МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА БОРЦА

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА БОРЦА

 

Спортивное мастерство борца зависит от того, какими техни­ческими и тактическими средствами он владеет, какова его общая и специальная физическая тренированность, психологичес­кая и теоретическая подготовленность. Эти стороны мастерства борца тесно связаны между собой.

 

 

Совершенствование борца в технике

 

Техника является основой мастерства борца, она во многом определяет его возможности и его класс. У каждого борца скла­дывается свой арсенал прочно освоенных и успешно применяе­мых в соревнованиях технических действий, которые в практике именуются как излюбленные.

Разносторонняя техническая подготовка борца — одно из важнейших требований современного уровня развития спортив­ной борьбы. Разносторонне подготовленным можно считать та­кого борца, который умеет применять на состязаниях различные приемы и контрприемы, а также пользоваться защитами от всех атакующих и контратакующих действий.

Для успешного выполнения приема в соревновательной схват­ке недостаточно усвоить только его техническую структуру, необ­ходимо еще располагать определенным запасом знаний, умений и навыков по тактике. Поэтому совершенствование в технике проходит в неразрывной связи с совершенствованием в так­тике.

 

Пути совершенствования мастерства борца

 

Борец должен постоянно стремиться к обогащению и попол­нению своей техники новыми, в совершенстве отработанными приемами и новыми вариантами ранее усвоенных технических действий. К этому его обязывает одна из характерных особен­ностей борьбы, заключающаяся в том, что противники сравни­тельно быстро (после нескольких встреч) распознают атакующие действия борца и успешно защищаются против них. И если спортсмен на всех соревнованиях использует одни и те же прие­мы, это снижает его возможности добиться преимущества. Сле­дует осваивать наиболее эффективные варианты приемов, контр­приемов и защит, которые наилучшим образом отвечают особен­ностям физического развития, психологического склада борца и его наклонностям; учитывать особенности мастерства основных конкурентов и избирать в борьбе с ними более результативные технические действия; постоянно исправлять недостатки в тех­нической подготовке.

Совершенствование технической подготовки борца проходит по следующим направлениям:

1.    Исправление ошибок и повышение рациональности струк­туры выполнения приемов, контрприемов и защит.

2.    Приобретение умения  выполнять технические действия  с разными противниками и из все большего числа разнообразных динамических ситуаций.

3.    Развитие физических качеств, принимающих преимущест­венное участие в проведении излюбленных приемов.

4.    Укрепление волевых качеств (настойчивости, решитель­ности и уверенности и др.), играющих большую роль в успешном выполнении излюбленных приемов.

Техника борца тем рациональнее, чем она полнее отвечает его индивидуальным особенностям (телосложению, физическому и психическому развитию), степени подготовленности в конкрет­но сложившейся обстановке в схватке. Исходя из этого, борец, усвоив основу структуры приема, вносит соответствующие изме­нения в его выполнение.

Известно, что между техникой выполнения излюбленных приемов и уровнем развития отдельных мышц существует взаи­мосвязь. Целенаправленная работа над развитием групп мышц, принимающих активное участие в выполнении какого-либо прие­ма, способствует более совершенному его выполнению. Так, на­пример, если борец развивает мышцы-сгибатели плеча и пред­плечья, разгибатели туловища, подошвенные сгибатели стопы и разгибатели бедра близкими по структуре и характеру упражне­ниями с броском прогибом, то он одновременно будет и совер­шенствовать выполнение этого приема.

 

Методы совершенствования в технике

 

Совершенствование в технике борьбы проходит с использо­ванием целого ряда методов и методических приемов. К наибо­лее эффективным и часто применяемым из них относятся.

Повторный метод. Он заключается в неоднократном выполне­нии технического или тактического действия (элемента) в одних  и тех же условиях либо в изменяющихся условиях, но эти изме­нения не оказывают заметного влияния на усложнение или облегчение выполняемого действия. Повторение приема в одних и тех же условиях позволит борцу прочно закрепить свой навык, довести выполнение приема до автоматизма.

