Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Библиотечно-информационная деятельность

 

             

Библиотечно-информационная деятельность

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

Академия искусств, сервиса и рекламы

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сборник учебных программ и методических материалов

по специальности 071201

Тамбов - 2005

ББК 78+74.58

УДК 02

Б 59

Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина 7 апреля 2005 г., протокол № 5

Редактор-составитель: Борисов Б. В., кандидат педагогических наук, профессор

Рецензенты: Скворцов В.В., доктор педагогических наук, профессор

Марчева О.Б., кандидат педагогических наук, доцент

Б 59

Библиотечно-информационная деятельность: сб. учеб. программ и метод. материалов по специальности 071201 / ТГУ им. Г.Р.Державина. Акад. искусств, сервиса и рекламы. – Тамбов, 2005. - с.

Сборник включает учебные программы и методические материалы по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Общепрофессиональные дисциплины

6

Информатика

6

Социальные коммуникации

13

Документоведение

24

Общее библиотековедение

39

Общее библиографоведение

61

Аналитико-синтетическая переработка информации

95

Информационные технологии

124

Специальные дисциплины

140

Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Информационные ресурсы

140

Информационно-аналитические технологии

157

Аналитика текста

164

Информационно-аналитические продукты и услуги

173

Организация информационно-аналитической деятельности

186

Интеллектуальные информационные системы

203

Квалификация «Менеджер информационных ресурсов»

Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

217

Маркетинг библиотечно-информационной деятельности

245

Управление библиотечным делом

265

Экономика библиотечно-информационной деятельности

283

Инновационно-методическая работа библиотек

293

Документационное обеспечение управления

313

Практика

320

Итоговая государственная аттестация

326


ВВЕДЕНИЕ

Специальность 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. и в соответствии с «Общероссийским классификатором специальностей по образованию» (ОК 009-2003) входит в укрупненную группу специальностей 070000 «Культура и искусство» по направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утвержден 13.02.2003 г. и является стандартом второго поколения. Из предлагаемых стандартом четырех квалификаций в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина реализуются две:

- референт-аналитик информационных ресурсов;

- менеджер информационных ресурсов.

Квалификационные характеристики выпускников зависят от избранной квалификации.

Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.

Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.

Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника - аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.

Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

- производственно-практическая, включая управленческую,

- методическая,

- экспертно-консультационная,

- научно-исследовательская.

Квалификация «Менеджер информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.

Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.

Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

- производственно-практическая, включая управленческую;

- экспертно-консультационная;

- научно-исследовательская.

Выпускники обоих квалификаций подготовлены к продолжению образования в аспирантуре по специальности 05.25.03 «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В настоящий сборник включены учебные программы дисциплин федерального компонента общепрофессионального (ОПД) и специального (СД) циклов дисциплин, программы практик и структура итоговой государственной аттестации.

Программа каждой учебной дисциплины включает следующие разделы:

- организационно-методический раздел;

- содержание курса;

- распределение часов курса по темам и видам работ;

- форма итогового контроля;

- учебно-методическое обеспечение курса.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01 ИНФОРМАТИКА

I. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса - знакомство с основными понятиями информационного общества и освоение новых информационных технологий.

1.2 Задачи курса:

- познакомиться с основными понятиями информатики;

- изучить теоретические основы современных компьютерных технологий;

- освоить новые информационные технологии на базе применения компьютерной техники.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

- основные понятия информатики;

- историю развития информационных технологий;

- современное состояние информационных технологий.

Студент должен уметь:

- пользоваться современными информационными технологиями;

- применять компьютерные технологии в практической деятельности.

II . Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Раздел 3. Программное обеспечение

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Тема 1. Информация

Виды информации, ее свойства, измерение информации, кодирование информации. Сигналы, данные, системы счисления, единицы измерения информации.

Тема 2. Информатизация

Информационное общество. Процессы информатизации. Создание информационной инфраструктуры. Повышение информационной культуры членов общества.

Тема 3. Информационные системы

Структура, жизненный цикл, принципы функционирования информационных систем. Классификация информационных систем. Информационно-поисковые языки. Системы индексирования.

Тема 4. Обработка информации

Общая характеристика процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации. Хранилища информации: сравнительный анализ, достоинства и недостатки. Виды обработки информации, компьютеризация обработки информации.

Тема 5. Компьютерные сети

Локальные и глобальные компьютерные сети: возможности, принципы построения, классификация. Интернет/интранет сети. Корпоративные библиотечно-информационные сети. Локальные, региональные и глобальные сети. Сетевые технологии поиска информации.

Тема 6. Информационная безопасность

Методы и средства защиты информации. Вирусы, средства защиты от вирусов и от несанкционированного доступа.

Тема 7. Методы решения задач на компьютере

Модели решения функциональных и вычислительных задач. Технологии программирования. Языки программирования.

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Тема 8. История развития вычислительной техники

Доэлектронный период вычислительной техники. Первые ЭВМ. Поколения электронно-вычислительной техники. Перспективы компьютеризации.

Тема 9. Персональные компьютеры

Персональные компьютеры как техническая основа информатизации общества. Классификация персональных компьютеров. Карманные персональные компьютеры, встроенные компьютеры. Области применения ПК.

Тема 10. Устройство персонального компьютера

Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Системный блок, процессор, характеристики процессора, материнская плата, контроллеры, устройства памяти, оперативная память, внешние запоминающие устройства, постоянное запоминающее устройство.

Тема 11. Внешние устройства ПК

Мониторы, клавиатуры, сканеры, цифровые камеры. Классификация, назначение, характеристики. Носители информации: классификация, физические основы, потребительские характеристики.

Раздел 3. Программное обеспечение

Тема 12. Программное обеспечение

Классификация программного обеспечения. Базовое и прикладное ПО. Программа, команда, алгоритм.

Тема 13. Системное программное обеспечение

Основные понятия, алгоритмические языки, уровень языков программирования, трансляторы, технология программирования.

Тема 14. Операционные системы

Структура интерфейса пользователя операционной системы. Операционные системы: назначение, особенности, основные команды. Сервисные системы. Утилиты.

Тема 15. Прикладное программное обеспечение

Функционально-ориентированные программы. Интегрированные пакеты программ. Назначение, применение. Текстовые процессоры, графические редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые системы, коммуникационные программы, браузеры.

Тема 16. Профессионально-ориентированные программы

Виды профессионально-ориентированных программ. Программы для автоматизации библиотечных процессов, их особенности.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Тема 1. Информация

Контрольные вопросы:

1. Какое соотношение между понятиями сигналы, данные и информация?

2. Какие виды информации вы знаете?

3. Как измеряется информация?

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите, какой объем занимает страница машинописного текста.

2. Переведите год своего рождения из десятичной в двоичную систему счисления.

Тема 2. Информатизация

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются процессы информатизации общества?

2. Что такое информационная культура?

3. Что такое информационная инфраструктура?

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите информационную инфраструктуру университета.

2. Оцените свою информационную культуру.

Тема 3. Информационные системы

Контрольные вопросы:

1. Какие бывают информационные системы?

2. Для чего предназначены информационно-поисковые языки?

3. Какие бывают системы индексирования?

Задание для самостоятельной работы. Составьте 3 запроса на информационно-поисковом языке по интересующим вас темам.

Тема 4. Обработка информации

Контрольные вопросы:

1. Какие особенности различных хранилищ информации?

2. Какие виды обработки информации наиболее распространены?

3. Какие способы передачи информации наиболее эффективны?

Задания для самостоятельной работы:

1. Обработайте текстовый файл таким образом, чтобы он имел наименьший объем.

2. Передайте сообщение по электронной почте.

Тема 5. Компьютерные сети

Контрольные вопросы:

1. Сравните традиционные и сетевые источники информации. Что общего, какие различия?

2. Что нового дает Интернет для информационной работы библиотекаря?

3. Сильные и слабые стороны Интернет-ресурсов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите прогноз погоды на ближайшую неделю в Интернете.

2. Найдите сайты крупнейших российских библиотек в Интернете.

Тема 6. Информационная безопасность

Контрольные вопросы:

1. Что такое компьютерные вирусы?

2. Как защитить свой компьютер от вирусов?

