БЕННИ   ЛЕОНАРД (ТАКТИКА БОКСА)

 

  Главная       Учебники - Спорт      Тактика бокса в приемах зарубежных мастеров ринга (К. Градополов) - 1944 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 


 

БЕННИ   ЛЕОНАРД (ТАКТИКА БОКСА)

 

Чемпион мира лёгкого веса. Стал  чемпионом  после  победы  над  Фредди  Уэлшем,   которого он побил на  9 раунде 28 мая 1917 г. в Нью-Йорке. В  1924  г.  ушел с ринга   побежденным.

Из всей плеяды чемпионов-легковесов Бенни Леонард по достижениям стоит вторым после Арм­стронга. Отличался высоким техническим мастерством  и  силой удара.

Всё это в соединении с его тактической одарен­ностью дало ему возможность быть хозяином на ринге и долго удерживать за собой звание чемпи­она в категории легковесов, в которой конкуренция всегда была осо­бенно  большой.

 

Скрытие своих намерений

 

Действовать в бою скрытно — значит постоянно держать своего противника в неведении того, что его ожидает, быть неожиданным для него в атаках. В этом большим умением отличался Бенни Лео­нард, у которого никогда невозможно было предугадать ни его от­дельных действий, ни общего плана боя. В результате его умелых действий противники, встречавшиеся с ним, не в состоянии бывали правильно ориентироваться в боевой обстановке.

*   *   *

Каждое боевое движение в боксе имеет свое определенное исход­ное положение, по которому, казалось бы, можно угадывать намере­ния боксёра для подготовки соответствующих контрдействий. Однако при хорошем умении боксёра скрывать эти исходные положения трудно предугадать его действия. Например, всякий удар, естествен­но, требует замаха, но замах сигнализирует противнику о подготовке удара и упрощает защиту от него. Поэтому из ведущих ударов в атаке замахи должны быть исключены. При каждой атаке следует всегда заботиться о том, чтобы скрыть от противника момент её на­чала и характер её, всячески отвлекая внимание противника от вы­бранной цели и намеченного  решительного  удара.

 

Парирование джебов

 

Джеб, несмотря на свою видимую безобидность в смысле силы, фактически очень мучительный удар, причиняющий боксёру много беспокойства. Не считаться с джебами в защите нельзя. Защита от джебов не так легка, как кажется на первый взгляд. Она требует постоянного внимания к левой руке противника, чтобы вовремя из­бегать  ее.

Леонард эффективно демонстрировал в своих матчах специально разработанную им против джебов защиту. Когда он замечал, что про­тивник слишком часто досаждает ему джебами, он специально моби­лизовал свою правую ладонь для парирования их, держа её раскрытой у подбородка. Каждый раз, когда левая рука противника прибли­жалась к его лицу, он резким и коротким движением отталки­вал её от себя влево, производя при этом толкающее скользящее лишение по наружной   стороне предплечья  руки  противника. В этой защите он достиг такого совершенства, что его правая ладонь авто­матически, точно и без усилия выполняла это движение, возвраща­ясь после каждого толчка в исходное положение. Если противник наносил прямой удар с силой, то парирование Леонарда выводило его из равновесия. При удачном парировании прямого удара, Леонард, ис­пользуя промах противника, немедленно переходил в контратаку, начиная её с левой руки.

 

 

Раскрытие защиты противника серией ударов

 

Серийные удары являются основой боя на ближней дистанции. Их наносят попеременно обеими руками в различные цели. Серии состоят из хуков и опперкотов. направляемых в уязвимые пункты на теле. Не все входящие в серию удары наносятся с одинаковой силой, так как не все они попадают в" цель и большой расход силы на них не­продуктивен. Леонард, отличавшийся ударами чрезвычайной силы, все же в серии акцентировал только те, которые, по его мнению, наверняка должны были попасть в незащищенное место. Остальные удары, со­ставлявшие его серии, он проводил легко и без усилий. Это были ложные удары, которыми Леонард раскрывал защиту противника. По­следовательность нанесения его серийных ударов всегда была неожи­данной для противника. Этого он достигал чередованием ударов в голову и туловище. Такой принцип его серийных атак дезориентиро­вал противника и содействовал раскрытию его уязвимых мест для акцентированных ударов

 

ДЖЕК   ДЕМПСИ

 

Абсолютный чемпион мира с 1919 по 1926 г. Ро­дился 24 июня 1894 г. в г. Манасса, штат Ко­лорадо. Настоящее его имя Вильям Гаррисон. Со стороны отца он был по происхождению ирландец, а  мать шотландка.

Выступления на профессиональном ринге Демпси начал в 1915 г. Быстрые победы дали ему воз­можность получить матч на звание абсолютного чемпиона с Джессом Уиллардом. Только четыре раунда понадобились Демпси, чтобы нокаутировать великана и получить звание чемпиона.

