Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

В интересах Федерального агентства по образованию Мониторинг регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

 

             

В интересах Федерального агентства по образованию Мониторинг регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

Финансовая академия при Правительстве РФ

(в интересах Федерального агентства по образованию)

Мониторинг регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

Проект: «Разработка организационно-экономических механизмов обеспечения деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования»

Руководитель проекта,

зав. кафедрой Финансовой академии при Правительстве РФ, д.э.н., проф.

Я.М.Миркин

Москва,

2006 г.


Содержание

Стр.

Введение

1

Анализ возможности внедрения методики нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных программ как нового организационно-экономического механизма в деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования

1.1

Анализ и оценка существующих подходов по формированию нормативов подушевого бюджетного финансирования программ начального и среднего профессионального образования

1.1.1

Отчет о результатах мониторинга регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

1.1.1.1

Инструментарий и механизм проведения мониторинга регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

1.1.1.2

Региональный опыт нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений – результаты проведения мониторинга

1.1.1.3

Анализ и оценка возможных направлений модернизации методик нормативного бюджетного подушевого финансирования

Список использованных источников

Блок А. Документальная база Отчета о результатах мониторинга регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

Приложение 1

Порядок расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области, утвержденный Постановлением Правительства Астраханской области от от 16 декабря 2005 г. N 445-П

Приложение 2

Порядок финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области за счет средств, полученных муниципальными образованиями в порядке субвенций, утвержденный Постановлением Правительства Астраханской области от от 28 декабря 2005 г. N 467-П

Приложение 3

Методика расчета финансовых нормативов в системе образования, утвержденная постановлением администрации

Брянской области от 30 августа 2006 г. N 530

Приложение 4

Закон Вологодской области от 12 июля 2005 г. №586 «О нормативах расходных потребностей» (выдержка)

Приложение 5

Методика расчета региональных нормативов бюджетного финансирования, утвержденная постановлением Администрации Воронежской области от 14 апреля 2005 г. N 261 «О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области»

Приложение 6

Порядок определения норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования по видам общеобразовательных программ, утвержденный Законом Еврейской автономной области от 24 декабря 2004 г.

Приложение 7

Методика расчета нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области на 2006 год, утвержденная законом Иркутской области от 12 января 2006 г. №9-оз

Приложение 8

Структура нормативов и методика расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в дневных общеобразовательных учреждениях и вечерних (сменных) общеобразовательных школах, утвержденные законом Калиниградской области от 17 марта 2005 г.

Приложение 9

Нормативы бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях на одного обучающегося в год, утвержденные законом Калининградской области от 31 марта 2005 г. N 534

Приложение 10

Нормативы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам, утвержденные законом Кемеровской области от 12 июля 2006 г. N 95-ОЗ

Приложение 11

Нормативы финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области , установленные Законом Кировской области от 3 ноября 2005 г. №371-ОЗ

Приложение 12

Социальные нормы и финансовые нормативы, Методика расчета социальных норм и финансовых нормативов, утвержденные постановлением Государственного совета Республики Коми от 11 октября 1995 г. №1-4/11

Приложение 13

Методика исчисления нормативов финансирования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Камчатской области на 2005 год, утвержденная Законом Камчатской области от 27 июня 2005 г.

Приложение 14

Закон Корякского автономного округа от 26 декабря 2005 г. №107-оз «О региональных нормативах расходов для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ»

Приложение 15

Методика расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края , Порядок финансирования общеобразовательных учреждений Краснодарского края с учетом нормативно-подушевого принципа, утвержденные Приказом Департамента образования и науки Краснодарского края от 21 августа 2006 г. № 179/01.5/3653

Приложение 16

Порядок расчета нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 15 ноября 2005 г.

Приложение 17

Порядок расчета нормативов расходов на обспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области , утвержден областным законом от 13.05.2005 N 32-оз

Приложение 18

Закон Санкт-Петербурга от 8 мая 2003 г. №193-22 «Об установлении региональных нормативов финансирования образовательных учреждений в Санкт-Петербурге »

Приложение 19

Закон Магаданской области от 23 декабря 2005 г. №652-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования государственных образовательных учреждений Магаданской области»

Приложение 20

Закон Магаданской области от 23 декабря 2005 г. №651-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования учреждений начального профессионального образования Магаданской области»

Приложение 21

Методика расчета нормативов расходов бюджета в системе образования Московской области , применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 22 сентября 2005 г. №642/37

Приложение 22

Порядок определения региональных нормативов финансирования государственных областных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный Законом Мурманской области от 19 декабря 2005 г. №706-01-ЗМО

Приложение 23

Порядок определения региональных нормативов расходов для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ на 2005 год», утвержденный Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 г. №551-01-ЗМО

Приложение 24

Закон Новосибирской области от 15 мая 2006 г. №12-ОЗ «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области»

Приложение 25

Письмо Департамента образования Пермской области от 19 июля 2005 №29/01-21/2154 «О региональном государственном заказе на подготовку рабочих кадров в 2005 году»

Приложение 26

Методики расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Самарской области , утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 20 декабря 2004 г. №85

Приложение 27

Порядок определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ, утвержденный Законом Саратовской области от 29 июня 2005 г. №63-ЗСО

Приложение 28

Порядок расчета норматива и субвенций на 2006 год муниципальным образованиям на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях и распределения средств субвенций на муниципальном уровне, утвержденный Постановлением администрации Тверской области от 21 августа 2006 г. N 206-па

Приложение 29

Закон Томской области от 8 декабря 2005 года №228-ОЗ «О выделении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях»

Приложение 30

Методические рекомендации администрациям городских округов и муниципальных районов края по переводу общеобразовательных учреждений края на нормативное подушевое финансирование, сообщенные письмом Министерства образования Хабаровского края от 11 августа 2006 г. №5-8-2557

Приложение 31

Методика расчета нормативов подушевого финансирования для определения субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований для реализации основных общеобразовательных программ, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2006 г. N 116

Приложение 32

Закон Республики Хакасия от 9 ноября 2004 г. № 77 «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»

Приложение 33

Методика расчета нормативов для опрделения размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования, утвержденная Законом Челябинской области от 22 декабря 2005 г.

