ОСНОВНЫЕ (СОБСТВЕННЫЕ) УПРАЖНЕНИЯ БОРЦА

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102 

 

ОСНОВНЫЕ (СОБСТВЕННЫЕ) УПРАЖНЕНИЯ БОРЦА

 

К ним относятся упражнения в проведении технических и так­тических действий (и их элементов) с партнером и различного характера схватки.

Упражнения с партнером дают возможность тонко прочувст­вовать все детали выполняемого технического или тактического действия, добиться четкого и оптимально быстрого выполнения приема. Однако это удается только при правильном поведении парт­нера: когда он точно воспроизводит заданную ситуацию и каж­дый раз оказывает необходимую в данный момент степень соп­ротивления. В зависимости от задачи, стоящей перед упражняю­щимся, партнер может сопротивляться слабо (иначе говоря, относительно не сопротивляться), сопротивляться вполсилы или в полную силу. Выполнение упражнений при абсолютном отсутст­вии сопротивления не принесет упражняющемуся пользы, так как это может привести к искажению рациональной структуры приема.

 

Способы тактической подготовки

 

При совершенствовании способов тактической подготовки не­обходимо обусловленное сопротивление партнера.

Подбирать партнера нужно с таким расчетом, чтобы его осо­бенности и подготовка способствовали решению поставленной перед упражняющимся задачи. Так, если задача сводится к со­вершенствованию контрприемов от броска отхватом, то партнер должен хорошо владеть этим приемом.

Упражнения с партнером на фоне отдельных тактических эпизодов приближают выполнение приема к условиям схватки. Упражнения с партнером могут быть эффективно использованы и для развития необходимых борцу физических качеств.

 

Примерные упражнения с партнером в удержаниях на мосту и уходах с моста

 

Борец (верхний) находится сбоку и держит руку под плечом, а другой рукой за туловище. Партнер (нижний) освобождает за­хваченную руку, что удается редко, и уходит с забеганием в сторону от противника. Если не удалось освободить руку, то надо соединить свои руки, сделать ими резкое движение и одновремен­но повернуться в сторону от противника. Поворачиваясь на бок, перетянуть противника через себя и повернуться грудью на него (рис. 481—а, б, в, г).

 

Борец (сверху) занимает положение сбоку и держит обе ру­ки стоящего на мосту под плечами. Обхватить туловище против­ника и, делая резкое движение руками (как бы подтягивая верхнего к себе на грудь, к голове), повернуться на бок в сторону от противника и перевернуть его через себя.

Противник лежит на животе со стороны головы борца, нахо­дящегося внизу, и держит обе его руки и голову. Соединить пальцы под животом противника, упереться руками в его живот, столкнуть борца в сторону и, повернувшись в сторону, противо­положную толчку, руками уйти с моста (рис. 482—а, б, в).

 

 

Верхний лежит на животе и держит руку и туловище сбоку. Соединить руки и обхватить его шею и руку. Резким движением туловища влево забежать ногами влево и перевернуть верхнего на спину (рис. 483—а, б, в).

 

 

Верхний лежит на животе и держит руку и туловище сбоку. Соединить свои руки около его руки и, прижимая ее к себе, за­бежать в левую сторону, повернуться грудью вниз (рис. 484— а, б, в).

Борец, находящийся вверху, сидит сбоку и держит руку и шею нижнего. Соединить руки, обхватив руки верхнего, и прижать их к груди. Забежать в левую сторону и повернуться грудью вниз (рис. 485—а, б, в).

 

 

Верхний сидит сбоку спиной к нижнему и держит его за ту­ловище сверху и за руку на своем боку. Сильней прогнуться на мосту, освобождая правую руку, забежать влево, повернуться грудью вниз и поставить верхнего   на мост (рис. 486—а, б, в).

 

Верхний сидит сбоку ногами вперед и держит нижнего за ру­ку и туловище. Захватить правой рукой его руку около плеча. Сделать резкое движение к ногам и, упираясь на левый локоть, выполнить высед, перетянув верхнего на спину или на мост {рис. 487—а, б, в, г).

 

 

Все указанные выше упражнения вначале проводятся с по­мощью партнера, который облегчает захват и способствует их вы­полнению. В дальнейшем эти упражнения и дополнительно упражнения, описанные в разделах «Дожимы и уходы с моста» в классической и вольной борьбе, следует выполнять с полным на­пряжением сил. Такие упражнения способствуют уходам от удер­жаний в борьбе самбо.

