РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ Р75-В2 ТРАКТОРА ДТ-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ Р75-В2 ТРАКТОРА ДТ-20

Гидравлическая система трактора оборудована двухзолотниковым четырехпозиционным распределителем Р75-В2. Он установлен на корпусе гидромеханизма у сиденья тракториста и соединен трубопроводами с насосом и с силовым цилиндром навесной системы. На тракторе ДТ-20 используется только один золотник распределителя. Золотник распределителя можно установить с помощью рычага в следующие положения: а) нейтральное, б) подъем, в) опускание и г) плавающее положение. Схема распределителя показана на рисунке 106. Он состоит из корпуса 1, золотника 3 с фиксирующим устройством, перепускного 12 и предохранительного клапанов 37, верхней крышки 2 и переходной пластины 15.

Масло от насоса под давлением подается в корпус распределителя через отверстие 13. Полость 33 распределителя соединена с подпоршне-вым пространством силового цилиндра, а полость 26 — с надпорш-невым. В зависимости от положения золотника обе полости цилиндра можно отключить от насоса и изолировать друг от друга, при этом находящиеся в полостях цилиндра объемы масла будут заперты и поршень окажется в положении, соответствующем объемам масла, заключенным в полостях цилиндра. Это соответствует нейтральному положению золотника.

При плавающем положении золотника обе полости цилиндра соединены между собой, а масло, подаваемое от насоса, сливается в бак. При таком положении оно может свободно перетекать из одной полости цилиндра в другую, а поршень свободно перемещаться под действием внешних сил. В обоих случаях перепускной клапан открыт и пропускает масло от насоса в бак. При нагнетании масла в полость 33 оно поступает под поршень и поднимает машину. В это время масло, находящееся над поршнем, через полость распределителя 26 сливается в бак. Если масло от насоса подать в полость 26, то оно поступит в пространство цилиндра над поршнем и опустит навешенную машину, масло из-под поршня через полость 33 будет сливаться в бак. Перепускной клапан в обоих случаях будет закрыт.

Перепускной клапан перемещается вдоль своей оси под воздействием пружины 9. и давления масла от насоса на клапан. Размеры его и усилие пружины подобраны так, что положение клапана будет определяться давлением масла в полости 8 над буртиком. Масло в эту полость просачивается через отверстие 11 в буртике и через канал 7 поступает в отверстие 6. Если проточки 4 или 5 золотника располагаются против отверстия 6, что соответствует плавающему или нейтральному положению, то масло через отверстие 35 поступает в полость 34 распределителя, которая через колодец 16 соединена с полостью бака. В этом случае давление масла, воздействующее на торец буртика клапана, преодолеет усилие пружины 9, откроет клапан, и масло поступающее в распределитель от насоса, перельется в бак через отверстие 14.

Если золотник установить так, что проточки 4 или 5 не будут расположены против отверстия 6, что соответствует положению подъема или опускания машины, то масло из отверстия 6 не будет иметь выхода, так как это отверстие перекроет золотник и давление в полости 8 над буртиком клапана возрастет до величины, уравновешивающей давление на нижний торец буртика. При этом силы, сжимающие пружину 9, уменьшатся, пружина закроет клапан, а масло поступит в нижнюю или

верхнюю полость цилиндра и, воздействуя на поршень, поднимет или опустит навесную машину.

 

 

 

Рис. 106. Распределитель Р75-В2
 

 

 

Нейтральное положение. Золотник удерживает в нейтральном положении пружина 20, которая в этом случае имеет наибольшую высоту. При движении золотника вверх или вниз пружина сжимается и стремится установить золотник в нейтральное положение.

В этом положении проточка 4 золотника располагается против отверстия 6 и масло, поступающее в полость 8, переливается в полость 34 и далее в бак. Поэтому клапан 12 открыт, а масло, поступающее от насоса, также сливается в бак через отверстие 14. Полость нагнетания 17 в этом случае перекрыта буртиками золотника и масло не может поступать в нижнюю и верхнюю полости силового цилиндра. Буртики золотника перекрывают полости 26 и 33 распределителя, разобщая верхнюю и нижнюю полости цилиндра. В этом случае поршень не может передвигаться, так как он удерживается в определенном положении маслом, объемы которого в верхней и нижней частях цилиндра не могут изменяться.

