Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические к курсовому проектированию по дисциплине Экономика и социология труда для студентов специальности «Менеджмент» 061100

 

             

Указания методические к курсовому проектированию по дисциплине Экономика и социология труда для студентов специальности «Менеджмент» 061100

Министерство образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра управления персоналом

Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. Ю.Л. Старостиным

«____»____________1999 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проектированию

по дисциплине

Экономика и социология труда

для студентов специальности «Менеджмент» - 061100

специализации «Управление персоналом» - 061111

Москва - 1999

Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Экономика и социология труда» / Cост. А.Я. Кибанов, Г.В. Слуцкий, Е.А. Митрофанова; - М.: ГУУ, 1999.

Составители:

доктор экономических наук, профессор

А.Я. КИБАНОВ

доктор экономических наук, профессор

Г.В. СЛУЦКИЙ

кандидат экономических наук, доцент

Е. А. МИТРОФАНОВА

Ответственный редактор

заведующий кафедрой управления персоналом

доктор экономических наук, профессор

А.Я. Кибанов

Обсуждена

на заседании кафедры управления персоналом

протокол № ____ от «___»____________1999г.

Обсуждена и одобрена

на секции подготовки студентов в области

менеджмента Научно-методическим советом ГУУ

протокол № ____ от «___»____________1999г.

Рецензент

Заведующий кафедрой социологии и психологии управления

доктор психологических наук, профессор

Князев В.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы экономики и социологии труда являются одним из центральных звеньев в системе управления персоналом. В условиях рыночной экономики непрерывное совершенствование организации труда, использование социальных резервов производства приобретают первостепенное значение. Если раньше, при централизованной плановой системе и затратной экономике, коллективы предприятий стремились всяческим путем скрывать свои резервы, с тем, чтобы обеспечить себе «спокойную жизнь», то теперь обстановка кардинально меняется. Для того, чтобы найти свое место в рыночной экономике, выстоять в конкурентной борьбе, необходимо искать пути снижения издержек производства, и прежде всего, за счет рациональной организации труда на каждом предприятии, более полного использования социальных резервов производства.

Настоящий курсовой проект является завершающим этапом в изучении дисциплины «Экономика и социология труда» и ставит своей целью:

закрепить теоретические знания и практические навыки в исследовании социально - экономических проблем труда, проектировании организации труда на предприятии, совершенствовании трудовой деятельности работников и организации в целом;

привить студенту навыки самостоятельной работы при проведении функционально-стоимостного анализа трудовой деятельности, организации социологических исследований, проектировании организации труда;

научить студентов методам аналитической и практической работы в области совершенствования трудовой деятельности;

подготовить студентов к самостоятельной работе над дипломным проектом.

При выполнении настоящего курсового проекта студенты должны использовать литературные источники, материалы лекций и практических занятий.

Одной из особенностей настоящих «Методических указаний» является то, что в них предусматривается выполнение трех различных по содержанию и сложности вариантов курсового проекта и предоставляется студентам право выбора того или иного варианта.

При выполнении первого варианта «Совершенствование трудовой деятельности на основе функционально - стоимостного анализа (ФСА)» студентам предстоит провести ФСА трудовой деятельности отдельных управленческих работников, функциональных подразделений, организации в целом и на этой основе разработать комплекс предложений по ее совершенствованию.

При выполнении второго варианта «Проектирование коллективной организации труда» студентам предстоит провести серию необходимых расчетов и разработать комплекс проектных предложений по повышению эффективности работы бригады в сборочном производстве.

Третий вариант курсового проекта - «Организация социологического исследования» носит научно-исследовательский характер. Здесь студентам предстоит разработать методическую программу исследования, определить цели и задачи исследования, сформулировать рабочие гипотезы, выбрать методы исследования, подготовить инструментарий-анкету, провести «полевые исследования», отработать результаты исследования и подготовить научный отчет. Поскольку третий вариант курсового проекта является сложным и более трудоемким, целесообразно для его выполнения создавать творческие коллективы - группы студентов из трех, четырех человек. Привлекать к выполнению третьего варианта курсового проекта следует наиболее подготовленных студентов, проявивших склонность к научно-исследовательской работе.

1. Совершенствование трудовой деятельности на основе ФСА

1.1. Основные положения

Курсовой проект охватывает проблему совершенствования трудовой деятельности отдельных управленческих работников, функциональных подразделений, аппарата управления, организации в целом на основе функционально-стоимостного анализа.

Разработка курсового проекта должна осуществляться на конкретных материалах организации, структурного подразделения, с которыми студент связан профессионально, и направлена на решение задач, актуальных для данной организации.

Перечень тем курсового проекта дан в Приложении1.

1.2. Задание на проектирование

В процессе курсового проектирования студент должен провести функционально стоимостной анализ (ФСА) трудовой деятельности, который включает следующие этапы: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрения.

