Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 19
«Создание региональной структуры
ОАО «Российские Коммунальные Системы» в Удмуртской Республике»
СОДЕРЖАНИЕ
Проводимое в последние годы реформирование жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) малоэффективно – его характерные проблемы не находят решения, а продолжают усугубляться: Негативная динамика показателей работы ЖКХ является явным обоснованием типичного системного кризиса отрасли. Причиной системного кризиса является сложившееся институциональное построение жилищно-коммунального хозяйства. которое обеспечивает управляемость коммунальной системой административными методами в рамках вертикальной структуры местной исполнительной власти. Но эти методы не могут обеспечить необходимую эффективность хозяйственной деятельности. Государство, к сожалению, не эффективный хозяйственный менеджер – ни чиновник региональной или местной администрации, ни директор коммунального МУПа не имеют адекватной ответственности и достаточной мотивации за результаты своей деятельности – максимум, чем они рискуют это увольнением с должности, но это крайний и неэффективное средство воздействия. Уже очевидно, что реальное улучшение состояния ЖКХ может произойти только с приходом в отрасль частного капитала, связанных с ним методов эффективного менеджмента и активных инвестиций в модернизацию основных фондов. Суть такого реформы ЖКХ - привлечь квалифицированного частного инвестора, который бы рисковал собственными средствами
, что способствовало бы минимизации рисков хозяйственной деятельности и повышению ее эффективности. Возможность реализации такого реформаторского подхода связано с изменением существующего институционального построения коммунального хозяйства путем разделения ответственности за административно-социальную (обеспечение социальных гарантий, установление тарифов, формирование и размещение муниципального заказа) и хозяйственную (собственно оказание коммунальных услуг и эксплуатация коммуникаций) деятельности. К хозяйственной деятельности привлекается частный капитал, который, рискуя своими материальными и нематериальными активами, реализует управленческими методами ее экономический потенциал. Обеспечение социальных гарантий населения и связанные с ними полномочия остаются за муниципальными и региональными органами власти, являясь их неотъемлемой частью. Именно такой институциональный подход реализуется в региональных проектах по реформированию и развитию коммунального хозяйства ОАО «Российские коммунальные системы» (далее – РКС), созданного по инициативе руководства ОАО РАО «ЕЭС России».[1]
Целями региональных проектов РКС являются: Эти цели взаимосвязаны и дополняют друг друга. Цели проектов РКС достигаются за счет создания эффективной и прозрачной системы менеджмента посредством внедрения управленческого стандарта хозяйствования и обусловленной этим возможности привлечения сторонних негосударственных инвестиций без роста тарифов, опережающего уровень инфляции. Последнее условие следует отметить особо, так как характеризует социальную сторону проектов, что является особо значимым для таких социально-ориентированных проектов. В настоящей работе предлагается рассмотреть возможности проектов РКС по реформированию и развитию регионального коммунального хозяйства и показать их способность по эффективной реализации на примере проекта в Удмуртской Республике. ЖКХ Республики в 2002 году имело следующие показатели в части услуг водо- тепло- и электроснабжения: Объемы произведенных услуг
Оказано услуг всего
В том числе населению
Отпуск воды, млн. куб. м 156,9 106,1 Пропуск сточных вод, млн. куб. м 131,7 90,2 Отпуск теплоэнергии, тыс. Гкал 11640 5206 Отпуск электроэнергии, млн. кВт ч 7708,1 946,1 Результаты деятельности производителей услуг (млн. руб.)
Доходы от основного вида деятельности
Расходы по основному виду деятельности
Прибыль (+),
убыток (-)
2001г.
2002г.
2001г.
2002г.
2001г.
2002г.
теплоснабжение 877,7 2384,5 1757,6 3088,0 -879,9 -703,5 водоснабжение 312,9 422.1 411,9 525,9 -99,0 -103,8 водоотведение 160,2 228,0 217,1 284,5 -56,9 -56,5 электроснабжение 799,8 1324,4 875,4 1475,7 -75,6 -151,3 Всего в Республике в 2002 году услуг электро- тепло- водоснабжения было оказано в объеме 5374,1 млн. руб., при этом убыток от производства услуг составил 1015,1 млн. руб., или 18,9% от расходов на их производство. В условиях постепенного увеличения объемов бюджетного финансирования (141% к уровню 2000 г.), финансовые результаты коммунальных предприятий продолжают ухудшаться. Удельный вес убыточных предприятий вырос с 49% в 2000 г. до 58% в 2001 г., и несколько снизился до 55% в 2002 г. По данным 2002 г. из 110 предприятий жилищно-коммунальной сферы, 61 организация закончила финансовый год с отрицательным результатом. Причем, доля убыточных среди коммунальных предприятий составила 62% (43 предприятия), а сумма убытков – 92,7 млн. руб. По состоянию на 1 января 2003 года общий объем дебиторской задолженности по жилищно-коммунальному хозяйству составил 1414,5 млн. рублей, (на начало прошлого года - 1291 млн. руб.), 63% которой приходится на долю потребителей услуг. При этом общий объем кредиторской задолженности к началу 2003 года достиг 1391,5 млн. рублей (на начало прошлого года - 1510,2 млн. рублей), т.е. долги потребителей услуг превышают собственные долги предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Характерная негативная динамика финансовых показателей деятельности коммунальных предприятий при растущем бюджетном финансировании ЖКХ Республики говорит о наличии системного кризиса в отрасли, который обусловлен, в первую очередь, двумя факторами: По данным Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Республики степень износа основных фондов предприятий ЖКХ составила 28%, а по оценкам независимых экспертов достигает 40%, что в общем можно признать неплохими показателями на фоне среднероссийского уровня износа порядка 60% Так, из 4,9 тыс. километров уличной водопроводной сети 1,6 тыс. км. нуждаются в замене, а из 986 км канализационных сетей замены требует почти 272 км (в том числе 187 км уличных канализационных сетей и 85 км главных коллекторов). Протяженность тепловых сетей, непригодных к дальнейшей эксплуатации сокращается очень медленными темпами. Если в 2001 году нуждалось в замене 13% сетей (329 км), то в 2002 году - более 10% (277 км из 2648). На объектах теплоснабжения ежегодно регистрируется большое количество аварий (в 2002 году аварии случались почти в 2,5 раза чаще, чем в 2001), в связи с чем растут потери теплоэнергии и затраты на аварийно-восстановительные работы. Количество аварий и потери ресурсов
Потери ресурсов в сетях
Количество аварий
2001 г.
