Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 12
6 КЛАСС. ЛИТЕРАТУРА.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать: - содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - работать с книгой - определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Внеклассное чтение.
Развитие речи.
Введение. Роль книги в жизни человека. 1 Из греческой мифологии. 2 1 Из славянской мифологии 1 Устное народное творчество 3 Древнерусская литература 2 2 Литература 18в. 1 Литература 19в. 37 4 5 Литература 20в. 17 5 6 Зарубежная литература. 9 3 2 Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. Г.С. Меркин. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: «Русское слово», 2008. Г.С. Меркин. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: «Русское слово», 2008. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006. Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2008 Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000. Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. № п\п Тема урока Кол-во часов Виды, формы, контроля Оборудование, видеоматериал Требования к уровню подготовки. Знания, умения, навыки Дата проведения урока (план) Дата проведения урока (факт.) 1 Введение. О талантливом читателе. Роль книги в жизни человека. 1 Объяснение Уметь
работать с книгой, пользоваться справочной литературой. 2 Из греческой мифологии. Миф о «Прометее». 1 Подробный пересказ ИКТ Уметь
различать виды пересказа. 4 Герои мифов «Яблоки Гесперид», «Дедал и Икар». 1 Дискуссия ИКТ Овладевать
навыками дискуссии 4В.ч. Библейские сказания. 1 Внеклассное чтение Иллюстрации Знать
основы Библии 5 Из славянской мифологии. Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». 1 Чтение мифа Живопись, музыка. Уметь
составлять словесный портрет, цитатный план 6 Былички и бывальщина. 1 Подробный пересказ 7 Из устного народного творчества. Предания .Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Братья в дороге. 1 Объяснение Мультфильм Знать
структуру волшебной сказки. Уметь
рассказывать сказку. 8 Т.л. Добро и зло в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде». Художественные особенности произведения. 1 Практикум. Музыка, живопись, кино. Уметь
находить мифологические элементы в волшебной сказке 9 Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» - отражение истории Древней Руси. 1 Беседа Иллюстрации Знать
значение терминов: житие, сказание, древнерусская повесть. 10 Нравственная проблема «Повести о разорении Рязани Батыем». 1 Фронтальный опрос. Рисунки учащихся. 11-12 Рр Изложение с элементами сочинения «Подвиг Евпатия Коловрата». 2 Письменная работа. Уметь
излагать текст 13 Из литературы 18 века. М. В. Ломоносов. Основные мотивы «Стихов, сочиненных на дороге в Петергоф». 1 Лекция. ИКТ Знать
иносказание риторическое обращение. 14 Из литературы 19 века. В. А. Жуковский. «Светлана». 1 Объяснение. Иллюстрации. Уметь
выразительно читать поэтическое произведение. 15 В.ч. Благородство, рыцарство и жестокость героев баллады Жуковского «Кубок». 1 Дискуссия Овладевать навыками
ведения дискуссии. 16 Проверка техники чтения. 1 Проверить технику чтения. 17 Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. 1 Лекция. ИКТ Знать
биографию поэта. 18 А. С. Пушкин. Природа в стихотворениях «Простите, верные дубравы…», «Зимнее утро». 1 Диалог Конкурс рисунков Знать
двусложные размеры стиха, типы строф. 19 Повесть Пушкина «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел. Сравнительная характеристика Троекурова и А.Г.Дубровского (1 глава). 1 Работа с текстом. Видеофильм Знать
термин роман. Уметь
давать сравнительную характеристику героям произведения 20 Суд и последняя встреча Троекурова и Дубровского. 1 Беседа. Иллюстрации. Уметь
составлять цитатный план 21 Внутренний мир В.Дубровского. 1 Проблемные задания. Книга Овладение навыками
рассуждения. 22 Благородство поступков В.Дубровского, предводителя разбойников. 1 Беседа Карточки с заданиями Уметь
составить характеристику главного героя. 23 Мотивы, побудившие В.Дубровского отказаться от мести Троекурову. 1 Проблемные задания. Уметь
«видеть» проблему, поставленную писателем. 24 Взаимоотношения Марьи Кирилловны и Дубровского. 1 Фронтальный опрос. 25 Причины, побудившие Дубровского расстаться с разбойниками. 1 Подробный пересказ Книга 26-27 Рр Сочинение «Обстоятельства, заставившие Дубровского стать разбойником». 1 Сочинение Уметь