1. На подготовительном этапе проводится комплексное обследование состояния производства и управления организации, обосновывается выбор объекта анализа, определяются конкретные задачи проведения ФСА, составляется рабочий план проведения ФСА.

2. На информационном этапе осуществляется отбор, систематизация и изучение данных, характеризующих систему управления организации или отдельные ее подразделения, а также данные по аналогичным системам.

3. На аналитическом этапе осуществляется формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализ функциональных взаимосвязей между функциональными подразделениями в аппарате управления, дается стоимостная оценка функций. Здесь определяется степень значимости функций, степень и причины несоответствия между значимостью функций, уровнем затрат и количеством их осуществления. Выявляются излишние, вредные, несвойственные и дублируемые функции.

На аналитическом этапе выявляются резервы совершенствования управления организацией, трудовой деятельности функционального подразделения или работника и сокращение затрат на содержание аппарата управления. Этот этап заканчивается постановкой задач по поиску идей и путей совершенствования трудовой деятельности управленческих работников.

4. На творческом этапе выявляются способы выполнения функций управления, формируются на их основе варианты функций; предварительно оцениваются и отбираются наиболее целесообразные и реальные из них. Творческий этап наиболее ответственен и требует привлечения высококвалифицированных специалистов-экспертов.

Для нахождения возможно большего количества вариантов путей совершенствования управления организацией, трудовой деятельности функционального подразделения или работника рекомендуется использовать методы творческого мышления. Методы поиска идей выбираются с учетом особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций, сложившихся в процессе выполнения функций управления.

Данный этап заканчивается предварительным отбором вариантов совершенствования управления организацией. При этом рекомендуется учитывать величину затрат на управление, уровни качества осуществления функций управления и основных показателей работы организации, функционального подразделения или работника.

5. На исследовательском этапе подробно описывается каждый вариант с применением схем, графиков, моделей, оперограмм, функциональных диаграмм, проектов положений о подразделениях и другой проектной документации; дается сравнительная технико-экономическая оценка вариантов совершенствования трудовой деятельности, осуществляемая на основе заключений экспертизы; отбираются рациональные для реализации варианты, когда все предложения делятся на следующие группы: реальные и возможные к осуществлению; возможные к осуществлению, но в данных условиях не реализуемые; теоретически сложные, но пока практически не реализуемые; нереальные предложения.

6. На рекомендательном этапе рассматриваются и утверждаются рекомендации по совершенствованию управления организацией, функциональным подразделением и принимаются решения о их реализации. Рассчитываются затраты на разработку рекомендаций и их внедрение, ожидаемая экономическая эффективность.

7. На этапе внедрения результатов ФСА ведется социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка работников аппарата управления, имеющих отношение к объекту анализа. Здесь разрабатывается система материального стимулирования внедрения рекомендаций и оценивается фактическая экономическая эффективность от внедрения результатов ФСА управления организацией (трудовой деятельности функционального подразделения или управленческого работника).

Разрабатывается план - график внедрения рекомендаций.

В приведенном ниже разделе «Содержание курсового проекта» изложены методические указания к выполнению аналитической и проектной частей на примере отдела внешней кооперации и комплектации (ОВКиК) производственной организации.

1.3. Содержание курсового проекта

Указанные выше разделы курсового проекта должны иметь следующее содержание.

1. Аналитическая часть

1.1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе определяются конкретные задачи проведения ФСА, составляется рабочий план проведения ФСА ОВКиК (табл. 1), проводится комплексное обследование состояние производства и управления организацией, в результате которого выявляются узкие места в функционировании системы управления и, в частности, в работе ОВКиК.

Таблица 1.

РАБОЧИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФСА

№ п/п

Наименование этапа ФСА

Содержание этапов

Информация для выполнения этапов

Источник информации

Исполнители

Сроки исполнения

1

2

3

4

5

6

7

1.2. Информационный этап

На информационном этапе ведутся сбор, систематизация и изучение данных, характеризующих деятельности ОВКиК, его функции, а также данные по аналогичным передовым организациям.

Источниками информации при анализе служат отчеты и справки по комплекции, типовые положения об отделе, должностные инструкции, организационная структура ОВКиК, штатное расписание отдела, схемы документооборота: формы, документы, данные, исходящие и поступающие в ОВКиК, данные бухгалтерской отчетности, анкетный и устный опрос всех работников отдела и складского хозяйства.

1.3. Аналитический этап.

На аналитическом этапе осуществляются формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, определяется стоимость выполнения функций. Здесь оценивается степень значимости функций, определяются степень и причины несоответствия между значимостью функций и уровнем затрат на их реализацию, качеством выполнения функций.

Функции управления необходимо разделить на главные, основные и вспомогательные.

Главная функция - это функция, для осуществления которой создано анализируемое подразделение аппарата управления организации. Для ОВКиК главная функция - «Обеспечение производства кооперированными поставками».

Основные функции необходимы для реализации главной функции ОВКиК организации, без них не может быть осуществлена главная функция.