3. Какие существуют средства защиты от несанкционированного доступа?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проверьте свой компьютер на заражение вирусами.

2. Поставьте пароли на нескольких своих документах.

Тема 7. Методы решения задач на компьютере

Контрольные вопросы:

1. Какие языки программирования вы знаете?

2. Что такое алгоритм?

3. Что такое технология программирования?

Задание для самостоятельной работы. Сформулируйте задачу таким образом, чтобы ее решение на компьютере было бы наиболее эффективно.

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Тема 8. История развития вычислительной техники

Контрольные вопросы:

1. Чем различаются поколения ЭВМ?

2. Чем была обусловлена необходимость разработки первых ЭВМ?

3. Каковы перспективы развития вычислительной техники?

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите характеристики первых ЭВМ.

2. Опишите особенности ЭВМ второго поколения.

3. Опишите особенности ЭВМ третьего поколения.

Тема 9. Персональные компьютеры

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит революционная роль персональных компьютеров в процессе информатизации современного общества?

2. Какими характеристиками обладают современные ПК?

3. Какими функциями обладают современные карманные компьютеры?

Тема 10. Устройство персонального компьютера

Контрольные вопросы:

1. Какие устройства находятся в системном блоке и для чего они предназначены?

2. Какие устройства памяти существуют, чем они различаются, для чего предназначены?

3. Какими параметрами характеризуют процессор?

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите емкость дисков на своем ПК.

2. Определите тактовую частоту процессора своего ПК.

Тема 11. Внешние устройства ПК

Контрольные вопросы:

1. Какими параметрами характеризуются мониторы?

2. Какими параметрами характеризуются принтеры?

3. Какими параметрами характеризуются сканеры?

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите, какие размеры зерен присущи современным мониторам.

2. Определите разрешение современных офисных сканеров.

3. Определите разрешение современных офисных принтеров.

Раздел 3. Программное обеспечение

Тема 12. Программное обеспечение

Контрольные вопросы:

1. Что такое базовое ПО?

2. Что такое операционная система?

3. Каковы основные функции операционной системы?

Тема 13. Системное программное обеспечение

Контрольные вопросы:

1. Что такое системное ПО?

2. Как определяется уровень языка программирования?

3. Что делает транслятор?

Задание для самостоятельной работы. Опишите основные современные языки программирования.

Тема 14. Операционные системы

Контрольные вопросы:

1. Что такое операционная система?

2. Какие операционные системы вы знаете?

3. Что такое интерфейс?

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите основные команды операционной системы.

2. Сравните две операционные системы: DOS и Windows.

Тема 15. Прикладное программное обеспечение

Контрольные вопросы:

1. Что такое текстовые процессоры и для чего они предназначены?

2. Какие графические редакторы вы знаете?

3. Для чего предназначены электронные таблицы?

Задания для самостоятельной работы:

1. Наберите и отредактируйте предложенный текст в соответствии с правилами, изложенными в пособии [3].

2. Разработайте оригинал-макет титульного листа учебного пособия [3].

Тема 16. Профессионально ориентированные программы

Контрольные вопросы:

1. Что такое профессионально-ориентированные программы?

2. Какие профессионально-ориентированные программы вы знаете?

3. Какие программы используются в библиотечном деле?

4. Примерная тематика ов, курсовых работ

ы и курсовые работы не предусмотрены.

5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Информация: виды, свойства, измерение, кодирование. Сигналы, данные, системы счисления, единицы измерения информации.

2. Информатизация, информационное общество. Процессы информатизации. Создание информационной инфраструктуры. Повышение информационной культуры членов общества.

3. Информационные системы: структура, жизненный цикл, принципы функционирования. Классификация информационных систем. Информационно-поисковые языки. Системы индексирования.

4. Общая характеристика процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации. Хранилища информации: сравнительный анализ, достоинства и недостатки. Виды обработки информации, компьютеризация обработки информации.

5. Локальные и глобальные компьютерные сети: возможности, принципы построения, классификация. Интернет/интранет сети.

6. Корпоративные библиотечно-информационные сети. Локальные, региональные и глобальные сети. Сетевые технологии поиска информации.

7. Информационная безопасность: методы и средства защиты информации. Вирусы, средства защиты от вирусов и от несанкционированного доступа.

8. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Технологии программирования. Языки программирования.

9. История развития вычислительной техники. Доэлектронный период вычислительной техники. Первые ЭВМ.

10. Поколения электронно-вычислительной техники. Перспективы компьютеризации.

11. Персональные компьютеры как техническая основа информатизации общества. Классификация персональных компьютеров. Карманные персональные компьютеры, встроенные компьютеры. Области применения ПК.

12. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Системный блок, процессор, характеристики процессора, материнская плата, контроллеры.

13. Устройства памяти, оперативная память, внешние запоминающие устройства, постоянное запоминающее устройство.

14. Внешние устройства ПК (мониторы, клавиатуры, сканеры, цифровые камеры): классификация, назначение, характеристики. Носители информации: классификация, физические основы, потребительские характеристики.

15. Классификация программного обеспечения.

16. Средства системного и прикладного программного обеспечения: назначение, характеристика.

17. Структура интерфейса пользователя операционной системы. Операционные системы: назначение, особенности, основные команды. Сервисные системы. Утилиты.

18. Функционально-ориентированные программы. Интегрированные пакеты программ. Назначение, применение.

19. Текстовые процессоры, графические редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые системы, коммуникационные программы, браузеры.

20. Профессионально ориентированные программы. Системы программирования. Алгоритмические языки.

III . Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары

Раздел 1. Основные понятия в информатике

1

Тема 1. Информация

8

4

-

4

2

Тема 2. Информатизация

8

4

-

4

3

Тема 3. Информационные системы

12

8

-

4

4

Тема 4. Обработка информации

8

4

-

4

5

Тема 5. Компьютерные сети

12

6

-

6

6

Тема 6. Информационная безопасность

8

4

-

4

7

Тема 7. Методы решения задач на компьютере

8

4

-

4

Раздел 2. Техническая основа информатизации

8

Тема 8. История развития вычислительной техники

8

4

-

4

9

Тема 9. Персональные компьютеры

8

4

-

4

10

Тема 10. Устройство персонального компьютера

8

4

-

4

11

Тема 11. Внешние устройства ПК

8

4

-

4

Раздел 3. Программное обеспечение

12

Тема 12. Программное обеспечение

8

4

-

4

13

Тема 13. Системное программное обеспечение

8

4

-

4

14

Тема 14. Операционные системы

48

4

20

24

15

Тема 15. Прикладное программное обеспечение

88

4

40

44

16

Тема 16. Профессионально-ориентированные программы

30

4

11

15

Итого:

282

70

71

141

VI . Форма итогового контроля

Экзамен

V . Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная):

1. Информатика: базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2003.

2. Информатика: учебник / под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Зубец В.В. Осваиваем Windows и Microsoft Office / В.В. Зубец, А.А Ильин. – Тамбов: Центр-пресс, 2002.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы /А.В. Соколов. – М.: Радио и связь, 1981.

2. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск) / В.П. Захаров. – СПб., 2002.

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.:

Для текущего контроля разработаны компьютерные тесты по курсу.

Автор- составитель : Зубец В.В., к.т.н., доцент

ОПД.Ф.02 СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

I . Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса – формирование у студентов прочных знаний теории социальной коммуникации.

1.2 Задачи курса:

- овладеть понятийным аппаратом теории социальной коммуникации;

- достичь понимания сущности и специфики функционирования смыслов в социальном времени и социальном пространстве;

- овладеть знаниями основных этапов и закономерностей эволюции социальных коммуникаций;

- вооружить студентов знаниями, необходимыми для изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

- терминологию социальной коммуникации;

- основные положения теории социальной коммуникации;

- роль и место библиотечно-информационной деятельности в социальной коммуникации;

- роль и место теории социальной коммуникации в системе научного знания.

Студент должен уметь:

- анализировать коммуникационные явления с точки зрения теории социальной коммуникации.

II. Содержание курса

  1. Разделы курса

Курс разделов не имеет.