2002 г.
2001 г.
2002 г.
Водопроводные сети, тыс. куб. м 20224 16762 2019 1841 Канализационные сети, тыс. куб.м - - 142 101 Тепловые сети, тыс. Гкал 1055 1068 958 2348 Следует отметить, что основной причиной неудовлетворительных результатов деятельности коммунальных предприятий являются фактические потери ресурсов в сетевых коммуникациях. Доведя потери до нормативных, учтенных при формировании тарифов, коммунальные предприятия работали бы без убытка, покрыв свои расходы и получив прибыль, заложенную в тарифах. Для систем водоснабжения уровень износа основных средств составляет от 47% для МУП «N-ский водоканал» до 61,5% для МУП «Ижводоканал». Несмотря на некоторое снижение аварий в водопроводных сетях (1841 авария в 2002 г. – 2019 в 2001 г.), реальные потери ресурса при его производстве и транспортировке составляют 23-30%. Убытки предприятий водоснабжения составили в 2002 году 103,8 млн. руб. Необходимые затраты на восстановление до нормативного уровня основных фондов системы водоснабжения в Республике оцениваются в 768,75 млн. руб. На общем фоне ЖКХ Республики выделяется ЖКХ г. N, где сложилась наиболее кризисная ситуация: По предложению правительства Республики коммунальный комплекс г. N является наиболее желанным кандидатом в пилотные проекты РКС. Стратегическое позиционирование проекта РКС основывается на возможности эффективного хозяйствования в сфере ЖКХ. Такая возможность принципиально может быть реализована путем: Поскольку вторая возможность обременена социальными обязательствами проекта, в качестве стратегического подхода принята возможность снижения уровня производственных затрат, которая реализуется за счет: В качестве оценки потенциала для повышения производительности следует отметить, что, например собственные тепловые мощности муниципальных предприятий высокозатратны: так в МП «Коммунальные тепловые сети» г. N себестоимость 1 Гкал в 2002 году составила 409 рублей. Аналогичный показатель для тепловых мощностей ОАО «Удмуртэнерго» составляет 170 руб при отпускном тарифе 224 рубля, т.е. эффективность промышленной выработки энергии в 2,5 раза выше. Доведение потерь ресурса в сетях хотя бы до существующего нормативного уровня за счет модернизации сетей по экспертной оценке[3]
позволит снизить производственные затраты на 218,8 млн. руб. в теплоснабжении и на 254,7 млн. руб. в водоснабжении. При этом для замены сетей тепло-, водоснабжения и канализации, находящихся в аварийном состоянии, требуется 1 894 млн. руб. Затраты на модернизацию коммунальных сетей
ед.изм.
затраты
основные фонды водопроводной сети млн. руб. 768,75 основные фонды канализационных сетей млн. руб. 129,15 основные фонды тепловых сетей млн. руб. 995,6579 ВСЕГО: млн. руб. 1893,558 Таким образом, результатом привлечения инвестиций в модернизации сетей в размере 1893,6 млн руб. станет снижение затрат на обеспечение потребителей услугами в размере 473,5 млн. руб. в год со примерным сроком окупаемости инвестиций в течение 5-6 лет. При этом оценочно всего объемы снижения затрат на производство услуг могут составить 1805 млн. руб:.[4]
Объемы снижения производственных затрат
Направления мероприятий
ед.изм.
затраты
Техническая модернизация основных фондов, включая ресурсосбережение млн. руб. 1 422 Оптимизация системы закупок и подрядов млн. руб. 241 Повышение уровня внутрифирменного управления млн. руб. 142 ВСЕГО млн. руб. 1 805 Как видно основной эффект достигается за счет технической модернизации основных фондов. Более того, привлечение необходимых инвестиционных средств под модернизацию основных фондов обосновано значимостью проблемы (основная причина экономических потерь[5]
), реальным содержанием технических проектов (расчета эффектов) и приемлемыми сроками окупаемости. Исходя из этого, основным направлением развития бизнеса РКС в ЖКХ Республики станет направление, связанное с привлечением инвестиций и повышением эффективности производства коммунальных услуг за счет реконструкции и модернизации основных фондов ЖКХ, ресурсосбережения. При этом, организационные мероприятия по повышению уровня внутрифирменного управления и оптимизации системы закупок и подрядов станут основой для эффективной реализации инвестиционных проектов по технической модернизации. Для решения этих задач в Республике создается региональная коммунальная компания РКС – «ХХХ». В рамках «ХХХ» планируется реализация следующих направлений деятельности: «ХХХ» создается в соответствии с корпоративными стандартами РКС: - Регистрация в организационно-правовой форме открытого акционерного общества. - Место регистрации общества – г. Ижевск. - Статус общества – дочерняя компания ОАО «РКС» с долей участия ОАО «РКС» в уставном капитале «ХХХ»– 100%. - Уставный капитал общества – 10 млн руб. Форма внесения капитала – денежные средства. - Назначение капитала – финансовое обеспечение этапа подготовки общества к началу ведения полноценной операционной деятельности. - В дальнейшем оформляет свое участие в «ХХХ» Республика и муниципальные образования. При этом, доля участия ОАО «РКС» может составлять не менее 51% (контрольное участие), доля Республики и муниципальных образований, а также других возможных участников общества будет составлять в совокупности не более 49%. - Деятельность «ХХХ» на начальном (пилотном