Вспомогательные функции способствуют осуществлению какой-либо из основных функций.

Выявление основных функций и отделение их от вспомогательных имеет важное значение, так как среди последних находятся излишние или не свойственные отделу функции - важный источник излишних затрат и, следовательно, резерв снижения стоимости выполнения совокупности управленческих функций.

Классификация функций позволяет построить функционально-стоимостную диаграмму (диаграмму FAST). Это графическое изображение функций управления аппарата управления или отдельного его подразделения. Диаграмма строится по следующим правилам.

Все функции ОВКиК заключаются на диаграмме между двумя вертикальными пунктирными линиями. Левая граничная линия находится между анализируемой основной функцией и функцией более высокого уровня (главной функцией отдела). Основные функции располагаются на горизонтальной линии. Правая граничная линия находится между анализируемой основной функцией управления и функцией более низкого уровня. Все вспомогательные функции располагаются либо над, либо под основными функциями. Это необходимые вспомогательные или излишние, несвойственные функции.

При помощи текстов «Как?», «Зачем?», «Когда?» отсеиваются излишние и несвойственные функции. Функции, не отвечающие ни на один из этих вопросов, должны быть изъяты из диаграммы и состава функций отдела, так как относятся к категории излишних или несвойственных. Все основные функции должны отвечать (по направлению слева направо) на вопрос «Как?», а по направления справа налево - на вопрос «Зачем?». Все вспомогательные функции должны отвечать на вопрос «Когда?» (когда возможно осуществление основной функции?»). В случае необходимости количество текстов можно увеличить.

Диаграмма FAST осуществления функций ОВКиК приведена на рис. 1.

Затем при помощи специальной формы определяются затраты на осуществление функций ОВКиК.

В табл. 2 приведен пример расчета затрат на выполнение функции «определение потребности в комплектующих изделиях».



Таблица 2

Пример определение затрат на осуществление функций ОВКиК

Полное наи-

менование функций

ОВКиК

Виды документов, форм или данных, выходящих из отдела в течение года по функции

Виды документов, форм или данных, пос-

тупающих в отдел для обработки или составления данного документа (формы) по

функции

Подра-зделение или организация, откуда поступают документы, формы или исходные данные

Куда направ-ляются обработан-ные или состав-ленные документы (формы) или данные по функции

Техни-ческие средства, с помощью которых произво-

дится обработка документов, форм или данных

Количество технических средств их стоимость и доля амор-тизаци-онных отчис-лений, прихо-дящихся на выпол-нение данной функции

Должности лиц, участвую-щих в обработке или состав-лении доку-мента, формы или данных по функции, их месячный оклад, руб.

Периодич-ность обработки или состав-ления доку-мента, формы или данных в течение года, количество раз (когда)

Затраты труда на обработку или состав-ление доку-мента, формы или данных по функции каждого исполни-теля в течении года, ч.

Затраты на обработку или состав-ление доку-мента, формы или данных по функции в течении года с учетом стоимости техни-ческих средств и отчислений на социаль-ное страхо-вание, руб.

Опре-деление потре-бности в комплек-тующих изделиях

Годовые расчеты потреб-ностей

Производст-венная прог-рамма, нормы расхода, ведомость согласования, данные складского учета

ПЭО,
ПДО,
ОГТ,
ОГК,
цехи, склады.

Вышестоя-щие органи-зации

Счетная машинка, печатная машинка

1 шт.

2000 руб.

1 шт.

2500

руб.

39 руб.

Ст. эконо-мист -1500 руб.

Экономист - 1200 руб.

Ежегодно 1 раз

160

160

3593


Затраты на выполнение функции определяются следующим образом. При расчете затрат на выполнение функций учитывается фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование и расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники. Это составляет 95 % всех затрат на выполнение функции ОВКиК.

Суммарная стоимость технических средств, используемых при выполнении анализируемой функции, составляет (2000 + 2500) 4500 руб. Срок службы оргтехники при укрупненном расчете примем равным 10 годам. Тогда годовые амортизационные отчисления составят (4500 : 10) 450 руб. Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем 173,4 ч. Данные технические средства используются при расчете потребности один раз в год в течение примерно месяца (160 ч). Значит, доля амортизационных отчислений, приходящихся на выполнение данной функции, составит (450 : 12) 38 руб.

Затраты труда на выполнение функции в месяц составят (1500 + 1250) 2750 руб. Но данная функция выполняется в период, меньший месяца (160 ч), поэтому затраты составят (2750 ґ (160 / 173,4)) 2530 руб. Отчисления на социальное страхование равны (2530 ґ 0,405) 1024,6 руб. Затраты на выполнение функции составят (2530 + 1024,6 + 38)3592,6 руб. Округлим с точность до целых и получим 3593 руб. Подобным образом рассчитываются затраты на осуществление всех остальных функций ОВКиК.

Данные, полученные в результате формулировки, классификации функций ОВКиК и определения затрат на их осуществление, сводятся в табл.3.