Упражнения для отработки вызова построены на опережении противника (встречной атаки). Аналогичные упражнения в схват­ках могут быть даны и для отработки других тактических дей­ствий.

Схватки решают задачи приобретения, закрепления и даль­нейшего совершенствования технических и тактических умений и навыков; воспитания и развития необходимых борцу физиче­ских и волевых качеств; приобретения и поддержания высокой тренированности.

Каждая из перечисленных задач находит свое наиболее пол­ное разрешение в определенных по характеру схватках: учебных, учебно-тренировочных, тренировочных и соревновательных.

Учебная схватка направлена на усвоение нового материала по технике и тактике борьбы. Проводится она по заданию. Парт­нер сопротивляется не в полную силу и в ходе схватки периоди­чески создает упражняющемуся благоприятные (согласно зада­нию) условия для выполнения приема.

В задачу учебной схватки входит освоение какого-либо одно­го приема (элемента) или сочетание двух-трех приемов. Она про­водится только в стойке или только в партере (если не ставится задача изучить связку). Для контроля за своими действиями избирается медленный или средний темп. Быстрота выполнения действий может быть различной (определяется заданием). Схват­ка может длиться 9 мин. Борцы не должны утомляться, так как это будет мешать правильному усвоению приема. С этой целью схватку можно разбить на отдельные отрезки, между которыми наметить отдых.

В случае неточного выполнения задания схватку прерывают для исправления ошибок. В учебной схватке партнер должен по­мочь борцу выполнять задание.

Эти схватки надо проводить в начале основной части уро­ка. Они используются главным образом в подготовительном пе­риоде и на этапе предварительной подготовки в основном пе­риоде.

 

Примерные упражнения с партнером для обработки быстроты технических действий

 

Тактическое действие

Действие партнера

Ответные действия

1.   Маневрируя, медленно отходит назад

Делает шаг правой ногой   вперед и протягивает одноименную руку вперед для  захвата за шею

1.   Перевод   нырком   под руку.

2. Бросок через спину с захватом   правой  руки и шею, руки через плечо (с действием и  без действия ногами).  

3.   Перевод в партер рывком  за  руку  (с действием и  без действия ногами).

4. Бросок мельницей с захватом правой руки и ноги

2. Раскрывая туловище, вызывает партнера на   захват  за туловище

Протягивая руки вперед, стремится осуществить захват за туловище

1. Бросок прогибом с захватом двух рук сверху.

2. Бросок через спину с захватом руки и шеи,   с захватом рук   за запястья (с действием и без   действия ногами). Опережая противника

3.   Принимая прямую стойку,   вызывает партнера на захват ног  (ноги, выставленной вперед)

Наклоняя туловище и протягивая руки вперед, стремиться захватить за

ноги (ногу)

1. Перевод рывком за руку.

2.Скручивание с захватом плеча и шеи и т. д.

 

 

Учебно-тренировочная схватка. Такие схватки в основном ре­шают задачу дальнейшего освоения и совершенствования техни­ки и тактики борьбы в значительно более легких условиях, чем на соревнованиях. Они проводятся с различными заданиями, на­правленными на дальнейшее освоение и закрепление технических и тактических действий, на устранение недостатков, на развитие физических качеств и на выработку тех или иных тактических маневров ведения борьбы с конкретными противниками. Напри­мер, можно дать задание провести схватку одновременно обоим борцам. Перед одним борцом ставится задача совершенствовать переводы в партер, перед другим — уходы в стойку из положения партера.

В учебно-тренировочной схватке борец всесторонне отшлифо­вывает приемы, контрприемы, защиты. Он должен стремиться побывать в самых различных положениях, ситуациях и найти из них правильный выход; выполнять технические действия из раз­нообразных положений; упражняться в осуществлении всевоз­можных тактических замыслов и маневров при ведении схватки с различными противниками.

Если перед борцами не ставится специального задания — совершенствовать защиту, все их стремление должно сводиться к выполнению приемов и контрприемов. Они должны по возмож­ности чаще создавать острые ситуации и использовать их для проведения атак, контратак.

Если во время учебно-тренировочных схваток в результате проведенного приема (контрприема) один из борцов оказыва­ется спиной к ковру, ему нужно встать на мост либо повернуться на бок, а атакующему обязательно занять правильное исходное положение для выполнения дожнма или удержания.

Если специальное задание на удержание противника на мосту (или на спине в самбо) не дается, то надо, чтобы нижний ценой небольших усилий смог уйти с моста (или от удержания в самбо).