Приложение 34

Расчет нормативов для определения субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов, городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, утвержденный Законом Читинской области от 13 апреля 2005 года № 660-ЗЧО

Приложение 35

Правила нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в Чувашской республике, утвержденные постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 15 мая 2006 г. №123

Приложение 36

Методика расчета норматива и объема расходов финансирования на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, утвержденная Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2006 г. №94-ЗАО

Приложение 37

Нормативы бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Закон Ярославской области от 7 декабря 2004 г. №49-з

Приложение 38

Порядок предоставления и расходования субвенции местным бюджетам на обеспечение образовательного стандарта, утвержденный постановлением Администрации области от 04.04.2005 N 42-а

Приложение 39

Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. №75-а «О переходе на нормативное бюджетное финансирование государственных учреждений начального профессионального образования области»

Приложение 40

Постановление Правительства г. Москвы от 16.08.2005 № 619-ПП «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в общеобразовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2006 год»

Приложение 41

Постановление Правительства г. Москвы от 16 мая 2006 г. № 321-ПП «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы на 2007 год»

Приложение 42

Методические рекомендации по расчету нормативов финансирования услуги в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Основные сокращения

В настоящем отчете используются следующие основные сокращения:

Норматив подушевого бюджетного финансирования

НБПФ

Образовательное учреждение

ОУ

Учреждение начального профессионального образования

НПО

Учреждение среднего профессионального образования

СПО

Норматив подушевого бюджетного финансирования

Подушевой норматив

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изменениями и дополнениями)

Конституция РФ

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями)

ГК РФ

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

БК РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

НК РФ

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

Закон об образовании

Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)

Закон о некоммерческих организациях

Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» (с изменениями и дополнениями)

Типовое положение об ОУ СПО

Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. №650 «Об утверждении типового положения об учреждении начального профессионального образования» (с изменениями и дополнениями)

Типовое положение об ОУ НПО

Проект Федерального закона «Об автономных учреждениях» №286563-4

Проект закона об автономных учреждениях

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Постановление о коррекционном образовательном учреждении

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1995 г. № 420 «О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»

Постановление о специальном учебно-воспитательном учреждении

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 36 «Об утверждении правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского Профессионального образования»

Постановление о введении образовательных стандартов

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального образования)»

Постановление об учреждении СПО

Постановление Правительства Российской Федерации от 05 июня 1994 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»

Постановление об учреждении НПО

Постановление государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 10 «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации»

Постановление Госкомвуза РФ об итоговой государственной аттестации выпускников учреждений СПО

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 01 ноября 1995 г. № 563 «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования и положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната»

Постановление Госкомвуза РФ об итоговой государственной аттестации выпускников учреждений НПО

Введение

На современном этапе сфера образования является одной из важнейших составляющих успешного социально-экономического развития страны. «России нужна конкурентоспособная образовательная система».[1] Образование выступает фактором устойчивого экономического роста экономики, повышения конкурентоспособности страны в средне- и долгосрочной перспективе.[2]

В настоящее время учреждения начального и среднего профессионального образования в России реализуют профессиональные образовательные программы по подготовке специалистов-практиков более чем 280 специальностей. При этом численность занятых в экономике, имеющих среднее и начальное профессиональное образование, составляет соответственно 25,4% и 18,3% от числа всех занятых в экономике.

В этой связи одной из важнейших задач в сфере развития системы образования в РФ становится совершенствование системы подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, обеспечение функционирования учреждений НПО и СПО в соответствии с потребностями современной экономики в профессиональных кадрах требуемых квалификаций.

В то же время существующие на сегодняшний день организационно-экономические механизмы функционирования учреждений НПО и СПО не позволяют в полной мере реализовать стоящие перед ними задачи, приводят к нерациональному расходованию бюджетных ресурсов и неэффективности системы подготовки кадров с начальным и средним профессиональным образованием. Основные сложности и недостатки существующих организационно - экономических механизмов в учреждениях НПО и СПО проявляются следующим образом:

-отсутствие эффективных механизмов планирования расходования бюджетных средств и адекватных механизмов расчета потребности в финансировании приводит к повышению затратности функционирования учреждений НПО и СПО, росту численности персонала, отсутствию увязки объемов финансирования и конечных результатов деятельности учреждений НПО и СПО;

-отсутствие четких механизмов финансирования и реализации образовательных программ не позволяет создавать условия для финансирования программ различных уровней и направленности, учитывать при этом ресурсоемкость программ различных специальностей, а также эффективно реализовывать социальные направления в образовательных программах (для людей с ограниченными возможностями здоровья, для «трудной» молодежи и т.д.);

-отсутствие действующих налаженных связей между учебным и производственным процессом приводит к снижению интереса работодателей в финансировании образовательных программ при одновременном росте дефицита специалистов по ряду квалификаций и сложностях при трудоустройстве у выпускников учреждений НПО и СПО.

