содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
Двигатель ЯМЗ-238НБ
На тракторе К-700 установлен восьмицилиндровый
четырехтактный дизель ЯМЗ-238НБ с газотурбинным наддувом. Двигатель
размещен на пере ней полураме трактора на четырех резиновых опорах.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЯМЗ-238НБ трактора К-700 «Кировец»
Блок цилиндров 4 (рис. 4) представляет собой жесткую отливку из
низколегированного серого чугуна. Цилиндры расположены V-образно под
углом 90°. Правый ряд цилиндров смещен вперед на 35 мм относительно
левого ряда. Гильзы 3 цилиндров —«мокрого» типа, своими упорными буртами
устанавливаются в точно обработанные торцевые посадочные места блока и
сверху прижимаются головками 6 цилиндров.
Головка цилиндров выполнена в виде отливки из серого чугуна, и в ней
размещены клапанный механизм и форсунки 8. Седла выпускных клапанов
изготовлены из жароупорного чугуна и запрессованы в гнезда с натягом
0,040—0,105 мм. Седла и направляющие втулки клапанов окончательно
обрабатываются после запрессовки в головку.
Обе головки цилиндров являются взаимозаменяемыми. Для уплотнения стыка
головки и блока цилиндров используется специальная прокладка 5.
Нумерация цилиндров двигателя представлена на рисунке 2.
Поршни 2 отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и имеют по три
компрессионных и по два маслосъемных кольца. Верхнее компрессионное
кольцо покрыто пористым хромом. В головке поршня размещена камера
сгорания. Поршневой палец — плавающего типа, от осевого смещения
фиксируется стопорными кольцами. Поршни взаимозаменяемы для правого и
левого рядов цилиндров (для выпуска 1966 г. и позднее).
При сборке поршни и гильзы цилиндров должны быть
одних размерных групп. Для этого на днищах поршней и верхних торцах
гильз наносят обозначения, приведенные в таблице 2.
Рис. 4. Поперечный разрез двигателя
1 — шатун; 2 — поршень; 3 — гильза; 4 — блок цилиндров; 5 — прокладка
головки цилиндров; 6 — головка цилиндров; 7--крышка головки цилиндров; 8
— форсунка;
9 — ось коромысел; 10 — водосборная труба; 11—-топливный насос высокого
давления; 12 — коромысло: 13 — клапан; 14 — штанга толкателя; 15 —
толкатель;
16 — распределительный вал; 17 — коленчатый вал; 18 — крышка шатуна
Шатуны 1 — стальные, кованые, двутаврового сечения.
Нижние головки шатунов имеют разъем под углом 55° к оси стержня. Стык
шатуна с крышкой 18 выполнен с треугольными зубьями, что предохраняет
крышку от радиального сдвига относительно шатуна. Крышки шатунов не
взаимозаменяемы,
так как окончательная обработка шатуна производится
в сборе с крышкой. Метки спаренности обеих частей шатуна размещены у
стыка со стороны длинного болта. Подшипник нижней головки шатуна
выполнен в виде сменных вкладышей, а верхней — в виде запрессованной
бронзовой втулки.
Таблица 2
Обозначения размерных групп поршней и гильз цилиндров
Коленчатый вал 17 изготовлен горячей штамповкой из
высокоуглеродистой стали и имеет 5 коренных и 4 шатунные шейки. Все
шейки вала закалены токами высокой частоты. На каждой шатунной шейке
смонтировано по два шатуна — один для правого, другой для левого ряда
цилиндров.
Вкладыши подшипников коленчатого вала имеют стальное основание и рабочий
слой из свинцовистой бронзы. Оба вкладыша шатунных подшипников являются
взаимозаменяемыми; вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы, так
как верхний вкладыш имеет отверстие и канавку для подвода и
распределения масла.
Предусматривается шесть ремонтных размеров вкладышей (табл. 3), клеймо
которых наносится на тыльную сторону вкладыша вблизи стыка.
Таблица 3
Ремонтные размеры вкладышей
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|