  1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Понятие о социальной коммуникации

Этимология и сущность термина «коммуникация». Элементарная схема и признаки коммуникации. Типизация коммуникаций. Материальная и смысловая (генетическая, психическая, социальная) коммуникация. Определение термина «социальная коммуникация». Понятия «смысл», «понимание смысла», «социальное пространство», «социальное время».

Тема 2. Коммуникационная деятельность

Определение коммуникационной деятельности. Определение коммуникационного действия. Формы коммуникационного действия – подражание, диалог, управление. Уровни коммуникационной деятельности – межличностный, групповой, массовый. Виды коммуникационной деятельности – микро-, миди-, макрокоммуникация. Формы коммуникационной деятельности.

Тема 3. Общение, игра, правда как коммуникационные категории

Планы общения. Место коммуникации в общении. Эволюция игры. Отличие игры от других видов деятельности. Определение понятия «игра». Типы игр. Псевдоигра. Понятия «истина» и «правда». Источники лжи. Разновидности лжи. Обман и иллюзия. Многообразие точек зрения на принцип правдивости в коммуникационной деятельности.

Тема 4. Социальная память

Сущность социальной памяти. Типы памяти: генетическая, психическая, социальная. Механизм генетической памяти. Структура психической памяти. Мнемическая деятельность и мнемические действия.

Групповая социальная память. Структура памяти целевых социальных групп. Классификации социальных групп с точки зрения социальной памяти. Социальная память общества. Социальное бессознательное: архетипа и этническая психология. Культурное наследие: духовная культура и материальная культура. Слои социальной памяти.

Разделы духовной культуры. Разделы материальной культуры. Документы как особый раздел материальной культуры: сущность, признаки, виды. Традиции и новации. Противоречия общественного познания.

Семинарское занятие. Базовые понятия социальной коммуникации.

Контрольная работа. Письменный опрос по темам 1-4.

Тема 5. Коммуникационные каналы

Дефиниция понятия «коммуникационный канал». Исходные коммуникационные каналы. Художественные и технические коммуникационные каналы. Рода социальной коммуникации: устная, документная, электронная. Гибридные коммуникационные каналы. Стадии эволюции культуры. Эволюция коммуникационных каналов. Древо коммуникационных каналов. Закономерности эволюции социальных коммуникаций.

Практическое занятие. Создание древа коммуникационных каналов.

Тема 6. Устная коммуникация

Схема устной коммуникации. Особенности невербального канала. Вербальный канал. Понятия «язык» и «речь». Сущностные функции языка и речи. Прикладные функции языка и речи: социально-языковые, индивидуально-языковые, социально-речевые, индивидуально-речевые. Коммуникационные барьеры в устной коммуникации: технический, межязыковой, социальный, психологический. Проекты международных искусственных языков.

Тема 7. Документная коммуникация

Документно-коммуникационная система, институты документной коммуникации, документные каналы. Цели и задачи документно-коммуникационной системы. Схема документной коммуникации. Функции документа: социального назначения, потребительские, социально-прагматические, реально-пользовательские. Коммуникационные барьеры в документной коммуникации: технические, психологические, социальные. Цензура: сущность, виды, эволюция. Цензура в России.

Тема 8. Электронная коммуникация

Сущность электронной коммуникации. Сравнительный анализ документной и электронной коммуникации. Коммуникационные барьеры в электронной коммуникации: технические, психические, социальные.

Интернет: история, функции, определение, структура. Области некоммерческого использования Интернет. Интернет как особый феномен человеческой культуры: философско-исторический, организационно-управленческий, этико-правовой, социальный, психологический аспекты.

Практическое занятие. Сравнительный анализ родов социальной коммуникации.

Тема 9. Эволюция социальных коммуникаций на стадиях археокультуры и палеокультуры

Дефиниция понятия «общественная коммуникационная система» (ОКС). Связь стадий эволюции ОКС со стадиями эволюции культуры. Коммуникационная культура. Уровни коммуникационной культуры: словесность, книжность, мультимедийность. Виды ОКС.

Археокультурная словесность и общинная ОКС: хронологические границы, общая характеристика и особенности. Палеокультурная книжность: хронологические границы, общая характеристика, периодизация, особенности.

Тема 10. Эволюция социальных коммуникаций на стадиях неокультуры и постнеокультуры

Изобретение книгопечатания. Мануфактурная неокультурная книжность: хронологические границы, общая характеристика и особенности. Мануфактурная книжность в России.

Индустриальная неокультурная книжность: хронологические границы, общая характеристика и особенности. Переход от неокультурной книжности к постнеокультурной мультимедийности. Информационное общество: сущность и характеристики.

Практическое занятие. Сравнительный анализ уровней коммуникационной культуры.

Контрольная работа. Письменный опрос по темам 5-10.

Тема 11. Семиотика социальной коммуникации

Семиотика как наука. Семиосферы. Семиотика социальной коммуникации: объект и предмет. Сущность знака по Ч.Пирсу. Треугольник Г.Фреге. Сущность знака по Ф. де Соссюру. Семантический треугольник С.К.Огдена – И.А.Ричардса. Дефиниция понятия «коммуникационный знак». Классификация знаков. Коммуникационные знаки. Семиотический континуум: сущность и структура. Знак и текст. Текстовый семантический треугольник. Общее понятие о семантике, синтактике, прагматике. Связь семиотики с теорией коммуникационного обслуживания.

Тема 12. Социальная информация

Дефиниция понятия «информация». Концепции информации в современной науке: математическая, естественнонаучная, кибернетическая, антропоцентристская, агностическая и др.

Противоположные понимания информации: онтологическое и методологическое. Эффект «информационных очков». Дефиниция понятия «информация» через информационный подход. Информатика как наука об информации. Социальная информатика. Концепции социальных информатик.

Тема 13. Коммуникационные потребности

Потребность как межнаучная категория. Рода субъектов–носителей потребностей. Функции потребностей.

Дефиниция понятия «коммуникационная потребность». Классификация коммуникационных потребностей по субъектам–носителям и происхождению. Типология коммуникационных потребностей.

Абсолютные индивидуальные потребности: биогенные и социогенные. Коммуникационная потребность во взаимодействии с другими абсолютными потребностями. Вторичные индивидуальные потребности: профессиональные и непрофессиональные. Спонтанные индивидуальные потребности. Абсолютные групповые потребности. Вторичные групповые (информационные) потребности. Спонтанные групповые потребности. Абсолютные общественные потребности: материальные и духовные. Вторичные общественные потребности и их субъекты–носители. Спонтанные общественные потребности. Закон возвышения коммуникационных потребностей.

Тема 14. Социально-коммуникационные институты

Сущностные и прикладные функции общинной, рукописной и мануфактурной ОКС. Возникновение коммуникационных служб. Социально-коммуникационный институт (СКИ): нормативное понимание и учрежденческое понимание. Социально-коммуникационная система: организационная и технологическая. Причины появление СКИ в индустриальной ОКС. Типы и виду СКИ. Составляющие элементы СКИ. Структура и функции индустриальной ОКС.

Тема 15. Функционирование социально-коммуникационных институтов в ХХ веке

Коммуникационные права и свободы. «Декларация прав человека и гражданина» (Франция, 1789 г.), «Всеобщая декларация прав человека» (ООН, 1948 г.), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (ООН, 1966 г.), «Манифест о публичных библиотеках» (ЮНЕСКО) и другие правовые акты. Схема функционирования демократической индустриальной ОКС. Схема функционирования тоталитарной индустриальной ОКС. Сущность и средства тоталитаризма. Тотальная цензура. Цензура в СССР.

Практическое занятие. Сравнительный анализ демократической и тоталитарной индустриальной ОКС.

Тема 16. Социальная коммуникация в системе научного знания

Комплексы современного научного знания. Интегральные науки. Социально-коммуникационные науки. Метатеория социальной коммуникации: объект, предмет, функции, методология. Метатеоретические проблемы социальной коммуникации. Социально-коммуникационный прогноз развития России.

Контрольная работа. Письменный опрос по темам 11-16.

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Понятие о социальной коммуникации

Контрольные вопросы:

1. Что такое «коммуникация»?

2. Каковы признаки коммуникации?

3. Какие существуют типы и виды коммуникации?

4. В чем специфика социальной коммуникации?

5. Что такое «смысл»?

6. Что такое «социальное пространство»?