Одним из ключевых направлений совершенствования организационно-экономических мханизмов функционирования учреждений НПО и СПО является использование в их финансовом обеспечении принципа нормативного бюджетного подушевого финансирования. «Надо отдавать себе отчет, что простого повышения зарплаты для решения проблем бюджетного сектора экономики недостаточно. Давно назрела необходимость в таких финансовых решениях и механизмах, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов и сами организации социальной сферы».[3]

«Использование системы инструментов позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования. Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно к потребителю образовательной услуги по принципу “деньги следуют за учащимся”. Проблемы перехода на нормативно-подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений. Введение в современных условиях механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом».[4]

Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2003 г. № 803, предусмотрены «переход на принципы подушевого финансирования»,[5] развитие нормативного подушевого финансирования как часть процесса внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования (с ежегодным ростом норматива не менее 5%).[6]

Используемые определения

Профессиональное образование – реализация образовательных программ начального (на уровне профессионально-технического училища), среднего (на уровне среднего специального учебного заведения), высшего (на уровне высшего учебного заведения) и послевузовского профессионального образования (Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»).

Сфера профессионального образования - образовательные учреждения профессионального образования, а также виды и направления деятельности, осуществляемые данными учреждения в рамках целей, задач и компетенции, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении и уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Учреждение начального профессионального образования - государственное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ. К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.); профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.); учебно - курсовой комбинат (пункт), учебно - производственный центр, техническая школа (горно - механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.[7]

Учреждение среднего профессионального образования - государственное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, являющееся техникумом (средним специальным учебным заведением, реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня), или колледжем (средним специальным учебным заведением, реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня).[8]

Бюджетное финансирование – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами инвестиций в области развития сферы образования через расходование бюджетных средств в форме оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц, осуществляемых в порядке бюджетного процесса.

Внебюджетное финансирование – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами инвестиции в области развития сферы образования через привлечение частных инвестиций.

Распорядитель бюджетных средств – федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Главному распорядителю бюджетных средств (Рособразование), осуществляющий функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических, инновационных и иных программ в сфере образования.

Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Органы управления образованием – государственные и муниципальные органы управления образованием, деятельность которых направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

Государственные органы управления образованием - федеральные (центральные) государственные органы управления образованием, федеральные ведомственные органы управления образованием, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, созданные решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

1. Анализ возможности внедрения методики нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных программ как нового организационно-экономического механизма в деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования

1.1. Анализ и оценка существующих подходов по формированию нормативов подушевого бюджетного финансирования программ начального и среднего профессионального образования

1.1.1. Мониторинг регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений (Отчет о результатах мониторинга)

1.1.1.1. Инструментарий и механизм проведения мониторинга регионального опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений

Идентификация регионов, внедряющих практику нормативного

бюджетного подушевого финансирования

Как показывает анализ практики, нормативы бюджетного подушевого финансирования внедряются в регионах в следующих разновидностях , являющихся совпадающими по экономическому содержанию , но имеющими терминологические несоответствия :

-нормативы бюджетного подушевого финансирования;

-нормативы финансирования образовательных учреждений;

-нормативы расходных потребностей;

-норативы расходов бюджета в системе образования;

-финансовые нормативы в системе образования;

-нормативы финансирования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования;

-нормативы бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта и др.

В этой связи исходным пунктом мониторинга была индентификация тех регионов Российской Федерации, в которых на практике применяется механизм нормативного бюджетного подушевого финансирования (независимо от того, какая терминологическая конструкция НБПФ использована в региональных нормативных актах).

На этой основе были отобраны – с целью мониторинга - регионы (субъекты РФ и муниципальные образования), в которых на практике происходит внедрение механизма НБПФ .

Выбор регионов для мониторинга опыта нормативного бюджетного

подушевого финансирования

В основе выбора регионов для мониторингакритерий наличия в регионе детально разработанной нормативной базы для внедрения НБПФ , собственных методик расчета региональных нормативов.[9]

Кроме того, критерием отбора являются конкурсные условия выполнения настоящего проекта – мониторинг должен проводиться на примере не менее 10 регионов Российской Федерации (численность населения в них должна составлять не менее 10% населения Российской Федерации).

В качестве объектов мониторинга отобраны регионы – субъекты РФ (муниципальные образования не включаются, хотя ряд муниципалитетов (см. ниже) имеет собственные методики и модели использования НБПФ).

Результаты отбора регионов – субъектов РФ для мониторинга приведены в таблице 1.1.1 .

Таблица 1.1.1

Результаты отбора регионов для мониторинга опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования[10]

Регионы с детально разработанной нормативной базой НБПФ

Регионы, не имеющие практики НБПФ / нормативная база НБПФ не вошла в мониторинг

Название региона

Население

Название региона

Население, тыс. чел.

Тыс.чел.