Метод изменения условий сводится к тому, что борец упраж­няется в выполнении технических приемов в различных условиях и разнообразной обстановке. Этот метод играет особо важную роль в процессе закрепления и дальнейшего совершенствования в технике и тактике, в выработке прочного и в то же время под­вижного навыка при воздействии сбивающих факторов.

Следует иметь в виду, что одни и те же условия в одних слу­чаях будут более легкими, в других — более сложными. Это за­висит от целого ряда факторов, и прежде всего от уровня под­готовленности спортсмена, его самочувствия, от того, какое тех­ническое действие выполняется и в какой степени спортсмен владеет им, а также какие задачи стоят в данный момент перед упражняющимся.

К основным средствам изменения условий выполнения прие­ма и его тактики относятся:

Изменение внешних условий (оборудования и мес­та проведения занятий); на открытом воздухе и в помещении; при различной температуре; на мягком ковре или жестком: на коврах различных размеров (размеры рабочей площадки ковра могут быть обозначены условно), на различном расстоянии от края ковра.

Изменение видов упражнений: специальные ими­тационные упражнения без снарядов и со снарядами (с чучелом, с тренировочным мешком) различного веса и размера; специаль­ные упражнения с партнером; схватки различного характера: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, соревнователь­ные.

Характер схватки в значительной мере определяет сопротив­ление партнера и поведение упражняющегося (подробно о схват­ках см. в разделе «Упражнения борца», стр. 550).

Выполнение действий с различными партнерами: по росту и весу; по технической и тактической подготовленности; по фи­зической подготовленности (сильный или слабый, быстрый или медленный, ловкий или с плохой координацией и т. д.); по волевой подготовленности (смелый, нерешительный, упорный и т. д.).

Постановка различных заданий партнеру. Для совершенствования технического действия в специальных упражнениях или в схватке не всегда удается подобрать партне­ра, индивидуальные качества которого соответствовали бы зада­чам, стоящим перед упражняющимися. В этом случае тренер с по­мощью соответствующих заданий партнеру может в значитель­ной мере обусловить необходимые с его стороны действия и поведение.

Например, тренер может воспроизводить определенные по­ложения, осуществлять движения, действия, облегчающие или затрудняющие выполнение упражняющимися совершенствуемого действия; находиться в заданном положении различное по про­должительности время и выполнять заданные движения и дей­ствия с различной скоростью и силой; в ответ на действия уп­ражняющегося относительно не сопротивляться или сопротив­ляться в полную силу.

Выполнение действия при различном психи­ческом и функциональном состоянии, из раз­личных исходных положений. Борец выполняет дей­ствия со свежими силами или когда устал; занимает неудобное положение (принимает непривычную стойку, располагается по отношению к краю ковра спиной, боком, грудью и т. .); осущест­вляет различный захват (высокий, низкий); атакует с различной дистанции (ближней и дальней).

Средства варьирования условий используются в зависимости от задач тренировки.

Метод показа (наблюдения) (см. «Методы обучения», Стр. 161).

Соревновательный метод  (см. «Методы обучения»).

Контрольный метод (см. «Методы обучения» и «Педагоги­ческий контроль», стр. 232).

Вычленение (по элементам). Этот метод используется с це­лью дальнейшего совершенствования техники. Он заключается в том, что борец вычленяет какой-либо из элементов (фазу, часть) приема и выполняет его изолированно от других. Метод вычленения применяют прежде всего для отработки тех деталей приема, которые у борца отстают.

Акцентированное внимание. Методический прием заключается в том, что при совершенствовании технического дей­ствия в целом упражняющийся обращает особое внимание на выполнение какого-либо одного элемента. К этому методическо­му приему часто прибегают в тех случаях, когда невозможно вы­членить отрабатываемый элемент.

Эпизод схватки. Методический прием представляет собой совершенствование технического действия в той или иной дина­мической ситуации, имеющей место в практике соревнований (атаки спуртом, связки и др.). Борец отрабатывает выполнение приемов в тесной связи с тактическими действиями, и прежде всего с различными способами тактической подготовки в различ­ных комбинациях.