 

Боксёр-инфайтер

 

Инфайтер — это боксёр, базирующийся в своей тактике на ди­станции ближнего боя.     Инфайтерамн обычно бывают коренастые, сильные боксёры, возможности которых на дальней дистанции огра­ничены.

В  основу  своей тактики инфайтер ставит агрессивные действия, дающие ему решительную   победу в кратчайший срок. В ближнем бою, где все действия основаны на коротких нокаутирующих ударах, имеются большие возможности  для  использования природной физиче­ской силы. Поэтому инфайтер  при  встрече с противником, придерживающимся    дальней  ди­станции, стремится прежде всего форсировать его защиту и  закрепиться на  ближней   дистан­ции. Для этого, преследуя противника по рингу, он  старается  загнать   его  в  угол или припереть к   канатам.    Встречные    удары    противника     он обычно   избегает   уклонами   и   защитной   группи­рованной   стойкой.   Когда   ему   удаётся   подойти к   противнику   вплотную,   он   всегда   с   энергией атакует  противника  серией  ударов,  стараясь  на­носить  их  возможно  сильнее.  Сила   удара — ос­новной  шанс инфайтера   на  победу.   Первые  ра­унды   боя   с   боксёром-техником   обычно  бывают проигрышными   для   инфайтера,   когда   сила   его ударов еще не успела  воздействовать на  состо­яние противника, но, когда инфайтеру удается поймать противника на удары,  последний теряет  свое преимущество  в  технике  и  становится жертвой более сильного физически инфайтера.

Ярким выразителем стиля инфайтера был Джек Демпси. Он как нельзя больше отвечал вкусам американского спортивного зрителя, являясь исключительно; агрессивным и темпераментным бойцом, стре­мящимся к быстрым и решительным победам. В тактике ближнего боя он не имел равных. Его хуки и опперкоты производили разру­шительную работу и быстро приводили противника к нокауту. Обыч­ной картиной всех матчей Демпси было безудержное стремление к ближнему бою а его стороны и избегайте встречного боя с ним его противниками. Тактика безудержного нападения была подкреплена его волевыми и физическими качествами. Демпси стойко переносил удары и всегда храбро принимал встречный бой.

Из всей плеяды абсолютных чемпионов он был наиболее сокруша­ющим бойцом, обладавшим исключительной силой своих ударов. Бы­стрые победы нокаутом, преобладающие в его боевом списке, красно­речиво говорят  о его  боевых качествах инфайтера.

 

«Барабанные» удары

 

В американской терминологии бокса это образное название полу­чили удары, наносимые несколько раз подряд одной и той же рукой. Они наносятся только с близкой дистанции как в одну цель, так и меняя её.  Количество ударов  в  «барабанной»   серии  составляет  2—3.

«Барабанные» удары действенны своей неожиданностью, потому что чередование ударов в серии обычно происходит с обеих рук по­переменно. В качестве «барабанных» ударов могут быть практикуемы хуки  левой рукой, направляемые  попеременно в  голову и туловище. Они очень действенны, потому что в левосторонней стойке защита правой стороны тела немного сложнее, чем левой. Хорошо поставлен­ные в силе и точности фланговые удары левой рукой считаются сре­ди боксёров признаком высокого мастерства.

Также очень действенны «барабанные» опперкоты левой в тулови­ще, которое в боевой стойке, будучи повернутым вправо, находится под удобным углом для ударов левой рукой.

В качестве «барабанных» ударов для правой руки особенно прак­тичны опперкоты в туловище. Их эффективно демонстрировал в свое время Джек Демпси. Все удары, составлявшие «барабанную дробь», ой наносил одинаково сильно несколько раз подряд в левый бок противника. Они имели у него следующий тактический смысл: пер­вый удар попадал в напряженный корпус противника, а второй удар действовал уже на ослабленные мышцы живота, так как ой совпадал с моментом, когда противник делал вдох.

«Барабанные» удары дают особенный эффект в применении их бок­сёрами, имеющими сильные руки и торс. Применять их к противнику, обладающему быстрой реакцией в   защите, довольно трудно.

В применении «барабанных» ударов не следует злоупотреблять их частым повторением в одно и то же место, так как противник при­способится   к   ним   в   защите  и   подберет   контрдействия.

 

«Солнышко»

 

«Солнышко» получило свое название от вращательных круговых движений  туловищем,   которые  Демпси применял перед атакой как финты. Тактическая цель этих финтов заключалась в том, чтобы войти в ближний бой, избегая встречных ударов и подготавливая в то же время раскрытие защиты противника. Наклонившись вперёд и вправо, Демпси начинал делать медленные движения по кругу влево, вверх и вправо. При этом его руки, согнутые в локтях, ритмично двигались внутрь и наружу. Воздействия финтов на противника Демпси усиливал небольшими шагами в стороны. Подвижность Демпси за­трудняла нанесение встречных ударов со стороны противника, за за­щитой которого зорко следил Демпси.

