Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................................. 12 Раздел I. ПРЕДПРИЯТИЕ, ОБЬЕДИНЕНИЕ.................................................................... 16 Глава 1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.......... 16 1.1. Предприятие (фирма)..................................................................................................... 16 1.2. Производственное предприятие................................................................................... 17 1.3. Предприятие — центральное звено отраслевых и территориальных производственных комплексов............................................................................................................................. 22 1.4. Предпринимательские права и обязанности предприятия........................................ 24 1.5. Классификация предприятий........................................................................................ 25 Какие предприятия относятся к малым?............................................................................. 30 1.6. Структура предприятий................................................................................................. 31 Формирование структуры.................................................................................................... 31 Отраслевые особенности структуры предприятия............................................................ 34 Производственная структура предприятия........................................................................ 36 1.7. Рабочее место................................................................................................................. 39 1.8. Создание и юридическое оформление нового предприятия..................................... 42 1.9. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия....................................... 45 Глава 2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.......................................................................... 47 2.1. Тенденции к объединению капитала........................................................................... 47 Характер и задачи хозяйственных объединений............................................................... 47 2.2. Создание хозяйственных объединений....................................................................... 49 Образование уставного капитала (фонда) объединения................................................... 51 2.3. Виды и организационно-правовые формы объединений.......................................... 52 2.4. Производственные кооперативы (артели)................................................................... 53 Понятие производственного кооператива......................................................................... 53 Имущество и паевой фонд кооператива............................................................................. 54 2.5. Товарищества.................................................................................................................. 55 2.6. Общество с ограниченной ответственностью............................................................ 56 2.7. Акционерное общество................................................................................................. 57 Акция...................................................................................................................................... 59 Управление акционерным обществом................................................................................ 61 2.8. Народное предприятие.................................................................................................. 62 2.9. Объединения крупного капитала................................................................................. 63 Механизм создания крупных объединений....................................................................... 65 2.10. Холдинг......................................................................................................................... 67 2.11. Финансово-промышленные группы.......................................................................... 69 2.12. Ассоциации................................................................................................................... 70 Местные ассоциативные объединения............................................................................... 72 2.13. Консорциумы, синдикаты и промышленные узлы.................................................. 74 2.14. Управление Крупными диверсифицированными объединениями........................ 76 2.15. Прекращение деятельности и реорганизация объединений.................................... 77 1лава 3. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ........................................................ 79 3.1. Уставный капитал....................................................................................................... Й79 3.2. Содержание и структура основных фондов предприятия......................................... 81 3.3. Оценка основных фондов............................................................................................. 83 3.4. Физический и моральный износ основных фондов................................................... 85 Определение износа средств производству....................................................................... 85 3.5. Амортизация основных фондов................................................................................... 86 3.6. Показатели использования основных фондов............................................................ 91 3.7. Воспроизводство основных фондов............................................................................ 95 Глава 4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ.................................................... 97. 4.1. Формирование и использование оборотных средств предприятия.......................... 97 4.2. Оборачиваемость оборотных средств........................................................................ 103 Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия 105 4.3. Запасы............................................................................................................................ 106 4.4. Управление оборотными средствами........................................................................ 109 Глава 5. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ............................................................................ 112 5.1. Функции финансов предприятия. Финансовый механизм..................................... 112 5.2. Финансовые ресурсы предприятия............................................................................ 117 5.3. Затраты предприятий................................................................................................... 120 5.4. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)................................................... 127 5.5. Прибыл.......................................................................................................................... 130 5.6. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятиями 134 5.7. Налогообложение и распределение.прибылиi предприятий................................. 136 5.8. Финансовое планирование......................................................................................... 140 Глава 6. КАДРЫ И МОТИВАЦИЯ ТРУДА..................................................................... 146 6.1. Кадровый потенциал предприятия............................................................................ 146 6.2. Производительность труда.......................................................................................... 150 6.3. Управление кадрами (персоналом)............................................................................ 154 6.4. Режим труда и отдыха.................................................................................................. 161 6.5. Мотивация труда.......................................................................................................... 164 6.6. Оплата труда................................................................................................................. 168 6.7. Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии.............. 175 Раздел П. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ........... 181 1лава 7. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ФОРМЫ И ВИДЫ.......................................... 181 7.1. Понятие, цели и задачи................................................................................................ 181 7.2. Этапы развития предпринимательства...................................................................... 185 7.3. Сфера предпринимательства....................................................................................... 186 7.4. Формы предпринимательства..................................................................................... 188 7.5. Коллективное предпринимательство......................................................................... 189 7.6. Малое предпринимательство...................................................................................... 190 7.7. Государственная поддержка малого предпринимательства.................................... 195 Формирование малого бизнеса.......................................................................................... 197 7.8. Крупномасштабное предпринимательство............................................................... 198 Глава 8. ПРОИЗВОДСТВО И ОБМЕН ТОВАРОВ......................................................... 201 8.1. Непрерывность производства и обмена товаров...................................................... 201 8.2. Товар............................................................................................................................. 204 8.3. Рынок — сфера товарообмена.................................................................................... 205 8.4. Структура рынков........................................................................................................ 206 Характеристика рынков..................................................................................................... 