Таблица 3.

Формулировка и классификация

Функций ОВКиК

Наименование функции

Вид функции

Примечание

Затраты на

1

2

3

4

5

6

п/п

Глагол

Существительное

О - основная

В – вспомо-гательная

Осуществле-ние функций в течение года, руб.

1.

Определять

потребности

О

в комплектующих изделиях

3593

2.

Составлять

заявки

О

на комплектующие изделия

600

3.

Подавать

заявки

О

на комплектующие изделия

400

Затем строится схема функциональных взаимосвязей отдела (табл.4), с помощью которой выявлялись излишние и недостающие горизонтальные и вертикальные связи ОВКиК с другими подразделениями завода по каждой функции отдела.

Для определения степени значимости функций ОВКиК создается экспертная группа, в состав которой входят начальник ОВКиК, руководители и специалисты материальных групп отдела.

Каждый из членов экспертной группы заполняет матрицы попарных сравнений основных и вспомогательных функций (табл.5).

По строкам и столбцам матрицы записываются соответствующие наименования или номера управленческих функций. Каждый член экспертной группы заполняет матрицу следующим образом. Например, в табл. 5 при сравнении функций 1 и 3 предпочтение отдается функции 1. В строке, соответствующей функции 1, в столбце 3, соответствующем функции 3, выставляется 2 балла. Аналогично в строке 3 и столбце 1 выставляется 0. Если эксперт затрудняется отдать предпочтение какой-либо функции, то в соответствующих строке и столбце проставляет по одному баллу. После заполнения всей матрицы баллы суммируются по строкам.

Затем полученные значения все эксперты заносят в сводную матрицу (табл. 6).

Таблица 4.

ФРАГМЕНТ СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОВКиК С ДРУГИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Подразделения

Функции

ОВКиК

ОГК

ОГТ

БТД

ПДО

ОМТС

ОВКиК

ФО

ОС

ПЭО

директор

гл. инженер

зам.

директора по производ-ству

зам. Дирек-тора по

кадрам

и быту

Определить потребности в комплектующих изделиях

С

П

У

П

О

У

У

П

Р

Примечание: О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый документ; П- предоставляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данные функции; У- участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ; С - согласовывает подготовленный документ по функции; Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.

Таблица 5.

Матрица попарных сравнений для основных функций ОВКиК

функ

Номер

функции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма в

ции

Функция

баллах

1.

Определять потребности в комплектующих изделия

-

1

2

2

2

2

2

2

1

1

15

2.

Составлять заявки на комплектующие изделия

1

-

1

1

1

2

2

2

1

1

12

3.

Подавать заявки на комплектующие изделия

0

1

-

1

2

1

1

1

2

0

9

4.

Получать средства на комплектующие изделия

0

1

1

-

1

2

2

2

2

0

11

5.

Заключать договоры на поставку

0

1

0

1

-

2

1

2

2

0

9

6.

Составлять спецификации на комплектующие изделия

0

0

1

0

0

-

2

2

2

0

7

7.

Акцептовать счета на комплектующие изделия

0

0

1

0

1

0

-

2

1

0

5

8.

Руководить работой складов

0

0

1

0

0

0

0

-

2

1

4

9.

Разрабатывать лимиты на комплектующие изделия

1

1

0

0

0

0

1

0

-

1

4

10

Снабжать цехи комплектующими изделиями

1

1

2

2

2

2

2

1

1

-

14

Примечание. Такие же матрицы строят и для вспомогательных функций.

Таблица 6.

Сводная матрица попарных сравнений основных

функций ОВКиК

функ

Номер

эксперта

1

2

3

4

5

6

Средне-арифмети-

Ранг функций

ции

Функция

ческое

значение в баллах

1.

Определять потребности в комплектующих изделия

15

14

13

16

15

14

14,5

1

2.

Составлять заявки на комплектующие изделия

12

13

10

12

11

12

11,8

4

3.

Подавать заявки на комплектующие изделия

9

13

10

10

10

11

10,5

5

4.

Получать средства на комплектующие изделия

11

10

15

13

16

12

13,0

3

5.

Заключать договоры на поставку

9

7

8

6

9

10

8,0

6

6.

Составлять спецификации на комплектующие изделия

7

8

9

7

5

8

7,3

7

7.

Акцептовать счета на комплектующие изделия

5

5

3

6

3

3

4,6

8

8.

Руководить работой складов

4

4

4

4

5

2

4,0

9

9.

Разрабатывать лимиты на комплектующие изделия

4

4

3

2

3

3

3,2

10

10

Снабжать цехи комплектующими изделиями

14

12

15

14

13

15

14,0

2

Для снижения субъективного фактора при определении значимости управленческих функций экспертные ряды проверяются по формуле

К = З1 / З2.

где К - коэффициент устойчивости экспертного ряда;

З1 - максимальная значимость в экспертном ряду;

З2 - минимальная значимость в экспертном ряду.