) этапе, по согласованию с Правительством Республики, осуществляется на базе имущественного комплекса муниципальных коммунальных предприятий электро-, водо- и теплоснабжения г. N, как наиболее проблемного с точки зрения эффективности хозяйствования: - МУП «Горэлектросеть», - МУ «Энергоуправление г. N», - МП «Коммунальные тепловые сети г. N», - МП «N-ский водоканал». - «ХХХ» принимает на себя обязательства перед муниципальным образованием г. N по предоставлению коммунальных услуг населению в части электро-, водо- и теплоснабжения до пунктов потребления (жилых домов). - Период пилотного этапа составляет 6 лет с 2004 по 2009г.г. Целевыми результатами пилотного этапа должны стать положительные финансовые результаты деятельности и создание положительной кредитной истории (полный и своевременный возврат кредитов). - В целях быстрого развертывания операционной деятельности «ХХХ» принимает в эксплуатацию имущественные комплексы МУПов на условиях безвозмездной долгосрочной (50 лет) аренды. При этом амортизационные отчисления остаются в распоряжении «ХХХ» для реинвестирования в основные средства с целью улучшения производственно-экономических показателей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, все улучшения арендованных основных средств зачитываются в погашение долгосрочных обязательств по аренде. - В целях реализации операционной деятельности «ХХХ» в операционном районе г. N создается отдельное обособленное подразделение «ХХХ» – территориальное отделение в г. N. - В случае положительного результата работы «ХХХ» в г.N далее последовательно в проект включаются другие города Республики - Ижевск, Воткинск, Глазов, Можга. Комплекс маркетинга для проекта в сфере коммунального хозяйства включает следующие факторы: Тарифная политика
Тарифная политика, рекомендованная Региональной энергетической комиссией (далее – РЭК) Удмуртской Республики, предполагает[6]
: • Динамика роста тарифов на услуги «ХХХ» не должна иметь опережающие темпы по отношению к общей республиканской динамике. • Для всех потребителей устанавливаются экономически обоснованные тарифы, кроме субсидируемых тарифных групп. Экономически обоснованные тарифы являются достаточными. • Недостаточность тарифов подтверждается результатами независимого аудита и пересматриваются в установленном порядке. • Инвестиционная составляющая включается в тарифы по конкретным инвестиционным проектам, согласованным с Правительством Республики. • Введение моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги «ХХХ» целесообразно при условии компенсации неизбежного роста стоимости покупной энергии и топлива за счет внедрения эффективных мероприятий по снижению производственных затрат. Следует отметить, что рекомендации РЭКа даны для условий затратного образования тарифа, когда обоснованные расходы и норма рентабельности прямо закладываются в тариф. Такой подход не стимулирует к минимизации издержек производства и не соответствует идейному содержанию бизнес-проекта. Наиболее правильным в нашем случае является «ценовой» подход – когда стоимость услуг в будущих периодах определяется на основе сложившегося уровня тарифов с поправкой на рост инфляции. При этом требуется оценить достаточность тарифов. Оценка тарифной ситуации в г. Nе[7]
: · по водоснабжению и канализации тарифы утверждены Постановлением главы Администрации 26.07.2002г., в настоящий момент устарели, до 1.09.2003 г. будут внесены в РЭК все необходимые документы для утверждения новых тарифов на 2004 год. В целях обеспечения социальной значимости проекта уровень коммунальных тарифов должен быть, в первую очередь, приемлем для населения, поэтому принимается на сложившемся уровне 2003 года с возможной корректировкой на уровень годовой инфляции. Далее прогнозируется, что тарифы будут расти только вместе с темпами инфляции. Изменение темпов инфляции принимается в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ. Динамика тарифов (без учета НДС)
Наименование продукции
/услуг
Ед. изм.
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
Электроэнергия коп./кВтч 0,88 0,88 0,95 1,02 1,09 1,16 1,23 Теплоэнергия Руб./Гкал 379,67 379,67 410,04 440,79 471,65 502,31 532,44 Водоснабжение Руб./тонн 3,74 4,11 4,44 4,78 5,11 5,44 5,77 Водоотведение Руб./тонн 3,63 3,99 4,31 4,64 4,96 5,28 5,60 Также следует отметить, что в настоящее время уровень роста тарифов на электроэнергию не соответствует уровню роста топливной составляющей в затратах на производство электрической энергии, тем не менее в течение первого (2004) года реализации проекта РКС РАО «ЕЭС» наложила мораторий на повышение тарифов на энергоресурсы[8]
. В последующих периодах рост стоимости энергоресурсов необходимо будет компенсировать ростом производственной эффективности, для чего необходимо создать основу – внедрить управленческий стандарт хозяйствования. Структура и объемы потребления
Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными в виду того, что существуют два фактора, взаимно компенсирующих друг друга: Хотя тенденция роста объемов потребления – постепенно повышающаяся, для целей прогноза деятельности лучше использовать постоянный уровень потребления. Бюджетное финансирование отрасли
Финансирование организаций ЖКХ в текущем году производится в соответствии с Законом УР «О Бюджете Удмуртской Республики на 2003 год». Объемы финансирования ЖКХ определяются, исходя из состояния доходной части Бюджета Удмуртской Республики, и по прогнозам должны остаться на прежнем уровне. В целях минимизации рисков недофинансирования дополнительно будут проводиться мероприятия по повышению ответственности муниципальных бюджетов в части возмещения выпадающих доходов предприятий, в том числе компенсации затрат, не покрываемых платежами населения, а также оплаты коммунальных услуг предприятиями бюджетной сферы. Качество предоставляемых услуг и взаимоотношения с потребителями