% к РФ

Центральный федеральный округ

1.Брянская область

1346,5

0,94

Белгородская область

1511,6

2.Воронежская область

2334,1

1,62

Владимирская область

1487,2

3.Московская область

6629,7

4,62

Ивановская область

1114,9

4.Тверская область

1425,6

0,99

Калужская область

1021,5

5.Ярославская область

1338,7

0,93

Костромская область

717,5

6.г.Москва

10406,6

7,25

Курская область

1199,1

Липецкая область

1189,9

Орловская область

842,4

Рязанская область

1194,8

Смоленская область

1019,0

Тамбовская область

1144,8

Тульская область

1621,9

Северо-Западный федеральный округ

7.Республика Коми

996,4

0,69

Республика Карелия

703,1

8.Вологодская область

1245,5

0,87

Архангельская область

1304,5

9.Калининградская область

945,0

0,66

Ненецкий автономный округ

42,0

10.Ленинградская область

1652,9

1,15

Новгородская область

674,1

11.Мурманская область

872,8

0,61

Псковская область

736,7

12.Санкт-Петербург

4600,0

3,21

Южный федеральный округ

13.Краснодарский край

5100,3

3,55

Республика Адыгея

444,4

Республика Дагестан

2621,8

Республика Ингушетия

481,6

Кабардино-Балкарская Республика

896,9

Республика Калмыкия

289,9

Карачаево-Черкесская Республика

434,5

Республика Северная Осетия-Алания

704,4

Чеченская Республика

1141,3

Ставропольский край

2717,9

Астраханская область

998,2

Волгоградская область

2655,2

Ростовская область

4334,4

Приволжский федеральный округ

14.Чувашская Республика

1299,3

0,90

Республика Башкортостан

4078,8

15.Кировская область

1461,3

1,02

Республика Марий Эл

716,9

16.Пермская область

2769,8

1,93

Республика Мордовия

866,6

17.Самарская область

3201,3

2,23

Республика Татарстан

3768,5

18.Саратовская область

2625,7

1,83

Удмуртская Республика

1552,8

Нижегородская область

3445,3

Оренбургская область

2150,4

Пензенская область

1422,8

Коми-Пермяцкий автономный округ

132,8

Ульяновская область

1350,7

Уральский федеральный округ

19.Ямало-Ненецкий автономный округ

523,4

0,36

Курганская область

992,1

20.Челябинская область

3551,4

2,48

Свердловская область

4428,2

Тюменская область (в т.ч. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

3307,5

Сибирский федеральный округ

21.Республика Хакасия

541,0

0,38

Республика Алтай

203,9

22.Эвенкийский автономный округ

17,4

0,01

Республика Бурятия

969,2

23.Иркутская область

2545,3

1,77

Республика Тыва

307,6

24.Кемеровская область

2855,0

1,99

Алтайский край

2565,6

25.Томская область

1036,6

0,72

Красноярский край

2925,4

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

134,1

Новосибирская область

2662,3

Омская область

2046,6

Читинская область

1135,7

Агинский Бурятский автономный округ

73,5

Дальневосточный федеральный округ

26.Хабаровский край

1420,2

0,99

Республика Саха (Якутия)

950,7

27.Амурская область

887,6

0,62

Приморский край

2035,8

28.Камчатская область

352,1

0,25

Сахалинская область

532,4

29.Корякский автономный округ

23,8

0,02

Чукотский автономный округ

50,7

30.Магаданская область

174,7

0,12

31.Еврейская автономная область

188,8

0,13

Всего по Российской Федерации

Итого

64379,2

44,87

На основе анализа данных, приведенных в таблице 1.1.1 , предлагается выбор в качестве широкой базы мониторинга31 регион – субъкты РФ , охватывающие 44,9% населения Российской Федерации. Анализ их опыта в организации НБПФ приведен в разделе 1.1.1.2 настоящего проекта.

В качестве более узкой, основной базы мониторинга выбираются регионы, использующие наиболее детализированные методики нормативного бюджетного подушевого финансирования , а также регионы, разработавшие собственные методики НБПФ для учреждений начального и среднего профессионального образования .

В качестве дополнительного критерия учитывается год разработки и внедрения методического обеспечения НБПФ (регионы, стартовавшие в 2006 г., в состав основной базы мониторинга не включались в связи с тем, что в них не накоплен массив практических наблюдений и оценок эффективности реализации НБПФ).

Еще одним дополнительным критерием был охват основной базой мониторинга регионов, представляющих , по возможности, все федеральные округа Российской Федерации (за исключением Южного федерального округа, в котором внедрение методик расчета НБПФ налось в 2006 г.).

Перечень 10 регионов , составляющих основную базу мониторинга (с постоянным населением, составляющим примерно 13% населения России), приведен в таблице 1.1.2 .

Таблица 1.1.2

Перечень 10 регионов, составляющих основную базу мониторинга опыта нормативного бюджетного подушевого финансирования

Регионы, вошедшие в основную базу

мониторинга

Регионы широкой базы мониторинга, не вошедшие в основную базу

Название региона

Население

Утвержден. методич. базы НБПФ

Название региона

Население, тыс. чел.

Тыс.

чел.

% к РФ

Центральный федеральный округ

Воронежская область

2334,1

1,62

2005

Брянская область

1346,5

Ярославская область

1338,7

0,93

До 2004

Московская область

6629,7

Тверская область

1425,6

Северо-Западный федеральный округ

Ленинградская область

1652,9

1,15

2005

Республика Коми

996,4

Мурманская область

872,8

0,61

2004

Вологодская область

1245,5

Калининградская область

945,0

Санкт-Петербург

4600,0

Южный федеральный округ

Краснодарский край

5100,3

Приволжский федеральный округ

Чувашская Республика

1299,3

0,90

2005 - 2006

Кировская область

1461,3

Самарская область

3201,3

2,23

2004

Пермская область

2769,8

Саратовская область

2625,7

Уральский федеральный округ

Челябинская область

3551,4

2,48

2005

Сибирский федеральный округ

Кемеровская область

2855,0

1,99

2005

Иркутская область

2545,3

Томская область

1036,6

0,72

2005

Дальневосточный федеральный округ

Магаданская область

174,7

0,12

2004

Хабаровский край

1420,2

Амурская область

887,6

Всего по Российской Федерации

Итого

18316,8

12,75

х

Раскрытие документальной базы мониторинга

Для проведения мониторинга сформирована документальная база , состоящая из распорядительных нормативных актов и методического обеспечения НБПФ, принятых в более чем 30 регионах Российской Федерации.