Учебно-тренировочные схватки строятся по разным формулам (с различными чередованиями борьбы в стойке и в партере, только в стойке или только в партере). Они могут проводиться в различном темпе.

Учебно-тренировочную схватку, так же как и учебную, в слу­чае необходимости можно прерывать для указаний ошибок, но злоупотреблять этим не следует.

Время проведения учебно-тренировочных схваток в уроке за­висит от разновидности занятия. Если занятие учебно-трениро­вочное, то учебно-тренировочную схватку проводят в начале ос­новной части; если же занятие тренировочное — в конце, после того, как борцы закончат тренировочную схватку и некоторое время отдохнут.

Наиболее часто учебно-тренировочные схватки применяются в подготовительном периоде, на этапах предварительной и не­посредственной подготовки к соревнованиям основного (сорев­новательного) периода.

Тренировочная схватка. В этих схватках борцы совершенст­вуют технику, тактику, развивают физические и волевые качест­ва в условиях, близких к условиям соревнований. Выполнение всех действий и движений проходит с повышенной ответственно­стью за их правильный исход. Ведя схватку, спортсмен не дол­жен бояться проигрыша. Проведение схватки, когда борец находится только в защите, наносит ущерб совершенствованию из­любленных приемов и контрприемов.

Тренировочные схватки могут выполняться и без задания (вольная схватка). При этом определяют общее время схватки и спортсмены ведут борьбу в том положении (партере или стой­ке), которое складывается по ходу поединка.

При проведении вольной схватки борцы должны выполнить возможно большее количество излюбленных приемов и контр­приемов. При этом надо использовать различные хорошо освоен­ные способы подготовки и благоприятные ситуации, возникаю­щие по ходу борьбы.

Тренировочную схватку не рекомендуется прерывать для за­мечаний. В крайнем случае их можно сделать по ходу борьбы. Замечания должны быть ясными и короткими, не отвлекающи­ми борцов от схватки.

Разновидностью тренировочной схватки является схватка без бросков. К ней прибегают, если по каким-либо причинам нет возможности проводить тренировки на ковре (например, когда борцы продолжительное время находятся в пути к месту соревнований). Такая же схватка может быть использована на пос­ледней тренировке перед началом соревнований с целью избе­жать получения травм. Схватки без бросков могут быть вклю­чены и в занятия по физической подготовке.

Тренировочные схватки в основном используются на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Соревновательная схватка. Здесь каждый из борцов, исполь­зуя свои технические, тактические, физические и волевые возмож­ности, стремится добиться преимущества над противником. В со­ревновательной схватке проходит дальнейшее совершенствование технического и тактического мастерства и боевых качеств борца в наиболее трудных условиях. Эти схватки борец проводит в соревновательном периоде (на этапе участия в соревнованиях). Они могут быть использованы и в подготовительном периоде тре­нировки, но в менее значимых состязаниях, не требующих от бор­ца специальной подготовки.

В зависимости от условий, характера выполнения схваток и задач, стоящих перед борцом, одни и те же специальные и основ­ные упражнения служат для развития и совершенствования са­мых различных сторон технического, тактического мастерства, а также физических и волевых качеств.

Если борец выполняет бросок с обратным захватом туловища в партере с партнером относительно легкого веса и акцентирует при этом свое внимание на точности выполнения отдельных де­талей броска, то он совершенствует технику. Если же это уп­ражнение он выполняет с более тяжелым партнером, то он будет развивать прежде всего силу мышц сгибателей рук, разги­бателей ног и спины.

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Часть 1. Теоретические и методические основы борьбы

Глава  I. Краткий исторический  очерк   о   развитии   спортивной борьбы 

Глава  II Классификация, систематика и терминология

Глава  III. Теоретические  основы  борьбы

Глава  IV. Формы организации и содержания занятий

Глава  V. Организация,  планирование   и   учет   учебно-спортивной

Глава VI. Организация  и   проведение  соревнований  по  спортив­ной  борьбе

Глава VII. Методика обучения спортивной борьбе 

Глава VIII. Тренировка 

Глава IX Особенности работы с юношами

Глава X. Оборудование  мест занятий и спортивный   инвентарь

Часть  II.  Техника и тактика борьбы

Глава XI. Техника классической борьбы в стойке

Глава XII. Техника классической   борьбы  в партере

Глава XIII. Техника вольной борьбы в стойке

Глава XIV. Техника вольной борьбы в партере

Глава XV. Техника борьбы самбо в стойке

Глава XVI. Техника борьбы самбо лежа

Глава XVII. Тактика    борьбы

Глава XVIII. Упражнения    борца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102