Основным видом упражнения, в котором проходит совершен­ствование в технике и тактике с использованием этого методи­ческого приема, являются учебные схватки и упражнения с парт­нером. Задачи партнера заключаются в том, чтобы четко и пра­вильно воспроизводить динамическую ситуацию, при которой упражняющийся будет выполнять свои действия.

Анализ. Этот методический прием предполагает теоретиче­ский и практический разбор совершенствуемого действия на ос­нове просмотра кинограмм, кинокольцовок, фотоснимков, со­ревнований или тренировок, а также материалов, полученных в результате использования объективных методов контроля за тех­нической и тактической подготовкой борца (см. «Методы обуче­ния» и «Педагогический контроль»).

Дифференцирование. Этот методический прием состоит в том, что упражняющийся должен своевременно реагировать соответствующим действием только на строго определенные бла­гоприятные ситуации, воспроизводимые партнером, пропуская без внимания все остальные. Партнеру дается задание: наряду с Движениями и позами, создающими благоприятные ситуации для выполнения приема, периодически воспроизводить ситуации, в большей или меньшей мере отличающиеся от тех. на которые упражняющийся должен реагировать. Дифференцирование игра­ет особо важную роль в совершенствовании тактики проведения технических действии, и в частности в приобретении умения тон­ко воспринимать и правильно использовать благоприятные мо­менты для атаки (контратаки) противника.

Методический прием дифференцирование используется в специальных упражнениях с партнером и в учебно-тренировочных схватках.

Фиксация. Прием заключается в том, что преподаватель, наблюдая за выполнением технических действий, по условному сигналу (хлопку, свистку или возгласу «стоп») останавливает действия борцов. После того как они зафиксируют положение тела, в котором их застал сигнал, тренер разбирает конкретно сложившуюся ситуацию, указывает на допущенные ошибки и поясняет, как надо действовать в данном случае.

Фиксация дает возможность упражняющемуся наглядно убе­диться в совершаемых им ошибках и яснее понять, как правиль­но надо выполнять отдельные детали действия (см. раздел «Ме­тоды обучения», стр. 166).

Утрирование. Данный методический прием сводится к тому, что борцу дается задание выполнить действие с умышлен­ным отступлением, в котором он допускает ошибку. Например, если борец при выполнении броска прогибом раньше времени поворачивается грудью к ковру и после неоднократных указаний продолжает повторять ту же ошибку, полезно, чтобы он делал поворот позже, чем это требуется на самом деле.

Дополнительный ориентир. Прием заключается в использовании дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей, помогающих занимающемуся пра­вильно выполнять отдельные движения целостного действия во времени и пространстве, сочетать свои действия с действиями противника и окружающими предметами.

 

 

Совершенствование и закрепление навыка борца

 

Известно, что навык становится прочным лишь при условии систематического многократного повторения. При этом в выпол­нении технического действия устраняется напряженность и его проведение доводится до автоматизма. В процессе повторения перед борцом раскрываются новые возможности в выполнении приема.

При систематическом повторении излюбленных приемов, контрприемов и защит борец должен преимущественное внима­ние уделять наиболее важным и сложным техническим действи­ям, а также тем действиям (элементам), которые еще недоста­точно закреплены и при проведении которых он допускает ошибки.

В борьбе двигательный навык каждый раз проявляется в раз­ных  условиях.  Поэтому  задача   совершенствования   мастерства борца заключается в умении выполнять технические действия из различных исходных положений в разнообразных динамических ситуациях, а также применять различные способы подготовки благоприятных условий.

Большую часть специальных упражнений и схваток, направ­ленных на совершенствование техники, рекомендуется проводить с различными партнерами, но такого же веса как сам борец, или же с разницей в одну весовую категорию. В то же время для усложнения условий периодически следует проводить схватки с партнерами более тяжелого веса. В схватке с более слабым про­тивником борец имеет возможность шире применять различные технические приемы и чаще атаковать. В схватках с сильны­ми соперниками спортсмен больше использует защитные дей­ствия.

