Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ «Утверждаю» 2006 год Рабочая программа Дисциплина Курс по выбору «Управление внешнеэкономической деятельность» Специальность 060500 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация экономист Факультет экономический Курс 4 Лекций 10 Практических (семинарские) занятий 10 - 2006 год Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности - 060500 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономики и эк. анализа (протокол № ___ от « » ___________2006 г. Председатель методического совета С.А. Воротынцева Рабочую программу составил: I.
Организационно - методический раздел
1.1. Пояснительная записка Курс дисциплины управление ВЭД (внешнеэкономической деятельностью) способствует изучению принципов и механизмов управления ВЭД хозяйствующих субъектов России, нормативно - законодательных аспектов и организации структуры ВЭД на предприятии, образцов внешнеэкономической документации, международных норм, регулирующих ВЭД хозяйствующих субъектов в РФ. 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен а) знать: - нормативные документы, регулирующие ВЭД хозяйствующих субъектов - задачи, решаемые предприятием и организацией при ведении ВЭД б) уметь - проводить анализ рынков при ведении ВЭД фирмой - проводить оценку эффективности ВЭД предприятия - использовать систему сбора информации по выходу на внешний рынок для в) владеть - навыками оценки П. Содержание дисциплины
2.1. Основные разделы дисциплины Состояние внешнеэкономических связей России Внешнеэкономическая деятельность предприятия Правовые и валютно - финансовые аспекты при ведении ВЭД предприятия Выход на внешний рынок и создание совместных предприятий 2.2. Темы и их содержание: Т. 1 Сущность и организация ВЭД Экономические реформы в России; формы внешнеэкономических связей; задачи необходимые для выполнения федеральной программы развития экспорта, проблемы торговли России с зарубежными партнерами; основные цели присоединения России к ГАТТ /ВТО; система органов государственной власти, осуществляющие управление ВЭД и их основные функции. Т.2 Внешнеэкономическая деятельности фирмы Исследование рынка в ВЭД предприятия; возможное варианты организационных структур фирмы; основные функции отделов, осуществляющих работу на внешнем рынке; методика, определяющая экономическую эффективность ВЭД на уровне предприятия. Т. 3 Правовые и валютно - финансовые аспекты ведения ВЭД фирмы. Правовые аспекты внешнеторгового договора купли-продажи, структура и международного уровня, толкование основных терминов валютно - финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами кредитование и финансирование внешнеторговых оценок, перечет валютной цены в валюту, оговорки защищающие стороны от риска валютных потерь формы международных безналичных расчетов. Т. 4. Выбор иностранного партнера и использование посредников на внешнем рынке. Классификация фирм, действующих на мировом рынке, по ведению хозяйственной деятельности и характеру операций; по характеру собственности, по принадлежности капитала; правовое положение фирмы, правовые формы иностранных фирм и их характеристика; перечень, вызывающий необходимость использования на рынке посредников; виды посреднических операций и торгово-посреднических фирм, способы вознаграждения посредников, развитие посреднических операций в России в настоящее время. Т. 5 Ценообразование в ВЭД Оплата за товар определенной денежной суммы, цена товара и цена продукции, единица измерения, за которую устанавливает цену по степени определенности, по способу фиксации, стратегические моменты для анализа цен, средняя, экспортная и импортная цена, мировые цены, скидки цен, система скидок в мировой практике. Т. 6 Создание и развитие совместных предприятий Обоснование необходимости создания СП; правовые и экономические отношения функционирования СП анализ состояния и развития Российских СП, специфические мотивы, влияющие на принятие решения о создании СП; свободные экономические зоны, финансирование СП, характерные особенности, возникающие в сфере распределительных отношений, льготы на создание СП, налоговые льготы для СП в России; достоинства и недостатки СП. Т.7 Обеспечение количественных и качественных показателей продукции при ВЭД Основные показатели качества; международные стандарты ИСО-8402, качество изготовления и качество проекта; система показателей отдельных свойств продукции при ведении ВЭД по ГОСТ 22851-77; показатели стандартизации и унификации, сертификаты соответствия, выдача лицензии на экспорт и импорт товаров в России; механизм выдачи лицензий, экспертная оценка количества, качества, и цены экспортируемых товаров; оценка уровня конкурентоспособности продукции. Т. 8 Деловое общение при ведении ВЭД Форма и особенности делового общения, этапы делового общения, установление рабочих отношений с фирмой - партнером, психологические аспекты организации делового общения, деловой протокол, рациональные приемы проведения бесед, приемы и убеждения. Ш. Рабочая программа дисциплины.