208 8.5. Рынок — функция экономики.................................................................................... 209 8.6. Основные компоненты рынка.................................................................................... 210 8.7. Сколько стоит либерализация рынка......................................................................... 214 8.8. Монополии и рынок.................................................................................................... 218 8.9. Государство и рынок.................................................................................................... 220 8.10. Западные методы регулирования рынка................................................................. 222 /ерлонйя................................................................................................................................ 222 Англия.................................................................................................................................. 224 Другие страны..................................................................................................................... 226 8.11. Международный рынок............................................................................................. 227 8.12. Реформирование рынка............................................................................................. 230 8.13. Переходный этап........................................................................................................ 232 Глава 9. ПРЕДПРИЯТИЕ В СФЕРЕ РЫНОЧНОГО ТОВАРООБМЕНА.............................................................................................................. 235 9.1. Инициатива и стратегия.............................................................................................. 235 9.2. Цели, приоритеты и политика.................................................................................... 235 9.3. Организация выполнения целевой установки.......................................................... 238 9.4. Прогнозирование......................................................................................................... 240 От цели к прогнозам........................................................................................................... 240 Этапы прогнозирования..................................................................................................... 241 Функция прогнозирования................................................................................................ 243 Задачи прогнозирования.................................................................................................... 244 9.5. Связь генетического и целевого прогнозирования.................................................. 245 Сроки прогнозов................................................................................................................. 246 Прогнозирование жизненного цикла товара................................................................... 248 Риски и конъюнктура рынка.............................................................................................. 249 Методы прогнозирования.................................................................................................. 250 9.6. Маркетинговые исследования.................................................................................... 253 Понятия и формы................................................................................................................ 253 Функции маркетинга.......................................................................................................... 254 Кому выгоден маркетинг................................................................................................... 257 9.7. Выбор сегмента рынка................................................................................................. 259 Ориентация продукции на потребности рынка............................................................... 260 9.8. Реклама: функции и задачи........................................................................................... 61 Глава 10. АРЕНДА. ЛИЗИНГ............................................................................................ 264 10.1. Аренда......................................................................................................................... 264 10.2. Лизинг......................................................................................................................... 270 10.3. Финансовый лизинг................................................................................................... 273 10.4. Эффективность лизинга............................................................................................ 276 10.5. Виды лизинга.............................................................................................................. 278 Глава 11. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ... 283 11.1. Место и роль цен в управлении предприятием...................................................... 283 11.2. Дифференциация цен................................................................................................... 86 Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании................ 286 Дифференциация цен по стадиям ценообразования....................................................... 287 Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене...................................... 290 Дифференциация цен по характеру ценовой информации............................................ 292 11.3. Ценообразование.......................................................................................................... 95 Ценовой метод полных издержек........................................................................................ 95 Ценовой метод стандартных издержек............................................................................... 97 Ценовой метод прямых издержек...................................................................................... 299 11.4. Параметрические методы ценообразования.............................................................. 01 Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................................................................... 304 Глава 12. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ........................................ 304 12.1. Механизм и задачи управления.................................................................................. 04 12.2. Основные принципы хозяйственного управления.................................................. 07 12.3. Структура органов управления................................................................................ 313 12.4. Функции органов управления.................................................................................. 317 Организация управления цехом.......................................................................................... 21 12.5. Особенности механизма управления концерном..................................................... 23 12.6. Кадры управления...................................................................................................... 325 12.7. Механизм освоения правил рынка........................................................................... 327 Глава 13. ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ................................ 330 13.1. Структура и назначение инструментария................................................................. 30 13.2. Нормы и нормативы.................................................................................................... 31 Понятия и функции нормирования................................................................................... 331 Динамика нормирования.................................................................................................... 333 Задачи нормирования......................................................................................................... 334 Структура норм и нормативов........................................................................................... 335 Нормирование трудовых ресурсов.................................................................................... 335 Нормирование материальных ресурсов............................................................................ 337 Методы нормирования....................................................................................................... 339 13.3. Показатели механизма управления............................................................................ 41 Место и роль показателей в системе управления............................................................ 341 Содержание показателей.................................................................................................... 342 Функции показателей........................................................................................................... 44 Ранжирование показателей................................................................................................ 345 Правила отбора показателей.............................................................................................. 347 Соответствие показателей целям и задачам предприятия.............................................. 349 Единство и сопоставимость показателей......................................................................... 350 13.4. Моделирование........................................................................................................... 354 Моделирование в сфере производства.............................................................................. 354 Экономико-математическое моделирование................................................................... 355 Построение моделей........................................................................................................... 356 Задачи моделирования........................................................................................................ 356 Моделирование в управлении производством................................................................ 358 Типы моделей...................................................................................................................... 