Затем коэффициент устойчивости экспертного ряда сравнивается с нормативным значением этого коэффициента (Кн), который равен 2,0. Если значение К > Кн, то необходимо одно из значений ряда вычеркнуть. После этого еще раз проверяется значение К и рассчитываются среднеарифметические значения значимости каждой функции.

Сводная матрица позволяет проранжировать все функции отдела по степени их значимости с учетом мнений всех экспертов. Количество экспертов может быть больше.

На рис. 2 представлена совмещенная диаграмма значимости функций управления ОВКиК и затрат на их осуществление.

Из диаграммы видно, что затраты на осуществление функций «Руководить работой складов», «Акцептовать счета на комплектующие изделия» и «Разрабатывать лимиты на комплектующие изделия» не сбалансированы с их значимостью, поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать процессы выполнения этих функций.

Достаточно трудоемки также функции «Определять потребности в комплектующих изделиях», «Снабжать цехи комплектующими изделиями» и «Составлять спецификации на комплектующие изделия».


Степень значимости

Функций, баллы


15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

14,5

Определять потребности в комплектующих изделиях

14,0

Снабжать цехи комплектующими изделиями

13,0

Получать средства на комплектующие изделия

11,8

Составлять заявки на комплектующие изделия

10,5

Подавать заявки на комплектующие изделия

8,0

Заключать договоры на поставку

7,3

Составлять спецификации на комплектующие изделия

4,6

Акцептовать счета на изделия

4,0

Руководить работой складов

3,2

Разрабатывать лимиты

5000

10000

15000

20000

25000

3593

13000

600

600

400

1500

3340

15000

22300

5200

Затраты на осуществление Рис. 2. Совмещенная диаграмма значимости функций

функций и затрат на их осуществление для ОВКиК организации


На следующем этапе анализа оценивается уровень качества осуществления функций:

Уровень качества осуществления функций определяется следующим образом:

К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6

Кк.ф.у. = -------------------------------------------,

6

где Кк.ф.у. - коэффициент, характеризующий уровень качества функций управления.

Расчетные формулы определения коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5, К6 приведены в таблице 7.

Таблица 7.

Определение показателей качества функций управления

Показатель

Обозначение показателя

Формула расчета

показателя

Наименование показателей, составляющих формулу

1

2

3

4

Коэффициент использования технических средств управления при выполнении функции

К1

Тф

-------

Тр

Тф - суммарное фактическое время использования технических средств управления в год, час;

Тр - суммарное расчетное время использования технических средств управления в год, час

Коэффициент организации рабочих мест исполнителей функций

К2

Кт.п.

---------

Ко

Кт.п. количество рабочих мест, отвечающих требованиям типовых проектов;

Ко - общее количество рабочих мест

Коэффициент нормирования труда исполнителей функций

К3

В1

--------

В2

В1 - время, затраченное на выполнение нормированных работ в год, час;

В2 - общее время работы в год, час

Коэффициент регламентации функций управления

К4

Кр

--------

Ко

Кр - количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией;

Ко - общее количество функций (процедур)

Коэффициент дублирования функций управления

К5

Кд

------

Ко

Кд - количество функций (процедур), дублируемых подразделениями аппарата управления, а также излишних функций

Коэффициент использования рабочего времени в производственных подразделениях, зависящих от работы аппарата управления

К6

m

S t ni

1

I - ------------------

n

S T смi

1

m

S t ni - потери рабочего времени в

производственных подразделениях за год из - за несвоевременного или некачественного выполнения соответствующих управленческих функций, ч;

m - число функций (подсистем) управления;

n

S T смi - годовой фонд времени в

соответствующих производственных подразделениях, ч;

n - число подразделений

Диаграмма значимости функций и уровня их качества - совмещенная диаграмма для оценки соответствия значимости функций управления и уровня качества функций. В верхней части диаграммы функции управления располагаются по степени их значимости, а в нижней - дается оценка уровню их качества. Строится по подобию диаграммы значимости функций и затрат на их осуществление (рис. 2).

На основе выявленных в ходе проведенного анализа недостатков формулируются важнейшие задачи совершенствования снабжения производства комплектующими изделиями:

сокращение затрат на выполнение следующих функций: «Руководить работой складов», «Акцептовать счета на комплектующие изделия», «Разработать лимиты на комплектующие изделия», «Регистрировать поступление комплектующих изделий»;

избавление от излишних функций: «Следить за выполнением договоров», «Защищать заявки на комплектующие изделия» и т.п.;

повышение качества выполнения функций: «Определять потребности в комплектующих», «Регистрировать поступление комплектующих изделий» и т.п.;

повышение уровня обеспеченности производства комплектующими изделиями;

совершенствование учета, хранения и использования комплектующих изделий;

совершенствование функционального разделения труда в ОВКиК и повышение уровня его регламентации;

механизация и автоматизация процессов выполнения функций отдела и т.п.