7. Что такое «социальное время»?

Задание для самостоятельной работы. Выявите в различных справочных изданиях определение термина «коммуникация» и сравните их.

Тема 2. Коммуникационная деятельность

Контрольные вопросы:

1. Из чего складывается коммуникационная деятельность?

2. Что такое «коммуникационное действие»?

3. Какие существуют формы коммуникационных действий и чем они отличаются друг от друга?

4. Какие существуют уровни коммуникационной деятельности и в чем специфика каждого из них?

5. Какие существуют виды коммуникационной деятельности и в чем их отличие друг от друга?

6. К какому уровню, виду и форме относится коммуникационное отношение И у Г?

Задание для самостоятельной работы. Подберите близкие Вам примеры на все формы коммуникационной деятельности.

Тема 3. Общение, игра, правда как коммуникационные категории

Контрольные вопросы:

1. Из чего складывается общение?

2. Какие существуют варианты общения и какое место занимает коммуникация в каждом из них?

3. Как эволюционировала игра?

4. Что отличает игру от других видов деятельности?

5. Что такое «игра»?

6. Какие есть типы игр?

7. Чем псевдоигра отличается от игры?

8. Какие существуют типы псевдоигр?

9. Какие существуют типы ритуалов?

10. Почему понятия «правда» и «ложь» являются коммуникационными категориями?

11. Чем отличаются понятия «истина» и «правда»?

12. Каковы источники лжи?

13. Каковы разновидности лжи?

14. В чем отличие понятий «обман» и «иллюзия»?

15. Какие существуют точки зрения на реализацию принципа правдивости в коммуникационной деятельности?

Задание для самостоятельной работы. Подберите примеры из своей жизни, когда Вы использовали правду и ложь во благо и по расчету.

Тема 4. Социальная память

Контрольные вопросы:

1. Что такое «социальная память»?

2. Какие существуют типы памяти?

3. Из каких разделов состоит психическая память?

4. Какие мнемические действия Вы знаете?

5. Что из себя представляет память малых социальных групп?

6. Какие большие социальные группы нуждаются в памяти и почему?

7. Из каких разделов состоит память целевых социальных групп?

8. Какие классы социальных групп различают с точки зрения социальной памяти?

9. На какие разделы делятся память общества?

10. Что включает в себя социальное бессознательное?

11. Что включает в себя культурное наследие?

12. Что такое «социальный менталитет»?

13. Из чего состоит духовная культура?

14. Из чего состоит материальная культура?

15. Что такое «документ»?

16. Чем отличаются традиции и новации?

Задания для самостоятельной работы:

1. Используя свои знания о социальной памяти подтвердите или опровергните мнение о том, что библиотечно-информационные работники являются целевой социальной группой.

2. Подберите примеры отечественных традиций и новаций.

Тема 5. Коммуникационные каналы

Контрольные вопросы:

1. Что такое «коммуникационный канал»?

2. Какие каналы называют «исходными» и почему?

3. В чем отличие художественных и технических коммуникационных каналов?

4. Синтезом каких каналов является письменность и когда она возникла?

5. Когда произошла первая техническая революция в сфере социальных коммуникаций и какие каналы она открыла?

6. Когда произошла вторая техническая революция в сфере социальных коммуникаций и какие каналы она открыла?

7. Что такое «род социальной коммуникации»?

8. Какие различают рода социальной коммуникации?

9. Какие Вы знаете гибридные коммуникационные каналы?

10. Какие различают стадии эволюции культуры и как они связаны с эволюцией коммуникационных каналов?

11. Что такое «бифуркация коммуникационных каналов», сколько их было, когда, чем они характеризовались?

12. Какие существуют закономерности эволюции социальных коммуникаций?

Задание для самостоятельной работы. Охарактеризуйте основные этапы истории книги по древу коммуникационных каналов.

Тема 6. Устная коммуникация

Контрольные вопросы:

1. На каких исходных коммуникационных каналах базируется устная коммуникация?

2. В чем особенности невербального канала?

3. Чем отличаются понятия «язык» и «речь»?

4. Какие сущностные функции выполняют язык и речь?

5. Какие функции входят в группу:

- социально-языковых?

- индивидуально-языковых?

- социально-речевых?

- индивидуально-речевых?

6. Что такое «коммуникационный барьер»?

7. Какие коммуникационные барьеры существуют в устной коммуникации и можно ли их преодолеть?

8. Какие Вы знаете проекты международных искусственных языков?

9. Кто и когда изобрел эсперанто?

Задание для самостоятельной работы . Ознакомьтесь с историей эсперанто.

Тема 7. Документная коммуникация

Контрольные вопросы:

1. Из чего состоит документно-коммуникационная система?

2. Какие цели и задачи имеет документно-коммуникационная система?

3. Какие различают уровни документной коммуникации?

4. Какие функции документов входят в группу:

- функций социального назначения?

- потребительских функций?

- социально-прагматических функций?

- реально-пользовательских функций?

5. Какие коммуникационные барьеры существуют в документной коммуникации и можно ли их преодолеть?

6. Что такое «цензура» и какие виды она может иметь?

Задание для самостоятельной работы. Ознакомьтесь с историей цензуры в России.

Тема 8. Электронная коммуникация

Контрольные вопросы:

1. Что такое электронная коммуникация?

2. Какие функции электронная коммуникация выполняет лучше, чем документная?

3. Какие функции электронная коммуникация выполняет хуже, чем документная?

4. Какие коммуникационные барьеры существуют в электронной коммуникации и можно ли их преодолеть?

5. Что такое Интернет?

6. Какие функции выполняет Интернет?

7. Какова структура Интернет?

8. В каких областях возможно некоммерческое использование Интернет?

9. В чем проявляется специфика Интернет как особого феномена человеческой культуры?

Задание для самостоятельной работы . Ознакомьтесь с историей Интернет.

Тема 9. Эволюция социальных коммуникаций на стадиях археокультуры и палеокультуры

Контрольные вопросы:

1. Что такое «общественная коммуникационная система» (ОКС)?

2. Каков вектор эволюции ОКС?

3. В чем состоит кризис коммуникационных каналов и как он разрешается?

4. Что такое «коммуникационная культура»?

5. Какие различают уровни коммуникационной культуры?

6. На какие поколения делится книжность?

7. Какие различают виды ОКС?

8. Каковы хронологические границы и особенности археокультурной словесности?

9. Каковы хронологические границы, периодизация и особенности палеокультурной книжности?

10. В какую эпоху возникло книжное дело?

Тема 10. Эволюция социальных коммуникаций на стадиях неокультуры и постнеокультуры

Контрольные вопросы:

1. Какое изобретение ознаменовало начало мануфактурной неокультурной книжности?

2. Каковы хронологические границы и особенности мануфактурной неокультурной книжности?

3. В чем заключаются особенности мануфактурной книжности в России?

4. Каковы хронологические границы и особенности индустриальной неокультурной книжности?

5. Какие первичные технические информационные каналы появились в ХIХ веке?

6. Когда наступит господство мультимедийности?

7. Что такое «информационное общество» и чем оно отличается от предыдущих эпох?

Задание для самостоятельной работы. Используя древо коммуникационных каналов и материала лекций, создайте хронологию ОКС, отразив в ней: стадию эволюции культуры, вид ОКС, уровень коммуникационной культуры, хронологические границы ОКС, длительность существования ОКС (лет), количество и виды коммуникационных каналов.

Тема 11. Семиотика социальной коммуникации

Контрольные вопросы:

1. Что такое семиотика?

2. Какие различают семиосферы?

3. Каковы объект и предмет семиотики социальной коммуникации?

4. Какие науки изучают семиотику отдельных коммуникационных каналов?

5. Как понимал сущность знака Ч.Пирс?

6. Как понимал сущность знака Ф. де Соссюр?

7. Что такое «коммуникационный знак»?

8. Какие различают классы знаков?

9. Чем отличается язык от одиночного знака?

10. Что такое семиотический континуум и какова его структура?

11. Чем отличаются знак и текст?

12. На какие части делится семиотика?

Тема 12. Социальная информация

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные концепции информации в современной науке?

2. В чем отличие онтологического и методологического понимания информации?

3. В чем заключается эффект «информационных очков»?