359 Матричные модели.............................................................................................................. 362 13.5. Информация в управлении....................................................................................... 364 Глава 14. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС - ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................................... 367 14.1. Формирование производственного процесса......................................................... 367 Стадии и назначение производства.................................................................................. 368 Компоненты производства................................................................................................. 369 14.2. Характеристика производственного процесса....................................................... 370 Производственная операция.............................................................................................. 370 14.3. Проектирование производственного процесса...................................................... 372 Определение профиля производства и техническая характеристика изделия............. 374 14.4. Производственный цикл........................................................................................... 377 14.5. Экономическая функция производственного цикла.............................................. 380 Движение предметов труда в процессе производства.................................................... 383 14.6. Тип производства....................................................................................................... 384 14.7. Организация обслуживания производственного процесса. Функции и задачи обслуживания...................................................................................................................... 387 Глава 15. ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ..... 90 15.1. Функции и задачи планирования............................................................................. 390 15.2. Планирование — не догмата необходимость......................................................... 393 15.3. Планирование и управление предприятием........................................................... 395 15.4. Технология планирования......................................................................................... 396 15.5. Структура планов предприятия................................................................................ 399 15.6. Отраслевые особенности планирования................................................................. 401 15.7. Координация планов предприятия........................................................................... 403 -. 15.8. Централизованная система планирования.......................................................... 406 15.9. Планирование в интересах человека....................................................................... 409 15.10. Планово-экономические методы реализации стратегии предпринимателя...... 411 15.11. Долгосрочное и текущее планирование................................................................ 414 15.12. Интервалы планирования....................................................................................... 417 15.13. Внутрипроизводственное планирование.............................................................. 418 15.14. Оперативно-календарное планирование............................................................... 420 15.15. Планирование производства и сбыта продукции. Формирование портфеля заказов. 422 Не упускать перспективу................................................................................................... 425 Организационно-техническая подготовка производства............................................... 426 Обеспечение устойчивости сбыта..................................................................................... 427 15.16. Определение и планирование производственной мощности предприятия...... 431 Глава 16. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСЧЕТЫ............ 33 16.1. Определение системы внутрипроизводственных экономических отношений.. 433 16.2. Организация внутрипроизводственных экономических отношений.................. 433 16.3. Условия организации системы экономических отношений на предприятии..... 434 16.4. Организация договорных отношений на предприятии......................................... 436 16.5. Механизм распределения части прибыли предприятия между его подразделениями.. 438 16.6. Добавленные издержки подразделения................................................................... 439 16.7. Внутризаводские планово-расчетные цены............................................................ 440 16.8. Прибыль производственных подразделений.......................................................... 442 16.9. Рассмотрение внутренних претензий на предприятии.......................................... 444 16.10. Возмещение экономического ущерба.................................................................... 445 16.11. Эффективность внутрипроизводственных экономических отношений........... 449 Раздел IV. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ................................................................................................................. 455 Глава 17. ИНВЕСТИЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ....................................... 455 17.1. Инвестиции................................................................................................................. 455 17.2. Нововведения............................................................................................................. 456 17.3. Научно-технический прогресс.................................................................................. 457 17.4. Инвестирование нововведений................................................................................ 459 17.5. Управление проектами нововведений..................................................................... 462 17.6. Подготовка и структура проекта нововведений..................................................... 462 Задачи подготовки и структура проекта........................................................................... 462 Организация технической подготовки проекта.............................................................. 463 .Проектирование изделия................................................................................................... 465 Проектирование технологи^ производства..................................................................... 466 Проектирование технологического оборудования и оснастки...................................... 469 Проектная документация.................................................................................................... 469 Управление проектом технической подготовки производства..................................... 470 17.7. Планирование и контроль исполнения проекта..................................................... 471 17.8. Инновационный лизинг............................................................................................ 475 17.9. Оценка инвестиционных проектов.......................................................................... 478 Глава 18. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ............................. 80 18.1. Формы международного разделения труда............................................................. 480 18.2. Организация внешнеэкономической деятельности предприятий в России........ 481 18.3. Составление внешнеторгового контракта............................................................... 482 18.4. Формы расчетов при осуществлении внешнеторговых операций....................... 488 Документарное инкассо...................................................................................................... 489 Документарный аккредитив.............................................................................................. 491 Банковский перевод............................................................................................................ 493 Открытый счет..................................................................................................................... 494 18.5. Базисные условия поставки...................................................................................... 494 Глава 19. БАНКРОТСТВО И САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ......................................... 497 19.1. Понятие и признаки банкротства............................................................................. 497 19.2. Факторы банкротства................................................................................................. 499 19.3. Процедуры банкротства............................................................................................ 501 Наблюдение......................................................................................................................... 502 Внешнее управление........................................................................................................... 503 Конкурсное производство.................................................................................................. 504 Мировое соглашение.......................................................................................................... 505 19.4. Банкротство отдельных категорий должников....................................................... 506 Добровольное объявление о банкротстве должника....................................................... 507 Упрощенная процедура банкротства................................................................................ 507 19.5. Предупреждение банкротства. Санация предприятий.......................................... 508 Санация................................................................................................................................ 508 19.6. Прогнозирование банкротства................................................................................. 510 19.7. Ответственность при банкротстве........................................................................... 513 19.8. Защита коммерческой тайны предприятия............................................................. 515
|