызывает повышенное буксование и износ шин. Давление воздуха в шинах задних колес, заполненных для улучшения тяго-вых качеств трактора жидкостью, замеряют, когда вентиль камеры расположен в верхнем положении.

3. Не работать на тракторе при пониженном или повышенном давлении воздуха в шинах. Не совершать холостых, даже кратковременных переездов, если нет воздуха в шинах; это приводит к повреждению камеры, покрышки и обода колеса и преждевременному выходу шин из строя. Не допускать стоянки трактора на шинах, в которых нет воздуха.

4. Если при работе в жаркое время давление воздуха в шинах в начале работы было нормальное, а вследствие нагрева шин солнцем повысилось, то воздух из шин выпускать не следует.

5. Не тормозить резко трактор на больших скоростях; трогаться с места, особенно под нагрузкой, плавно, не допуская пробуксовки задних ведущих колес, так как все это приводит к быстрому износу протектора шин.

6. Прекратить работу трактора, если его все время уводит в одну сторону, и проверить давление воздуха в шинах передних и задних колес.

7. Следить за дорогой во время движения трактора, объезжать острые предметы, стекло и другие препятствия, которые могут повредить шины.

8. Следить, чтобы бензин, дизельное топливо и масло не попадали на шины, а на месте стоянки трактора не был разлит бензин, керосин, масло, так как все нефтепродукты быстро разрушают резину покрышек.

9. При остановках трактора в летнее время более 4—4,5 ч поставить его в тень или закрыть шины. При работе в солнечную погоду на стационаре шины колес закрыть соломой, сеном и т. п.

10. Очищать покрышки от грязи и посторонних предметов, застряв ших в протекторе.

11. Имеющаяся стрелка с надписью «направление вращения» на боковой поверхности протектора задних колес должна соответствовать преобладающему направлению движения трактора и направлена в сторону вращения колес. При длительной работе на реверсе необходимо также переставить и шины. Если такой стрелки на протекторе нет, шину устанавливают так, чтобы рисунок протектора (углы его почвозацепов) был направлен по направлению вращения колеса. Это улучшает сцепление шин с почвой и уменьшает их износ.

12. В случае длительной стоянки установить трактор на подставки, чтобы шины не касались почвы или пола. При стоянке более 10—15 дней снять шины и сдать на хранение на склад.

Срок службы пневматических шин и их долговечность зависят также от способа надевания их на обод колеса. Чтобы шина работала в нормальных условиях, ее надевают па сухой, хорошо окрашенный обод колеса. Обод должен быть очищен от грязи, песка, масла и не иметь острых кромок, вмятин и других повреждений. Для установки шины обод следует положить на ровное чистое место (пол или помост), чтобы при сборке внутрь покрышки не попали камешки, песок и т.д.

Чтобы установить шину, необходимо выполнить следующее.

1. Осмотреть покрышку, очистить от грязи, песка, пыли и слегка припудрить внутреннюю поверхность покрышки тальком.

2. Надеть на обод один борт покрышки, для чего надеть вручную половину борта покрышки и поместить ее во впадине обода, а другую половину надеть на обод с помощью монтажных лопаток.

3. Слегка надуть и припудрить тальком камеру, вставить в покрышку, а в отверстие обода вставить без перекосов вентиль камеры.

4. Со стороны, диаметрально противоположной вентилю, надеть на обод второй борт покрышки, ввести его в углубление обода и с помощью монтажных лопаток постепенно перетягивать через окраину обода борт

покрышки. Надевание покрышки закончить против вентиля, а при перетягивании борта покрышки внимательно следить, чтобы не повредить монтажными лопатками камеру покрышки.

5. Накачать воздух в камеру до давления немного выше нормального, постукивая при этом по покрышке, чтобы шина хорошо села на обод, и выпустить весь воздух, нажимая на стержень золотника воздушного вентиля. Снова накачать воздух до нормального давления, навинтить защитный колпачок на вентиль и установить обод с шиной на трактор.

К каждому трактору приложена специальная аптечка для ухода за пневматическими шинами и мелкого их ремонта. Ремонтировать камеры-холодным способом в полевых условиях можно только в крайних случаях. Все повреждения пневматических шин исправляют вулканизацией.

При разборке шин необходимо выполнить следующие операции.

1. Снять колесо с трактора и выпустить из шины остаток воздуха.

2. Сдвинуть оба борта покрышки с полок обода в углубление. Вставить со стороны вентиля, между ободом и бортом покрышки, две монтажные лопатки на расстоянии 10—22 см по обе стороны от вентиля и перетянуть через закраину борта часть обода у вентиля и далее весь борт покрышки.

3. Вынуть вентиль из отверстия в ободе, вынуть из покрышки камеру, перевернуть колесо и, сдвинув второй борт в углубление обода, снять монтажными лопатками покрышку с обода.

При хранении шин на складе нужно соблюдать следующие правила.