Проектная часть

Творческий этап

На творческом этапе выбираются методы поиска идей и активизации этого процесса, выдвигаются идеи способов выполнения функций управления, формулируются на основании предложенных идей варианты осуществления функций, дается оценка и выполняется предварительный отбор наиболее целесообразных и реальных вариантов выполнения функций управления.

При поиске путей совершенствования управления обеспечением производства комплектующими изделиями были использованы следующие известные методы: «мозговая атака», метод контрольных вопросов, морфологический анализ.

Для их реализации необходимо сформировать экспертную группу в состав которой должны входить: заместитель директора завода по общим вопросам, начальник ОВКиК, руководитель одной из материальных групп отдела, экономист отдела, начальник складского хозяйства начальник отдела АСУ, научный сотрудник отраслевого НИИ. На творческих совещаниях были поставлены следующие вопросы:

Можно ли исключить вообще или передать другому подразделению аппарата управления какую-нибудь функцию из общего состава выполняемых отделом функций?

Какие функции, относящиеся к ОВКиК, отдел не выполняет?

Можно ли типизировать процесс выполнения каких-либо функций?

Можно ли сократить затраты на выполнение каких-либо функций?

Каким образом можно избавиться от излишних затрат?

Осуществление каких функций можно передать ЭВМ?

На сколько снизятся при этом затраты на выполнение функций?

Каким иным способом можно выполнить какую-либо функцию?

Как изменится уровень качества выполнения функций?

Какие технические средства управления целесообразно приобрести ОВКиК?

Какие внутренние и внешние связи ОВКиК являются излишними, каких связей недостает?

Какие документы, формы или данные, поступающие или исходящие из отдела, являются излишними?

Какие данные, необходимые для эффективной работы отдела, не поступают в отдел или поступают с опозданием?

Как наиболее целесообразно следует распределить функции между работниками ОВКиК?

Следует ли децентрализировать некоторые функции ОВКиК или наоборот - централизировать?

Как следует изменить организационную структуру ОВКиК?

Чему необходимо обучить работников ОВКиК?

Какие регламентирующие деятельность ОВКиК нормативные документы необходимо разработать?

Что нужно сделать для эффективной работы складского хозяйства?

Как следует изменить систему планирования и экономического стимулирования снабжения предприятия комплектующими изделиями?

Какие другие мероприятия необходимо осуществить для повышения эффективности работы отдела?

Как изменятся основные показатели деятельности предприятия?

На каждый из вопросов может быть получено несколько вариантов ответов. Все варианты фиксируются в карточках идей, пример их заполнения приведен в таблице 8.

Для предварительного отбора вариантов данные всех карточек сводятся в морфологическую матрицу (табл. 9). В ней отражаются те варианты, которые по результатам экспертизы считаются наиболее приемлемыми (фрагмент матрицы показан в табл. 10).

Исследовательский этап

На исследовательском этапе проводится сравнительная организационно-экономическая оценка вариантов (фрагмент показан в табл. 11) с участием специалистов заинтересованных подразделений и служб предприятия и с учетом заключений экспертизы, а также отбор наиболее рациональных для внедрения предложений.

По каждому предложению при помощи табл. 11 осуществляется отбор тех вариантов, которые принимаются для реализации на предприятии.

При организационной оценке вариантов учитываются реальные организационные условия, являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта. При экономической оценке учитываются: уровень снижения трудозатрат и повышения качества выполнения функций, а также тенденции изменения основных показателей работы предприятия.

Таблица 8.

Пример заполнения карточки идей

Номер варианта

Сущность

варианта

Преимущества

варианта

Недостатки

варианта

01

Автоматизировать процесс определения потребности в комплектующих изделиях

Повышается оперативность выработки информации, точность результата, снижается трудоемкость расчета, увеличивается коэффициент загрузки ЭВМ.

Высока трудоемкость подготовительных работ, связанных с автоматизацией этой функции

Заключение. Преимущества автоматизации процесса реализации данной функции покрывают затраты, связанные с подготовительными работами перевода расчетов на ЭВМ.

Таблица 9.

Морфологическая матрица способов

выполнения функций управления персоналом

Функция

Способ реализации функций управления

(процедура) управления

1

2

3

4

5

6

. . .

К

F1

Р11

Р12

Р13

Р14

Р15

Р16

. . .

Р1к

7F2

Р21

Р22

Р23

Р24

Р25

Р26

. . .

Р2к

F3

Р31

Р32

Р33

Р34

Р35

Р36

. . .

Р3к

F4

Р41

Р42

Р43

Р44

Р45

Р46

. . .

Р4к

F5

Р51

Р52

Р53

Р54

Р55

Р56

. . .

Р5к

F6

Р61

Р62

Р63

Р64

Р65

Р66

. . .

Р6к

F7

Р71

Р72

Р73

Р74

Р75

Р76

. . .

Р7к

F8

Р81

Р82

Р83

Р84

Р85

Р86

. . .