4. Что такое «информация» с точки зрения информационного подхода?

5. В чем причина популярности онтологических концепций информации?

6. В чем принципиальное различие концепций социальных информатик, возникших в конце ХХ века?

Тема 13. Коммуникационные потребности

Контрольные вопросы:

1. Что такое «потребность»?

2. Что такое «коммуникационная потребность»?

3. Кто является субъектом (носителем) коммуникационных потребностей?

4. На какие типы можно разделить коммуникационные потребности по происхождению?

5. Какие различают абсолютные индивидуальные потребности?

6. Какое место занимает коммуникационная потребность в ряду абсолютных индивидуальных потребностей?

7. На какие группы делят вторичные индивидуальные потребности?

8. Как еще называют спонтанные индивидуальные потребности и на какие группы их делят?

9. Какие группы обладают групповыми потребностями?

10. Какие различают абсолютные групповые потребности?

11. Какие различают вторичные групповые потребности?

12. Существуют ли спонтанные групповые потребности?

13. На какие группы делят абсолютные общественные потребности?

14. Кто является носителем вторичных общественных потребностей?

15. В чем проявляются спонтанные общественные потребности?

16. В чем проявляется действие закона возвышения коммуникационных потребностей?

Тема 14. Социально-коммуникационные институты

Контрольные вопросы:

1. Какие функции выполняла общинная ОКС?

2. Когда и почему появились коммуникационные службы?

3. Расширился ли спектр функций рукописной ОСК?

4. Изменились ли функции мануфактурной ОКС и как это повлияло на развитие коммуникационных служб?

5. Какие социально-коммуникационные институты являются нормативными?

6. Как определяется понятие «учрежденческий социально-коммуникационный институт» (СКИ)?

7. Какие различают типы и виды СКИ?

8. Из каких элементов состоит каждый СКИ?

9. Какие коммуникационные службы называют доинституционными?

10. Какую структуру имеет индустриальная ОКС?

11. Какие функции выполняет индустриальная ОКС?

Задание для самостоятельной работы. Распределите сущностные функции индустриальной ОКС между ее структурными элементами.

Тема 15. Функционирование социально-коммуникационных институтов в ХХ веке

Контрольные вопросы:

1. Какие Вы знаете коммуникационные права и свободы?

2. Назовите международные правовые акты, посвященные коммуникационным правам и свободам?

3. Как функционирует индустриальная ОКС на демократических принципах?

4. Как функционирует индустриальная ОКС в тоталитарном обществе?

5. В чем сущность тоталитаризма?

6. Какими средствами утверждается и поддерживается тоталитаризм?

7. В чем сущность тотальной цензуры?

8. Что такое «самиздат» и «тамиздат»?

9. Когда в России пала тотальная цензура?

Задание для самостоятельной работы. Ознакомьтесь с историей цензуры в СССР.

Тема 16. Социальная коммуникация в системе научного знания

Контрольные вопросы:

1. Что такое «объект» и «предмет» науки?

2. Какие комплексы научного знания принято различать в настоящее время?

3. Какие существуют интегральные (стыковые) науки?

4. Какие науки можно считать социально-коммуникационными?

5. Каковы объект и предмет метатеории социальной коммуникации?

6. Какие функции выполняет метатеория социальной коммуникации?

7. Какие методы использует метатеория социальной коммуникации?

8. Из чего складывается содержание метатеории социальной коммуникации?

9. Какие метатеоретические проблемы социальной коммуникации Вы знаете?

10. Чем характеризуется современный этап эволюции социальной коммуникации?

11. Каков социально-коммуникационный прогноз развития России?

Задание для самостоятельной работы. Из четырех предложенных в лекции сценариев возможного социально-коммуникационного развития России, выберите наиболее близкий Вам вариант, обоснуйте свой выбор и, по возможности, детализируйте прогноз.

  1. Примерная тематика разделов курсовых работ

ы и курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

  1. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Коммуникация: сущность и признаки.

2. Типизация коммуникаций.

3. Социальная коммуникация: сущность, цели, характеристика основных составляющих (смысл, понимание, социальное пространство и социальное время).

4. Коммуникационное действие: сущность, цели, формы.

5. Коммуникационная деятельность: сущность, уровни, виды.

6. Характеристика видов и форм коммуникационной деятельности.

7. Общение: планы и варианты.

8. Игра: сущность, эволюция, отличительные черты, типизация. Псевдоигра: сущность и виды.

9. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.

10. Память: типы, разделы, мнемические действия.

11. Групповая социальная память: сущность и структура.

12. Социальная память общества: сущность и структура.

13. Культурное наследие: структура, характеристика разделов.

14. Документ как особый элемент материальной культуры: сущность, признаки, виды.

15. Место новаций и традиций в социальной памяти.

16. Коммуникационный канал: сущность и виды.

17. Рода социальной коммуникации: сущность и взаимодействие.

18. Эволюция социальных коммуникаций: стадии, бифуркации каналов, закономерности.

19. Устная коммуникация: сущность и принципиальная схема.

20. Устная коммуникация: функции естественного языка и речи.

21. Коммуникационные барьеры в устной коммуникации: сущность, виды, возможности и средства преодоления.

22. Документная коммуникация: сущность, каналы, цели, задачи, схема функционирования.

23. Функции документа.

24. Коммуникационные барьеры в документной коммуникации: сущность и виды.

25. Цензура: сущность, виды, эволюция, формы противодействия.

26. Электронная коммуникация: сущность и функции.

27. Коммуникационные барьеры в электронной коммуникации.

28. Интернет: история создания, функции, определение, структура, сферы применения.

29. Общественные коммуникационные системы: сущность, хронология, взаимосвязь с уровнями коммуникационной культуры.

30. Археокультурная словесность: сущность, хронологические границы, особенности.

31. Палеокультурная книжность: сущность, хронологические границы, особенности.

32. Неокультурная мануфактурная книжность: сущность, хронологические границы, особенности.

33. Неокультурная индустриальная книжность: сущность, хронологические границы, особенности.

34. Постнеокультурная мультимедийность: сущность, хронологические границы, критерии. Информационное общество: сущность и признаки.

35. Семиотика социальной коммуникации: объект, предмет, структура.

36. Коммуникационные знаки: сущность и классификация.

37. Семиотический континуум: сущность и структура. Семиотика текстов.

38. Взаимосвязь семиотики социальной коммуникации и теории информационного обслуживания.

39. Социальная коммуникация и социальная информация. Концепции информации в современной науке.

40. Информация и информационный подход.

41. Концепции социальных информатик.

42. Коммуникационная потребность: сущность, функции, типология.

43. Личностные коммуникационные потребности: сущность и типология.

44. Групповые коммуникационные потребности: сущность и типология.

45. Общественные коммуникационные потребности: сущность и типология.

46. Коммуникационные службы: становление и эволюция.

47. Социально-коммуникационные институты и системы: сущность и виды.

48. Индустриальная общественная коммуникационная система: структура и функции.

49. Социально-коммуникационные права и свободы.

50. Демократическая индустриальная общественная коммуникационная система: принципы и схема функционирования.

51. Тоталитарная индустриальная общественная коммуникационная система: принципы и схема функционирования.

52. Метатеория социальной коммуникации: исторические предпосылки, объект, предмет, функции, методология, содержание.

III . Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего (час.)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары

1

Тема 1. Понятие о социальной коммуникации

6

3

-

3

2

Тема 2. Коммуникационная деятельность

6

3

-

3

3

Тема 3. Общение, игра, правда как коммуникационные категории

6

2

-

4

4

Тема 4. Социальная память

16

4

4

8

5

Тема 5. Коммуникационные каналы

8

2

2

4

6

Тема 6. Устная коммуникация

7

4

-

3

7

Тема 7. Документная коммуникация

7

4

-

3

8

Тема 8. Электронная коммуникация

12

4

2

6

9

Тема 9. Эволюция социальных коммуникаций на стадиях археокультуры и палеокультуры

8

4

-

4

10

Тема 10. Эволюция социальных коммуникаций на стадиях неокультуры и постнеокультуры

16

4

4

8

11

Тема 11. Семиотика социальной коммуникации

5

3

-

2

12

Тема 12. Социальная информация

5

3

-

2

13

Тема 13. Коммуникационные потребности

6

4

-

2

14

Тема 14. Социально-коммуникационные институты

6

2

-

4

15

Тема 15. Функционирование социально-коммуникационных институтов в ХХ веке

10

2

2

6

16

Тема 16. Социальная коммуникация в системе научного знания

10

2

2

6

17

Итоговое занятие

2

-

2

-

ИТОГО:

136

50

18

68

IV . Форма итогового контроля

Экзамен

V . Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная):

1. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В.Соколов. – СПб, 1996.