1. Помещение, где хранятся шины, должно быть сухим, чистым и защищенным от солнца и атмосферных осадков.

2. Температура воздуха в помещении должна быть в пределах минус 10 — плюс 20°.

Различные отопительные устройства и приборы размещают на расстоянии не менее 1 м от шин.

3. Покрышки хранят отдельно от камер в подвешенном вертикальном положении на сухих и гладких цилиндрических вешалках. Допускается хранение покрышек на вертикально установленных деревянных стеллажах. При любом способе хранения надо не менее одного раза в месяц поворачивать их на 90° для изменения точки опоры или подвеса.

4. Камеры хранят на сухих деревянных или железных, но окрашенных круглых вешалках с радиусом кривизны не менее 300 мм. Чтобы избежать образования на камерах трещин и перегибов, их хранят в слегка надутом состоянии. Камеры, так же как и покрышки, надо периодически, не реже одного раза в месяц, поворачивать, чтобы избежать образования трещин, складок и перегибов.

5. Камеры и покрышки сдают на хранение очищенными от грязи, пыли, масла и других нефтепродуктов.

6. Нельзя вместе с пневматическими шинами хранить топливо, масло-и другие нефтепродукты, а также щелочи и кислоты.

 


Уход за передним мостом. Стяжные болты зажимов трубы поперечной тяги и балансира должны быть плотно, до отказа, затянуты, а все гайки зашплинтованы. Ослабление затяжки этих болтов приводит к усиленному сминанию установочных штифтов, разбиванию отверстий в балансире и поворотном кулаке, разбиванию углублений в стержнях поперечной тяги и изгибу этих стержней.

Шпоночное соединение рычагов с осью обеспечивает высокую надежность и долговечность только при плотной затяжке ступиц рычагов на осях. Ослабление в сопряжении приводит к быстрому разбиванию шпонок и шпоночных пазов на оси и рычагах. Шаровые пальцы рулевых тяг, посаженные на конусе в отверстиях рычагов, должны быть плотно

 

затянуты гайкой. Недостаточная затяжка ведет к быстрому разбиванию сопрягаемых деталей.

Для уменьшения нагрузок, воспринимаемых при повороте трактора передним мостом и рулевым управлением, сделаны ограничители поворота передних колес. Если они оторвались или сбиты, надо их приварить и восстановить.

Шаровые соединения рулевых тяг не должны быть повреждены. Сколы кромок шаровых вкладышей, забоины поверхностей шаровых пальцев и поломка пружин требуют замены этих деталей или ремонта. Крышку шарнира плотно затягивают до упора и застопоривают отгибной шайбой. Шаровые пальцы смазывают через масленку, ввернутую в наконечник тяги. Резиновый вкладыш защищает шаровое соединение от пыли, грязи и предупреждает вытекание смазки. Если резиновый вкладыш поврежден, необходимо заменить его или поставить дополнительный.

Стальные цементированные втулки балансира и поворотных кулаков длительное время работают без смазки. Значительное увеличение (до 1 мм) зазоров в этих сопряжениях требует замены втулок. При одностороннем износе оси качания ее повертывают на 180° и зажимают клином в другой лыске.

Подшипники передних колес хорошо и надежно работают только при правильной их регулировке и чистой смазке.

Для проверки величины осевого зазора в конических подшипниках необходимо выполнить следующее.

1. Поднять переднее колесо домкратом, установленным под балансир или поворотный кулак, так, чтобы оно не касалось почвы и свободно вращалось.

2. Перемещая ступицу переднего колеса в осевом направлении, определить величину этого перемещения и, следовательно, осевой зазор в конических подшипниках. Если величина осевого зазора будет больше

0,5 мм, отрегулировать и подтянуть подшипники переднего колеса в такой последовательности:

а) отвернуть пробку ступицы переднего колеса, повернуть колесо спускным отверстием вниз и слить все масло, промыть подшипники и внутреннюю полость ступицы керосином или дизельным топливом;

б) отвернуть четыре болта, расшплинтовать корончатую гайку оси колеса и снять наружную крышку ступицы;

в) навинчивая корончатую гайку и одновременно перемещая внутреннее кольцо наружного конического подшипника вдоль оси, установить осевой зазор в конических подшипниках. Передние колеса при этом должны легко от руки вращаться в подшипниках без скачков, заеданий и торможений;

г) зашплинтовать гайку, установить на место и закрепить болтами крышку ступицы, залить в ступицу колеса масло, завернуть пробку заливного отверстия и снять трактор с домкрата.

Течь масла с внутренней стороны ступицы означает, что уплотнение ступицы переднего колеса работает неудовлетворительно из-за повреждения резиновой диафрагмы или повреждения трущихся поверхностей металлических уплотнительных колец.

Чтобы установить причину течи масла и устранить ее, нужно сделать следующее.

1. Поднять домкратом передние колеса, чтобы они не касались почвы и свободно вращались.

2. Расшплинтовать корончатые гайки болтов, крепящих прижимные пластины обода, свинтить гайки, вынуть болты и снять со ступицы колеса обод с шиной.