 

 

Результатом всей этой подготовительной работы была резкая ата­ка Демпси, начинавшаяся всегда левым хуком, направляемым в рас­крытую цель. Удар наносился им с широким выпадом правой ногой вперёд и вправо; этот выпад служил ему для удержания равновесия после  удара.

Единственным средством избежания разрушительной атаки Демп­си, начинавшейся обычно с «солнышка», было вовремя отойти на дальнюю дистанцию. Со времен Демпси «солнышко» как атака, на­чинавшаяся коротким ударом, стало считаться классической атакой для инфайтеров, которые обычно предпочитают начинать её левым хуком. Боксёры, мало пользующиеся маневрированием, также ста­раются всегда перед атакой подойти ближе  к  противнику.

В настоящее время «солнышко» Демпси получило большое рас­пространение среди боксёров, придерживающихся, в своём стиле ближнего боя.

 

«Удар за удар»

 

Этот способ встречного боя заключается в обмене ударами с про­тивником с целью сломить его атаку и захватить инициативу боя в сбои руки.

Такая тактика наблюдается часто у боксёров, обладающих силь­ным нокаутирующим ударом и выносливостью в матчах с противни­ком, которому они уступают в быстроте и манёвренности. Она часто наблюдалась в боях Джека Демпси. Обладая сокрушительными ударами и способностью самому выдержать их, Демпси всегда стремился к обострению боя, предлагая своим противникам открытый бой.

Эта довольно примитивная тактика имеет мало общего с мастер­ством искусного боксёра, перехватывающим инициативу боя всегда путем приема, т. е. защиты, соединённой с контрударом, который слу­жит ему началом для развития контратаки. Но в отдельных слу­чаях тактика «удар за удар» может быть с успехом применена в бою с противником, не обладающим сильным ударом. Обмен ударами с таким противником будет выгоден нокаутеру, так как он позволит последнему пользоваться силой своих ударов при чередовании с про­тивником серийных ударов, при которых создается обоюдное раскры­тие зашиты.

 

Спускающийся удар

 

Этот прямой удар правой рукой в область сердца стал знаменитым потому, что Демпси победил им таких выдающихся боксёров, как Джесс Уиллард, у которого он отнял звание чемпиона мира, Луис Фирпо и Жорж Карпантье. «Спускающимся» этот удар был назван самим Демпси потому, что наносился им сверху вниз по прямой на­клонной линии. По словам Демпси, он пользовался этим ударом в тех случаях, когда не мог достать противника чистым хуком. Находясь в стойке крауч (излюбленной Демпси), он искал возмож­ности нанести этот удар путём медленного приближения к противнику и финтов, производимых движениями туловища. Когда эта возможность представлялась, он наносил этот удар с шагом левой вперёд и с сильным поворотом туловища, вкладывая в удар всю массу  своего тела.

Не полагаясь на этот удар, как на нокау­тирующий, Демпси ставил им себе задачу по­трясти противника и раскрыть защиту его го­ловы  для нокаутирующего   хука   левой.

 

      

 

Встречный двойной удар

 

Когда противник наносит прямой удар левой в туловище, то это почти всегда может служить сигналом его подготовки для сле­дующего  удара  правой  в   голову.

Джек Демпси говорил, что при этой атаке подбородок противника раскрыт дважды, т. е. в него можно успеть нанести два встречных удара. Когда противник наносил прямой левой в туловище и гото­вился ударить справа, Демпси ломал его атаку быстрым прямым ударом левой в подбородок и дублировал его таким же ударом пра­вой рукой. Если противник прерывал свою атаку после удара левой и успевал отойти назад, то это было его счастьем, но если Демпси успевал довести свою контратаку до конца, противник всегда ока­зывался  на  полу.

 

Оттеснение противника к канатам

 

Наиболее надёжное  средство обороны против сильного инфайтера — маневрирование   по   рингу. Оно позволяет быстрому и подвижному боксёру вести бой издали и избегать сило­вого    превосходства инфайтера во  встречных схватках.

Джек Демпси, стремившийся в своей так­тике к встречному бою, всегда старался сузить возможности противника в маневрирова­нии. Преследуя его по рингу и стараясь сбли­зиться с ним, он пользовался каждым удоб­ным случаем прижать его к канатам. Это давало ему возможность обрушить на против­ника силу своих коротких ударов. Его про­тивник, будучи прижатым к канатам, терял устойчивость и становился удобной мишенью для серий Демпси.