 


Положение подъема. Для подъема навесной машины перемещают золотник рычагом в крайнее нижнее (по схеме) положение, преодолевая усилие пружины 20. Золотник перекроет отверстие 6, в полости 8 над буртиком перепускного клапана возрастет давление, клапан закроется и перекроет слив подаваемого насосом масла в бак. Одновременно золотник откроет доступ масла из полости 17 в полость 33 и из полости 26 на слив в бак. Таким образом, масло из насоса под давлением, величина которого определяется весом поднимаемой машины, поступит под поршень силового цилиндра, а навесная машина поднимется. Масло, находящееся в верхней камере цилиндра, вытиснится поршнем и через полость 26 распределителя перельется в бак.

Золотник удерживают в нижнем положении пять фиксирующих шариков 23, которые выдавливаются в нижнюю расточку направляющей обоймы 18 и поддерживаются в этом положении конусной поверхностью фиксирующей втулки 22, находящейся под постоянным воздействием пружины 21. Усилие пружины, а также углы наклона конических поверхностей на направляющей обойме и фиксирующей втулке подобраны так, что фиксирующее устройство надежно удерживает золотник в заданном положении преодолевая усилие пружины 20.

После подъема машины или орудия поршень цилиндра поднимется до упора в верхнюю крышку и остановится в этом положении. Так как насос продолжает подачу масла, давление под поршнем и в полостях 33 и 17 достигнет максимума— 100—125 кг/см2. Масло под этим давлением поступит по наклонным отверстиям 32 в золотник, пройдет через, отверстие 31 и откроет шариковый клапан 30, преодолев усилие пружины 27. Далее оно пройдет через отверстие 29. Поршенек 24, перемещаясь вниз, надавит на фиксирующую втулку 22 и, преодолевая усилие пружины 21, опустит ее до упора в пробку. Шарики 23 освободятся и не будут удерживать золотник в положении «подъем». Под действием усилия пружины 20 золотник переместится в нейтральное положение, проточка 4 золотника откроет доступ маслу из отверстия 6 на слив в бак, откроется перепускной клапан и насос подаст масло через отверстие 14 на слив в бак. Золотник также перекроет нижнюю полость цилиндра и заключенное в ней масло будет удерживать машину в поднятом положении.

 


Положение опускания. Для опускания машины золотник распределителя перемещают с помощью рычага из нейтрального положения вверх. Золотник в этом положении удерживают фиксирующие шарики, которые входят в среднюю канавку обоймы 18 и удерживаются в ней конической поверхностью фиксирующей втулки 22. Пружина 20 сжимается и стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Как и при подъеме, соответствующий поясок золотника перекрывает отверстие 6,

давление над буртиком перепускного клапана возрастает и клапан закроется. Слив масла в бак прекратится, и оно начнет перекачиваться насосом в полость 17. В этом положении золотник откроет доступ масла в полость 26 и в верхнюю камеру силового цилиндра. Одновременно из нижней камеры цилиндра через полость 33 золотник перепустит масло в полость 34, откуда оно выльется в бак через колодец 16. Под воздействием давления масла машина опустится.

Когда поршень доходит до нижнего положения и упирается торцом штока в нижнюю крышку, давление в надпоршневом пространстве резко возрастает, срабатывает автоматика возврата золотника в нейтральное положение, работающая также, как и при подъеме машины.

Механизм автоматического возврата золотника из положения «подъем» и «опускание» в нейтральное положение срабатывает при давлении в системе 100—125 кг1см2 и температуре масла от 35 до 65°. При других температурах механизм автоматического возврата иногда отказывает. В этом случае золотник после подъема или опускания быстро возвращают вручную рычагом 36. Длительная задержка золотника в положении «подъем» или «опускание» вызывает перегрузку всей системы и выход из строя элементов гидравлики.

Такой способ опускания применяют, если требуется принудительное заглубление рабочих органов машины или орудия в почву с усилием, значительно превосходящим его вес. При неумелом пользовании могут быть поломки орудия или навесной системы трактора.

 



Плавающее положение. Как правило, для опускания орудия пользуются плавающим положением золотника. При установке золотника в плавающее положение переводят его из нейтрального положения в крайнее верхнее, минуя положение «опускание». В этом случае фиксирующие шарики располагаются в верхней канавке обоймы 18 и удерживают золотник в этом положении. Так как проточка 5 золотника располагается против отверстия 6, масло над торцом перепускного клапана имеет доступ для слива в бак, клапан находится в открытом положении и масло, подводимое насосом, сливается через отверстие 14 в бак. Золотник распределителя открывает свободный доступ маслу из полости 26 в полость 33 распределителя и наоборот, а также доступ из каждой этой полости на слив в бак. Поршень силового цилиндра и навесная машина свободно перемещаются в вертикальном направлении под воздействием внешних сил, масло же перетекает из верхней полости цилиндра в нижнюю и обратно через распределитель.