2. Соколов А.В. Социальные коммуникации: в 2 ч. / А.В.Соколов. - М., 2001-2003. - 2 т.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю.Борев, А.В.Коваленко. – М., 1986. – 303 с.

2. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета / Э. Дайсон. – М., 1998. – 400 с.

3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы / Л.М.Землянова. – М., 1995. – 271 с.

4. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П.Конецкая. – М., 1997. – 304 с.

5. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю / Л.В.Петров. – СПб., 1999. – 211 с.

6. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М., 2000. – 816 с.

7. Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации / А.В.Соколов. – Л., 1988. – 85 с.

8. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций / А.В.Соколов. – СПб., 1995. – 163 с.

9. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. – М., 1984. – 277 с.

Автор-составитель : Борисов Б.В., к.п.н., профессор

ОПД.Ф.03 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

I . Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса – формирование прочных знаний, умений и навыков в области общего документоведения и книговедения.

1.2 Задачи курса:

- овладеть знаниями в области теории и истории документа;

- овладеть навыками типологии документа;

- углубленно изучить теорию и историю книги как ведущего элемента библиотечного фонда;

- овладеть навыками книговедческого анализа.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требование к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

- документоведческую и книговедческую терминологию;

- основные положения теории документа;

- основные теоретические положения книговедения;

- историю документа, в том числе историю книги;

- место документоведения и книговедения в системе научного знания.

Студент должен уметь:

- осуществить функциональный и типологический анализ документа;

- осуществить книговедческий анализ конкретного издания.

II . Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Общее документоведение

Раздел 2. Книговедение

Раздел 3. История книги

2. Темы и краткое содержание

Тема 1. Введение

Предмет, цель, задачи и структура курса. Организация учебной деятельности. Учебная, методическая и нормативная литература по курсу.

Раздел 1. Общее документоведение

Тема 2. Документоведение как наука

Объект и предмет документоведения. Основные этапы развития документоведения. Структура документоведения. Связь документоведения с другими науками.

Тема 3. Документ как система

Генезис и эволюция понятия «документ». Современное понимание сущности документа. Свойства и признаки документа. Функции документа. Информационная составляющая документа. Материальная составляющая документа. Требование к носителю информации. Эволюция носителя информации. Структура документа. Реквизиты документа.

Практическое занятие. Функциональный анализ 10 документов различных видов.

Тема 4. Документирование

Определение понятий: документирование, способ документирования, средство документирования. Документ как знаковая система. Способ документирования. Текстовое и графическое документирование. Этапы развития письменности. Фотодокументирование. Кинодокументирование. Фонодокументирование. Машинное (автоматизированное) документирование.

Практическое занятие. Сравнительный анализ способов документирования.

Тема 5. Классификация документов

Сущность и значение классификации документов. Развитие классификации документов. Классификация по информационной составляющей документа. Классификация по материальной составляющей документа.

Практическое задание. Классификация документов.

Тема 6. Характеристика отдельных видов документов

Издание: сущность, классификация, краткая характеристика основных видов. Неопубликованный документ. Управленческий документ. Кинофотофонодокумент. Документ как артефакт.

Практическое занятие. Сравнительный анализ документов различных видов.

Тема 7. Документы на нетрадиционных носителях информации

Нетрадиционный документ: определение, отличительные признаки, виды. Перфорированный документ. Микрографический документ. Магнитный документ. Оптический документ. Голографический документ.

Практическое занятие. Сравнительный анализ документов на нетрадиционных носителях.

Раздел 2. Книговедение

Тема 8. Объект, предмет, состав и методы книговедения как науки

Определение книговедения, предпосылки возникновения и развития книговедения как науки. Место книговедения в системе наук.

Вопросы общей теории книговедения. Объект, предмет, границы книговедения. Научная терминология и понятийный аппарат, проблемы их унификации. Изучение книги как общественного явления и развивающейся функциональной системы. Исследование социальной сущности книги. Разработка типологии книги. Изучение книжного дела как системы. Исследование места книги в системе документальных коммуникаций. Прогнозирование развития книги и книжного дела. Методы книговедения. Функциональный подход к изучению книги как специфический метод книговедения.

Понятие о системе «книга-читатель». Книговедческий аспект изучения читателей и чтения. Дисциплины книговедческого цикла. Проблема единства и специфики отдельных книговедческих дисциплин. Общие вопросы истории книги и книжного дела. Проблемы периодизации истории книги. Источниковедение.

Семинарское занятие. Методы книговедения.

Тема 9. Общественная роль книги

Определение понятия «книга». Соотношение понятий «книга», «печать», «документ». Выдающиеся деятели науки, культуры о книге и ее общественном назначении. Общие закономерности возникновения, развития и общественного функционирования книги как средства концентрации и распространения социальной информации, личностного общения. Социально-исторические и культурные предпосылки появления книг. Динамика роста мировой и отечественной книжной продукции как отражения роста общественной потребности в книге.

Сущность книги как общественного явления, ее роль в жизни общества. Воплощение в книге единства материальной и духовной культуры, социальной информации, семантической и материально-конструктивной формы. Книга как объект изучения, хранения, распространения. Социальные функции книги. Книга в системе документальных коммуникаций. Будущее книги.

Семинарское занятие. Роль книги в современном обществе.

Тема 10. Элементы книги

Книга как эволюционизирующая содержательно-структурная и материальная форма. Взаимосвязь содержания, структуры и материально-конструктивной формы книги. Закономерности развития материальной формы книги. Книжный блок («кодекс») как исторически сложившаяся и наиболее устойчивая форма книги.

Элементы книги, их классификация. Оформление книги как совокупность образующих ее внешних и внутренних элементов. Функциональные, содержательные, экономические и технические факторы, определяющие характер оформления книги. Обусловленность оформления книги ее целевым и читательским назначением. Внешние элементы издания. Титульные элементы. Основные виды титульных листов, их содержание, структура, особенности. Внутренние элементы книги.

Классификация книжных текстов. Основной и дополнительные. Виды текста. Простой, сложный текст, его разновидности. Научно-справочные и справочно-вспомогательные элементы издания. Книжные иллюстрации. Основные виды иллюстраций, их назначение и роль в книге. Полиграфическое и художественное оформление книги, его задачи и принципы. Понятие о художественном образе книги. Проблема целостности книги как произведения искусства. Отечественные художники – иллюстраторы книги.

Практические занятия:

1. Анализ внешних элементов издания в переплете.

2. Анализ титульных элементов издания.

3. Анализ книжного текста.

4. Анализ научно-справочных и справочно-вспомогательных элементов издания (2 часа).

Тема 11. Типология книги

Структура современной печатной продукции. Многообразие типов и видов произведений печати. Теоретический и практический аспекты типологии изданий, ее значение. Работа в области стандартизации печатной продукции. ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения» и ОСТ 29. 130 – 97 «Издания. Термины и определения». Принципы и критерии типологической группировки произведений печати. Множественность типообразующих признаков и выделенных на их основе типологических рядов. Определение понятий «произведение печати», «издание», «вид издания», «тип издания». Классификация видов изданий по различным признакам: целевому назначению, степени аналитико-синтетической переработки информации, характеру информации, периодичности, структуре, составу основного текста, материальной конструкции, знаковой природе информации, объему. Классификация видов изданий по читательскому назначению в соответствии с возрастным уровнем и профессиональной принадлежностью читателей. Книги для взрослых и детей. Классификация детских книг по другим признакам.

Практические занятия :

1. Анализ изданий по целевому назначению.

2. Анализ изданий по читательскому адресу.

3. Анализ изданий по знаковой природе информации.

4. Анализ изданий по периодичности и структуре.