Имея превосходство в  ближнем бою над своими противниками, Демпси  имел возмож­ность применять свою тактику во  всех слу­чаях, независимо от особенностей  противника. Чем  медлительнее встречался ему противник, тем легче применял он свою тактику и быстрее заканчивал бой.

 

ЖОРЖ  КАРПАНТЬЕ

 

Знаменитый французский боксёр. Чемпион мира полутяжёлого веса 1920—1921 гг. Родился в 1894 г. в Северной Франции. Вес 79 кг. Рост 179 см.

Карпантье до сих пор с правом считается лучшим боксёром Европы. В 14 лет о» начал принимать участие в состязаниях и уже в этом возрасте привлёк общее внимание своими спо­собностями. По мере своего роста и перехода из одной весовой категории в другую Карпан­тье завоевывал звания чемпиона Европы, начи­ная с полусреднего веса и кончая тяжелым. В 1921 г. он пытался отнять звание абсолютного чемпиона мира у Джека Демпси в Нью-Йорке, но был им побит на 4 раунде.

Боевая деятельность Карпантье продолжалась около 20 лет. За это  время он  выдержал  более  ста серьёзных боев.

Карпантье был одним из самых остроумных боксёров, которые ког­да-либо появлялись на ринге. Все его матчи были демонстрацией удивительной ловкости и тактического остроумия.

 

     

 

«Тур де-вальс»

 

Тур-де-вальс принадлежит к числу наиболее остроумных и в то же время трудных в исполнении трюков, когда-либо изобретавшихся лучшими мастерами ринга. «Вальсовым ударом» Карпантье назвал его потому, что его выполнение требует своеобразного трехшажного тем­па. Он применял его против медлительных и осторожных противни­ков, которые на всякое приглашение начать схватку на дальней ди­станции предпочитали держаться в защитной стойке или пытались войти  в клинч.

Когда противник в собранной стойке с опущенной головой мед­ленно надвигался  вперёд,  Карпантье делал обманное движение левой рукой, отклоняясь назад, как бы давая этим противнику возможность войти в клинч и приготовляясь в то же время для следующего дви­жения. Когда противник пытался войти в клинч, Карпантье толкал его правой рукой в плечо и делал одновременно быстрый шаг пра­вой  ногой вправо. Таким образом, он  оказывался сзади  противника. Когда же противник поворачивался  к  нему лицом, то получал силь­ный  хук правой  в  подбородок.

*   *   *

«Тур-де-вальс» очень труден в исполнении и требует большой ловкости. Он был хорош только в исполнении самого Карпантье. При современных реалистических требованиях к бою на ринге практически этот трюк слишком сложен. Хотя сам Карпантье проводил его с большой ловкостью, он пользовался им главным образом для демонстрации своего технического превосходства над противником. Показная сторона в матчах Карпантье всегда занималз значительное место.

 

Атака «раз-два»

 

Так условно называют популярную среди боксёров атаку, прово­димую двумя быстро следующими друг за другом прямыми ударами в  голову. Первый удар наносился левой  рукой, а второй — правой.

 

 

Лучшим демонстратором этой атаки был Жорж Карпантье. Легко передвигаясь перед противником на дальней дистанции и уловив бла­гоприятный момент, он делал неожиданный и стремительный бросок на противника, поражая его прямым ударом левой в голову и дубли­ровал  этот удар таким же  ударом  с правой.

Нанося удары, он сочетал их с одним быстрым длинным шагом левой ногой вперёд, сливая всё в одно целостное движение. В тот момент, когда левая рука доходила до цели, правая уже находилась в непосредственной близости к ней.

*   *   *

Для успешного проведения атаки «раз-два» необходимы быстрота и решительность. Атаке должна предшествовать подготовка ложными ударами в туловище, отвлекающими взимание противника от защиты головы. Задачей удара левой является только подготовка для основ­ного решительного удара правой, поэтому удар левой не следует на­носить с усилием — оно лишь затормозит свободное и быстрое нане­сение  полновесного  удара правой рукой.

Атака «раз-два» получила за последнее время большую популяр­ность у боксёров, придерживающихся тактики дальнего боя. Она легка в применении  и помогает  атакующему сохранить дистанцию.

 

Кросс-парри

 

Прием кросс-парри в переводе означает «парирование накрест». Он заключается е отбивании прямого удара левой своей левой рукой кверху, раскрывая туловище противника для контрудара с правой руки.

Карпантье с успехом применял его в бою с «бомбардиром» Уэль­сом, нанося в этом приёме опперкот справа в левый бок. При этом он каждый раз пользовался случаем, чтобы остаться в ближнем бою.