Совершенствуя технические и тактические действия, необхо­димо постоянно уделять внимание выработке высокой точности и четкости их проведения при оптимальной быстроте.

Увеличивать быстроту выполнения приема надо постепенно— каждый раз настолько, насколько прочность навыка гарантирует сохранение рациональной структуры приема.

Одновременно с выработкой быстроты проведения приемов следует развивать способность действовать своевременно и не­принужденно.

Уровень мастерства выполнения приема в целом зависит от того, насколько хорошо борец владеет каждым из элементов (частей), составляющих данный прием. В схватках с разными противниками в различных ситуациях решающими для успешно­го выполнения приема могут оказаться различные его элементы (части). Так, в схватке с противником, с которым легко и просто выполнить захват, успех выполнения броска прогибом будет пол­ностью зависеть от искусства борца сделать вторую часть прие­ма— бросок. В то же время в поединке с другим соперником может оказаться трудным осуществить захват и, наоборот, легко выполнить бросок.

Таким образом, преподаватель должен следить за тем, чтобы спортсмены совершенствовали не только действие в целом, но и отдельные его части.

Техническое и тактическое мастерство борца в значительной степени характеризуется также его умением в случае необходи­мости изменять отдельные детали приема, с тем чтобы преодо­леть трудности, возникающие на пути его проведения, и полно­стью извлечь все выгоды из сложившейся в данный момент си­туации. К овладению этим искусством нужно приступать после того, как борец прочно освоит основу структуры приема.

Совершенствование умения изменять отдельные детали прие­ма, исходя из конкретно сложившейся обстановки, проводится в упражнениях с партнером. Партнер с помощью исходных положений (в том числе и в положении у края ковра), соответствую­щей защитной или контратакующей реакцией создает упражняю­щемуся обусловленные заданием препятствия в проведении со­вершенствуемого приема.

При выполнении технических Действий в условиях, требую­щих изменения структуры приемов, преподаватель внимательно следит за тем, чтобы эти отклонения были действительно необхо­димы и соответствовали бы особенностям конкретно сложившей­ся ситуации.

Таким образом, для наиболее рационального проведения сво­их излюбленных технических действий борцу следует, с одной стороны, постоянно стремиться к тому, чтобы сохранить привыч­ную для себя структуру (ее основу) выполнения приема (имеет­ся в виду, что она наиболее полно отвечает индивидуальным осо­бенностям борца), а с другой — вносить необходимые изменения в детали выполнения приема, диктуемые конкретно сложившейся обстановкой. Такая прочность и пластичность навыков достигает­ся путем многократного выполнения совершенствуемого действия в повторяющихся и изменяющихся условиях.

В процессе тренировки должна систематически проводиться работа над исправлением ошибок (см. раздел «Методы обуче­ния», стр. 166).

Как правило, выполнение специальных упражнений и прове­дение схваток, направленных на совершенствование техники и тактики, проводится на свежие силы, пока борец не устал. Для этого следует периодически устраивать перерывы для отдыха, с тем чтобы спортсмен не чувствовал себя слишком утом­ленным.

Хорошо, когда борец прекращает упражняться только после того, как действие выполнено удачно. Тогда у спортсмена не ос­танется чувства неуверенности, неудовлетворенности, нежелания возвращаться к этому действию в следующий раз, которое часто возникает после неудачного проведения приема, и в то же время сохраняется представление правильного выполнения.

Технические действия, выполняемые на тренировке, необхо­димо систематически закреплять и шлифовать в обстановке со­ревнований.

Совершенствование в технике и тактике проходит в основной части учебно-тренировочного и тренировочного занятия, во время участия борцов в соревнованиях, а также на самостоятельных занятиях (домашние задания). Кроме того, упражнения, направ­ленные на совершенствование технических и тактических навы­ков, включаются во вторую часть утренней зарядки борца и в разминку перед схваткой.

Совершенствование в технике и тактике требует от борца большого трудолюбия, творческого подхода к тренировкам и упорства в достижении поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..