|
|
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА БОРЦА
Спортивное мастерство борца зависит от того, какими техническими и тактическими средствами он владеет, какова его общая и специальная физическая тренированность, психологическая и теоретическая подготовленность. Эти стороны мастерства борца тесно связаны между собой.
Совершенствование борца в технике
Техника является основой мастерства борца, она во многом определяет его возможности и его класс. У каждого борца складывается свой арсенал прочно освоенных и успешно применяемых в соревнованиях технических действий, которые в практике именуются как излюбленные. Разносторонняя техническая подготовка борца — одно из важнейших требований современного уровня развития спортивной борьбы. Разносторонне подготовленным можно считать такого борца, который умеет применять на состязаниях различные приемы и контрприемы, а также пользоваться защитами от всех атакующих и контратакующих действий. Для успешного выполнения приема в соревновательной схватке недостаточно усвоить только его техническую структуру, необходимо еще располагать определенным запасом знаний, умений и навыков по тактике. Поэтому совершенствование в технике проходит в неразрывной связи с совершенствованием в тактике.
Пути совершенствования мастерства борца
Борец должен постоянно стремиться к обогащению и пополнению своей техники новыми, в совершенстве отработанными приемами и новыми вариантами ранее усвоенных технических действий. К этому его обязывает одна из характерных особенностей борьбы, заключающаяся в том, что противники сравнительно быстро (после нескольких встреч) распознают атакующие действия борца и успешно защищаются против них. И если спортсмен на всех соревнованиях использует одни и те же приемы, это снижает его возможности добиться преимущества. Следует осваивать наиболее эффективные варианты приемов, контрприемов и защит, которые наилучшим образом отвечают особенностям физического развития, психологического склада борца и его наклонностям; учитывать особенности мастерства основных конкурентов и избирать в борьбе с ними более результативные технические действия; постоянно исправлять недостатки в технической подготовке. Совершенствование технической подготовки борца проходит по следующим направлениям: 1. Исправление ошибок и повышение рациональности структуры выполнения приемов, контрприемов и защит. 2. Приобретение умения выполнять технические действия с разными противниками и из все большего числа разнообразных динамических ситуаций. 3. Развитие физических качеств, принимающих преимущественное участие в проведении излюбленных приемов. 4. Укрепление волевых качеств (настойчивости, решительности и уверенности и др.), играющих большую роль в успешном выполнении излюбленных приемов. Техника борца тем рациональнее, чем она полнее отвечает его индивидуальным особенностям (телосложению, физическому и психическому развитию), степени подготовленности в конкретно сложившейся обстановке в схватке. Исходя из этого, борец, усвоив основу структуры приема, вносит соответствующие изменения в его выполнение. Известно, что между техникой выполнения излюбленных приемов и уровнем развития отдельных мышц существует взаимосвязь. Целенаправленная работа над развитием групп мышц, принимающих активное участие в выполнении какого-либо приема, способствует более совершенному его выполнению. Так, например, если борец развивает мышцы-сгибатели плеча и предплечья, разгибатели туловища, подошвенные сгибатели стопы и разгибатели бедра близкими по структуре и характеру упражнениями с броском прогибом, то он одновременно будет и совершенствовать выполнение этого приема.
Методы совершенствования в технике
Совершенствование в технике борьбы проходит с использованием целого ряда методов и методических приемов. К наиболее эффективным и часто применяемым из них относятся. Повторный метод. Он заключается в неоднократном выполнении технического или тактического действия (элемента) в одних и тех же условиях либо в изменяющихся условиях, но эти изменения не оказывают заметного влияния на усложнение или облегчение выполняемого действия. Повторение приема в одних и тех же условиях позволит борцу прочно закрепить свой навык, довести выполнение приема до автоматизма. Метод изменения условий сводится к тому, что борец упражняется в выполнении технических приемов в различных условиях и разнообразной обстановке. Этот метод играет особо важную роль в процессе закрепления и дальнейшего совершенствования в технике и тактике, в выработке прочного и в то же время подвижного навыка при воздействии сбивающих факторов. Следует иметь в виду, что одни и те же условия в одних случаях будут более легкими, в других — более сложными. Это зависит от целого ряда факторов, и прежде всего от уровня подготовленности спортсмена, его самочувствия, от того, какое техническое действие выполняется и в какой степени спортсмен владеет им, а также какие задачи стоят в данный момент перед упражняющимся. К основным средствам изменения условий выполнения приема и его тактики относятся: Изменение внешних условий (оборудования и места проведения занятий); на открытом воздухе и в помещении; при различной температуре; на мягком ковре или жестком: на коврах различных размеров (размеры рабочей площадки ковра могут быть обозначены условно), на различном расстоянии от края ковра. Изменение видов упражнений: специальные имитационные упражнения без снарядов и со снарядами (с чучелом, с тренировочным мешком) различного веса и размера; специальные упражнения с партнером; схватки различного характера: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные. Характер схватки в значительной мере определяет сопротивление партнера и поведение упражняющегося (подробно