В виду того, что любое незначительное повышение коммунального тарифа может вызвать негативное отношение к проекту, необходимо обеспечить реализацию позитивных аспектов деятельности «ХХХ»: Основные особенности адекватной работы РКС с «неплательщиками» - это адресность и гибкость. Это обусловлено комплексным подходом к оказанию коммунальных услуг – электро-, тепло- и водоснабжение в лице одного поставщика, что позволяет видеть полную информацию о потребляемых объемах услуг в комплексе и общую задолженность каждого потребителя, а далее в индивидуальном порядке применять соответствующие меры воздействия. В качестве мер воздействия на «неплательщиков» предполагается использовать все возможные законные методы. В первую очередь, планируется провести разъяснительную работу с населением и предприятиями-потребителями, далее ужесточить дисциплину оплаты услуг и активизировать меры воздействия на нарушителей платежной дисциплины. В рамках активизации работы с предприятиями-неплательщиками планируется проводить санацию предприятий и работу по финансовой обеспеченности с бюджетами всех уровней. Производя 80% от общего объема жилищно-коммунальных услуг в городе N, «ХХХ» не может работать в отрыве от обеспечения социальной защищенности населения, что является, в свою очередь, основной обязанностью органов муниципального самоуправления. Поэтому работа с неплательщиками является совместной задачей муниципалитета и «ХХХ». Муниципалитет может проводить работу с неплательщиками через свой расчетно-кассовый центр, который, в свою очередь, будет проводить разъяснительную работу с населением, инициировать судебные иски против злостных неплательщиков и т.п. Опыт работы РКЦ показывает их эффективность - у успешно действующих РКЦ уровень собираемости коммунальных платежей с населения достигает 97% -100%. Жесткие меры по отношению к «неплательщикам» - судебные иски и отключения – это мера воздействия, к которой следует прибегать в последнюю очередь. Деятельность «ХХХ» на начальном (пилотном) этапе осуществляется на базе имущественного комплекса 4 муниципальных коммунальных предприятий электро- водо- и теплоснабжения г. N: «ХХХ» принимает на себя обязательства перед муниципальным образованием г. N по предоставлению коммунальных услуг населению в части электро-, водо- и теплоснабжения до жилых домов. Техническое состояние основных фондов коммунальных предприятий электро-, тепло-, водоснабжения г.N характеризуется высокой степенью изношенности и уровнем потерь: Технической состояние основных фондов
изношенность
(%)
потери
(%)
Электроснабжение 62 39 Водоснабжение и водоотведение 47 25 Теплоснабжение 53 29 Деятельность «ХХХ» по модернизации основных фондов коммунального хозяйства включает несколько инвестиционных проектов по системам электро-, водо- и тепло-снабжения. В качестве основных направлений модернизации на основе рекомендаций консультантов[9]
были выбраны: Модернизация системы электроснабжения Затраты на реконструкцию и модернизацию основных фондов системы электроснабжения оцениваются в объеме 27 млн. руб. Потребность в средствах распределяется равными долями в течение 2004 – 2008 г.г. Достижение основного экономического эффекта планируется за счет реализации следующих технических проектов: Наименование проекта
Полная стоимость в млн. руб.
Реконструкция ВЛ – 0,4 кВ с применением самонесущих изолированных проводов 4,2 Реконструкция электрических распределительных сетей города напряжением 6-10 кВ. 4,3 Замена силовых трансформаторов, имеющих сверхнормативные потери Х.Х и К.З. 3,7 Замена неизолированного провода на изолированный на подводках от ВЛ – 0.4 кВ до жилых домов 2,9 Монтаж приборов коммерческого учета на воздушные ЛЭП уличного освещения города 0,8 Замена приборов учета электроэнергии (неисправных, с просроченным сроком госпроверки и т.д. у населения) 1,7 Строительство ЛЭП – 0,4 6,2 Реконструкция и перевод фидеров 3,2 Модернизация основных фондов системы водоснабжения и водоотведения Затраты на реконструкцию и модернизацию основных фондов системы водоснабжения и водоотведения оцениваются в объеме 25 млн. руб. в течение 6 лет, причем 50% средств требуется в течение первых двух лет, оставшаяся часть ежегодно равными долями. Достижение основного экономического эффекта планируется за счет реализации следующих мероприятий: Наименование проектов
Полная стоимость в млн. руб.
Реконструкция очистных сооружений водопровода 4,2 Реконструкция хлораторной 1,0 Замена насосного оборудования 1,1 Автоматизация системы управления технологическим процессом водоподготовки 1,6 Автоматизация и диспетчеризация насосных станций 1,2 Реконструкция и перекладка водопроводных распределительных сетей 7,8 Реконструкция и замена сетей канализации 4,2 Замена синхронных двигателей рабочих насосов системы канализации на асинхронные 1,6 Реконструкция системы аэрации 0,6 Модернизация системы обезвоживания осадка 0,8 Замена существующих насосов, оборудования систем водоотведения 0,9 Модернизация основных фондов системы теплоснабжения Затраты на реконструкцию и модернизацию основных фондов системы теплоснабжения оцениваются в объеме 83,8 млн. руб. Причем в первый год – 33,5 млн. рублей планируется направить на реализацию проекта Переключение теплоснабжения центральной части города N на теплоснабжение от N-ской ТЭЦ и ликвидации нерентабельных котельных коммунальных тепловых сетей и ремонт теплотрассы. Достижение экономического эффекта планируется за счет реализации следующих мероприятий: Направления проектов
Наименование проектов
Полная стоимость в млн. руб.
