Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство - часть 22

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактора Т-150-05-09 и ХТЗ-181. Руководство по эксплуатации 150.00.000 РЭ - 2011 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..

 

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство - часть 22

 

 

 

 

89 

под действием пружины 3 и разницы давлений на клапан 5 и палец 2 воз-

вращается в первоначальное положение и давление восстанавливается. 

 

 

1 – 

корпус; 2 – палец; 3,6 – пружины; 4 – золотник; 5 – шарик; 7 – винт регулиро-

вочный; 8 – валик; А – зазор – 1,0

-0,2

 

мм 

 

Рисунок 31 – Клапан плавного снижения давления 

 

Масляный радиатор 2 (см. рисунок 26) служит для охлаждения масла. 

Масляный бак 1, установлен в переднем брусе рамы трактора, слу-

жит дополнительной емкостью для масла в системе.  

Для  контроля  уровня  масла  в  коробке  передач  (см.  рисунок  26) 

имеется окно смотровое 7, расположенное в нижней части корпуса короб-

ки передач по ходу слева. 

Во время работы агрегаты гидравлической системы могут нахо-

диться в следующих положениях: 

Передача включена. Насос 20 (см. рисунок 27) всасывает масло че-

рез фильтры 23 из гидропанели и через фильтры 19, клапаны 18 и 27 по-

дает его к золотникам 29 и 17 распределителей. Золотники установлены в 

одном  из  трех  фиксированных  положений  и  направляют  масло  через 

кольцевые проточки и сверления во вторичных валах 3 коробки передач к 

одной из трех гидроподжимных муфт 25, 26 или 28 каждого борта. 

При включении первой передачи (верхний распределитель) золотник 

17  направляет  масло  к  гидроподжимной  муфте  28.  Масло  перемещает 

поршень, который сжимает фрикционные диски, и передача включается. 

Остальные гидроподжимные муфты в это время сообщены со сливом. 

Давление  масла  в  гидроподжимных  муфтах  обеспечивается  пере-

пускными распределителями 22, золотник которых, смещаясь, перепуска-

ет  масло  в  сливную  гидролинию.  Часть  сливаемого  масла  поступает  на 

полив деталей коробки передач и заднего картера, обеспечивая смазку, а 

также подводится к торцам вторичных валов 3 коробки передач и по осе-

вым сверлениям подается на смазку и охлаждение дисков гидроподжим-

ных муфт. 

 

 
90 

Основная часть масла по сливной гидролинии подводится к радиато-

ру 11, где охлаждается и сливается в бак 9, далее во всасывающую камеру 

насоса. 

В осенне-зимний период при повышенной вязкости масла, особенно в 

начале работы двигателя, для предохранения маслопроводов радиаторной 

ветви от разрушения срабатывает предохранительный клапан 10 и часть 

масла сливается в коробку передач. 

Переключение передач. На рисунке 27 показан момент переключе-

ние с I передачи на II передачу. Масло от насоса через золотник 29, коль-

цевую проточку и сверления вала направляется в гидроподжимную муфту 

26 второй передачи и включает ее. В момент заполнения гидроподжимной 

муфты поток масла через дроссель золотника 17 резко возрастает, снижа-

ется давление за дросселем и золотник открывает канал подпитки. Одно-

временно золотник подпитки 14 смещается и открывает канал от насоса к 

выключаемой первой передаче через перебросные клапаны 4 и 6. 

Давление подпитки поддерживается шариковым клапаном золотника 

подпитки  в пределах 0,45-0,55 МПа (4,-5,5 кгс/см

2

) и создает перекрытие 

передач,  что  обеспечивает  передачу  мощности  выключенной  передачей, 

пока включаемая не вступит в работу. Подпитка продолжается во время  

заполнения  маслом  и  возрастания  давления  в  гидроподжимной  муфте 

включаемой передачи. 

По окончании заполнения повышается давление включаемой переда-

чи  вследствие  прекращения  потока  через  дроссель  делителя  потока  15, 

который перекрывает канал подпитки, одновременно  золотник подпитки 
14 

перекрывает канал подпитки на втором участке и давление в нем пада-

ет. Перебросные клапаны 4, 5, 6 автоматически соединяют гидроподжим-

ную муфту второй передачи с датчиком давления.  

Поворот путем сброса давления на одном борту. Отключение борта 

производится соответствующим клапаном плавного снижения давления с 

помощью рулевого колеса. При повороте рулевого колеса передвигается 

золотник 4 (см. рисунок 31) клапана. В начале хода выбирается зазор  А 

между проточкой корпуса и кромкой золотника, при этом резко уменьша-

ется поток масла к распределителю отстающего борта, т.к. подача проис-

ходит через малое радиальное отверстие золотника. Одновременно шарик 

5 отходит от упора и начинается слив под давлением, определяемым уси-

лием пружины 6. По мере движения для более крутого поворота пружина 

расслабляется,  корпус  перекрывает  проточку  с  отверстием  подпитки  и 

давление снижается до нуля. При дальнейшем вращении рулевого колеса 

происходит затягивание тормозной ленты  отстающего борта на тракторе 

Т-150-05-09, а на тракторе ХТЗ -181 обеспечивается крутой поворот после 

вращения рулевого колеса и нажатия педали тормоза отстающего борта. 