*   *   *

Применение перекрестной защиты, в которой атакующая рука про­тивника отбивается одноименной рукой, может проводиться только в ограниченных случаях и в особых положениях боя. Противодействие ударам противника отбивами их строится так, чтобы удар противника отбивался той рукой, которая в боевой стойке находится против бьющей руки противника. Как правило, левый удар противника пари­руется правой рукой, и правый удар парируется левой рукой. Это условие дает возможность наносить одновременно с защитой контр­удар свободной рукой или страховаться ею от повторного удара про­тивника.

Парирование накрест является оригинальной защитой, противоре­чащей школьному правилу противодействий рук. В ней правая рука противодействует правой руке и левая — левой. Главный недостаток перекрестной защиты заключается в опасности получить повторный удар от противника с другой руки в голову, защита которой при за­щите накрест всегда раскрывается, так, например, при отбиве вправо прямого левого удара леЕОй рукой голова раскрывается для правого удара противника.

 

Правое полукроше

 

Излюбленным ударом Жоржа Карпантье было правое полукроше (кроше — франц. — хук), которым он сделал большинство своих но­каутов. Этот удар его представлял собою нечто среднее между пря­мым и хуком. Знаменитый француз наносил его настолько быстро, что противники не успевали даже заметить его  начало.

Перед нанесением этого удара Карпантье проводил манёвренную работу на дальней дистанции, отвлекая внимание противника от гото­вящейся для него опасности. Затем в удобный момент следовал стремительный скользящий шаг левой ногой вперёд, делаемый энер­гичным распрямлением правой ноги. Всё тело Карпантье как бы вы­тягивалось при полёте в одну линию, которая начиналась у носка его правой ноги и кончалась на кулаке его правой руки, точно на­правленной в подбородок противника. Такой быстротой правого удара, наносимого с дальней дистанции, не обладал еще ни один боксёр ни до Карпантье, ни после него.

Неожиданность этому удару Карпантье придавал отвлекающими финтами, быстроту — силой толчка правой ноги от пола. Резкость удара Карпантье усиливал рывком правой ноги влево в тот момент, когда вес тела переходил на его далеко вышагивающую вперед левую ногу.

Большинство нокаутов Карпантье сделал именно этим ударом. В матче на абсолютное первенство мира с Джеком Демпси только исключительная выносливость последнего спасла его от этого нокау­тирующего удара.

 

ЛУИС   ФИРПО

 

Аргентинский боксёр, чемпион Южной Америки тяжелого  веса  1920—1924  гг. Фирпо был одним из сильнейших тяжеловесов мира1. В  1923 г. он претендовал на звание абсолют­ного чемпиона мира в  матче с Джеком Демпси, но был побит им нокаутом.

Фирпо отличался исключительно горячим бое­вым темпераментом и силой ударов, за что получил прозвище  «аргентинский   тигр».

 

 

Форсинг

 

Форсингом называется прием, заключающийся в беспрерывном нападении,  проводимом   активно  и   в  быстром   темпе.

Луис Фирпо, обладавший большой выносливостью и горячностью, ставил форсинг в основу своей тактики. Навязывая противнику бы­стрый темп с самого начала боя я преследуя противника непрекра­щающимися атаками, он не давал ему возможности сосредоточиться для ответных действий.

Такая тактика благоприятствовала победам Фирпо во всех его матчах и дала ему возможность дойти до финального боя на первен­ство мира. Но в этом последнем матче натиск Фирне, столкнулся с ещё более бешеным напором Демпси. Оба боксёра, мало заботясь о собственной защите, стремились сбить один другого как можно бы­стрее.

Это был наиболее острый бой из всех состязаний, какие когда-либо происходили на первенство мира. Боевые ситуации быстро сме­няли друг друга в этом матче, и успех переходил то на одну, то на другую сторону. В первом раунде Демпси был в «грот» от силь­ного удара противника и немного позднее был выбит им за канаты ринга. Успев вернуться на ринг до десятого счета судьи, он с ещё большим напором ринулся на противника. Его качества непревзойдён­ного инфайтера взяли верх. Его удары были сильнее и точнее и бое­вой темперамент не уступал в горячности Фирпо. После десятого нокдауна Фирпо не смог встать с пола.

*   *   *

Форсинг занимает в современном боксе значительное место, как средство захвата инициативы в, бою. Ставка на победу нокаутом не всегда бывает реальной, особенно в борьбе против боксёра, хорошо владеющего тактикой оборонительного боя. Хорошая ориентировка, умение защищаться и контратаковать с. успехом противопоставляются таким боксёром безудержному  форсингу.

Как и всяким средством боя, форсингом следует пользоваться в рамках разумной тактики. Применять его следует только в тех слу­чаях, когда имеется возможность повести решительную атаку. Такая возможность бывает при замешательстве противника от сильного уда­ра, при его усталости и при явном превосходстве боксёра над про­тивником в силе удара и выносливости. В последнем случае форсинг — сильное средство сломить волю противника и добиться решительной победы.