Переключение теплоснабжения центральной части города N на теплоснабжение от N-ской ТЭЦ Ликвидация муниципальных мазутных, угольных и электрических котельных, расширение выходного коллектора, строительство дополнительных сетевых коммуникаций 24,6 Тех.перевооружение и реконструкция ОС тепловых сетей Внедрение на системах ГВС частотных преобразователей EI - р7002 3,1 Внедрение и применение комплексонов в системах ГВС 2,1 Внедрение применения комплексонов для систем отопления жилых домов 2,8 Замена стальных трубопроводов на системах ГВС на полипропиленовые трубопроводы - 27.5 км. 14,2 Оптимизация тепловых нагрузок 2,0 Реконструкция и монтаж оборудования, строительство сетей теплоснабжения 31,7 Установка узлов учета на тепловых сетях 1,8 Установка водоподогревателей 1,5 Сокращение потерь энергии и воды Благодаря реализации технических проектов планируется постепенно снизить непроизводительные потери до нормативного уровня: Динамика изменения уровня потерь энергии и воды в сетях «ХХХ»
Наименование потерь
Ед.изм.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 .г
Потери электроэнергии % 31% 30% 27% 23% 20% 16% 16% тыс. кВтч 62 089 60 635 52 329 42 261 35 370 26 949 26 949 Потери теплоэнергии % 29% 22% 17% 13% 10% 6% 6% тыс. Гкал 137 94 69 50 37 20 20 Потери воды % 25% 18% 10% 10% 10% 10% 10% тыс. тонн 3 843 2 512 1 316 1 316 1 316 1 316 1 316 Поскольку объем реализации для целей прогноза был принят без изменения на уровне прогноза 2004 года, снижение потерь энергоресурсов прямо отражается на объемах энергии закупаемой для дальней перепродажи, а также воды, перерабатываемой для подачи потребителям: Динамика изменения объемов закупки энергии и производства «ХХХ»
Наименование показателя
Ед.изм
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 .г
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА Водоснабжение тыс. тн 15 686 14 355 13 159 13 159 13 159 13 159 13 159 ОБЪЕМ ПОКУПНОЙ ЭНЕРГИИ Электроэнергия тыс. кВтч 203 571 202 117 193 811 183 743 176 852 168 431 168 431 Теплоэнергия покупная тыс. Гкал 393 368 343 324 311 294 294 Общее сокращение объемов производства/закупки по видам продукции в 2009 г. по сравнению с 2003 г. составит: · Водоснабжение – 16% · Электроэнергия – 17% · Теплоэнергия - 15%. Сокращение объемов закупаемой/производимой продукции за счет сокращения ресурсных потерь станет основным эффектом повышения эффективности хозяйственной деятельности. Инвестиционная деятельность «ХХХ» планируется на весь период с 2004 по 2009 г.г. и включает в себя обеспечение финансирования технических проектов по модернизации основных фондов коммунального хозяйства г. N. Сводный план инвестиций в улучшение арендованных основных средств «ХХХ» включает: Сводный план инвестиций «ХХХ» (тыс. руб.)
Проекты капитального строительства
годы
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
ИТОГО
Переключение теплоснабжения центральной части города N на теплоснабжение от N-ской ТЭЦ 24 600 0 0 0 0 0 0 24 600
Тех.перевооружение и реконструкция ОС тепловых сетей 8 881 8 881 10 657 10 657 8 881 8 881 2 368 59 204
Техперевооружение и реконструкция электросетевого хозяйства 4 482 4 482 4 482 4 482 4 482 4 590 0 27 000
Реконструкция и техперевооружение основных фондов водоканала 6 250 6 250 2 500 2 500 2 500 2 500 2 500 25 000
Распределение инвестиционной нагрузки по источникам финансирования – собственным и кредитным (привлеченных) средств проводилось на основе расчета дефицита собственных средств «ХХХ» для финансировании инвестиционной программы: В результате расчетов определился равный принцип финансирования, по которому капитальные вложения на оборудование и основные средства на 50 % финансируется за счет привлеченных средств, и 50% - за счет собственных. Потребности операционной деятельности обеспечивается полностью за счет собственных средств. Финансирование за счет кредитных средств (тыс. руб.)
Наименование
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 .г
ИТОГО
Привлечение кредитов 42 690 26 670 0 0 0 0 69 360
Погашение кредитов 0 0 -3 807 -16 074 -29 942 -19 537 -69 360
Остаток задолженность по кредитам 42 690 69 360 65 554 49 479 19 537 0 0
Проценты, начисленные за кредиты 0 -8 111 -12 832 -11 800 -8 659 -3 321 -44 723
Необходимо отметить, что, так как кредитные средства привлекаются исключительно для финансирования инвестиционной программы технических проектов, т.е. капитальных вложений в основные средства, проценты, начисляемые за пользование кредитными ресурсами, капитализируются, т.е. относятся на увеличение стоимости улучшаемых внеоборотных активов. Ставка процентов за использование кредитных ресурсов для целей прогноза затрат по обслуживанию кредитов принята на уровне ставки рефинансирования плюс надбавка в размере 3% за финансовые риски банков по ссуде денежных средств «ХХХ», обусловленные спецификой отрасли и экономической ситуацией в стране. Анализ эффективности инвестиционного проекта Эффективность инвестиционного проекта рассчитывалась исходя из дополнительного дохода за счет реализации эффектов от модернизации основных фондов, отнесенного на вложенный капитал. В соответствии с показателями эффективности общего инвестиционного проекта (единый комплекс технических проектов) можно утверждать, что проект имеет хорошие перспективы и может оцениваться как привлекательный для стороннего инвестора. Наименование показателей
Ед.изм.
Инвестиции собственных средств
Простой срок окупаемости
лет
6,20
Дисконтированный срок окупаемости
лет
6,33
NPV (чистая текущая стоимость проекта)
тыс.руб.