В целях формирования базы был проведен анализ всего массива нормативных актов по всем регионам Российской Федерации , относящихся к порядку финансирования образовательных учреждений за счет бюджетных средств. В состав базы включались нормативные акты , относящиеся к образовательных учреждений всех уровней .

Ограничения в формировании документальной базы . В указанную документальную базу не включались :

-региональные законы об образовании, общими положениями которых предусмотрено использование нормативов бюджетного финансирования при организации покрытия расходов образовательных организаций из средств региональных бюджетов (без разработки методики расчета НБПФ);

-программы, политики, концепции, стратегии и другие аналогичные документы, устанавливающие среднесрочные цели в модернизации и развитии сферы образования в регионах, в которых в качестве одной из задач устанавливалось внедрение механизма НБПФ).

Содержание документальной базы распорядительных нормативных актов и методического обеспечения НБПФ характеризуется их перечнем , приведенным ниже (нормативные акты, которые устанавливают порядок расчета НБПФ как для общего, так и для начального и среднего профессионального образования, выделены шрифтовой графикой).

Оригиналы нормативных актов или расширенные выдержки из них находятся в Блоке А приложений к настоящему Отчету о НИР,

На уровне субъектов РФ

Астраханская область

Постановление Правительства Астраханской области от от 16 декабря 2005 г. N 445-П «О порядке расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области»

Постановление Правительства Астраханской области от от 28 декабря 2005 г. N 467-П «О порядке финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области за счет средств, полученных муниципальными образованиями в порядке субвенций»

Брянская область

Постановление Администрации Брянской области от 30 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении финансовых нормативов в системе образования, применяемых в целях межбюджетного регулирования»

Вологодская область

Закон Вологодской области от 12 июля 2005 г. №586 «О нормативах расходных потребностей»

Воронежская область

Постановление Администрации Воронежской области от 14 апреля 2005 г. N 261 «О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области»

Еврейская автономная область

Закон Еврейской автономной области от 24 декабря 2004 г. «Об установлении норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования»

Иркутская область

Закон Иркутской области от 12 января 2006 г. №9-оз «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области на 2006 год»

Калининград-ская область

Закон Калиниградской области от 17 марта 2005 г. «О нормативах бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях»

Постановление Правительства Калиниградской области от 17 марта 2006 г. N 150 «О нормативном бюджетном финансировании общеобразовательных учреждений Калининградской области»

Кемеровская область

Закон Кемеровской области от 12 июля 2005 г. №95-ОЗ «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам»

Кировская область

Закон Кировской области от 3 ноября 2005 г. №371-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области»

Республика Коми

Постановление Государственного совета Республики Коми от 11 октября 1995 г. №1-4/11 «О социальных нормах и финансовых нормативах на нужды образования»

Камчатская область

Закон Камчатской области от 27 июня 2005 г. «О внесении изменений в Закон Камчатской области «Об установлении нормативов финансирования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Камчатской области на 2005 год»

Корякский автономный округ

Закон Корякского автономного округа от 26 декабря 2005 г. №107-оз «О региональных нормативах расходов для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ»

Краснодарский край

Приказ Департамента образования и науки Краснодарского края от 21 августа 2006 г. № 179/01.5/3653 «О финансировании общеобразовательных учреждений Краснодарского края по нормативно-подушевому принципу»

Постановление главы Администрации Краснодарского края от 17 августа 2006 г. О переходе на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Краснодарского края»

Ленинградская область

Областной закон Ленинградской области от 13 мая 2005 г. №32-оз «О нормативах расходов на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области»

Постановление Правительства Ленинградской области от 15 ноября 2005 г. «Об утверждении порядка расчета нормативов финансирования образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области»

Санкт-Петербург

Закон Санкт-Петербурга от 8 мая 2003 г. №193-22 «Об установлении региональных нормативов финансирования образовательных учреждений в Санкт-Петербурге»

Магаданская область

Закон Магаданской области от 23 декабря 2005 г. №652-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования государственных образовательных учреждений Магаданской области»

Закон Магаданской области от 23 декабря 2005 г. №651-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования учреждений начального профессионального образования Магаданской области»

Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 г. №520-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений Магаданской области»

Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 г. №521-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования государственных образовательных учреждений Магаданской области»

Москва

Закон города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве»

Постановление Правительства г. Москвы от 16.08.2005 № 619-ПП «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в общеобразовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2006 год»

Постановление Правительства г. Москвы от 16 мая 2006 г. № 321-ПП «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы на 2007 год»

Московская область

Постановление Правительства Московской области от 22 сентября 2005 г. №642/37 «О методике расчет нормативов расходов бюджета в системе образования Московской области, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области»

Мурманская область

Закон Мурманской области от 19 декабря 2005 г. №706-01-ЗМО «О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области»

Закон Мурманской области от 23 декабря 2004 г. №551-01-ЗМО «О региональных нормативах расходов для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ на 2005 год»