 

ДЖИН  ТЕННИ

 

Абсолютный чемпион   мира.   Первенство  выиграл у Джека Демпси 23 сентября 1926 г. в 10 раундах с большим преимуществом  в очках.

После успешной защиты своего звания в реван­ше с Демпси в 1927 г. и с Томом Хини в 1928 г. он покинул профессиональный ринг непобежденным. Джин Тенни считается одним 1из лучших так­тиков мира. Своей победой над Демпси он доказал преимущество боксёра-тактика над безудержным на­тиском  нокаутера.

 

«Удар почтальона»

 

Это образное название, характерное для американского бокса, получил прямой удар в голову благодаря оригинальной тактике его проведения: прямому удару правой в этом приёме предшествует ряд быстро следующих друг за другом джебов (легко наносимых прямых ударов левой рукой в голову) для раскрытия защиты противника. В этом названии ударов с чисто американским юмором подмечена их схожесть со стуком почтальона в дверь для «раскрытия» ее и пере­дачи  «почты».

Лучшим демонстратором этого удара в своих матчах был Джин Тенни. Сперва он наносил с дальней дистанции несколько отрывистых джебов левой в голову, постепенно приближаясь к противнику и воз­держиваясь от нанесения прямого удара правой в голову до полной уверенности в достижении цели.

 

Избегание ударов с правой руки противника

 

Желая предупредить себя от ударов сильнейшей правой руки про­тивника в бою «а дальней дистанции, осторожный боксёр обычно ста­рается передвигаться перед противником в правую от себя сторону. Этим самым он исключает возможность нежелательных столкновений с правой рукой противника, который в раком случае бывает вынуж­ден посылать ею удары уходящему боксёру вдогонку без всякого успеха.

Этот простейший вид маневра удачно применял Джин Тении в обоих своих боях с Джеком Демпси. Легко передвигаясь по кругу вправо, он заставлял противника бесцельно преследовать себя, не позволяя ему припереть себя к канатам ринга. Этот манёвр он удачно соединял с джебированием, предупреждая левой рукой попытки Демп­си приблизиться к себе. Когда же представлялся удобный случай для хорошего удара, Тенни внезапно останавливался и встречал Демпси сильным прямым  ударом правой  в  голову.

 

Двойной «морской» удар

 

Популярный американский тренер Спайк Вебб, тренируя в 1920 г. боксёрскую команду Американской морской академии, обратил вни­мание на большую эффективность при применении моряками этого удара, отсюда и получившего название «морского».

«Двойной морской» удар представляет собой два быстро следую­щих друг за другом хука: правой в голову и вслед за ним левой в  туловище.

Перед проведением этих ударов внимание противника вначале от­влекается различными финтами, затем одним поворотом туловища, не переставляя ноги, наносится короткий хук правой в голову. Этот по­ворот туловища, являясь по сути дела замахом для следующего уда­ра с левой, служит убедительным финтом для противника, заставляя его поднять руки для защиты головы и тем самым оставить его туловище  открытым  для  сильного  хука левой.

Чемпион мира Джин Тенни был лучшим демонстратором этого удара. Тренер Вебб тренировал его для первого матча с Демпси на первенство  мира  в   1926  г.

 

Стоппинг

 

Стоппингом в американской терминологии бокса называется удар, останавливающий   атаку  противника.

Стоппинг относится к категории встречных ударов, наносимых одновременно с первым моментом атаки противника (ведущим уда­ром) или опережая его. В качестве останавливающих ударов служат прямые удары в голову. Наиболее употребительным останавливающим ударом является прямой левой в голову, применимый при всех видах атаки  противника.

Останавливающий удар, направленный на разрушение атаки про­тивника, должен наноситься решительно и энергично. При удачном стоппинге момент замешательства противника может быть с успехом использован для перехода в контратаку. Такой приём наблюдался у Джина Тенни в его матче в 1926 г. с Джеком Демпси. При попытке Демпси атаковать его, Тенни наносил ему резкий прямой удар левой в голову, который тотчас дублировал атакой «раз-два». Этим часто применяемым приёмом Тенни, избегавший инфайтинга, удачно сохра­нял дальнюю дистанцию, в которой он имел над Демпси преиму­щество.

 

Избегание напора противника

 

Бой с напористым противником, обладающим сильными ударами, требует от боксёра искусной работы ног, которую он должен противопоставить бешеному натиску идущего напро­лом противника. Маневрирование в таком случае — единственное средство защиты, на которое дол­жен положиться боксёр. Сайд-степы — главный способ избегания штора противника, идущего по прямой   линии.