3. 1 Распределение часов курса по темам и видам работ. № п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа лекции семинары (пракгич.) Лабораторные 1 2 3 4 5 б 7 I Состояние внешнеэкономических связей России 1 Сущность, организация и гос.регулирование ВЭД в России 9 1 1 7 II Внешнеэкономическая деятельность предприятия 2 Внешнеэкономическая деятельность фирмы 11 2 2 7 III Правовые и валютно - финансовые аспекты при ведении ВЭД 3 Правовые и валютно - финансовые аспекты ВЭД фирм 11 2 2 7 4 Выбор иностранных партнеров. Использование посредников на внешнем рынке 9 1 1 7 5 Ценообразование при ведении ВЭД 9 1 1 7 IV Выход на внешний рынок и создание совместных предприятии 6 Создание и развитие СП 9 1 1 7 7 Обеспечение количественных и качественных показателей предприятия при ВЭД 9 1 1 7 8 Деловое общение при ведении ВЭД 10 1 1 8 Всего 77 10 10 - 57 3.2. Практические занятия, их содержание и объем в часах
№ п/п Содержание занятий Кол-во часов I Сущность, организация и гос. регулирование ВЭД
в России
1 Состояние внешнеэкономических связей, сущность и организация ВЭД в России Основные положение и принципы при ведении ВЭД II Внешнеэкономическая деятельность формы
2 Форм организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия Анализ рынков при ведении ВЭД Оценка эффективности ВЭД фирмы Составление внешнеторгового договора купли - продажи Кредитование торговых операций при ведении ВЭД Формы базисных расчетов при ведении ВЭД Ш Правовое и
валютно - финансовые аспекты ВЭД фирм
2 Определение валютно - финансовых условий Валютные оговорки и страхование от валютных рисков IV Выбор иностранных партнеров, использование посредников на внешнем: рынке
1 Коммерческая работа по изучению фирм - партнеров Изучение посредников при
выходе на внешний рынок Виды посредников. Консигнации соглашения V Ценообразование при ведении ВЭД
1 Ценовой анализ при подготовке внешнеэкономической сделки Порядок приведения цен внешнеторговых контрактов Экономический и статистический анализ цен на сырьевые товары Система скидок в мировой практике. 1 VI Создание и развитие СП
Организационно - правовое обеспечение создания и функционирования СП Анализ состояния и развития СП в России VII Обеспечение количественных и качественных показателей предприятия яри ЮД
1 Квотирование и лицензирование продукции Сертификация Факторы, обеспечивающие качество. Показатели качества Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее совершенствования VIII Деловое общение пори ведении ВЭД
1 Значимость делового общения. Факторы и особенности делового общения Психологические аспекты организации делового общения. Приемы и убеждения Дедовой протокол. Рациональные приемы проведения бесед ВСЕГО 3.3 Лабораторные занятия – отсутствуют 3.4 Формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Промежуточный по вариантам Итоговый - зачет 3.5 - отсутствует IV. Учебно - методическое обеспечение дисциплины
4.1 Типовые контрольные работы. Вариант № 1 Основные этапы развития организации управления ВЭД Как строится организация управления ВЭД в России Вариант № 2 Основные функции отдела внешнеэкономических связей. Основные направления исследования рынка при ведении ВЭД Вариант № 3 Основные виды правовых форм иностранных фирм. Основные показатели характеризующие ВЭД фирмы. Вариант № 4 Характерные черты внешнеторгового договора купли - продажи Практический смысл: условий о валюте цены, валюте капитала, валютной оговорке. Тесты: Найдите неправильный ответ: 1. При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятие приходится решать вопросы, связанные с экспортно-импортной деятельностью: б) изучение мирового рынка в целом; б) активизация международных экономических организаций; в) доходы организаций в иностранной валюте: б) экономические перспективы; в) показатель внешней задолженности; г) уровень складских запасов; б) совместное предпринимательство; г) разработка природных ресурсов. а) устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки российских товаров и услуг; в) определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, камней, материалов и др. а) сотрудничество в области промышленности; г) сотрудничество в области научно-технического прогресса. б) сокращение номенклатурных товаров, облагаемых пошлинами; г) дифференциация ставок импортного тарифа; а) повышение конкурентоспособности российской экономики; б) комбинирование охвата целевой аудитории; в) сохранение позиций России на мировых товарных рынках; г) сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли. 10. Основные принципы госрегулирования ВЭД в России: б) единство системы госрегулирования и контроля за ее осуществлением; в) единство таможенной территории Российской Федерации; в) защита государства прав и законных интересов участников ВЭД; г) организация расчетов и кассовое обслуживание ВЭД. б) товары первой необходимости; в) товары двойного назначения; г) товары с содержанием драгоценных металлов. а) лекарственные средства и фармацевтические субстанции; б) возбудители заболеваний человека, животных и растений; в) товары для экстренных случаев; г) шифровальные средства. г) порох промышленного применения, взрывчатые вещества и пиротехнические изделия. а) переводы неторгового характера; в) возможность доведения информации на разных языках; г) переводы за границу и получение из-за границы процентов. а) прямые и портфельные инвестиции; г) маркетинговые исследования и консалтинг; б) отдел рекламы и выставок; в) валютно-финансовый отдел; г) транспортный отдел. б) отдел конъюнктуры и цен; в) отдел совместных предприятий; г) отдел технического обслуживания запчастей. 