о схватках см. в разделе «Упражнения борца», стр. 550). Выполнение действий с различными партнерами: по росту и весу; по технической и тактической подготовленности; по физической подготовленности (сильный или слабый, быстрый или медленный, ловкий или с плохой координацией и т. д.); по волевой подготовленности (смелый, нерешительный, упорный и т. д.). Постановка различных заданий партнеру. Для совершенствования технического действия в специальных упражнениях или в схватке не всегда удается подобрать партнера, индивидуальные качества которого соответствовали бы задачам, стоящим перед упражняющимися. В этом случае тренер с помощью соответствующих заданий партнеру может в значительной мере обусловить необходимые с его стороны действия и поведение. Например, тренер может воспроизводить определенные положения, осуществлять движения, действия, облегчающие или затрудняющие выполнение упражняющимися совершенствуемого действия; находиться в заданном положении различное по продолжительности время и выполнять заданные движения и действия с различной скоростью и силой; в ответ на действия упражняющегося относительно не сопротивляться или сопротивляться в полную силу. Выполнение действия при различном психическом и функциональном состоянии, из различных исходных положений. Борец выполняет действия со свежими силами или когда устал; занимает неудобное положение (принимает непривычную стойку, располагается по отношению к краю ковра спиной, боком, грудью и т. .); осуществляет различный захват (высокий, низкий); атакует с различной дистанции (ближней и дальней). Средства варьирования условий используются в зависимости от задач тренировки. Метод показа (наблюдения) (см. «Методы обучения», Стр. 161). Соревновательный метод (см. «Методы обучения»). Контрольный метод (см. «Методы обучения» и «Педагогический контроль», стр. 232). Вычленение (по элементам). Этот метод используется с целью дальнейшего совершенствования техники. Он заключается в том, что борец вычленяет какой-либо из элементов (фазу, часть) приема и выполняет его изолированно от других. Метод вычленения применяют прежде всего для отработки тех деталей приема, которые у борца отстают. Акцентированное внимание. Методический прием заключается в том, что при совершенствовании технического действия в целом упражняющийся обращает особое внимание на выполнение какого-либо одного элемента. К этому методическому приему часто прибегают в тех случаях, когда невозможно вычленить отрабатываемый элемент. Эпизод схватки. Методический прием представляет собой совершенствование технического действия в той или иной динамической ситуации, имеющей место в практике соревнований (атаки спуртом, связки и др.). Борец отрабатывает выполнение приемов в тесной связи с тактическими действиями, и прежде всего с различными способами тактической подготовки в различных комбинациях. Основным видом упражнения, в котором проходит совершенствование в технике и тактике с использованием этого методического приема, являются учебные схватки и упражнения с партнером. Задачи партнера заключаются в том, чтобы четко и правильно воспроизводить динамическую ситуацию, при которой упражняющийся будет выполнять свои действия. Анализ. Этот методический прием предполагает теоретический и практический разбор совершенствуемого действия на основе просмотра кинограмм, кинокольцовок, фотоснимков, соревнований или тренировок, а также материалов, полученных в результате использования объективных методов контроля за технической и тактической подготовкой борца (см. «Методы обучения» и «Педагогический контроль»). Дифференцирование. Этот методический прием состоит в том, что упражняющийся должен своевременно реагировать соответствующим действием только на строго определенные благоприятные ситуации, воспроизводимые партнером, пропуская без внимания все остальные. Партнеру дается задание: наряду с Движениями и позами, создающими благоприятные ситуации для выполнения приема, периодически воспроизводить ситуации, в большей или меньшей мере отличающиеся от тех. на которые упражняющийся должен реагировать. Дифференцирование играет особо важную роль в совершенствовании тактики проведения технических действии, и в частности в приобретении умения тонко воспринимать и правильно использовать благоприятные моменты для атаки (контратаки) противника. Методический прием дифференцирование используется в специальных упражнениях с партнером и в учебно-тренировочных схватках. Фиксация. Прием заключается в том, что преподаватель, наблюдая за выполнением технических действий, по условному сигналу (хлопку, свистку или возгласу «стоп») останавливает действия борцов. После того как они зафиксируют положение тела, в котором их застал сигнал, тренер разбирает конкретно сложившуюся ситуацию, указывает на допущенные ошибки и поясняет, как надо действовать в данном случае. Фиксация дает возможность упражняющемуся наглядно убедиться в совершаемых им ошибках и яснее понять, как правильно надо выполнять отдельные детали действия (см. раздел «Методы обучения», стр. 166). Утрирование. Данный методический прием сводится к тому, что борцу дается задание выполнить действие с умышленным отступлением, в котором он допускает ошибку. Например, если борец при выполнении броска прогибом раньше времени поворачивается грудью к ковру и после неоднократных указаний продолжает повторять ту же ошибку, полезно, чтобы он делал поворот позже, чем это требуется на самом деле. Дополнительный ориентир. Прием заключается в использовании дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей, помогающих занимающемуся правильно выполнять отдельные движения целостного действия во времени и пространстве, сочетать свои действия с действиями противника и окружающими предметами.