писать сочинения по литературному произведению. 28 Т.л. Годы учения М.Ю.Лермонтова. ссылка на Кавказ. Чувства одиночества, тоска по родине в стихотворении «Тучи». Понятие об антитезе. 1 Лекция. Портретная галерея. Знать
биографию поэта. Владеть
навыками выразительного чтения. 29 Т.л. Жажда борьбы и свободы в стихотворении Лермонтова «Парус». Понятие об инверсии. 1 Беседа. ИКТ. Знать
понятие об инверсии 30 Т.л. Идейное своеобразие в стих-и «Листок». Понятие об аллегории. 1 Работа с текстами. Знать
понятие об аллегории. 31 В.ч. Поучительный характер произ-я Лермонтова «Беглец». 1 Анализ текста. Уметь
дать характеристику лирическому произведению. 32 Т.л. Двусложные размеры стиха. 1 Тренинг. Формирование навыка
определять размер стихотворений. 33 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести. 1 Лекция. ИКТ Знать
биографию писателя. 34 Бульба – выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени (1-2 гл.) 1 Работа с текстом, отбор материала. ИКТ Знать
понятие героическая повесть; тропы и фигуры в повести. 35 Остап и Андрей в бурсе. 1 Беседа. Иллюстрации. Формирование навыка
различных видов пересказа. 36 Запорожская Сечь как оплот товарищества, воинская школа для казаков, защитников родины (2-4 гл.) 1 Работа с книгой. 37 Битва под Дубно. Предательство и смерть Андрея. 1 Дискуссия. ИКТ Уметь
составлять отзыв на эпизод. 38 Прославление воинской доблести казаков, их братство. Героическая смерть Остапа (5-8 гл.) 1 Беседа, работа с текстом. Книга. 39 Тарас Бульба – народный герой. 1 Проблемные задания. Иллюстрации. 40 Сравнительная характеристика Остапа и Андрея. 1 Беседа. Уметь
дать сравнительную характеристику главным героям. 41-42 Рр Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» и его анализ. 2 Сбор материала к сочинению. Уметь
работать над сочинением по худ-му произведению. 43 Литературный покер по повести «Тарас Бульба». 1 Урок- игра. 44 Мастерство И.С. Тургенева в изображении жизни и быта крестьян в рассказе «Бирюк». 1 Наблюдение, отбор материала. Иллюстрации. Уметь
анализировать художественный текст. 45 Тема любви в стихотворении Тургенева « В дороге» 1 Выразительное чтение. Овладеть навыками
выразительного чтения. 46 Трудное детство Н.А. Некрасова. Разоблачение социальной несправедливости в стихотворениях « В полном разгаре страда деревенская…», « Великое чувство у каждых дверей…» 1 Беседа, чтение наизусть. Магнитофон. 47 «Своя игра» по произведениям, изученным в первом полугодии. 1 Игра 48Т.л Трёхсложные размеры стиха. 1 Уметь
различать размеры стиха. 49 Взаимоотношения в семье в отрывках из повести Л. Толстого « Детство» 1 Объяснение. Иллюстрации. Уметь
анализировать эпизод. 50 Проблематика рассказа « Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство». 1 Беседа с элементами лекции. Уметь
сопоставлять произведения. 51Рр Сочинение рассказ-воспоминание « Когда я был маленьким…» 1 Сочинение. 52В.ч Гуманизм рассказа Алексина « Дальний родственник». 1 Беседа. Овладение навыками
самостоятельного чтения. 53 В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. 1 Лекция с элементами беседы. Портрет. Уметь
давать характеристику героям произведения. 54 Знакомство и общение Васи с Валеком и Марусей. 1 Сочинение-миниатюра. Рисунки учащихся. Уметь
составлять портретную характеристику героя. 55 Изменения , происходящие в сознании Васи под влиянием новых друзей и обстановки их жизни. 1 Беседа, фронтальный опрос. Уметь
составлять план характеристики эпизода. 56 Помощь Васи семье Тыбурция. Отношения между отцом и сыном. 1 Устное рисование. Иллюстрации Уметь
дать характеристику персонажу. 57Рр Письменный отзыв об эпизоде. 1 Письменная работа. Уметь
писать отзыв на художественное произведение. 58Вч. Трагическая судьба ребёнка в повести Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» 1 Внеклассное чтение. Фильм. Уметь
самостоятельно анализировать текст. 59 Чехов- сатирик и юморист. Социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе «Толстый и тонкий». 1 Презентация. ИКТ Уметь
составлять презентацию. 60Вч Добродушный смех над малодушием в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия». 1 Фронтальный опрос. Знать
понятие юмор и сатира, их различия. 61 Душа крестьянина в рассказе Бунина «Лапти». 1 Беседа. Знать
стили речи и их роль в создании художественного образа. 62 Единство лирического персонажа с миром природы в стихотворении Бунина «Не видно птиц…» 1 Чтение стихотворения наизусть. Формирование навыка