Р8к

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

Fn

Рn1

Рn2

Рn3

Рn4

Рn5

Рn6

. . .

Рnк

Условные обозначения:

* F - функция (процедура);

* n - порядковый номер функции;

* Р - способ реализации функции;

* к - порядковый номер способа реализации функции.

Таблица 10.

Морфологическая матрица способов выполнения функции

«Проводить нормирование работ»

Наименование

Варианты способов выполнения процедур функции

п/п

процедуры функции

1

2

3

4

1.

Подготовительная работа по организации нормирования операций

Дополнительно стимулировать работников организации, труд которых подлежит нормированию

Подготавливать к нормированию нескольких работников организации, выполняющих однородные операции с учетом разного уровня квалификации, стажа работы и других факторов

Отработать 1-2 метода нормирования и базироваться на их использовании. Заготовить типовые бланки фиксирования результатов нормирования

Осуществлять предварительный поиск норм времени и выработки возможных к внедрению в организации без непосредственного нормирования трудовых операций

2.

Расчленение трудового процесса на элементы, замеры времени на их выполнение

Проводить нормирование операций на стадии ОКР новых изделий

Доверять работнику производства самостоятельно производить замеры времени и их фиксирование в местах наблюдения

Использовать укрупненные замеры времени на несколько технологических операций с целью математической обработки результатов нормирования

Нормировать технологические операции на основе параллельных замеров времени 2+3 нормировщиками с целью повышения точности замеров

3.

Обработка результатов замеров времени

Использовать математические методы обработки результатов замеров времени с применением ЭВМ и элементами математической статистики

При определении норм времени и выработки учитывать действие факторов технического переоснащения оборудования, квалификацию работников производства, занятых данной технологической операцией

Листы наблюдений после предварительной обработки инженерами - нормировщиками передаются на ИВЦ для их обработки

Создать на ИВЦ массив НСИ по трудоемкости технологических операций. Результаты обследования обрабатываются на ИВЦ. Результатом обработки являются варианты норм времени и выработки в конкретных условиях производства


Фрагмент сравнительной организационно-экономической оценки

Таблица 11.

Варианты (предложения)

Преимущества

Недостатки

Оценки

организа экономи

ционная ческая

Цех подает требование на склад на месячную программу в начале каждого месяца

Цех подает требование на склад при очередной партии комплектующих изделий

Цех может получать комплектующие изделия без требования в момент получения, но оформляет его в течении суток

Четкость в оформлении документации, сокращение затрат на ее оформление, возможность прогнозирования остатков

Отсутствие затрат времени на поиск ранее выписанного требования

Повышение оперативности доставки изделий в цех

Негибкость, появление дополнительных сложностей при изменениях в производственной программе

Отсутствие условий для прогнозирования остатков, принятия экстренных мер при отсутствии необходимых изделий

Нарушение системы учет, возможны ошибки при получении и дополнительные затраты на возврат изделий на склад

+

+

--

+

--

-- +

Примечание. Плюс (+) - преобладание преимуществ над недостатками; минус (--) - преобладание недостатков над преимуществами; минус, плюс (--+) - равное соотношение преимуществ и недостатков.

В нашем примере наиболее рациональным является первый вариант.

Рекомендательный этап.

На рекомендательном этапе рассчитывают затраты на разработку и реализацию рекомендаций, ожидаемая экономическая эффективность. Расчет производится в соответствии с методикой, изложенной в учебнике «Управление персоналом организации» под ред. Кибанова А.Я.- М.: Инфра - М, 1997, с.492 - 501 и другими методиками, рекомендуемыми руководителем курсового проекта.

При определении экономической эффективности предлагаемых рекомендаций можно использовать следующую форму (табл. 12)

Таблица 12.

Изменение трудоемкости выполнения функций

в результате проведения ФСА

в руб.

№ п/п

Наименование функций

Затраты на осуществление функций

Экономия

до мероприятий

после мероприятий

1

2

3

4

5

Этап внедрения

На этапе внедрения описывается, как предполагается проводить социально-психологическую, профессиональную, материально-техническую подготовку работников и внедрению рекомендаций. Необходимо отметить, как предполагается стимулировать реализацию ваших предложений. Следует разработать план - график внедрения рекомендаций.

Таблица 13

№№ п/п

Меро-приятия

Дата внедре-ния

Ответст-венный испол-нитель

Соис-полни-тель

Место внедре-ния

Эконо-мичес-кий эффект от внедре-ния

Приме-чание

1

2

3

4

5

6

7

8


2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

2.1. Общие положения.

Опыт развитых стран с рыночной экономикой убедительно показал, что переход к коллективным формам организации и оплаты труда является объективно необходимым и закономерным процессом развития современного производства. К сожалению, в нашей стране внедрение коллективных форм организации труда, как и многие другие ценные мероприятия, проводилось формально, компанейски и не оправдало тех надежд и ожиданий, которые связывались с этой работой. Главная причина низкой эффективности бригадной организации труда на отечественных предприятиях, кроется в том, что все упиралось здесь в принципы и закономерности затратной экономики - никто не хотел раскрывать до конца свои резервы. В условиях монополизма и централизованной плановой экономики большие возможности, которыми располагают коллективные формы организации труда для повышения экономической и социальной эффективности производства остались невостребованными.