21. Функциональные отделы и службы, обеспечивающие принятие и исполнение управленческих решений: а) инженерно-технический отдел; б) отдел кадров; д) протокольный отдел. 22. Основные разделы маркетингового исследования спроса при ВЭД: б) анализ хозяйственной деятельности фирмы; в) анализ перспектив развития рынка; г) исследования требований покупателей товара. а) исследование производства товаров на местном рынке; г) изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов. 24. Основные направления маркетингового исследования условий работы на международном рынке: а) изучение форм и методов торговли: а) изучение правовых вопросов на местном рынке; б) анализ конкурентоспособности фирмы; в) анализ конкурентоспособности продукции; г) анализ хозяйственной деятельности фирмы. б) товар должен быть уникальным; в) небольшие издержки на первоначальном этапе; г) наличие финансовых резервов для рекламы. 27. Для реализации ценовой стратегии «прорыва» необходимы условия: в) высокая емкость рынка; а) метод прямого убытка; б) метод простого отражения затрат; в) метод стандарт-кост; г) перестройка международных политических союзов. а) изменения условий рынка; б) нестабильность экономики; б) эффективность проведения рекламных мероприятий; 35. Показатели экономической эффективности ВЭД можно разделить на: 39. К относительным показателям эффективности объема продаж относят: а) отношение объема продаж к персоналу; в) отношение объема продаж к оборотному капиталу; 40. Информационное обеспечение ВЭД за границей обеспечивают: а) кредит-бюро; д) Внешэкономбанк России. а) адресные справочники; б) расположение коммерческих предприятий на территории различных государств; б) предмет и объект поставки; б) транспортные условия; д) порядок разрешения споров. в) время отдыха персонала; в) основная перевозка оплачена; а) подделка; 50. Система скидок мировой торговой практики включает: б) дилерские скидки; в) скидки «сконто»; г) «зеленые» скидки. а) пункт назначения; г) состав учредителей. а) номер контракта; б) номер места; в) инструкцию по погрузке-выгрузке; б) срок платежа; г) почтовые переводы; б) указание срока платежа; в) подпись лица, представителя местной администрации; г) наименование того лица, которому или по приказу которого платеж должен быть совершен; д) подпись лица, которое выдает вексель; а) предварительные; в) по количеству; г) по габаритам; д) по качеству. а) методы по стандарту; б) метод по техническим условиям; г) метод по описанию. 59. Методы определения качества товара в контрактах: б) метод по выходу готового продукта; б) гарантийный срок хранения; г) банкротство предприятия. а) военные действия; а) дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами; 67. Торговые фирмы – это: в) консигнаторы; б) транспортные и отгрузочные; в) таможенные; б) счет-спецификация; 74. В группу страховых документов входят: в) страховой полис; в) экспортные и импортные лицензии; г) совершение сделки между партнерами, предприятия которых находятся в разных странах. 79. Оговорки по качеству, используемые во внешнеторговых контрактах: б) соответствие образцу; в) соответствие мировым стандартам; г) такой – какой есть. 4.2 Примерные перечень вопросов для самостоятельной работы. 1. Почему в экспорте России доминирует сырьевая направленность 2. В чем состоит проблема ВЭД России, которые необходимо решать в первую очередь. 3.Какие можно выделить основные этапы развития организации управления ВЭД 4.Основные способы проникновения на зарубежный рынок. 5.Какие критерии оценки эффективности ВЭД предприятия. 6.Каковы критерии классификации фирм при ВЭД. 7.Основные показатели характеризующие деятельность международной фирмы. 8.Какими возможностями располагает фирма для сбора коммерческой информацией в России. 9.Какова роль типового внешнеторгового контракта купли - продажи. 10.Почему международные правила по трактованию терминов (ИНКОТЕРМС) называют базисными условиями поставки. 11.Суть завершающей статьи внешнеторгового контракта купли - продажи. 12.Характеристика, классификация условия применения безналичных форм расчетов. 13.Условия, кредитования внешнеторговых сделок. 14. Основные показатели качества. 4.3. Примерная тематика ов – отсутствует 4..4. Перечень вопросов к зачету: Основная литература: Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под редакцией проф. Л.Е. Стровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 847 с. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. /Ф. Котлер – СПб.: Питер, 2004. 800 с.: ил. – (Серия теория и практика менеджмента») 4.7 Использование информационных технологий – не применяется V раздел Дополнения и изменения в рабочей программе на ______ учебный год. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Протокол №____от «__»__________200_г. Зав. кафедрой___________
|