Новосибирская область

Закон Новосибирской области от 15 мая 2006 г. №12-ОЗ «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области»

Пермская область

Письмо Департамента образования Пермской области от 19 июля 2005 №29/01-21/2154 «О региональном государственном заказе на подготовку рабочих кадров в 2005 году»

Самарская область

Постановление Правительства Самарской области от 20 декабря 2004 г. №85 «Об утверждении методик расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

Саратовская область

Закон Саратовской области от 29 июня 2005 г. №63-ЗСО «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ»

Тверская область

Постановление Администрации Тверской области от 21 августа 2006 г. №206-па «О порядке расчета норматива и субвенций на 2006 год муниципальным образованиям на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях и распределения субвенций на муниципальном уровне»

Томская

Область

Закон Томской области от 8 декабря 2005 года №228-ОЗ «О выделении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях»

Хабаровский край

Постановление Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2006 г. №116 «О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования»

«Методические рекомендации администрациям городских округов и муниципальных районов края по переводу общеобразовательных учреждений края на нормативное подушевое финансирование», сообщенные письмом Министерства образования Хабаровского края от 11 августа 2006 г. №5-8-2557

Республика Хакасия

Закон Республики Хакасия от 9 ноября 2004 г. № 77 «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»

Челябинская область

Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования»

Читинская область

Закон Читинской области от 13 апреля 2005 года № 660-ЗЧО «О нормативах для определения субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Читинской области в сфере общего образования»

Чувашская республика

Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 15 мая 2006 г. №123 «Об утверждении правил нормативного бюджетного финансирования в сфере образования в Чувашской Республике»

Ямало-Ненецкий автономный округ

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2006 г. №94-ЗАО «Об утверждении Методики расчета норматива и объема расходов финансирования на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях»

Ярославская область

Закон Ярославской области от 7 декабря 2004 г. №49-з «О нормативах бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях»

Постановление Администрации Ярославской области от 25 сентября 2002 г. №150-а «О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области»

Постановление Администрации Ярославской области от 4 апреля 2005 г. №42-а «О порядке предоставления и расходования субвенции местным бюджетам на обеспечение образовательного стандарта»

Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. №75-а «О переходе на нормативное бюджетное финансирование государственных учреждений начального профессионального образования области»

Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. №77-а «Об утверждении методических рекомендаций по расчету норматива бюджетного финансирования предоставления услуг по дошкольному образованию детей»

На уровне муниципальных образований

Пермь, Пермская область

Решение Пермской городской Думы от 7 декабря 2004 г. N 189 «Об утверждении методики расчета нормативов (1,2, 3 ступеней обучения) подушевого бюджетного финансирования государственного общеобразовательного стандарта (программы) обёщего образования города Перми и норматива финансирования

Решение Пермской городской Думы от 29 ноября 2005 г. N 207 «Об утверждении нормативов подушевого бюджетного финансирования (НБПФ) для учреждений дополнительного образования детей города Перми»

Нижний Новгород, Нижегородская область

Постановление городской Думы города Нижний Новгород «О порядке исполнения государственных полномочий в области общего образования и финансировании муниципальных образовательных учреждений в 2006 г.»

Самара, Самарская область

Распоряжение Главы администрации города Самары от 22 сентября 2005 г. №231-р «Об утверждении методик расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в 2006 году за счет средств бюджета города Самары»

Тюмень, Тюменская область

Распоряжение администрации города Тюмени от 27 фнваря 2006 г. №67-рк «О нормативах финансового обеспечения расходов на предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

Шумерлинский район, Чувашская Республика

Постановление Администрации Шумерлинского района Чувашской Республики от 28 октября 2005 г. № 506 «Об утверждении порядка нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта обшего образования в Шумерлинском районе Чувашской Республики в 2006 году»

Постановление Администрации Шумерлинского района Чувашской Республики от 28 октября 2005 г. № 506 «Об утверждении расчета поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в Шумерлинском районе»

Постановление Администрации Шумерлинского района Чувашской Республики от 25 марта 2006 г. № 123 «Об утверждении перечня поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в Шумерлинском районе на 2006 год»

1.1.1.2. Региональный опыт нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных учреждений – результаты проведения мониторинга

Статус учебных заведений начального и среднего профессионального образования, определяющий порядок их финансирования в регионах

Бюджетное учреждение / некоммерческая организация . Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть создано только в форме некоммерческой организации - учреждения , так как органы государственной власти или местного самоуправления могут создавать только учреждения (ст.31 Закона о некоммерческих организациях).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственное или муниципальное образовательное учреждение является бюджетным учреждением , а, следовательно, имеет особый правовой статус участника бюджетного процесса .

Имущество образовательного учреждения . За ОУ в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

Имущество, закрепленное за образовательным учреждением, находится в оперативном управлении образовательного учреждения и принадлежит на праве собственности учредителю или арендуется у третьего лица (собственника)

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

Бюджетное финансирование государственного или муниципального образовательного учреждения . Государственные и муниципальные ОУ финансируются за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов.

Смета доходов и расходов является плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых учреждениям из бюджета. Бюджетный кодекс РФ (ст. 161) устанавливает, что основанием для получения бюджетных средств бюджетными учреждениями является утвержденная главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств смета доходов и расходов.

В основе составления сметы доходов и расходов лежат нормативы финансирования .