Тема 12. Книжное дело как система

Определение понятия «книжное дело». Структура и состав книжного дела. Основные отрасли книжного дела, их общественное назначение. Взаимосвязь различных отраслей книжного дела. Издательское дело как ведущая отрасль книжного дела. Понятие об издательском процессе как совокупности органически взаимосвязанных последовательных этапов работы по созданию и публикации произведений печати. Характеристика современных отечественных издательств.

Раздел 3. История книги

Тема 13. Книга на Руси в XI – XV вв.

Основные этапы развития письма, связь письма, языка и мышления. Памятники материальной культуры и свидетельства современников о существовании письменности на Руси до кириллицы. Распространение кириллического письма на Руси.

Разнообразие содержания рукописных книг. Центры книжного дела и распространение книги на Руси. Древнейшие памятники русской рукописной книги (церковной, светской). Материалы и форма рукописной книги. Типы почерков книжного письма; устав, полуустав, скоропись, вязь. Особенности оформления русской книги. Гибель книг в период татаро-монгольского ига. Возрождение книжного дела на Руси в конце XIV–начале XV вв.

История изобретения книгопечатания, ксилография, печатание подвижными литерами. Возникновение книгопечатания на Востоке (Китай, Корея, Япония), особенности восточного книгопечатания. Изобретение бумаги. Ксилографическая книга в Европе. Деятельность Иоганна Гутенберга. Первые кириллические книги западнославянской печати. Славянское книгопечатание. Издания Т.Фиоля, Ф.Г.Скорины. Инкунабулы.

Семинарское занятие. Иоганн Гутенберг и изобретение книгопечатания.

Тема 14. Книга на Руси в XVI в.

Предпосылки возникновения книгопечатания в Московском государстве. Превращение Москвы в центр русского книжного дела. Анонимная типография. Русские первопечатники И.Федоров и И.Мстиславец, значение их деятельности в истории книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга «Апостол». И.Федоров в Белоруси, Украине. Преемники И.Федорова. Рукописная книга в XVI в.

Семинарское занятие. Деятельность первопечатника И.Федорова.

Тема 15. Книга на Руси в XVII в.

Социально-политические предпосылки развития книгоиздания в XVII в. Распространение просвещения. Создание школ. Увеличение потребности в книге. Состояние книгоиздательского дела. Печатники первого десятилетия XVII в.: И.Невежин, Н.Фофанов, А.Радишевский. Расширение книгопечатания после разгрома интервентов. Московский печатный двор, типография В.Ф.Бурцева. «Верхняя» типография. Тематика печатных книг XVII в. Появление светских печатных книг. Рукописная книга XVII в. Зарождение периодической печати (рукописные «Куранты»). Церковная цензура книг.

Семинарское занятие. Деятельность русских печатников XVII в.

Тема 16. Книга в России в XVIII в.

Социально-политические и экономические условия развития книгопечатания в первой половине XVIII в. Развитие культуры, научной мысли и изобретательства. Деятельность Печатного двора. Типография Тессинга в Амстердаме. Гражданская типография В.Киприянова. Первые петербургские типографии. Значение реформ Петра I в истории русской книги. Реформа печати. Новый характер и направление книжной продукции. Книги гражданской печати. Оппозиционные издания и народные картинки. Первая русская печатная газета «Ведомости». Ее содержание, оформление, распространение. Сокращение издания книг при приемниках Петра I. Закрытие типографий, переход государственных типографий к выпуску ведомственных изданий, описаний придворных празднеств. Начало издательской деятельности Академии наук. Роль М.В.Ломоносова в развитии книжного дела. Периодическая печать. Дальнейшее развитие просвещения в России во второй половине XVIIIв. Открытие Московского университета и его роль в развитии книжного дела. Организация Вольного экономического общества. Политика Екатерины II и ее влияние на развитие печати. Указ 1783 г. «О вольных типографиях». Рост книгоиздательской деятельности. Появление частных типографий и их роль в оживлении издательского дела. Книгоиздательская деятельность Н.И.Новикова, И.А.Крылова и др. Типографии Г.Р.Державина в Тамбове и И.Г.Рахманинова в Старой Казинке, их книжная продукция. Усиление цензуры. Указ 1796 г. «О запрещении вольных типографий». Резкое сокращение издания книг и журналов, изменение их тематики.

Семинарское занятие. Книжное дело в Тамбовской губернии во второй половине XVIII в.

Тема 17. Книга в России в первой половине XIX в.

Экономическое, политическое и культурное развитие страны. Рост потребностей в книжной и другой печатной продукции. Проникновение товарно-денежных отношений в журналистику и литературу. Расширение деятельности частных издательств: меценатов (П.П.Бекетова, Н.П.Румянцева), коммерсантов (М.П. и И.П.Глазуновых, В.А.Плавильщикова, И.В.Слёнина). Подъем освободительного движения. Издательская деятельность декабристов. Издательская деятельность А.Ф.Смирдина. Выпуск произведений русских писателей, введение литературного гонорара. Издательская деятельность Академии наук, научных обществ, частных издательств. Тематика книжной продукции. Периодическая печать.

Тема 18. Книга в России во второй половине XIX в.

Падение крепостного права. Развитие промышленного капитализма. Состояние издательского дела и печати в России накануне и в период реформ 60-х гг. Появление универсальных и специализированных издательств капиталистического типа (М.О.Вольфа, А.Ф.Маркса, И.Д.Сытина и др.) Возникновение демократического направления в книжном деле (Н.Г.Чернышевский, И.И.Огрызко, Н.Л.Тиблен и др.). Издатели-просветители (Ф.Ф.Павленков, Н.И.Поляков, К.Т. Солдатенков и др.). Создание «вольной» русской печати за границей (А.И.Герцен). Возникновение первых нелегальных типографий в России («Земля и воля», «Черный передел» и др.). Тематика книжной продукции. Периодическая печать.

Семинарское занятие. Деятельность крупнейших частных издательств второй половины XIX в.

Тема 19. Книга в России и СССР в XX в.

Влияние основных политических событий (революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая революция) на книгу в России в начале века. Создание крупных акционерных издательских и полиграфических предприятий. Усиление специализации издательств. Деятельность новых просветительных издательств. Организация издательства «Знание». Участие в нем Горького А.М. Влияние на книжное дело Октябрьского переворота 1917 г. Состояние книжного рынка в 1917-1920 гг. Национализация книжных запасов. Замена книжной торговли книгораспространением. Организация Центропечати. Создание советской системы издательств. Деятельность Госиздата. НЭП. Деятельность государственных, кооперативных, частных издательств. Создание и укрепление издательского дела в национальных республиках. Установление платности произведений печати и переход от книгораспространения к книжной торговле. Концентрация и типизация издательств в годы первых пятилеток. Издательское дело в годы Великой отечественной войны. Роль печати в период восстановления народного хозяйства. Реорганизация издательского дела в стране, укрепление крупных издательств. Реконструкция типографий и создание новых полиграфических предприятий. Образование ОГИЗа и затем Главполитпрофиздата.

Дальнейшее расширение сети издательств. Крупнейшие универсальные и отраслевые издательства. Издательская деятельность АН. Празднование 30-летия, 40-летия Победы. Празднование 400-летия книгопечатания в 1964 г. Проведение Международного года книги. Проведение всесоюзных научных конференций по проблемам книговедения. Расширение международных связей СССР в области книжного дела. Московские международные выставки-ярмарки. Печать и книгоиздание в условиях перестройки и гласности. Самостоятельность издательств. Научно-производственное объединение «Всесоюзная книжная палата», издательство «Книжная палата», Институт книги. Создание новых негосударственных издательств (малых, совместных предприятий, товариществ, частных, ассоциаций). Положение о печати и информации Российской Федерации (1993). Федеральная целевая программа книгоиздания на 1993-1995 г. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания» (1995). Издание ранее запрещенных книг. Использование новой техники и технологии в области подготовки текстов и иллюстраций.

Семинарское занятие. Книга в России и СССР в 20-30-е гг. XX в.

Тема 20. Современное состояние книжного дела

Федеральная целевая программа и поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 гг. Разрушение государственной монополии на книгоиздание. Деятельность новых издательств. Тематика книжной продукции, виды изданий, их разнообразие, электронные издания - мультимедиа. Периодическая печать.