129 550,98
IRR (внутренняя норма доходности) - расчетная на интервал планирования
%
18
Оценка рисков и анализ чувствительности Поскольку инвестиционный проект носит долгосрочный характер и все показатели имеют вероятностную оценку важно провести количественную оценку рисков. Чувствительность проекта оценивался по значениям показателей NPV (чистый приведенный доход) и IRR (внутренняя норма рентабельности) по отношению к следующим параметрам проекта: 1. Средне-отпускные тарифы 2. Полные инвестиции 3. Себестоимость 4. Ставка рефинансирования По результатам анализа чувствительности можно сделать следующие выводы: - Проект характеризуется высоким уровнем чувствительности по величине средне-отпускных тарифов на продукцию/услуги «ХХХ». При снижении тарифов на 10% NPV становится величиной отрицательной, IRR становится равным нулю при снижении тарифов на 20%. Учитывая последовательную политику, проводимую государством в отношении регулирования цен монопольного рынка, в частности ЖКХ, можно предположить, что заложенный при расчете проекта темп роста тарифов на уровне темпов инфляции с большой вероятностью будет достигнут. - Проект характеризуется высоким уровнем чувствительности по величине затрат на производство продукции (оказание услуг) «ХХХ». При росте себестоимости на 10% NPV становится величиной отрицательной, IRR становится равным нулю при повышении затрат на 20%. Так как основными затратами «ХХХ» являются затраты на закупку энергии, закупаемую у ОАО «Удмуртэнерго», разработка и соблюдение совместно с «ХХХ» единой тарифной политики позволит минимизировать риск возникновения тарифных диспропорций. - В отношении ставки рефинансирования и инвестиций проект достаточно устойчив и не предполагает никаких рисков. При организационном проектировании деятельности «ХХХ» использовались следующие целевые установки: 1. Быстрое развертывание операционной деятельности. 2. Своевременное и качественное обеспечение коммунальными услугами потребителей в рамках взятых на себя договорных обязательств. 3. Оптимизация административных расходов и обеспечение условий для повышения эффективности операционной деятельности. 4. Обеспечение эффективного взаимодействия с органами власти Республики и муниципальных образований, возможности по формированию положительного имиджа. 5. Централизация системы сбыта и системы финансовых потоков, обеспечение возможностей по привлечению и обслуживанию внешнего финансирования. Исходя из этого, аппарат управления «ХХХ» сформирован по основным направлениям следующим образом: - Дирекция по производству и технической политике
– контролирует результаты производственной деятельности, включая качество электро-, тепло и водоснабжение, определяет единую техническую политику коммунального комплекса, заключает договора на подрядные услуги по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств коммунального комплекса, отвечает за энергобезопасность коммунальной системы. - Дирекция по сбыту
– осуществляет единую централизованную политику в области закупок и сбыта энергоресурсов, заключает договора на закупку и сбыт энергоресурсов, организует работу с общественностью. - Дирекция по экономике и финансам
– осуществляет единую централизованную политику в области финансирования коммунального хозяйства, заключает договора на аренду основных средств коммунального комплекса, организует работу по взаимодействию с ОАО «РКС», контролирует использование инвестиций, представляет интересы общества перед акционерами и инвесторами. - Директор по персоналу
– формирует единую кадровую политику, организует кадровый учет общества, формирует единую систему подготовки персонала и корпоративную культуру общества, представляет интересы общества перед трудовым коллективом и надзорными органами. - Бухгалтерия
– формирует единую учетную политику в коммунальном хозяйстве, отражает результаты хозяйственной деятельности общества в бухгалтерском учете, отчитывается за результаты общества перед фискальными органами. - Территориальное отделение в г. N
– выполняет функции отдельного обособленного подразделения «ХХХ» в N-ском операционном районе. Организационная структура и штатное расписание «ХХХ» представлены в Приложениях 1 и 2 соответственно. В целях успешного развертывания операционной деятельности на подготовительном этапе хозяйствования в 3-м квартале 2003 года перед «ХХХ» ставятся следующие задачи: 1)
Зарегистрировать общество.
Регистрация общества осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ним регистрация общества осуществляется налоговыми органами в течение 5 дней. Для того, чтобы новое акционерное общество могло вступать в отношения с третьими лицами, ему необходимо оплатить уставный капитал в размере не менее 50%, т.е. внести в оплату акций сумму от 5 млн. рублей. В целях подготовительного этапа предлагается внести уставный капитал в полном размере
. При регистрации возникают расходы на уплату государственной пошлины, заверение копий уставов для контролирующих органов (ИМНС, банк, ФКЦБ, другие), почтовая экспресс-доставка уставных документов (например, в РО ФКЦБ России в Приволжском федеральном округе), изготовление атрибутов общества (печати, штампы, бланки, другое), открытие банковского счета, оформление лицензий на ведение основной деятельности. 2)
Заключить договор на ведение реестра с регистратором.
В первые два месяца возникают расходы по регистрации выпуска акций, в третий месяц оплачивается абонентское обслуживание). 3)
Оценить фактический состав и состояние передаваемого в «ХХХ» имущества коммунального хозяйства.
По сути, необходимо провести технический аудит основных средств, передаваемых от муниципальных коммунальных предприятий в «ХХХ». В рамках технического аудита проводится инвентаризация наличия основных средств, определяется их фактическое техническое состояние и наличие правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации прав) на недвижимое имущество, передаваемое в аренду. У арендодателя (муниципального органа) должны быть оформлены такие документы, чтобы он смог заключить долгосрочные (сроком от 1 года) договора аренды, требующие государственной регистрации. Результаты технического аудита должны дать представление о реальном масштабе ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду в целях обоснованного планирования инвестиций. Предлагается провести технический аудит силами персонала муниципальных предприятий при участии технических специалистов ОАО «Удмуртэнерго». 4)
Провести независимую оценку имущества.
Независимая оценка должна определить справедливую рыночную стоимость имущества для последующего определения размера арендной платы. Как правило, полноценная оценка имущества сопровождается техническим аудитом, результаты которого должны дать независимому оценщику полное представление о наличии и состоянии имущества с целью дальнейшего определения справедливой стоимости. Но в рамках технического аудита независимый оценщик не определит реальные масштабы ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду, поэтому предлагается провести оценку имущества документарно на основании актов технического аудита, проведенного при участии специалистов ОАО «Удмуртэнерго». Вне зависимости от порядка проведения оценки оценщик представит стоимость имущества, уже заранее согласованную с заказчиками - представителями администраций Республики и муниципалитетов и представителями ОАО «РКС». 5)
Заключить договора аренды и принять в хозяйственное ведение основные средства коммунального комплекса.
По договору аренды собственник (который представлен уполномоченным органом муниципальной или республиканской власти - арендодатель) предает право пользования другому лицу (арендатору). Основные положения, регламентирующие отношения аренды, содержатся в гл.34 ГК РФ. До заключения договора аренды должны быть проведены следующие действия: оплатить не менее 50% уставного капитала общества, определить справедливую стоимость имущества. 6)
Оценить имеющиеся финансовые средства коммунальных предприятий, обязательства перед контрагентами (включая расчеты с персоналом), структуру доходов и расходов.
По сути, необходимо провести финансовый аудит муниципальных коммунальных предприятий в целях принятия последующих решений по стоимости эксплуатационных услуг, контролю расходов, моделированию финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управления. Для предприятий, прошедших в этом году финансовый аудит тарифов и представивших его результаты в развернутом виде, возможно проведение только инвентаризации денежных средств и договорных обязательств. 7)
Оценить качество управления и кадровый потенциал коммунальных предприятий.
8)
Организовать рабочий офис общества, сформировать штат и обеспечить рабочие места.