Так производится опускание орудия под действием силы его веса. Это положение используют также для того, чтобы машина при перекатывании свободно копировала рельеф почвы. Так как в распределителе при плавающем положении золотника устанавливается сравнительно небольшое давление, автоматика возврата золотника в нейтральное положение не работает, а давления масла не хватает для преодоления усилия пружины 27 и открытия шарикового клапана 30. Вывести золотник из этого положения и перевести в нейтральное можно только рукой. Для этого нужно резко толкнуть рычаг, чтобы преодолеть усилие пружины 21 и вывести фиксирующие шарики из канавки обоймы.

Распределитель Р75-В2 установлен на тракторах ДТ-20, начиная с № 102560 (март 1963 г.). На тракторах более раннего выпуска установлен распределитель марки Р16А, отличающийся от распределителя Р75-В2 устройством фиксатора и автоматическим возвратом золотника в нейтральное положение. Схема его работы представлена на рисунке 107. Вместо шариков в нем поставлены пружинные фиксаторы, представляющие собой цилиндрическую спиральную пружину, свернутую в кольцо и скрепленную концами. Два фиксатора 20 и 21 заключены в кольцевых канавках держателя 19 и плотно охватывают втулки 12 и 14, сидящие на нижнем конце золотника. Втулка 14 насажена на золотник неподвижно,

а втулка 12 скользит вдоль золотника, прижимаясь к торцу золотника пружиной 13. Когда втулка 12 прижата к торцу золотника, то между ее торцом и торцом неподвижной втулки 14 образуется зазор, в который заскакивает пружинный фиксатор.

В нейтральном положении а золотник удерживается пружиной 15. При перемещении золотника вверх или вниз пружина сжимается и, если золотник ничем не удерживается, всегда будет устанавливать его в нейтральное положение. При установке золотника в положение б («подъем») канавка между двумя втулками расположится против нижнего фиксатора 20, который входит в канавку и удерживает золотник в положении «подъем». Как только поршень силового цилиндра дойдет до крайнего верхнего положения и упрется в крышку, давление под поршнем и в полости распределителя повысится до 110—125 кг/сиг2, масло через отверстие 6 поступит внутрь золотника, откроет шариковый клапан 8 и, воздействуя через поршенек 10 на пружину 13, опустит втулку 12 до соприкосновения ее торца с торцом втулки 14. Коническая поверхность на конце втулки вытолкнет фиксатор из канавки и золотник под действием пружины 15 возвратится в нейтральное положение.

При положении «опускание» канавка между двумя втулками сопрягается с верхним фиксатором 21. При плавающем положении г золотник перемещается в крайнее верхнее положение и удерживается нижним фиксатором за уступ втулки 14. В этом случае автоматика возврата не действует и золотник переводят в нейтральное положение вручную.

 

 

Предохранительный клапан. При работе гидравлической системы возможны перегрузки, сопровождаемые резким возрастанием давления масла. С целью предохранения элементов гидравлики от повреждений,

 

 

в конструкцию распределителя введен предохранительный клапан (рис. 106), срабатывающий при давлении, превышающем 130 кг/см2.

Масло поступает под клапан 37 из полости 8 через отверстие 10 и при его открытии перетекает в полость 17, а затем в масляный бак. Давление над перепускным клапаном 12 понизится, клапан откроется и перепустит масло, подведенное насосом, в бак. Предохранительный клапан работает также в случае отказа автоматики при подъеме или опускании машины.

Предохранительный клапан регулирует и пломбирует завод-изготовитель. Во избежание перегрузки предохранительного клапана и излишнего нагрева масла, нужно следить за работой распределителя и при отказе автоматического устройства быстро возвращать рычаг вручную в нейтральное положение, когда подъем или опускание закончится.

 

 

 

 

 

 

Рис. 107. Схема работы распределителя Р16А:
а — нейтральное положение; б — подъем; в —опускание; г — плавающее положение; 1 — корпус распределителя; 2 —сливное сверление; 3 — верхняя крышка; 4 — золотник; 5 — отверстие подачи масла в подпоршневое пространство силового цилиндра; 6 — канал к клапану автоматики; 7 — полость высокого давления; 8—клапан автоматики; 9— полость, соединенная с надпоршневым пространством силового цилиндра; 10 — поршенек; 11 — вкладыш; 12 — втулка подвижная; 13 ~ пружина;
14 — втулка неподвижная; 15 — пружина возврата золотника; 16 — пробка; 17 и 18 — втулки пружины; 19 — держатель фиксаторов; 20 — фиксатор нижний; 21 — фиксатор верхний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..