Семинарское занятие. Новые издательства на книжном рынке России.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Введение

Задание для самостоятельной работы. Выявите в методическом кабинете основную литературу по курсу и кратко ознакомьтесь с ней.

Раздел 1. Общее документоведение

Тема 2. Документоведение как наука

Контрольные вопросы:

1. Что такое документоведение?

2. Чем отличаются объект и предмет документоведения?

3. Каковы основные этапы становления и развития документоведения?

4. Какова структура документоведения?

5. К какому циклу наук относится документоведение?

Задание для самостоятельной работы. Пользуясь различными источниками (энциклопедии, словари, стандарты и т.п.) выявите определения понятия «документоведение» и сравните их.

Тема 3. Документ как система

Контрольные вопросы:

1. Какова этимология термина «документ»?

2. Как в настоящее время понимается термин «документ»?

3. Каковы свойства документа?

4. Каковы признаки документа?

5. Какие функции выполняет документ?

6. Что такое «документная информация»?

7. Какие требования предъявляются к материальному носителю информации?

8. Почему бумага на протяжении многих веков являлась основным носителем информации?

9. Из чего состоит структура документа?

10. Что такое «реквизит документа»?

11. Какие реквизиты включает книга?

Задание для самостоятельной работы. Ознакомьтесь с реквизитами следующих документов: книга, журнал, газета, открытка, аудиокассета, видеокассета, , авто диссертации, денежная банкнота, кассовый чек.

Тема 4. Документирование

Контрольные вопросы:

1. Что такое «документирование»? «способ документирования»? «средство документирования»?

2. Каковы свойства документа как знаковой системы?

3. Какие различают способы документирования?

4. Какие этапы прошла письменность в своем развитии?

5. Когда возникло фотодокументирование? кинодокументирование? фонодокументирование?

6. Что из себя представляет машинное документирование?

Задание для самостоятельной работы. Подберите 5 примеров документов, различающихся по знаковой природе информации.

Тема 5. Классификация документов

Контрольные вопросы:

1. Что такое «классификация документов»?

2. Каковы основные этапы развития классификации документов?

3. Какие виды документов выделяют по информационной составляющей?

4. Какие виды документов выделяют по материальной составляющей?

Задание для самостоятельной работы. Выявите, какие виды документов представлены в Вашем личном документном фонде.

Тема 6. Характеристика отдельных видов документов

Контрольные вопросы:

1. Что такое «издание»?

2. Каковы основные виды изданий?

3. Что такое «книга»?

4. Каковы основные виды неопубликованных документов?

5. Какие документы называют управленческими?

6. Какова эволюция кинофотофонодокументов?

7. Что такое «документный памятник»?

8. Что такое «книжный памятник»?

Задание для самостоятельной работы. Выявите, представлены ли в фонде методического кабинета артефактные документы.

Тема 7. Документы на нетрадиционных носителях информации

Контрольные вопросы:

1. Что такое «нетрадиционный документ»?

2. Каковы основные виды нетрадиционных документов?

3. Какие различают виды перфорированных документов?

4. Какие документы относят к микрографическим? магнитным? голографических?

5. Что такое CD? CD-ROM? DVD?

Задание для самостоятельной работы. Выявите, какие документы на нетрадиционных носителях есть в Вашем личном документном фонде и охарактеризуйте их.

Раздел 2. Книговедение

Тема 8. Объект, предмет, состав и методы книговедения как науки

Контрольные вопросы :

1. Каковы предпосылки возникновения книговедения как науки?

2. В чем заключается специфика современного этапа развития отечественного книговедения?

Задание для самостоятельной работы. Раскройте вопросы теории и истории книги и книжного дела в трудах отечественных книговедов (А.И.Богданова, В.С.Сопикова, В.Г.Анастасовича, Н.М.Сомова, Н.В.Здобнова, К.Д.Симона, Е.И.Шамурина, И.Е.Баренбаума и др.) (по выбору).

Тема 9. Общественная роль книги

Задание для самостоятельной работы. На основе анализа работ современных ученых сформулируйте свой взгляд на проблему будущего книги в современном обществе.

Тема 10. Элементы книги

Задание для самостоятельной работы. Проанализируйте взаимосвязь содержания, структуры и материально-конструктивной формы книги.

Тема 11. Типология книги

Контрольные вопросы :

1. Какова структура ГОСТа 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения» и ОСТа 29. 130 – 97 «Издания. Термины и определения», какие виды изданий представлены в них?

2. Каковы критерии типологической группировки периодических и продолжающихся изданий?

Задание для самостоятельной работы. Укажите, что нового вносит в классификацию изданий ОСТ 29. 130 – 97 по сравнению с ГОСТом 7.60-90.

Тема 12. Книжное дело как система

Задание для самостоятельной работы. Рассмотрите библиополистику как одну из ведущих отраслей книжного дела.

Раздел 3. История книги

Тема 13. Книга на Руси в XI – XV вв.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности оформления русской рукописной книги?

2. В чем специфика книгопечатания на Востоке?

Задание для самостоятельной работы. Раскройте историю и специфические особенности ксилографированной книги.

Тема 14. Книга на Руси в XVI в.

Контрольные вопросы :

1. Какова предыстория начала книгопечатания на Руси?

2. Каково значение кружка митрополита Макария в создании условий для печатания книг в Москве?

Задание для самостоятельной работы. Проанализируйте особенности оформления первых русских печатных книг.

Тема 15. Книга на Руси в XVII в.

Контрольные вопросы:

1. Как отразился церковный раскол на русской книге?

2. В чем причина равного значения печатной и рукописной книги в жизни общества в XVII в.?

Задание для самостоятельной работы. Проанализируйте специфику зарождения периодической печати на Руси.

Тема 16. Книга в России в XVIII в.

Контрольные вопросы:

1. Какова была тематика книг, выходивших в России в период правления Петра I? Приведите примеры.

2. Какова специфика издательской деятельности Академии наук, Московского университета, Вольного экономического общества?

Задание для самостоятельной работы. Сравните издательскую деятельность в петровский, послепетровский периоды отечественной истории и в эпоху правления Екатерины II.

Тема 17. Книга в России в первой половине XIX в.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается специфика издательской деятельности Академии наук?

2. Какова роль рукописной книги в жизни русского общества в первой половине XIX в.?

Задание для самостоятельной работы. Проанализируйте издательскую деятельность декабристов.

Тема 18. Книга в России во второй половине XIX в.

Контрольные вопросы :

1. Каковы предпосылки резкого роста издательской деятельности в России (в том числе в провинции) во второй половине XIX в.?

2. В чем заключается специфика работы издательств капиталистического типа (универсальных и специализированных)?

Задание для самостоятельной работы. Охарактеризуйте основные тематические блоки и типы выпускаемой в России издательской продукции.

Тема 19. Книга в России и СССР в XX в.

Контрольные вопросы :

1. Какова специфика издательского дела в годы Великой отечественной войны?

2. В чем особенности книжного дела периода Перестройки?

Задание для самостоятельной работы. Проанализируйте тематику книжной продукции на разных этапах развития российского общества в XX в.

Тема 20. Современное состояние книжного дела

Контрольные вопросы :

1. В чем особенности современного этапа развития книжного дела?

2. Какова основные черты книжной торговли?

Задание для самостоятельной работы. Оцените, как повлияло разрушение государственной монополии на книжное дело.

4. Примерная тематика ов и курсовых работ

1. Вопросы теории и истории книги и книжного дела в трудах отечественных книговедов (А.И.Богданова, В.С.Сопикова, В.Г.Анастасовича, Н.М.Сомова, Н.В.Здобнова, К.Д.Симона, Е.И.Шамурина, И.Е.Баренбаума) (по выбору).

2. Основные направления книжного дизайна.

3. Выдающиеся художники – оформители книги.

4. Оформление русской рукописной книги.

5. Ксилографическая книга на Востоке и в Европе.

6. Деятельность европейских книгоиздателей XV – XVI вв.

7. Церковный раскол и книжное дело на Руси в XVII в.

8. Издательская деятельность Академии наук.

9. Издательская деятельность Московского университета.

10. Книжное дело в Тамбовской губернии.