ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БОРЦА

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БОРЦА

 

Точность основных сложных технических движений борца

 

Спортивная борьба относится к группе видов спорта, в кото­рой успешность выполнения технических действий связана с довольно вариативными условиями их проявления, относительно подвижным навыком и точным конечным результатом.

В спортивной борьбе существует немного движений, в кото­рых точность можно оценивать объективными количественными показателями. При этом во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешностью решения ко­нечной двигательной задачи (ее результатом). Успешность реше­ния двигательной задачи в борьбе сводится к тому, чтобы опро­кинуть и прижать противника спиной к ковру. При этом в боль­шинстве случаев важна не только точность проведения технического действия (основных приемов нападения), но и тес­но связанная с ней эффективность. Решение двигательной зада­чи в борьбе (точность и эффективность приема) усложняется по­стоянно меняющимися условиями поединка.

Условия единоборства создают большое разнообразие обста­новки для проявления навыка. Это служит одной из основ­ных причин его подвижности. Однако эта подвижность неве­лика.

В борьбе эмпирически созданы наиболее выгодные двига­тельные структуры (по показателям быстроты, силы и взаимо­действия всех частей тела). Точное их воспроизведение в опти­мальных пределах дает наилучший спортивный результат (ра­циональная структура).

На соревнованиях высококвалифицированные спортсмены в процессе схватки стремятся создать наиболее благоприятные воз­можности для выполнения рациональной структуры техническо­го действия. Предварительные действия борца направлены на создание стартового положения, близкого к рациональной основе структуры приема. Такое положение наиболее эффективно и просто для нападения и защиты.

Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий выполнения движений сбивает атакующего, и его действия становятся менее эффективными. Очень важно, что­бы технические навыки спортсмена были более устойчивы и со­хранялись бы при сбивающих факторах. Но это не значит, что движение должно оставаться постоянным. Оно, естественно, не­сколько изменяется, но основа структуры сохраняется.

Постоянство движения удается сохранить лишь мастерам высокого класса. Это достигается, с одной стороны, приспособи­тельными механизмами, выработанными в ходе совершенствова­ния технического навыка в различных условиях, а с другой — приспособлением самой основы движений.

Таким образом, сформированный навык должен отвечать всем требованиям, предъявленным к нему в борьбе (вариативной об­становкой соревнования и тренировки).

 

Ритм в сложных технических движениях (приемах) борьбы

 

В основе навыков лежит его оптимальный ритм. Усвоение бор­цом оптимального ритма свидетельствует о высоком спортивно-техническом мастерстве.

В каждом техническом приеме есть свой ритм, т. е. опреде­ленное соотношение длительностей его частей, различных по на­правлению, скорости и развиваемому усилию. Ритма нет лишь в таких простых однократных движениях, которые не могут быть расчленены на части, отличающиеся друг от друга, например, свободное пассивное падение вниз вытянутой вперед руки (Д. Донской).

Поэтому в сложной структуре движения борца формируется довольно четкий ритм. Например, в бросках прогибом, проводимых с чучелом, наблюдается довольно четкая регистрация трех частей.

Первая часть приема (подход к противнику) выполняется в течение 170—280 мсек; вторая (падение назад и отрыв противни­ка) — в течение 270—380 мсек; третья (бросок и поворот грудью к ковру) — в течение 280—530 мсек.

Изменения, происходящие в первой части приема, оказывают влияние на вторую и особенно третью части.

При выполнении борцом приема наблюдается взаимная ком­пенсация нескольких слагающих. Диапазон изменения суммар­ного времени выполнения приема (время подхода, отрыв, бро­сок) оказывается меньше диапазонов изменения каждого из слагающих.

При выработке двигательного навыка возрастает роль .мы­шечного чувства, с помощью которого анализируются микро­интервалы времени. По мере освоения двигательного навыка анализаторы времени приобретают ведущее значение. Как из­вестно, при образовании двигательного навыка повторение дви­жений приводит ко все большему закреплению условно-рефлек­торных связей между всеми системами, участвующими в его осу­ществлении. При нарушении какой-то связи происходит изме­нение в эффективном проявлении двигательного навыка и в первую очередь — в мышечном чувстве.

Выработка ритма рассматривается как критерий совершен­ства двигательного навыка, в основе которого лежит механизм условных рефлексов на время.

Нужно также иметь в виду, что существуют оптимальные ве­личины скорости проведения приема (при условии действия раз­личного рода помех они «сдвигаются»). Например, при ус­ложнении условий выполнения приема его время проведения может значительно изменяться. Однако при повторном выпол­нении приема в этих же условиях время изменяется незначи­тельно.

При анализе ритма движений было отмечено, что у различ­ных борцов ритм разный. В результате изучения этого вопроса удалось подобрать наиболее выгодный ритм.

Известно также, что один и тот же прием борцы выполняют по-разному, с присущими им индивидуальными чертами. Это про­исходит вследствие того, что методика обучения приемам и сис­тема совершенствования в них строятся в основном на приспо­соблении техники к сильно выраженным индивидуальным осо­бенностям борцов; в настоящее время многие тренеры почти не делают никаких попыток, чтобы несколько видоизменить индивидуальность борцов и найти наиболее выгодный ритм дви­жений. При подготовке борцов надо учитывать и выгодный ритм проведения приема, и индивидуальность борца и находить луч­шие сочетания между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..