В соответствии со сметой доходов и расходов бюджетные ассигнования носят строго целевой характер , их назначение определяется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (функциональной, ведомственной и экономической классификацией расходов). Все затраты группируются по подразделениям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой статье расходов. Учреждения не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой, а также превышать сметные назначения.

Бюджетные средства строго регламентированы не только по назначению, но и по времени использования. При этом использование средств ограничено не только рамками финансового года, но и кварталом, на который они предоставлены.

Порядок определения нормативов финансирования государственного или муниципального образовательного учреждения . В соответствии со ст. 41 Закона об образовании ф инансирование государственных образовательных учреждений , находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ .

Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося , воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений в части, относящейся к субвенции из бюджетов субъектов РФ (в соответствии со статьей 29 Закона об образовании), устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ .

В соответствии со ст. 41 Закона об образовании органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Закона об образовании).

Внебюджетное финансирование государственного или муниципального образовательного учреждения . ОУ вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (п.2 ст.42 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. На этой основе и в соответствии с Законом об образовании образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения внебюджетными средствами.

Порядок финансирования учебных заведений начального и среднего профессионального образования . В соответствии с установленным законодательством разграничением полномочий между РФ, субъектами РФ и муниципальными обрахованиями и исходя из сложившейся практики учреждения начального и среднего профессионального образования преимущественно финансируются из региональных бюджетов и, соответственно, не финансируются из федерального бюджета .

Региональное распространение механизма нормативного бюджетного

подушевого финансирования

Анализ регионального распространения механизма нормативного бюджетного подушевого финансирования проведен в таблицах 1.1.1 (см. выше) и 1.1.3. Результаты анализа следующие:

-58 регионов – субъектов Российской Федерации (более 60% населения) находятся на начальном этапе внедрения механизма НБПФ (внедрение либо не начиналось, либо общие положения о НБПФ включены только в региональные законы об образовании (без разработки и внедрения детальной методической базы), либо даны поручения о разработке методик НБПФ, но методики пока не утверждены);[11]

-31 регион – субъектов Российской Федерации (примерно 45% населения страны) создали нормативный механизм НБПФ, обеспечивающий его использование на практике (часть регионов сделала это в 2006 г.);

-наиболее проблемным с позиций распространения механизма НБПФ является Южный федеральный округ , в котором нормативное бюджетное подушевое финансирование внедряется только в Краснодарском крае (методическая база появилась летом 2006 г.).

Таблица 1.1.3

Анализ регионального распространения механизма НБПФ

Подготов-ка методик расчета НБПФ

Утверждены нормативные акты и методики расчета

До 2004 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

-Адыгея

-Республика Коми

-Санкт-Петербург

-Саратовская область

-Ярославская область

-Пермская область

-Еврейская авто-номная область

-Магаданская область

-Мурманская область

-Самарская область

-Республика Чувашия

-Республика Хакасия

-Вологодская область

-Воронежская область

-Калининград-

ская область

-Кемеровская область

-Кировская область

-Камчатская область

-Корякский автономный округ

-Ленинградская область

-Московская область

-Тверская область

-Томская область

-Челябинская область

-г.Москва

-Брянская область

-Иркутская область

-Краснодарский край

-Хабаровский край

- Ямало-Ненецкий автономный округ

1

4

7

12

5

Регионы, осуществляющие переход к нормативному бюджетному финансированию учебных заведений начального и среднего профессионального образования

Не менее 14 регионов осуществляют переход к нормативному бюджетному финансированию в сфере начального и среднего профессионального образования , внедряют (8 регионов) или формируют (6 регионов) необходимую для этого методическую базу.

Данные об указанных регионах и стадии разработки методической базы НБПФ, на которой они находятся, приведены ниже:

А) Стадия внедрения разработанного порядка нормативного бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования

Ленинградская область

Постановление Правительства Ленинградской области от 15 ноября 2005 г. «Об утверждении порядка расчета нормативов финансирования образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области» (включая учебные заведения начального и среднего профессионального образования)

Санкт-Петербург

Закон Санкт-Петербурга от 8 мая 2003 г. №193-22 «Об установлении региональных нормативов финансирования образовательных учреждений в Санкт-Петербурге» (включая учебные заведения начального и среднего профессионального образования)

Магаданская область

Закон Магаданской области от 23 декабря 2005 г. №651-ОЗ «Об установлении нормативов финансирования учреждений начального профессионального образования Магаданской области»

Москва

Постановление Правительства г. Москвы от 16 мая 2006 г. № 321-ПП «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы на 2007 год»

Мурманская область

Закон Мурманской области от 19 декабря 2005 г. №706-01-ЗМО «О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области» (включая учебные заведения начального и среднего профессионального образования)

Пермская область

Письмо Департамента образования Пермской области от 19 июля 2005 №29/01-21/2154 «О региональном государственном заказе на подготовку рабочих кадров в 2005 году»

Чувашская республика

Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 15 мая 2006 г. №123 «Об утверждении правил нормативного бюджетного финансирования в сфере образования в Чувашской Республике» (включая учебные заведения начального и среднего профессионального образования)

Ярославская область

Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. №75-а «О переходе на нормативное бюджетное финансирование государственных учреждений начального профессионального образования области»

Б) Стадия поручения на разработку порядка нормативного бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования

Хабаровский край

Поручение на разработку методики нормативного бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования (февраль 2007 г.) Постановление Губернатора Хабаровского края от 09 августа 2006 г. N 149

Новосибирская область

Поручение на разработку методики нормативного бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 4 ноября 2004 г. № 1573 –р

Новгородская область

Поручение на разработку методики нормативного бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. Областной закон Новгородской области от 27 декабря 2004 г. №375-ОЗ «О концепции социально-экономического развития области на 2005 год»

Саратовская область

Поручение на разработку методики нормативного бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. Постановление Саратовская областной думы от 28 декабря 2005 г. №48-1955 «О перспективном плане законопроектных работ Саратовской областной думы на 2006 г.»