9)
Заключить договора на оказание коммунальных услуг обществом, договора с поставщиками на закупку энергоресурсов, договора с подрядчиками на оказание эксплуатационных, сервисных и ремонтных услуг.
После того как будет сформирована необходимая материальная база (имущество передано в аренду) для выполнения уставных функций, общество заключает договора на оказание коммунальных услуг с муниципалитетами. Так как собственные ресурсы на начальном этапе будут сильно ограничены, но требуется быстрое развертывание операционной деятельности, работы по коммунальному обслуживанию (эксплуатации коммунальных сетей) передается на субподряд муниципальным коммунальным предприятиям, с которыми заключается договор на абонентское обслуживание. Оплата услуг коммунальных предприятий должна складываться из себестоимости производства услуг, основной статьей которой является оплата труда персонала. Основное требования по этим договорам – это прозрачность и ясность его содержания для «ХХХ»
. Оплата услуг должна быть фиксированной, как минимум на год, и детализирована по статьям расходов. Должны быть определены показатели качества услуг, их порядок их оценки и штрафные санкции за снижение качества услуг. Это обязательные требования - позволят создать определенную мотивацию у коммунальных предприятий, но не достаточные. Кроме этого, необходимо предусмотреть рычаги управления муниципальными предприятиями на уровне устава коммунальных предприятий, законодательных и подзаконных актов Республики Удмуртия
в виду того, что они будут единственными подрядчиками «ХХХ», и появляются монопольные риски. Разработка таких управленческих решений безусловно является предметом для дополнительных консультаций, для чего необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие расходы. 10)
Подготовить программу организационных и технических мероприятий по выводу из кризиса коммунального хозяйства и переходу к полноценной операционной деятельности собственными силами.
11)
Обеспечить полную хозяйственную готовность к началу полноценной операционной деятельности.
12)
Обеспечить полную техническую готовность коммунального комплекса к прохождению ОЗП 2003-2004гг.
Ключевыми факторами успешной подготовки к ОЗП является ремонтный фонд, способный покрыть расходы по полному объему работ, соответствующих реальному техническому состоянию коммуникаций, и наличие запасов топлива для собственной выработки на котельных г. N. В виду того, что на бюджетный период приходится разгар ремонтной кампании, расходы на ремонт предлагается взять в максимально возможном объеме.
Вопрос целесообразности собственной выработки тепла необходимо проработать отдельно с учетом перспектив развития системы централизованного теплоснабжения г. N и подготовить соответствующее ТЭО. 13)
Создать первичный положительный образ общества у населения.
Для этого предлагается подготовить и реализовать масштабную программу коммуникативных мероприятий с использованием печатных, теле- и радиосредств массовой информации. Программа мероприятий должна базироваться на согласованной коммуникативной стратегии, объединяющей PR- и GR-коммуникации. Для успешного достижения целей «ХХХ» требуется создать эффективную систему менеджмента, соответствующую корпоративному управленческого стандарту хозяйствования, который устанавливает обязательные требования к системе менеджмента «ХХХ». Требования к системе менеджмента «ХХХ» представлены в виде комплекса управленческих решений, являющихся обязательными условиями обеспечения эффективности операционной деятельности и инвестиционной привлекательности регионального проекта РКС. Основные требования: · Централизация системы управления
– в первую очередь, управления сбытом, закупками, финансовыми потоками. · Выделение не основных видов деятельности и передача их на подряд
– в первую очередь, ремонтные и обслуживающие виды деятельности. · Формирование квалифицированного менеджмента на основе эффективного функционирования системы управления персоналом
, которая включает оценку и мотивацию персонала, развитие корпоративной культуры и другие мероприятия, направленные на эффективное формирование и использование кадровых ресурсов. · Внедрение системы разделенного управленческого учета
затрат на отдельные виды услуг. · Внедрение системы управления инвестиционными проектами
, обеспечивающей планирование и реализацию организационных и технических мероприятий в управляемых условиях. · Внедрение системы стратегического планирования
, определяющей направления и этапы развития «ХХХ» с учетом целей и задач РКС. Стратегия включает в себя планы развития производственно-технической базы, планы управления капиталом и собственностью, финансово-экономическую стратегию, стратегию управления человеческими ресурсами. · Внедрение системы бизнес-планирования
, которая помогает детализировать стратегию развития до уровня подразделений «ХХХ» и осуществлять согласованное управление операционной деятельности. · Внедрение системы бюджетирования
(управление расходами по отклонениям). В рамках этой системы выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО) как верхнего уровня – предприятия «ХХХ» энерго-, тепло- и водоснабжения, так и нижнего уровня - подразделения внутри предприятий, которые готовят бюджеты по своей операционной деятельности и согласовывают их с профильными функциональными службами аппарата управления «ХХХ». После утверждения данные бюджеты становятся обязательными к исполнению подразделениями «ХХХ», а сотрудники профильных служб аппарата управления «ХХХ» осуществляют контроль их исполнения и в случае необходимости принимают решения о корректирующих управленческих воздействиях. Одно из преимуществ такого подхода состоит в том, что для его реализации необходимо минимальное количество персонала в аппарате управления «ХХХ», так как разработка операционных бюджетов осуществляется на предприятиях «ХХХ», а административный персонал аппарата управления «ХХХ» оценивает их, согласовывает и осуществляет контроль исполнения. · Внедрение системы казначейского исполнения обязательств
, в рамках которой все платежи управляемых компаний осуществляются через Казначейство «ХХХ». То есть, денежные средства физически находятся на счетах предприятий, но распоряжается этими счетами «ХХХ», опираясь на право первой подписи, а возможно, и второй, если функции по ведению бухгалтерского учета предприятий будут централизованы в аппарате управления «ХХХ». · Реализация процедуры конкурсных закупок