выразительного чтения. 63 Детство А. И. Куприна. Семья Рудневых в рассказе « Тапёр». 1 Фронтальный опрос. ИКТ Уметь
владеть различными видами пересказа. 64Тл Внутренний мир Юрия Азагарова и приёмы его художественного раскрытия. 1 Объяснение. 65Тл С.Есенин и Константиново .Мечты поэта в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». 1 Презентация. ИКТ Знать
понятие поэтический образ, эпитет. 66Тл История создания стихотворения «Песнь о собаке» его трагическое звучание. Поэтический образ, эпитет. 1 Чтение стихотворений наизусть. Картины. 67Вч Мир одухотворённой природы в поэзии родной Тамбовщины. 1 Конкурс чтецов. Картинная галерея Овладевать навыками
декламации. 68Рр Выборочное изложение «Митраша» по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» 1 Изложение. 69 М.Пришвин сказка-быль «Кладовая солнца» .Человек в окружающем мире. 1 Лекция с элементами беседы. Портрет. Знать
краткие сведения о писателе. 70 Трудный путь человека к правде жизни. 1 Подробный пересказ. Развитие
представления. 71 Быть счастливым – делать добро. 1 Беседа. Знать
различные виды пересказа. 72Тл Одухотворённая природа, её участие в судьбах героев. Олицетворение. 1 Иллюстрация к эпизоду. Рисунки учащихся. Знать
понятие олицетворения. 73Рр Сочинение-зарисовка «Весенний день» 1 Сочинение. 74 Мир книг В.К. Железникова. Животное и человек в рассказе «Троп» 1 Беседа. Знать
краткие сведения о писателе. 75Вч Гуманистический смысл рассказа Ф.Абрамова « Потомок Джима». 1 Тестирование. Тесты. 76-77Рр Сочинение «Если бы животные могли говорить…» 2 Сочинение. Уметь
писать рассказ по заданному сюжету. 78 В мире художественного слова Н.М.Рубцова ( « Звезда полей», «Тихая моя родина»). 1 Выразительное чтение наизусть. Знать
понятия художественная идея, кольцевая композиция. 79Вч Красота человека и власть музыки в рассказе К.Г.Паустовского «Старый повар». 1 Фронтальный опрос. 80 Проблема подвига, долга, жизни и смерти, любви к родине в Д.М.Самойлова «Сороковые», М.В. Исаковского « В прифронтовом лесу» 1 Чтение наизусть. ИКТ, музыка, живопись. Уметь
составлять цитатный план. 81Вч Произведение С.Н. Сергеева-Ценского «Хитрая девчонка»-рассказ о нравственном воспитании юной героини в годы войны. 1 Подробный пересказ. 82 Изображение быта , жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой» 1 Подробный пересказ. Иллюстрации 83 Герой рассказа В.Астафьева и левонтьевские ребятишки. 1 Пересказ понравившегося эпизода. Уметь
кратко пересказывать. 84 Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» 1 Тестирование. Тесты . 85Рр Сжатое изложение по фрагменту рассказа «Конь с розовой гривой». 1 Сжатое изложение. Овладевать навыками
работы над сжатием текста. 86Вч Воспитательное значение рассказа Ю. Яковлева « Баваклава». 1 Фронтальный опрос. Книга. Уметь
выделять главное из общего. 87 Контрольное тестирование по произведениям русской литературы , изученным в 6 классе. 1 Тестирование. ИКТ 88 М.Твен и его книга « Приключения Гекльберри Фина» 1 Краткий пересказ Знать
приёмы создания детских характеров. 89Тл Фантазёры Том и Гек. Юмор в повести. 1 Ответы на вопросы. Карточки. 90-91Вч Богатство тематики повести М.Твена « Принц и нищий». 2 Просмотр фильма. DVD Овладевать навыками
обсуждения. 92 О.Генри – писатель-новеллист. Взрослые в плену у Джонни в рассказе «Вождь краснокожих». 1 Просмотр фильма. DVD 93 Счастливая развязка для Билла и Сэма. 1 Обсуждение фильма. 94 Великий сказочник Х.К.Андерсен. Мир добра и красоты в сказке «Чайник». Работа над планом к сказке. 1 Пересказ. Рисунки учащихся Уметь
составлять краткий план. 95 Судьба и личность Д. Лондона. Знакомство с героями рассказа «Любовь к жизни». 1 Выразительное чтение. Знать
краткие сведения из биографии писателя. 96-97Рр Контрольное изложение по отрывку из текста рассказа Любовь к жизни». 1 Изложение. 98 Изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей. 1 99 Удивительная жизнь удивительного писателя Антуана де Сент –Экзюпери. Большой мир маленького принца в одноимённой сказке. 1 Анимация. 100 Размышления Антуана де Сент- Экзюпери о человеке, его счастье, о смысле жизни в сказке « Маленький принц» Понятие об афоризме. 1 Дискуссия. 101 Интеллектуальная игра « В стране Литературии» 1 Игра. 102 Любимые книги и их герои. Книги , зовущие в дорогу. 1 Беседа
|