3. Отвернуть пробку ступицы колеса, слить все масло из ступицы и отогнуть концы замковых шайб. Вывернуть четыре болта крепления крышки.

4. Расшплинтовать корончатую гайку оси колеса, свинтить гайку, сиять упорную шайбу и ступицу переднего колеса вместе с наружным коническим подшипником и наружным кольцом внутреннего подшипника.

5. Снять с оси колеса внутреннее кольцо роликового подшипника вместе с роликами. При снятии подшипников, так же как и при их установке, следует пользоваться съемниками или тихо ударять легким медным молотком по кольцу подшипника.

6. Снять с оси колеса крышку ступицы (рис. 164) вместе с диафрагмой и нажимным подвижным кольцом, вывернуть два болта 10, прижимающих диафрагму и защитную шайбу к крышке ступицы, и осторожно отделить резиновую диафрагму 8 с нажимным кольцом 11 от крышки 7.

7. Осмотреть резиновую диафрагму и рабочую поверхность нажимного кольца. Поврежденную диафрагму заменить. Для этого нужно снять с нажимного кольца И кольцо 4, прижимающее диафрагму к бурту нажимного кольца, снять диафрагму, надеть на нажимное

кольцо новую резиновую диафрагму, напрессовать прижимное кольцо, плотно прижав диафрагму к бурту, и закернить напрессованное кольцо в четырех-пяти местах.

8. Если уплотнительные металлические кольца на трущихся поверхностях имеют царапины, нужно снять с оси колеса упорное неподвижное кольцо и прошлифовать рабочие поверхности обоих колец. Диафрагму нажимного подвижного кольца нужно при этом снять. После шлифовки колец притереть их рабочие трущиеся поверхности на ровной плите или в крайнем случае один о другой до образования сплошного кольцевого пояска шириной не менее 2,5 мм. Поясок должен отстоять от кромок кольца не более 2 мм.

9. Собрать ступицу колеса в обратной последовательности и установить обод с шиной.

При неправильной сборке узла уплотнения переднего колеса или при большом износе конических подшипников навинчивание корончатой гайки оси колеса при регулировке зазора в подшипниках, а следовательно, и перемещение ступицы вдоль оси может привести к упору штифтов 3 уплотнения в нажимное, подвижное кольцо и сильному прижатию его к упорному кольцу 12. Хотя осевой разбег ступицы переднего колеса в этом случае невелик, но в действительности внутренний роликовый конический подшипник не будет воспринимать нагрузку. Так как сильно зажатые уплотнительные кольца будут воспринимать осевые нагрузки, то при работе они вместе с другими деталями уплотнения будут повреждены. Все это может произойти вследствие большого износа конических подшипников или недопустимого выступания штифтов крышки уплотнения ступицы колеса, по которым должно свободно перемещаться нажимное

 

подвижное кольцо с диафрагмой уплотнения. Эти штифты должны выступать над поверхностью крышки, в месте запрессовки, от 7 до

7.5 мм.

При частых повторных подтяжках конических подшипников переднего колеса следует проверять возможность перемещения нажимного кольца на штифтах и отсутствие плотного прижатия колец. Для этой цели при полностью собранной ступице и отрегулированном зазоре в конических подшипниках нужно отвернуть болты крепления внутренней крышки (крышки уплотнения) к ступице колеса и отжать крышку от ступицы. Крышка должна отойти от ступицы равномерно не менее чем на 1 —

1.5 мм.

Если крышка че отходит от ступицы равномерно, это значит, что нажимное кольцо прижато штифтами к неподвижному кольцу уплотнения на оси колеса. В этом случае надо тщательно проверить правильность сборки уплотнения и состояние конических подшипников;

Правильно установленные колеса должны иметь на уровне оси колеса расстояние между шинами в передней части колеса на 1—3 мм меньше, чем в задней части колеса на том же уровне от почвы.

В процессе работы трактора может быть «виляние» передних колес при движении на высоких скоростях. Причины виляния — увеличение зазоров вследствие износа в шарнирах тяг балансира, стопорной планки поворотного кулака, ослабления затяжки рычагов, шаровых пальцев, поперечной тяги, а также при увеличенных зазорах в конических подшипниках передних колес и рулевого управления. В этом случае проверяют состояние деталей, правильность регулировки, надежность затяжки болтов и гаек.

 

 

 

Рис. 164. Уплотнение переднего колеса в сборе:
1 — нажимная пружина уплотнения; 2—ось переднего колеса; 3 — штифт; 4 — нажимное кольцо; 5 — роликовый конический подшипник; 6 — ступица переднего колеса; 7 — крышка уплотнения; 8 — резиновая диафрагма; 9 — защитное кольцо; 10—болт; 11—нажимное подвижное кольцо; 12—упорное неподвижное кольцо; 13 — резиновое уплотняющее кольцо; 14 — болт крепления уплотнения к ступице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79