материально-технических ресурсов и подрядных работ. · Внедрение системы управленческой отчетности
, которая
является поддерживающим инструментом для менеджеров «ХХХ». · Внедрение механизмов контроля результатов деятельности «ХХХ»
, которая должна обеспечивать функционирование эффективного контрольно-ревизионного механизма в «ХХХ» и на его предприятиях, что приведет к обеспечению прозрачности проекта. При этом необходимо разработать и утвердить документ, определяющий порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы, структуру, состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Основой для контроля со стороны собственников и инвесторов является полноформатная отчетность по результатам хозяйственной деятельности. Для повышения степени контроля со стороны инвесторов и общественности возможно формирование дополнительных надзорных органов. Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» включает следующие статьи расходов и соответствующие источники финансирования: - Расходы на содержание аппарата «ХХХ»
носят постоянный характер и рассчитаны под проект организационного дизайна «ХХХ». - Аренда офиса
рассчитывается исходя из штата 44 чел., 19 кв.м на чел, 700 руб за кв.м/мес. - Зарплата с отчислениями
- из штата 44 чел. и средней зарплаты 10 тыс.руб/мес. - Оргтехника и программное обеспечение
– 36 тыс.руб/чел ежегодно. - Канцелярские
- 500 руб/чел в мес. - Почтовые и услуги связи
– 570 руб/чел в мес. - Командировочные
- 15000 руб на одну командировку, по 1 командировки на 8 человек (ответственных по направлениям) ежемесячно. - Представительские
- 1000 руб/чел в мес. - Мероприятия по повышению эффективности управления
включают консультационные услуги по разработке управленческих проектов и сопровождение процессов их реализации согласно утвержденной программы исходя из 100000 руб. ежемесячно. - PR-мероприятия
включают работу с печатными, теле- и радиосредствами массовой информации согласно утвержденного PR-плана. Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ»
Наименование затрат
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 .г
Зарплата административно-управленческого персонала 5 808 6 273 6 743 7 215 7 684 8 145 Единый социальный налог 2 056 2 221 2 387 2 554 2 720 2 883 Затраты на создание «ХХХ» 3 610 - - - - - Аренда 7 022 7 022 7 022 7 022 7 022 7 022 Содержание оргтехники и ПО 1 584 1 584 1 584 1 584 1 584 1 584 Канц. Товары 264 264 264 264 264 264 Почтовые услуги и услуги связи 300 300 300 300 300 300 Командировочные 1 500 1 500 1 500 1 500 1 500 1 500 Представительские расходы 500 500 500 500 500 500 PR мероприятия 500 500 500 500 500 500 Мероприятия по повышению эффективности управления 1 200 1 200 1 200 1 200 1 200 1 200 Прочие 600 600 600 600 600 600 ИТОГО обще-административные расходов
24 944
21 963
22 600
23 239
23 874
24 499
Основные допущения, принятые при моделировании финансовых результатов деятельности «ХХХ»:
· Деятельность по теплоснабжению населения и предприятий, включающая в себя производство, закупку, транспортировку/распределение и отпуск тепловой энергии; · Деятельность по электроснабжению населения и предприятий, включающая в себя закупку, транспортировку/распределение и отпуск электрической энергии; · Деятельность по водоснабжению населения и предприятий, включающая в себя подъем, очистку, транспортировку/распределение и отпуск воды; · Деятельность по оказанию услуг водоотведения населению и предприятиям, включающая в себя прием, очитку и отведение стоков. 8. Ставки процентов по кредитам коммерческих банков
были приняты исходя из текущих показателей с учетом снижения темпов инфляции. Прогноз макроэкономических показателей
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Темпы инфляции 10% 8% 7,5% 6% 5,5% 5,5% Ставка рефинансирования ЦБ РФ 16% 15,5% 15% 14,5% 14% 14% Ставка процентов по долгосрочным кредитам коммерческих банков 17,5% 17% 16,5% 16% 15,5% 15,5% Ставка процентов по краткосрочным кредитам коммерческих банков 19% 18,5% 18% 17,5% 17% 16,5% 9. Ставки налогов и сборов
при расчете обязательств «ХХХ» перед бюджетом были приняты на следующем уровне: Затраты по земельному налогу входят в себестоимость и приняты на уровне 2002 года по МУПам. Льготы и преференций по налогам и сборам при расчете проекта не предусматривались. 10. Расчет затрат на топливо
проводился по удельным показателям. Стоимость 1 тонны условного топлива в 2003 году составил 780 руб. за тонну (без НДС). При расчете цен на топливо в первый год прогнозного периода закладывалась инфляция 16%, в дальнейшем данный показатель уменьшается ежегодно на 0,5%. 11. Численность персонала,
задействованного на объектах «ХХХ» (читай стоимость эксплуатационных услуг на подряде) на начало проекта составляет 1 162 человека с учетом 44 вакансий по аппарату управления «ХХХ». В первый год работы планируется провести оптимизацию численности в связи с закрытием нерентабельных котельных, а также совершенствования системы управления и довести численность до 888 человек, что составляет 24%. Экономия заработной платы составило в реальном выражении около 15%, или 7 млн. руб. в год. Выручка от реализации продукции/услуг «ХХХ»
Ежегодная величина выручки в ценах 2004 года составляет 390 947 тыс. руб., из которых 124 386 тыс. – от реализации электроэнергии, 128 133 тыс. руб. – от реализации тепловой энергии, 48 722 тыс. руб. – от реализации услуг по водоснабжению и 41 016 тыс. руб. – от реализации услуг по водоотведению. Ежегодная сумма возмещений убытков от реализации услуг/продукции населению, возникающих как выпадающие доходы при утверждении тарифов для населения, была принята на уровне 2003 года по теплоэнергии – 19 531 тыс. руб., по электроэнергии – 10 674 тыс. руб., по услугам водоснабжения и водоотведения – 18 485 тыс. руб. При прогнозе реализации на 2004 – 2009 г.г. величина возмещений возрастает пропорционально общему индексу инфляции. Динамика изменения выручки «ХХХ» на прогнозный период приведена ниже: Прогноз выручки от реализации продукции/услуг «ХХХ» (без НДС) в тыс. руб.
Наименование продукции/услуг
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 .г
Электроэнергия 124 386 134 337 144 412 154 521 64 565 174 439 Теплоэнергия 128 133 138 384 148 762 159 176 169 522 179 693
|