Джин Тенни отлично продемонстрировал эту тактику в бою с Демпси, заставляя его пробе­гать мимо себя. Время от времени Тенни встре­чал его джебами и контратаками «раз-два», а при прорывах Демпси, клинчевал. Все попытки Деммси атаковать и навязать Тенни инфайтияг не имели успеха. Тактика Тенни восторжествовала к концу 10-раундового боя, когда Демпси был окончательно изнурён и проиграл бой на очки.

 

Клинч

 

Под клинчем в боксе понимается двухсторонний захват рук или туловища. По правилам бокса клинч не рассматривается как запре­щенное действие, если им не злоупотребляют, потому что в бою по­ложение  клинча  часто получается  непроизвольно.

Клинч, часто называемый «другом боксёра», является крайней мерой защиты и нередко помогает боксёрам выходить из затруднительного, подчас  безнадежного,  положения  в  бою.

Джин Тенни в бою с лучшим инфайтером мира Джеком Демпси аннулировал этим спо­собом всю его такгику ближнего боя и из­мотал его силы. При всех случаях, когда Демпон удавалось в этом бою войти в ин-файтйнг, Тенни, уступавший ему в силе, не­медленно накладывал свои руки на руки Демпси и искусно переплетал их, создавая положение клинча. После команды рефери «брек!» Тенни был снова на дальней дистан­ции и продолжал вести бой в выгодной для себя  обстановке.

*   *   *

Клинчует обычно более слабый боксёр, стараясь свести острые положения боя к тупику. Клинч — хорошая защита только в тех случаях, когда нет возможности применять активные способы защиты, например, при большой усталости, при го­ловокружении от сильного удара, и при силовом превосходстве в ближнем бою. В последнем случае клинч для боксёров, строящих свою тактику на дальней дистанции, является средством, равнозна­чащим по важности маневрированию. Он применяется в те моменты, когда противник сумел навязать боксёру ближний бой: например, «запер в угол» или «прижал к канатам ринга». Лучшим способом создания положения клинча является накладка своих рук на руки противника; при этом, после попыток последнего действовать уда­рами, нетрудно переплести руки так, чтобы руки противника были скованы.

Отдыхая в положении клинча, следует обязательно ждать команды рефери «брек!»; освобождаться самому до этого не выгодно, так как это требует больших усилий. Если команды не последует, то при выходе из клинча надо быть осторожным, так как противник в таком случае имеет право наносить удары. Выходить из клинча лучше всего, делая шаг назад в вытягивая руки вперёд с поднятыми для страховки головы плечами.

При выходе из клинча следует немедленно встать в боевую стой­ку, держа левую руку в готовности остановить джебами противника при его попытках преследовать.

 

            

 

Выжидание счёта

 

Джин Тенни в матче с Демпси на первенство мира а 1927 г. был сбит им в глубокий нокдаун. Тенни выждал счёт рефери на полу до 9 и, поднявшись на ноги, сумел преодолеть яростные атаки Демпси применением  клинчей. В результате  10-раундный бой был выигран им на очки. Только самообладание и правильное поведение Тенни в нокдауне и после него спасли его от нокаута и дали ему воз­можность сохранить  звание  чемпиона.

*   *   *

Ни один боксёр не может быть га­рантирован от нокдауна. Боксёр, пада­ющий от удара на пол, теряет на некоторое время свою боеспособность. Будучи потрясённым ударом, боксёр в этот момент нуждается в кратковре­менном отдыхе, восстанавливающем его способность ориентироваться. При нок­дауне никогда не следует подниматься на ноги раньше времени и этим усу­гублять действие удара в челюсть со стороны   противника.

Десять секунд, предоставляемые боксёру правилами бокса для отдыха, должны    использоваться  им  полностью, и    никакой    ложный    стыд    не должен   заставлять   его   подниматься преждевременно.

При положении «на полу», услышав счёт рефери, следует поста­раться принять такое положение, из которого можно было бы быстро подняться на ноги. Для этого лучше всего встать на одно колено лицом к противнику и оставаться в этом положении до счета «де­вять». Поднимаясь на ноги, следует внимательно следить за против­ником, который, конечно, попытается не упустить случая для реши­тельной атаки. Глухая защита, клинч или маневрирование — лучшие средства, которыми боксёр должен воспользоваться для оттяжки времени, пока  не прояснится голова и не вернется боеспособность.

 

ДЖЕК  ДЕЛАНИ

 

Выиграл  звание  чемпиона мира полутяжелого веса 26 июля 1926 г. у Пауля  Берленбаха  в 15 раундах  на  очки. Отдал свое звание чемпиона, так как принужден был перейти  в категорию  тяжеловесов.

За пристрастие  к  прямым  ударам  Делани был прозван  «северной рапирой» (он был уроженцем Северной Америки).