Иркутская область

Поручение на разработку методики нормативного бюджетного финансирования учреждений начального профессионального образования. Распоряжение Администрации Иркутской области от 15 июня 2006 г. № 255-ра

Еврейская автономная область

Поручение на разработку методики нормативного бюджетного финансирования учреждений начального профессионального образования. постановление Губернатора Еврейской автономной области от 21 августа 2006 г. №134 «О разработке проекта закона Еврейской автономной области «Об областном бюджете на 2007 год» и перспективного финансового плана Еврейской автономной области на 2007 – 2009 годы»

Анализ статуса нормативных актов, которыми введен принцип нормативного бюджетного подушевого финансирования в субъектах и муниципальных

образованиях РФ

Анализ региональной практики показывает, что для внедрения принципа нормативного бюджетного подушевого финансирования использованы следующие виды законодательных актов (таблица 1.1.4 ).

Таблица 1.1.4

Типология законодательных актов, используемых для внедрения принципа нормативного бюджетного подушевого финансирования*

Распорядите-льные акты главы субъекта РФ

Законы субъекта РФ

Норматив-ные акты правитель-ства субъекта РФ

Распорядитель-ные документы министерства / департамента образования

Итого

Кол-во нормати-вных актов, шт.

2

25

15

3

45

% к итогу

4,4

55,6

33,3

6,7

100

*Анализ проведен по 32 регионам – субъектам РФ

Как следует из анализа, наиболее распространенным решением является внедрение механизма НБПФ на основе принятия законов субъектов РФ (45% наблюдений) и нормативных актов высших органов исполнительной власти (постановлений правительства / администрации / кабинета министров) (15% наблюдений).

Базовая идеология формирования нормативов бюджетного подушевого

финансирования в регионах – субъектах РФ

Базовая разработка, ставшая основой для разработки НБПФ в регионах-субъектах РФ, - «Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ», разработанные под руководством Н.Типенко,[12] лежащие в их основе результаты проекта, выполненного Фондом «Институт экономики города» в рамках проекта «Разработка и распространение механизма подушевого нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений в регионах России» при поддержке Всемирного Банка.[13]

Основные идеи методической разработки, ставшей типовой для значительной части регионов :[14]

· «планирование осуществляется на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги на учащегося,

· учитывается специфика контингента обучаемых (наличие коррекционных классов, обучение на дому, типы образовательных программ и др.),

· в нормативе осуществляется учет законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов, санитарные нормы и др.),

· для определения стоимости стандартной образовательной услуги используются нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги,

· учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений осуществляется при помощи коэффициентов удорожания,

· учет сложившихся региональных особенностей (на основе рекомендуемых федеральным законодательством норм по введению дополнительных ставок) осуществляется путем введения дополнительных коэффициентов».

Ключевая идея формирования НБПФ, предложенная авторским коллективом во главе с Н.Г.Типенко, - выявить единое для регионов (независимо от их территориального расположения и особенностей затрат) стоимостное ядро, определяющее 60 – 70% текущих затрат образовательного учреждения, с величиной, формируемой денежными и натуральными нормативами, едиными для всех регионов (тарифными ставками, базисным учебным планом, нормами заполняемости классов, нормами часовой нагрузки преподавателей и т.п.).

На этой основе - классифицировать образовательные учреждения по «нормальности» затрат, с позиций того, находятся ли они в основной группе по фактическим затратам на учащихся в сравнении с нормативными, или же располагаются в «хвостах» нормального распределения образовательных учреждений (как объекты, получающие избыток финансирования или, наоборот, финансируемые по остаточному принципу).

В итоге, создать основу для управленческих решений (увеличение финансирование образовательным учреждениям, испытывающим дефицит средств, более равномерное распределение средств среди образовательных учреждений, рационализация их сети и т.п.).

Вместе с тем мониторинг практики применения указанных выше принципов НБПФ в регионах – субъектах РФ показывает ряд существенных отклонений от идеологии, заложенной в разработках Фонда «Институт экономики города», прежде всего в части установления нормативов на базе фактических расходов за истекшие годы (с коррекцией по уровню инфляции) (см . ниже )

Метод установления нормативов бюджетного подушевого

финансирования

Нормативы бюджетного подушевого финансирования могут устанавливаться:

- -на индивидуальной основе образовательным учреждениям, исходя из утвержденной региональной методики расчета нормативов, применяемой учебными заведениями для формирования их собственных, отдельных заявок на финансирование (служащих основой для установления индивидуальных нормативов );

-в качестве групповых нормативов , установленных по типам учебных заведений, имеющих утвержденную нормативную денежную величину в расчете на год или на другой период времени,

-на основе утвержденной методики;

-на основе утвержденной методики, с правом отклонения при финансировании от установленной величины норматива, с учетом индивидуальных особенностей учебного заведения;

- утвержденная методика не доступна при обследовании либо отсутствует, норматив установлен в виде конкретной денежной величины

Анализ методов установления НБПФ приведен в таблице 1.1.5 .

Таблица 1.1.5

Методы установления НБПФ в практике регионов