Вместе с тем здесь сказалась и недостаточная научная и методическая проработанность проблем проектирования коллективных форм организации и оплаты труда. Переход к рынку, конкуренция потребуют вернуться к проблемам планомерного развития коллективных форм организации труда, но уже на другой научно-обоснованной базе.

В этой связи предполагается, что при выполнении настоящего курсового проекта, студенты должны освоить технологию проектирования бригадной организации труда, сформулировать условия, при которых бригады будут эффективно работать, разработать пакет соответствующих проектных предложений. При этом следует исходить из того, что бригадная организация труда является только частью, подсистемой коллективной организации труда на предприятии. Опыт передовых предприятий показал, что наибольший экономический и социальных эффект достигается только в том случае, когда коллективные формы организации труда внедряются и взаимно увязываются одновременно на всех уровнях управления производством: первичный трудовой коллектив, цех, служба, производство, предприятие в целом.

2.2. Задание на проектирование.

В процессе проектирования студент должен:

1. Дать краткую характеристику сборочного производства серийного типа. Показать какие различия в организации труда сборщиков возникают в зависимости от типа производства.

2. Рассчитать трудоемкость месячной программы бригады.

3. Определить явочную численность бригады. (С учетом сложившегося уровня выполнения норм).

4. Определить персональный состав бригады (с учетом сложности работ, квалификации рабочих и данных социометрического опроса).

5. Произвести расстановку сборщиков по рабочим местам.

6. Сформулировать условия эффективной работы бригад и проектные предложения, обеспечивающие выполнение этих условий.

7. Рассчитать нормативный фонд оплаты труда бригады на месяц.

8. Сформулировать систему премирования бригады, имея в виду, что с помощью этой системы должны увязываться интересы бригады и коллектива цеха, предложить шкалу премирования.

9. Выбрать и обосновать метод распределения бригадного заработка между членами бригады; определить факторы, влияющие на размер заработка членов бригады; составить шкалу показателей, которые должны применяться при определении величины заработка каждому из членов коллектива.

10.Произвести пробное распределение бригадного заработка между ее членами. Всю недостающую информацию студент вводит самостоятельно.

11.Составить алгоритм и программу распределения бригадного заработка между членами бригады на ПЭВМ и провести пробный расчет.

2.3. Исходные данные для выполнения курсового проекта.

Предпочтительным является выполнение проекта на реальных данных той производственной базы, на которую может опираться студент. Для студентов, не располагающих такими возможностями, можно воспользоваться с разрешения руководителя вариантами задания, приведенными ниже. (Номер варианта соответствует месту студента в алфавитном списке студенческой группы).

2.4. Характеристика вариантов.

1. Специализированная бригада создается в сборочном цехе серийного типа производства.

2. Бригаде поручается сборка трех приборов с оплатой на единый наряд по конечной продукции. Месячная программа выпуска приборов дана в табл. 1. Трудоемкость и сложность работ приведены в табл. 2.

3. Сведения о сборщиках, которые могут быть включены в состав бригады, приведены в табл. 3.

4. Расчет численности бригады производить, исходя из сложившегося в цехе среднего уровня выполнения норм времени - 105 % (варианты заданий с 1 + 10); 108 % (варианты заданий с 11 + 20) и 110 % (варианты заданий с 21 + 30).

5. Месячный фонд рабочего времени составляет 166,76 час.

6. Всю недостающую оперативную информацию (величина средней заработной платы, дифференциация в размере зарплаты, уровень выполнения месячного задания бригадой, показатели качества сборки и др.) студент вводит самостоятельно и согласовывает ее с руководителем.

Таблица 1

Месячная программа сборки приборов (в штуках).

Тип

№ варианта

прибора

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

600

560

500

700

800

700

500

550

500

600

Б

700

725

800

800

800

700

1000

1000

900

600

С

930

800

800

600

600

700

650

600

700

900

Таблица № 2

Трудоемкость и сложность работ

 

 

 

Изделие А

Изделие Б

Изделие В

операции

Разряд

работы

Т шт.

Мин.

операции

Разряд

работы

Т шт.

Мин.

операции

Разряд

работы

Т шт.

Мин.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

6

3,3

1.

5

6,2

1.

5

6,6

2.

5

5,5

2.

5

5,4

2.

6

7,1

3.

7

7,2

3.

6

3,7

3.

6

6,2

4.

7

4,5

4.

6

7,1

4.

5

5,6

5.

6

8,4

5.

6

8,2

5.

6

3,9

6.

6

6,5

6.

6

7,2

6.

7

5,8

1

2

3

4

5

6

7

8

9