По окончании поворота при отпускании рулевого колеса золотник 4 

клапана плавного снижения давления под действием пружины 3 возвра-

щается в исходное положение, шарик 5 закрывает сливной канал и давле-

ние  в  гидромуфте  отключенного  борта  восстанавливается.  При  этом  на 

тракторе ХТЗ-181 отпускается педаль тормоза 

 

 

91 

Проверяйте уровень масла по смотровому окну, расположенному 

на корпусе коробки передач с левой стороны при неработающем двигате-

ле, после остановки двигателя и температуре  воздуха выше плюс 5°С че-

рез 10-15 минут, при температуре ниже плюс 5°С – через 30 – 35 минут. 

Уровень должен быть в пределах центрального отверстия экрана смотро-

вого окна. 

Постоянно  следите  за  показаниями  давления  масла  гидравлической 

системы коробки передач. Стрелки указателей давления масла обоих бор-

тов  при  1500  –  2100  об/мин  коленчатого  вала  двигателя  должны  нахо-

диться зеленом секторе между его началом и серединой (давление должно 

быть  1,0  –  1,2  МПа  (10  –  12  кгс/см

2

).  В  момент  переключения  передач 

давление   может   кратковременно   падать   до   0,45 – 0,55 МПа  
(4,5 – 

5,5 кгс/cм

2

с перемещением стрелок указателей до середины крас-

ного левого сектора, а затем снова повышается до нормального. 

Внимание! Работать под нагрузкой при нахождении стрелок ука-

зателей давления в левом красном секторе категорически запрещает-

ся. При падении давления ниже указанной величины немедленно остано-

вите  двигатель,  устраните  дефект  и,  при  необходимости,  винтом  пере-

пускных распределителей правого и левого бортов отрегулируйте давле-

ние, сняв лючок пола кабины. 

Для замены масла в системе: 

сразу после остановки двигателя, слейте масло из системы, пока оно 

не остыло, для чего: 

очистите от загрязнения крышку 8 (см. рисунок 32), пробки 1 и 2 за-

правочного фильтра. Выверните пробку 1 или 2; 

 

 

1, 2 – 

пробки; 3, 7 – прокладки; 4 – болт; 5 – корпус 

фильтра; 6 – фильтр сетчатый; 8 – крышка. 
 

Рисунок 32 – Фильтр заправочный 

 

выверните пробку 14 (см. рисунок 26) сливного отверстия бака 1 и 

пробку 9 (см. рисунок 28) сливного отверстия гидропанели (на левой сто-

роне) и слейте масло в подставленную ёмкость; 

снимите крышку 8 (см. рисунок 32) заправочного фильтра и выньте 

сетчатый фильтр 6. Промойте фильтр и крышку в чистом дизельном топ-

ливе, а затем продуйте сжатым воздухом. Фильтр промывайте многократ-

ным  погружением  в  чистое  дизельное  топливо  до  полного  удаления  за-

грязнений; 

 

 
92 

проверьте  состояние  прокладки  7,  поврежденную  прокладку  заме-

ните. Установите фильтр 6 и крышку 8 на место; 

очистите от загрязнения крышки 2 (см. рисунок 28) фильтров линии 

и нагнетания и крышки 12 заборных фильтров правого и левого бортов; 

снимите и промойте в чистом дизельном топливе крышки 12 с маг-

нитами  13  и  заборные  фильтры  1,  а  затем  продуйте  сжатым  воздухом. 

Фильтры  промывайте  многократным  погружением  в  чистое  дизельное 

топливо до полного удаления загрязнений; 

проверьте состояние прокладок 14, поврежденные прокладки заме-

ните. Установите фильтр 1 и крышку 12 на место; 

замените фильтрующие элементы 6 с промывкой сеток труб 5; 

заправьте гидравлическую систему чистым маслом через заправоч-

ный фильтр до центрального отверстия экрана смотрового окна. При ис-

пользовании заправочного агрегата или ведра и воронки через отверстие 

пробки 1 (см. рисунок 32), а при использование нагнетателя масла – проб-

ки 2; 

заверните пробки 1 и 2, предварительно проверив наличие и целост-

ность прокладки 3. Поврежденную прокладку замените. 

запустите двигатель и дайте ему поработать 2 – 3 мин, проверьте все 

соединения, устраните подтекания, после чего, не трогая трактор с места, 

включите  поочередно  все  передачи,  проверьте  работу  обоих  бортов  и 

уровень  масла,  после  остановки  двигателя,  при  необходимости,  долейте 

масло; 

Для замены сменных фильтрующих элементов линии нагнетания 

и промывки сеток труб:  

снимите крышки 2 (см. рисунок 28) с правой и левой сторон гидро-

панели; 

выньте наборы фильтрующих элементов; 

снимите  фильтрующие  элементы  6,  промойте  сетку  труб  5  и  про-

дуйте её сжатым воздухом. Трубы 5 промывайте многократным погруже-

нием в чистое дизельное топливо до полного удаления загрязнений. Про-

верьте контрение гаек предохранительных клапанов фильтров; 

наденьте  на  трубы  новые  фильтрующие  элементы,  подложив  под 

торцы  резиновые  уплотнительные  кольца  3  в  количестве  четырех  штук. 

Уплотнительные кольца, имеющие повреждения, замените; 

вставьте наборы фильтрующих элементов в полости корпуса гидро-

панели  и  установите  снятые  крышки  2  на  место.  Уплотнительные  про-

кладки 4, имеющие повреждения, замените. 

 
5.3.4 

Проверка зазоров, смазка подшипников карданов и замена 

крестовин 

 

При эксплуатации трактора проверяйте состояние крепления фланцев 

карданных  валов,  затяжку  болтов  1  (см.  рисунок  33)  крепления  крышек 

подшипников и посадку крестовин в подшипниках и подшипников на ва-

лах фланцев. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..