 

Встречный  прямой удар правой

 

Этот удар в применении Делани нередко определял исход боя в его пользу. Деланм нокаутировал им. таких знаменитостей, как «тигр» Флоуэрс, и своего предшественника по званию Пауля Бер­ленбаха.

Тактически этот удар Делани подготовлял так, чтобы он был неожиданным для противника. Путем показной слабости он заставлял противника преследовать себя. Отступая под его напором, Делани внимательно следил за его защитой я, когда подмечал раскрытие головы противника, молниеносно наносил свой разящий удар. При выполнении этого приема Делани умел с удивительной ловкостью переходить от обороны к нападению. Отступая мелкими шагами задом по кругу влево, он в нужный момент внезапно останавливался, при­ходя в удобное стартовое положение для встречного удара, который обычно резко изменял обстановку боя. Именно так получилось в мат­че Делани с Берленбахом. Берленбах был тяжелым противником для Делани. В то время он имел за собой значительное количество побед нокаутом над очень сильными боксёрами. В первых трёх раундах этого боя казалось, что Делани превратился в тренировочный мешок под ударами своего грозного противника. В конце третьего раунда Берленбах загнал Делани в угол и ринулся из него в решительную атаку.

Делани отчаянным движением нанёс свой правый удар, метя в подбородок. Удар пришелся точно, и Берленбах упал. Поднявшись, оглушенный, на третьей секунде, он дотянул раунд до конца, но потерял большую долю своей боеспособности. На четвёртом раунде он был нокаутирован. Это было первым поражением знаменитого чем­пиона.

 

СЭММИ   МЕНДЕЛЬ

 

Чемпион  мира в легком весе. Выиграл звание у Рокки Канзаса 3 июля 1926 г в  Чикаго.

 

Снеп-эуэй

 

Снеп-эуэй — способ защиты, получивший большую популярность среди американских боксёров. Он построен на движении, отодвигаю­щем тело назад путём Переноса веса тела на стоящую сзади правую ногу и отклона туловища назад. Боксёр, применяющий эту защиту, выводит себя на момент из сферы досягаемости удара противника, не переставляя ног. Это дает ему возможность сохранить боевую дистанцию и одновременно принять удобное стартовое положение для ответного удара при  обратном  движении к противнику.

Особенным совершенством в этой защите владел Сэм Мендель. Применяя ее, он выво­дил противников из равновесия, когда те пы­тались довести свой удар до цели. Промах­нувшийся противник обычно раскрывал свою защиту. Сэм Мендель использовал момент замешательства противника для перехода в контратаку.

Снеп-эуэй в основном применяется как защита от коротких ударов (хуков и опперкотов) в голову, но если его соединять с шагом назад, он может служить надёжной за­щитой и от длинных ударов (прямых и свин­гов). В последнем случае длина шага, ото­двигающего боксёра назад, соразмеряется с длиной атакующего удара. Как и всякая защита, снеп-эуэй основан на чувстве времени и дистанции. Ответное движение контрудара при этой защите должно быть слитным с движением защиты и произ­водиться  быстро,  чтобы  застать противника  врасплох.

 

АЛЬФОНСО БРАУН

 

Чемпион мира веса «петуха» с 1929 по 1935 г. По национальности американский негр. Он имел очень высокий для своей весовой категории рост — 179 см. Сухой и жилистый, Боаун обладал исклю­чительно резким и точным ударом. Большинство своих матчей он заканчивал нокаутом. Его считают из всей плеяды чемпионов веса «петуха»  самым выдающимся   боксёром.

 

Использование преимущества в риче

 

Под термином «рич» в американском боксе понимается предель­ное расстояние, с  которого боксёр может достать противника ударом.

Высокий рост и длинные руки дают боксёру большое преимуще­ство в бою на дальней дистанции. Благодаря дальнобойности своих ударов боксер имеет возможность наносить их, находясь сам вне до­сягаемости  ударов   противника.

Именно такой тактики придерживался в своих боях Браун, обла­давший исключительно большим для своей весовой категории ричем. Если он вел оборонительный бой, то быстрая и манёвренная работа его ног, сопровождаемая точными и резкими останавливающими пря­мыми ударами в голову, давала ему превосходство в очках. Если он переходил в наступление, то преследовал противника по рингу, не давая ему отдыха. При этом он умел тонко подмечать раскрытые места на теле противника и определять моменты для поражения их своими нокаутирующими ударами.

Будучи бойцом агрессивного стиля, Браун придерживался большею частью наступательного боя, выгодно пользуясь в нём своим пре­имуществом в риче. Своими решительными победами Браун разрушил представление о боксёрах высокого роста как о бойцах, предрасполо­женных  только  к  тактике набирания очков.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6