Совершенствование и закрепление навыка борца
Известно, что навык становится прочным лишь при условии систематического многократного повторения. При этом в выполнении технического действия устраняется напряженность и его проведение доводится до автоматизма. В процессе повторения перед борцом раскрываются новые возможности в выполнении приема. При систематическом повторении излюбленных приемов, контрприемов и защит борец должен преимущественное внимание уделять наиболее важным и сложным техническим действиям, а также тем действиям (элементам), которые еще недостаточно закреплены и при проведении которых он допускает ошибки. В борьбе двигательный навык каждый раз проявляется в разных условиях. Поэтому задача совершенствования мастерства борца заключается в умении выполнять технические действия из различных исходных положений в разнообразных динамических ситуациях, а также применять различные способы подготовки благоприятных условий. Большую часть специальных упражнений и схваток, направленных на совершенствование техники, рекомендуется проводить с различными партнерами, но такого же веса как сам борец, или же с разницей в одну весовую категорию. В то же время для усложнения условий периодически следует проводить схватки с партнерами более тяжелого веса. В схватке с более слабым противником борец имеет возможность шире применять различные технические приемы и чаще атаковать. В схватках с сильными соперниками спортсмен больше использует защитные действия. Совершенствуя технические и тактические действия, необходимо постоянно уделять внимание выработке высокой точности и четкости их проведения при оптимальной быстроте. Увеличивать быстроту выполнения приема надо постепенно— каждый раз настолько, насколько прочность навыка гарантирует сохранение рациональной структуры приема. Одновременно с выработкой быстроты проведения приемов следует развивать способность действовать своевременно и непринужденно. Уровень мастерства выполнения приема в целом зависит от того, насколько хорошо борец владеет каждым из элементов (частей), составляющих данный прием. В схватках с разными противниками в различных ситуациях решающими для успешного выполнения приема могут оказаться различные его элементы (части). Так, в схватке с противником, с которым легко и просто выполнить захват, успех выполнения броска прогибом будет полностью зависеть от искусства борца сделать вторую часть приема— бросок. В то же время в поединке с другим соперником может оказаться трудным осуществить захват и, наоборот, легко выполнить бросок. Таким образом, преподаватель должен следить за тем, чтобы спортсмены совершенствовали не только действие в целом, но и отдельные его части. Техническое и тактическое мастерство борца в значительной степени характеризуется также его умением в случае необходимости изменять отдельные детали приема, с тем чтобы преодолеть трудности, возникающие на пути его проведения, и полностью извлечь все выгоды из сложившейся в данный момент ситуации. К овладению этим искусством нужно приступать после того, как борец прочно освоит основу структуры приема. Совершенствование умения изменять отдельные детали приема, исходя из конкретно сложившейся обстановки, проводится в упражнениях с партнером. Партнер с помощью исходных положений (в том числе и в положении у края ковра), соответствующей защитной или контратакующей реакцией создает упражняющемуся обусловленные заданием препятствия в проведении совершенствуемого приема. При выполнении технических Действий в условиях, требующих изменения структуры приемов, преподаватель внимательно следит за тем, чтобы эти отклонения были действительно необходимы и соответствовали бы особенностям конкретно сложившейся ситуации. Таким образом, для наиболее рационального проведения своих излюбленных технических действий борцу следует, с одной стороны, постоянно стремиться к тому, чтобы сохранить привычную для себя структуру (ее основу) выполнения приема (имеется в виду, что она наиболее полно отвечает индивидуальным особенностям борца), а с другой — вносить необходимые изменения в детали выполнения приема, диктуемые конкретно сложившейся обстановкой. Такая прочность и пластичность навыков достигается путем многократного выполнения совершенствуемого действия в повторяющихся и изменяющихся условиях. В процессе тренировки должна систематически проводиться работа над исправлением ошибок (см. раздел «Методы обучения», стр. 166). Как правило, выполнение специальных упражнений и проведение схваток, направленных на совершенствование техники и тактики, проводится на свежие силы, пока борец не устал. Для этого следует периодически устраивать перерывы для отдыха, с тем чтобы спортсмен не чувствовал себя слишком утомленным. Хорошо, когда борец прекращает упражняться только после того, как действие выполнено удачно. Тогда у спортсмена не останется чувства неуверенности, неудовлетворенности, нежелания возвращаться к этому действию в следующий раз, которое часто возникает после неудачного проведения приема, и в то же время сохраняется представление правильного выполнения. Технические действия, выполняемые на тренировке, необходимо систематически закреплять и шлифовать в обстановке соревнований. Совершенствование в технике и тактике проходит в основной части учебно-тренировочного и тренировочного занятия, во время участия борцов в соревнованиях, а также на самостоятельных занятиях (домашние задания). Кроме того, упражнения, направленные на совершенствование технических и тактических навыков, включаются во вторую часть утренней зарядки борца и в разминку перед схваткой. Совершенствование в технике и тактике требует от борца большого трудолюбия, творческого подхода к тренировкам и упорства в достижении поставленной цели.
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
|
|
|