Подкачивающая помпа предназначена для подачи топлива из топливного бака
к топливному насосу. Помпа установлена на корпусе топливного насоса и
приводится в действие от кулачка вала насоса.
Устройство подкачивающей помпы показано на рисунке 54.
В литом чугунном корпусе 14 предусмотрены сверленые каналы для
циркуляции топлива, расточки, в которых перемещаются стальной поршень 13
и роликовый толкатель 5, а также гнезда, предназначенные для размещения
впускного 2 и нагнетательного 16 клапанов.
Роликовый толкатель 5 состоит из стального корпуса, ролика с осью и
пружины 6. Выступающие концы оси ролика перемещаются в пазах расточки
корпуса, вследствие чего толкатель не может проворачиваться вокруг своей
оси.
Толкающее усилие от кулачка вала топливного насоса передается через
толкатель 5 и стержень 7 поршню 13. В обратном направлении поршень
перемещается пружиной 12, которая вторым своим концом упирается в фланец
штампованного стакана 10, предназначенного для уменьшения объема
внутренней полости помпы.
Стержень 7 перемещается в стальной направляющей втулке 8. Втулку и
стержень перед установкой в корпус помпы притирают между собой и в
дальнейшем уже не разукомплектовывают. Резьбу и бурт втулки 8 перед
заворачиванием в корпус смазывают специальным клеем.
Впускной 2 и нагнетательный 16 клапаны изготовлены из капро-лактама и
представляют собой цилиндрические стержни с плоскими шляпками. Клапаны
прижимаются к стальным гнездам 11 пружинами 3. При работе помпы стержни
клапанов перемещаются в направляющих сверлениях пробки 17 и корпуса
ручного насоса 1. Топливо из бака к помпе подается через трубопровод 4.
Поршень 13 совершает рабочий ход под действием пружины 12, а обратный —
под действием толкателя 5 и стержня 7. Толкатель постоянно прижимается к
кулачку вала топливного насоса в результате воздействия на него пружины
6.
При набегании кулачка на толкатель поршень перемещается по направлению к
пробке 9 и нагнетает топливо из пространства между пробкой и поршнем в
надиоршневое пространство через канал б, клапан 16, каналы г и а.
Таким образом, при воздействии кулачка на толкатель топливо только
перегоняется из одной полости корпуса помпы в другую. Нагнетательный
процесс осуществляется при следующем ходе поршня, когда под действием
пружины 12 топливо из надпоршневого пространства по каналу а поступает в
трубопровод 15, соединяющий помпу с топливным фильтром. Нагнетательный
клапан 16 при этом закрыт. Под действием разрежения, создаваемого
поршнем, впускной клапан 2 открывается и
пространство между пробкой 9 и поршнем 13 через
канал в заполняется топливом, поступающим по трубопроводу 4.
Количество топлива, подаваемого помпой,
автоматически изменяется в зависимости от его расхода через форсунку.
Это происходит следующим образом. Если при постоянных оборотах двигателя
расход топлива через форсунку уменьшается, то давление в нагнетательном
трубопроводе 15 возрастает. При повышении давления в трубопроводе
пружина 12 не в состоянии преодолеть его и переместить поршень до упора
в тело корпуса насоса. При этом активный ход поршня сокращается,
вследствие чего количество топлива, подаваемого помпой, уменьшается.
Ручной насос, установленный на подкачивающей помпе, предназначен для
заполнения топливом фильтра тонкой очистки и топливного насоса, а также
для удаления из топливной системы воздуха перед пуском двигателя.
Насос состоит из корпуса 1, крышки 21 и штока 20 с поршнем 19. Если шток
с поршнем поднять вверх за рукоятку 22, топливо из трубопровода 4 через
клапан 2 засасывается в корпус 1; если же опустить вниз — топливо
вытесняется в отверстия нижней части корпуса и через каналы в и а
поступает в трубопровод 15. После пользования ручным насосом необходимо
плотно навернуть его рукоятку 22 на крышку 21. При этом поршень 19
прижмется к резиновой прокладке 18
этим будет исключена возможность подсоса воздуха в систему.